Отвержение — один из важных механизмов выбора. Энергия, по самому большому счету, существует в двух видах: энергия притяжения и энергия отталкивания. Когда эти два вектора сбалансированы, причем выбором самого человека, он становится таким… весьма устойчивым.
Мотор отвержения — чувство отвращения. Это чувство целиком основано на субъективном представлении. Мы начинаем фантазировать о, например, пенке с кипяченого молока — как она попадает к нам в рот… Бррр… У меня — с детсадовских времен — от такой фантазии горло сжимается… Ну и, соответственно, я от такого «деликатеса» точно откажусь…
Если в раннем детстве моя мать избыточно тревожилась по поводу того, чтобы кормить меня «правильно» — полезными продуктами и строго по часам, — она, естественно, сердилась и негодовала, встречаясь с моей детской функцией выбора, что, когда и как мне есть. Ну и всеми возможными способами мой выбор в точке моего отвержения «полезного» подавляла и фрустрировала.
Я вряд ли хочу сейчас сказать, что надо целиком полагаться на выбор ребенка. Но и постоянно навязывать ему только свой выбор тоже, на мой взгляд, чрезмерно. Ребенку жизненно необходимы принятие и любовь матери. Поэтому, когда мать устойчиво сердится на его определенные «капризы» и изо дня в день заставляет пить кипяченое молоко с пенкой, ребенку надо свое отвращение подавить. Как? Тут только один путь — перестать дифференцировать вкус «для себя», целиком и безоглядно положившись на выборы матери.
И постепенно складывается фиксированная установка, что проявлять свое отвращение, отвергая выборы Другого — это по определению травматично. Всегда. Соответственно, я должен стараться принимать, поощрять, в общем, быть таким «хорошим для других». И тогда вроде свою безопасность как-то прогарантирую…
Но энергетический вектор отвержения ведь точно в человеческой природе есть! И его надо где-то размещать. И тогда — потихоньку, помаленьку — можно заиметь привычку отвергать себя… Свои потребности и нужды… Свои вкусы и предпочтения… Чтобы окружающим со мной было уютно и удобно… И если и чему-то сопротивляться — совсем без сопротивления ведь тоже нельзя, — то делать это так… монотонно, скрытно и по возможности тихо… Пассивно — агрессивно… Вроде я и тут с вами соглашаюсь, но пока вот еще немного подумаю… Может, если паузу еще потяну — меня забудут и отстанут, наконец…
Я часто встречаюсь с феноменом подавления отвращения в работе с пищевой зависимостью. Есть такое весьма распространенное мнение, что толстяки — в основном такие добряки. Но чтобы так… устойчиво стараться быть для Других добряком, надо так же устойчиво стараться себя в большинстве ситуаций «прогнуть» под окружающих. А как? Устойчивым с детства механизмом — отвергать и игнорировать свои выборы и предпочтения… Снова и снова «гасить» чувствительность к себе, к своим чувствам и эмоциям… Обесценивать себя снова и снова.
Разве тому, кто представляет для себя ценность, придет в голову так насиловать едой свое тело? Поглощая ее быстро, неразборчиво и в неимоверных количествах? Вряд ли… Но ведь своя чувствительность к выбору, что, когда и как есть, подавлена, и отвращение — один из основных инструментов выбора — с детских лет под запретом. Вот и получается замкнутый круг.
Да еще и бессознательный бонус большого тела — оно такое устойчивое становится за счет своей массы. А та форма устойчивости, о которой я в самом начале упоминала — баланс притяжения-отвержения и ответственность за свои выборы прежде всего перед самой собой — это все психологи мутят… Неймется им, грешным…
Кто за реабилитацию и восстановление функции отвращения? Прошу поднять руки.
Ирина Лопатухина, поднимаю руку. Интересный материал и интересный взгляд на чувство отвращения-отвержения.
Коровье молоко сейчас не советуют пить детям и взрослым, так что долой пенку! Бе-е-е-е-е!!!!
Оценка статьи: 4
0 Ответить
Раз уж у вас тут Школа, то разрешите автору снизить балл... за название статьи... Вообще то пословица звучит следующим образом: "Не так страшен черт, как его Малют", т.е. малютка черта. Если честно, сам когда то был этим удивлен.
0 Ответить
Георгий Троев, да нет, с Вами пошутили. Например, в примечаниях литературоведов к собранию сочинений Лескова читаем:
...«не так страшен черт, как его малютки» — измененная русская пословица: не так страшен черт, как его малюют.
0 Ответить
Подняла уже руку. Плюс один. И пример с пенкой такой говорящий! Все точно: в стране тогда считалось, что ребенку надо обязательно спаивать молоко и никто понятия не имел о непереносимости лактозы некоторыми людьми. У меня до сих пор остались легкие комплексы с детства к еде - ем только потому что надо поесть, а восторга от процесса особого не испытываю. Все детство было отравлено этим молоком и молочными кашами, супами, творогами...Редкая еда насильно была без рвоты. А меня заставляли - считалось, что это необходимо. А я как за стол - так в слезы. Теперь о значении отвержения: это такой важный и внушительный механизм, что его надо изучать очень серъезно. Потому как если что-то отвергается, то на это есть причины. Как в примере с лактозой. И даже в таких социальных тонкостях как
неприятие личности или группы людей, в неприятии идеологии или поведенческих моделей. Вот тут статья была за что автор любит Путина. Господь с ней - ее право и ее выбор. А кому-то он пенка лактозная. Кстати, вторая стадия поведенческой модели у людей диагностированных раком - отвержение. И наши психологи очень удачно работают на этой стадии в сторону выработки успешного морального противостояния и хорошей злости. На этой стадии кроется огромный резерв позитивного настроя. А статья хорошая и стилем и содержанием. Спасибо за удовольствие.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Лаура Ли, спасибо за ваш комментарий
0 Ответить