Родителям следует помнить, что любой предмет и любая обстановка могут создавать в душе ребёнка и радость, и страх в зависимости от отношения к ним взрослого человека. Малыш может равнодушно относиться к опасности, если взрослый человек, его родитель, ведёт себя спокойно и наоборот — бояться простых вещей, если почувствуют у него тревогу. Родитель, производя действия с предметом, показывает его свойства и учит детей использовать их, возбуждая эстетические и интеллектуальные переживания, перерастающие в чувства. Так взрослые собственным примером учат ребёнка эмоциональному переживанию действительности.
У детей и дошкольного, и младшего школьного возраста чувства воспитываются не только вследствие организации определённого образа жизни и деятельности, предметного воздействия, словесного общения, но и в результате подражания, поэтому не забывайте, дорогие родители, о воздействии на них Вашего собственного поведения, собственных эмоций. Отдельное значение имеет оценка родителем или воспитателем поведения малыша — она может служить средством закрепления положительных эмоциональных отношений и торможения отрицательных.
Так и образуются чувства — свойства, проявляющиеся в виде процессов переживаний и состояний. Их подразделяют на три группы: нравственные, интеллектуальные и эстетические. Нравственные — регулируют поведение и деятельность человека, интеллектуальные — выявляют его эмоциональное отношение к познанию явлений природы и общественной жизни, эстетические — показывают эмоциональное отношение к прекрасному в жизни и искусстве.
Нравственные чувства разнообразны по своей направленности и содержанию. Основным объектом этих чувств являются взаимоотношения людей, их помыслы и поступки, они зарождаются и развиваются в процессе общения. Очень важную роль в формировании нравственных чувств у ребёнка играют воспитание философско-аналитического осмысления бытия и обучение.
С младенческого возраста должны прививаться, становиться объектами переживаний и размышлений малыша, его подражательной деятельности уважение чужой жизни, чужого мнения, чужой собственности, чужого труда, сострадание, доброе отношение к близким, осуждение недостойных поступков…
Не забывайте, дорогие родители, что свои собственные отношения к людям ребёнок строит по образцу отношений взрослых, что убийцы и мерзавцы не рождаются — ими становятся выходцы из разных семей, в разном возрасте, разной национальности и в разных общественных системах. Морально-психологическая атмосфера жизни детей в семье имеет большое значение для формирования их нравственных чувств.
Равнодушие к чужой жизни, презрение к законам общества, всепоглощающая страсть к наживе, стремление добиться цели любыми средствами приводят, как правило, к утрате человечности и общей деградации личности. Нравственные чувства формируются в процессе эмоционального реагирования на взаимоотношения людей во время трудовой, учебной, игровой деятельности и проявляются вначале в виде привязанности ребёнка к родителям, к коллективу, к друзьям. Решающее значение в формировании этих чувств имеют воспитание и обучение.
Регулятором нравственного поведения человека выступает его совесть, представляющая эмоционально-оценочное отношение к собственным поступкам. Это отношение появляется в случае надёжного усвоения норм нравственности в требованиях общества к поведению ребёнка. Для дошкольника и младшего школьника переживание совести чаще всего связано с проступком и страхом перед наказанием. Высшим проявлением совести является переживание, побуждающее к нравственно-справедливому поведению. Совесть позволяет также предупредить возможность отклонения от нравственных норм в будущем.
Интеллектуальные чувства выступают вначале у малышей в виде эмоции любопытства. Любопытство — эмоция очень быстро проходящая. В процессе систематического познания формируется любознательность. Высшим уровнем интеллектуального чувства является серьёзное исследовательское отношение к объекту познания и может носить специализированный избирательный характер.
Эстетические чувства формируются у детей при решающем влиянии воспитания и проявляются в эмоциях полюсных переживаний гармонии и дисгармонии, радости и печали, возвышенного и низменного, прекрасного и отвратительного…
Развитие эстетических чувств ведёт, как правило, к повышению нравственности. Произведения литературы и искусства оказывают большое влияние на воспитание нравственных и эстетических чувств ребёнка. Яркие впечатления о хорошем и плохом оставляют на всю жизнь у малышей сказки. Средствами художественной литературы дети воспитываются уже с двух лет, а иногда ещё раньше.
Умение владеть своими эмоциями — важный и необходимый элемент общежития и воспитания. И здесь очень кстати могут пригодиться постулаты древних философов: «Умеренность во всём и разумность». Правильное воспитание требует предельной искренности и простоты в отношениях между родителями и детьми. Не допускайте уравнительной позиции: дети вырастают и начинают диктовать в семье. Малыши должны быть уверены, что их родители — люди опытные, знающие: они руководят и воспитывают.
Воспитывая в ребёнке сдержанность, Вы не только тренируете его волю, но и берёжёте нервную систему малыша. Красоту и глубину человеческих чувств подчёркивают сдерживающие тормоза, которые на них накладываются. Эти тормоза надо воспитывать, они могут пригодиться во многих случаях жизни. Прежде всего они обеспечивают необходимую сдержанность родителей и общий, спокойный тон семьи. Уметь всегда владеть своими чувствами и страстями, никогда не терять основную цель и детали — в этом и состоит умение воспитывать. Старайтесь противопоставлять разумную целеустремлённость воли чрезмерному проявлению чувств.
Плохо, если в воспитании чувств главенствуют бессистемность, случайность и отсутствие внимания к деталям, если родители восхищаются развязностью ребёнка, его лукавством, если больше всего в отношениях с ним их беспокоит организация питания. Внимательным родителям известно, что примерно до семи лет в детских глазах можно прочитать мысли ребёнка и намерения, они видят и понимают детали: выражение глаз, походку, мимику, движение.
Воспитанию нравственных чувств помогают только те воздействия, которые вызывают определённые эмоции или переживания. Чувства не возникают сами собой, требуется большой труд, чтобы они возникли и развились, помните об этом, дорогие родители. Берегите себя и своих детей, успеха Вам в воспитании у них нравственных и эстетических чувств!
не диссертация, не курсовая? и не глава из учебника по психологии?
нет, меня статья не раздразнила... не вызвала раздражения.. но и не порадовала! ни слогом, ни добрым советом... нравоучений в форме императива много там, а я не люблю диктат ни в каком проявленьи... вот как мне почерпнуть отсюда разумное и доброе??? вот как???!!
0 Ответить
И не диссертация, и не курсовая, а частично мысли из моей книги"Призрачные тени..". При желании можете найти в Интернете _ кто-то опубликовал отрывки. Т.В.
0 Ответить
При всем уважении к авторским амбициям, а книга в каком жанре сотворена? и каким тиражом вышла? и каков процент возврата? Я вот всю жизнь питаю страсть к наукам и слову. И мне казалось всегда, что если хочет человек поделиться своими знаниями, то должен постараться их еще и донести до жаждущих! Мне по работе часто приходится переводить с "научного" и "чиновного" языка на русский, I'm sorry... И я убеждена, что несущий информацию автор должен всегда перед глазами иметь аудиторию, ради которой он пишет. Или я не права? По-моему, количество комментов (как и тираж) и есть тот индикатор интереса к материалу... Я повторюсь, не отрицаю пользы текста, а говорю лишь о том, как донести его до читателей!
0 Ответить
Вот у меня - ваша статья вызвала только одну эмоцию - раздражение.
К овладению каким чувством мне это полезно?
Слишком правильно и слишком грамотно.
Но...
Пусто.
Суть всей статьи: для того чтобы быть хорошим надо стараться быть хорошим.
Извините - но у меня только такой вывод.
это ведёт к этому, а это - значит это.
И что?
Всё разложено по полочкам, то есть первая часть вопроса, как бы освещена избыточно даже. и вот как бы теперь владея этим знанием...
Самим догадываться как всё-таки уметь всем этим владеть?
Или как?
Увы.
Только за обширность материала. И полезность (общую) для родителей.
Четыре.
Оценка статьи: 4
0 Ответить
а я и на "четверку" никак не натяну... за что бы поставить "уд" хотя бы???
много - не значит хорошо... грамотно - похвально... ох, ладно, поскольку я филолог, поставлю "хор" за уваженье к пунктуации... но синтаксис!! отсутствие метафор... бледноватая синонимия... все это не может меня склонить ни каким дифирамбам! наукообразие!! это печатают вроде в другом формате... Ни в коей мере не хотела бы вызвать обиду иль раздраженье автора!!
0 Ответить
Георгию. Не надо раздражаться по пустякам, надо жить и радоваться!
0 Ответить