Тихий провинциальный российский город перед 41-м годом. Люди живут, тянут свою лямку, радуются, смеются. Пацаны дерутся улица на улицу. А чего не драться-то? Тогда ведь не было ни Интернета, ни компьютерных игр, ни телевидения с подростковыми сериалами. Я еще немного застал «махач» ребят из цикла район на район, улица на улицу, но сейчас до этого никому нет дела. Нынче драка пацана из одного района с пацаном из другого может возникнуть моментально. Только один будет из района № 9, к примеру, Буэнос-Айреса, а другой из девятого района Урюпинска. И битва сия будет виртуальной посредством супермегабойцов.
Фильм «Катя» переносит нас в другие условия. Главная героиня — Катя, обычная школьница предвоенной поры. Девочки, как доказано, развиваются раньше мальчишек, и по фигуре Кати можно заключить, что она вполне сформировавшаяся особа подросткового возраста. Это что касается внешних форм. Но вот поведение ее сильно отдает мальчишеством. Она любит «тусоваться», как сейчас говорят, в компании ребят. Вместо, скажем, кружка пения или вязания предпочитает рубиться в футбол с пацанами.
Умеет она и на мотоцикле гонять (папа научил) и мальчишеские физиономии конкурентам с других улиц городка «начистить». А когда героиня Екатерины Шпица сигает с высоченной колокольни из-за пари на нижестоящее здание, то зритель прямо-таки заключает заслуженное: «Вот сорванец!» Хотя Катя — девица, напомню. Оператор показал полет ее тела снизу, и был сей акт пикировки не так уж и короток. Понятно, что прыгал каскадер, но все же эта мимолетная сцена убедила меня — зрителя — в безалаберности Кати, в ее подчас возмутительной бесшабашности.
Но при этом в характере персонажа — жуткая принципиальность. Она дала слово прыгнуть и держит его, хотя необходимости в том никакой не было. Это напоминает мне пионера, который дал в игре слово ребятам не покидать пост. Те давно уже забыли о нем, дома сидят, в тепле, при свете, в живот штабелями ватрушки теплые укладывают, чаи гоняют, а он все стоит один одинешенек, голодный, холодный, всеми забытый. Но — не покидает пост: слово дал. Такие люди вызывают, с одной стороны — уважение, а с другой — недоумение. Вот такое же отношение сложилось у меня к персонажу Катерины Шпица.
При просмотре определенных сцен, особенно «мокрых» (я имею в виду со слезами), я невольно задался вопросом, а оправдан ли выбор актрисы на главную роль. Все-таки я чувствовал, что не всегда Катерина Шпица вытягивает эпизод до конца. В плаче ее улавливается некий надрыв. А в радости бросается в глаза небольшой перехлест, который кажется несколько искусственным. Но потом, по мере ознакомления с вещью, я пришел к заключению, что выбор режиссера Элера Ишмухамедова себя оправдал. Так приятно иногда увидеть новые, одухотворенные лица на экране! Остается пожелать Екатерине Шпица не останавливаться в развитии актерских навыков и способностей. Я полагаю, что при наличии практики все шероховатости в ее игре сгладятся или вовсе исчезнут, и на выходе мы получим сформировавшуюся эмоциональную актрису. Но то — дело будущего, а пока вернемся к фильму.
Авторы сериала «Катя» прервали мирную жизнь героини и ее близких вторжением фашистов на территорию СССР. Девочке, как и всей стране, пришлось взрослеть ускоренными темпами, под шквал минометного огня, автоматных очередей и настоящей крови, а не ссадин от уличной потасовки. Как я уже упомянул, Катя вполне сформировавшаяся девушка. Гормоны играют, хочется любить. Личная жизнь школьницы расцвечена незамысловатым любовным треугольником. Поглядите: война уже идет, а она сидит в подполе деревенского дома с двумя молодыми людьми. Все трое накрыты одним тонким одеялом.
Первая сторона треугольника — Паша (Николай Кисличенко). Статный хлопец, сильный. В него и влюблена героиня Екатерины Шпица. Но под одеялом еще один юноша — художник Сева (Илья Иосифов), у которого война отняла уже практически все. Даже ногу, сделав его калекой. Сева давно влюблен в Катю, а она относится к нему как к другу, не более. Персонаж Ильи носит очки, владеет красноречием. Он пишет портреты и, как вы понимаете, главное действующее лицо на его холстах — Катя. Он влюблен в нее так же горячо, как поэт бывает влюблен в свою музу.
Да, Сева готов хоть все свободное время рисовать свою любовь. Более того, если присмотреться к персонажу Ильи Иосифова в сериале «Катя», мы можем заметить знакомые черты! Определенно, доложу я вам, сходство с Пушкиным имеется. Так вот, Пушкин проекта, курчавый мальчуган, не согласен с отведенной ему ролью статиста. Он — калека и понимает, что шансы его на Катю невелики. Но то осознает мозг, но не сердце.
Вот они трое под одним одеялом: главная героиня, ее любовь — Павел, и только друг — Сева. Они греют друг друга человеческим теплом, потому что иначе — погибнут. Но огонь любовного конфликта тлеет, и мы — зрители — это чувствуем! Как-то он должен разрешиться. Или война его разрешит, залив кровью, или вспыхнет он с силой, чтобы сжечь всех участников треугольника, либо разум в юных горячих головах возобладает и кому-то придется отступить. Что ж, зритель ждет и смотрит дальше.
Несколько крайняя, даже экзальтированная точка зрения. Даже не хочется спорить, тем более в преддверии праздников, с сентенциями...