Первый весенний месяц, март, за его певучие капели и таяние снегов называли «протальником». Прибавляются дни, все чаще из-за темных снеговых облаков выглядывает солнце. И уже одно это вызывало большой восторг. В древности в честь бога солнца и плодородия Ярилы устраивали веселые хороводы, распевали хвалебные песни, просили об урожае и здоровье. Светлые мартовские дни так и звали — «ярилины». Для беременных женщин считалось доброй приметой выйти на крыльцо своего дома и насладиться солнечными лучами, нежным весенним теплом. Позже, в знак благодарности Всевышнему за наступление весны, хозяйки стали печь большой круглый хлеб, клали его на вышитое полотенце и трижды поднимали его к небу.
Верили, что весеннее солнце — самое полезное, и для того чтобы укрепить здоровье, нужно всего лишь попросить его об этом. Целебным считался сам весенний воздух, поэтому старались побольше времени проводить наедине с просыпающейся природой, слушая журчание ручейков и любуясь залитыми солнцем бесконечными русскими далями. Не зря в старину при унынии и душевной боли первым делом советовали уйти в какое-нибудь уединенное место на лоно природы, поведать ей о своей тоске. И сразу отпускала тоска, и человек возвращался будто помолодевшим и просветленным…
С 14 марта — дня святой Евдокии, деревенская молодежь начинала «кликать» весну, петь ей во славу «веснянки». От тепла снег начинает оседать, поэтому Евдокию называли «плющихой», «весенницей». Звали ее и «свистуньей»: по народным наблюдениям, с этого дня начинают дуть пронизывающие холодные ветры. Чтобы Евдокию умилостивить и ускорить наступление весны, сбрасывали с крыш снег и протапливали избы. По погоде на Евдокию предсказывали весну и лето.
Даже малейшим, на первый взгляд, тонкостям, знаменующим возрождение природы, уделялось внимание. Так, по русским поверьям, талая мартовская вода, или, как ее ласково звали, «снежица» обладает чудесными целительными свойствами. В талой воде стирали одежду больного, веря, что снежица в буквальном смысле слова смоет с него всю хворь, придаст сил телу и душе. Снежицей мыли полы, чтобы от накопившихся за зиму неприятностей и тревог не осталось и следа. Ею поливали цветы, чтобы те пошли в рост, стали устойчивы к вредителям и болезням. Наконец, с теми же заботливыми целями талую воду добавляли в еду домашним животным.
Животворящей силой весны старались «благословить» все. Считалось, что в марте все подземные ключи «закипают». И бытовал обряд очищения колодезной воды. Ведь когда, как ни в весенний разлив, вода получает силу и полезность. Крестьяне обходили колодец с песнями и прошениями о чистой водице.
Победу весны над зимой означал прилет птиц. «Птица весне радуется», — говорили в народе. Надо сказать, к птицам русские люди с давних пор относились с особенной привязанностью и любовью. С равной силой грустит душа осенью при виде улетающих птиц и восхищается весной, встречая вернувшихся маленьких певунов. Замечали, что первой начинает свою весеннюю песню птица-овсянка. В честь этой пичужки пекли булочки из овсяной муки — «овсянички», и, конечно, угощали ими птиц.
По народным приметам, в православный праздник Обретения главы Иоанна Крестителя, 9 марта, птицы начинают вить гнезда. А чтобы помочь им, изобретали скворечники-«берестянки». Примечали, что скворцы предпочитают домики из березовой коры, не пропускающей холодный ветер и сырость. Счастливым знаком было увидеть в марте грачей. Ведь это значило, что весна пришла окончательно. А трудолюбивые грачи как будто символизировали приближение страдной поры. В конце марта «закликали» веселых ласточек, которых иногда называли «святыми птицами».
А вообще, говорили, что «земля заканчивает свой зимний путь» 22 марта, в день сорока мучеников Севастийских. После этого дня считали, что утренних морозов осталось ровно сорок и с каждым разом они будут мягче. В некоторых губерниях бытовало поверье, что на сорок мучеников прилетают сорок разных птиц, среди которых и жаворонки. По народным представлениям, жаворонки — птицы, которые поют песни о Боге и самому Богу. Посему в их честь была народная традиция печь печенье в форме жаворонков, которое подвешивали к веткам, на здоровье и счастье.
А дети с помощью «печеных птиц» звали жаворонков вместе с теплой весной — все печенье складывали в одно место на возвышение и пели. Развеселив своими песнями всю деревню, детишки съедали испеченных птичек, а «головы» оставляли мамам, чтобы «уродился высокий лен». Иногда в тесто печенья клали какие-нибудь предметы: монету, кольцо, пуговицу. По попавшемуся предмету гадали о будущем: кольцо обозначало свадьбу, монета — достаток, пуговица — счастье. А еще в день сорока мучеников старались разглядеть сорок птиц, ведь, по примете, того, кому удастся это сделать, весна вознаградит сорока дарами.
Наконец, 7 апреля, в Благовещенье Пресвятой Богородицы, говорили, что «весна зиму поборола». Поэтому, в виду приближающегося тепла, крестьяне переселялись спать в холодные помещения. А ночью проводился обряд очищения себя от неудач и болезней: соломенные постели сжигали, прыгали всей семьей через костер, окуривали дымом свою одежду и дома. Замечали, что с этого дня можно наблюдать летнее полыхание зари, а на землю опускаются живительные туманы.
Наши прадеды-славяне были весьма чуткими к природе, окружающему миру. Их трепетная бережливость нашла свое отражение в прекрасных народных обрядах, пословицах и приметах. А весна, день за днем одаривая мир красотой, была для русского народа далеко не «временем обострения хронических заболеваний и авитаминозов», а порой чистой радости и светлых надежд.
Откройте свою душу весне и будьте счастливы!
А как вам вот это? О первом дне весны:
1 МАРТА
Последний праздник злых Навьих Богов перед приходом Весны.
День Мары Марены — Великой Богини Зимы и Смерти. Мара-Марена — могучее и грозное Божество, Богиня Зимы и Смерти, жена Кощея, сестра Живы И Леля.
В народе она была названа Кикиморой одноглазой. Сохранилось присловье, вспоминаемое в этот день: «Вздел Ярило зиму (Марену!) на вилы».
Вспоминают и чтят в этот день богиню, что проведет народ к Калинову мосту. Владения Марены, согласно древним Сказам, лежат за черной Рекой Смородиной, разделяющей Явь и Навь, через которую перекинут Калинов Мост, охраняемый Трехглавым Змеем.
Народные приметы к этому дню:
Если в этот день в полдень видно солнце, весна будет ранняя, если метет метель - вся неделя метельная.
Чем больше выпадет снега, тем выше урожай зерновых.
Если в мороз вспотели оконницы и рамы — жди потепления.
Вверх поднимаются по стеклу «снежные растения» — морозу продолжаться, наклонились их побеги — к оттепели.
Праздник воскрешения мертвых (вообще, с наступлением сухыя (березня), у славян начинаются обрядовые посещения могил с приношением треб).
Народ приносит требы — исконно славянский термин, означающий богослужение, приношение, жертва, отправление таинства или священного обряда. По-славянски «треба» означает «Т» — тею (творю), «Р» — Ра (Бог), «Б» — ба (душа) = «Творю боговой душе».
Славяне хоронили родичей в курганах, на этих высоких насыпях творили тризну, клали требу, совершали возлияния. В этот день давно умершим людям приносятся требы в воду, приговаривая:
Свети, свети, Солнышко!
Дам тебе яичко,
Как курочка снесет в дубраве,
Отнеси его до раю,
Пусть все души радует.
Требы славян — это пища, предметы обихода, но только те, которые сделаны своими руками. Из еды и питья — это: кутья, пироги, калачи, блины, сырники, крашеные яйца, вино, пиво, канун (род браги).
«Аже се Роду и Рожанице крають хлебы и сиры и мед…». Требы каждому богу соответственно определены. В воду бросают скорлупу освещенного красного яйца. Считается, что скорлупа доплывет до забытых душ умерших (тех, которых давно не поминают) кРусальному дню.
В ночь перед Навьим днем навьи (чужие, заброшенные, закопанные без обряда и вовсе не похороненные мертвецы) встают из могил, отчего на весенние святки люди вновь наряжаются в личины.
Это с сайта славянской общины. И никаких великомученников....
Оценка статьи: 3
0 Ответить
Ольга Леонова, у нас есть статьи, посвященные верованиям древних славян, вот там такое дополнение в комментариях было бы уместным. Кроме "И никаких великомученников".
0 Ответить
Екатерина Елизарова,
Хоть за окном погода не весенняя, зато статья с запахом весны.
Напомнили, расшебуршали... Пора выносить из квартиры ёлку...
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Большое Спасибо, Василий
0 Ответить
Екатерина Елизарова, такая светлая статья, а придраться можно к чему угодно. Так ли уж мы знаем изначально свои корни и свою культуру? Как на природе побывала. Мне очень понравилась статья. Спасибо.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Карина, большое Вам спасибо! Очень приятно слышать такие добрые слова !
Поздравляю всех с первым днём весны!
0 Ответить
Откройте свою душу весне и будьте счастливы!
Замечательно!
Мы, потомки Руси изначальной, до сих пор гадаем и крестимся одновременно. И это не мешает нам жить!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Вячеслав, спасибо Вам большое за поддержку!
0 Ответить
Екатерина Елизарова, мне понравилась статья. Сейчас люди оторвались от природы. Кто знает какие птички прилетают первыми, петь начинают первыми? Грачи, так те и не улетают бывает, неоткуда прилетать.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Виктор, спасибо Вам большое.
Я тоже с горречью думаю о том, как в наше время воспринимают природу. Жизнь наполняется технологиями и научными достижениями и при этом мы забываем о самом главном, о своих корнях.
0 Ответить
Вот именно, Екатерина. На радугу смотрим по телевизору, печально...
Откройте свою душу весне и будьте счастливы! - согласен с Вячеславом, замечательно! Удачи вам и радости!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Катюша, ты оптимистка!!!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Большое спасибо, Ольга!
На самом деле, хочется найти в жизни нечто такое, что неизменно будет радовать сердце, думаю, это может быть природа и общение с ней. Хочется напомнить людям источники радости.
0 Ответить
Екатерина, какая мешанина!!! И славянизм, и христианство - всё в кучу! Вот так народ и вводят в заблуждение.
Оценка статьи: 3
0 Ответить
Ольга Леонова, но ведь и язычество и христианство - неотъемлемая часть русской культуры и истории. И все эти обряды имели место. Многие языческие традиции трансформировались в православии, от этого никуда не деться. Сегодня ведь уже никого не смущает что в масленичное воскресенье мы сжигаем языческое чучело зимы, а на следующий день начинаем православный пост.
0 Ответить
Екатерина Елизарова, Ну так и подайте именно так, как говорите! Славянизм - НЕ язычество! И не могли СЛАВЯНЕ за тысячелетия до внедрения христианства свои приметы подгонять под "православные праздники"!
"По народным приметам, в православный праздник Обретения главы Иоанна Крестителя, 9 марта, птицы начинают вить гнезда."
"...«земля заканчивает свой зимний путь» 22 марта, в день сорока мучеников Севастийских."
"...Наконец, 7 апреля, в Благовещенье Пресвятой Богородицы, говорили, что «весна зиму поборола». "
В вашей статье все с ног на голову перевернуто. наши предки-славяне и не подозревали, что с 998 года все славняские праздники будут подгонять под хритианскике именины великомеченников (кстати, "великомучениками" Иоанн Креститель, святая Евдокия и т.д. стали гораздо позже, отнюдь даже не в 998 году)...
Оценка статьи: 3
0 Ответить
Ольга Леонова, так мы все и сейчас - славяне! Вас сбило слово "в древности" в первом абзаце, но вся остальная статья о том, как народные приметы и традиции хранятся при любой власти и любой вере.
0 Ответить
Марианна Власова, Меня не сбило с толку ничего, тем более слово "в древности", извините, я сейчас как раз занимаюсь вопросами славян - древними славянскими ВЕДАМИ, нашла древлеславянскую БУКВИЦУ (учебник) и так далее. И по обрядам и обычаям информации много. Есть полный цикл лекций Патера Дия Александра на 1 и 2 курсах училища инглингов. Кстати "патер" - с древлеславянского - "старший", "дий" - "жрец". Здесь, в этой статье, просто надергана информация с разных сайтов, это просто-напросто компилляция, человек не понимает, о чем пишет.
Оценка статьи: 3
0 Ответить
Ольга Леонова, ну и при чем здесь древние славяне, если в статье говорится не о славянизме и не о той древности, а о временах христианства...
0 Ответить
Я не хочу спорить вообще. Статья пустая и запутанная. Все поставлено с ног на голову.
Оценка статьи: 3
0 Ответить