А вы знаете, что такое «Психоделика»? Знакомьтесь!

Борис Рохленко Борис Рохленко Грандмастер Опубликовано 14.03.2010      6     20629     Распечатать

Подался я в писатели. Зарегистрировался в «Энциклопедии писателей» и начал изучать, куда же я попал. Как бы все, как у всех: кто-то публикует, кто-то читает. Но в этих блужданиях по страницам сайта я набрел на сообщество «Психоделика». И понял, что есть еще что-то интересное и необычное в нашей жизни.

Естественно, захотелось узнать, чем дышит это сообщество, что оно собой представляет, кто его представляет. Для начала – манифест: «Психоделика – это направление в поэзии (и шире – в литературе), построенное на интуитивном применении иерархически структурированной и прецизионно сбалансированной системы приёмов суггестивного воздействия литературными средствами на читателя, совокупность которых...»

Понятное дело, что с такой терминологией имеет дело только далеко продвинутая часть литераторов. Только почему это имеет отношение к русскому языку? На самом деле этот абзац продолжается еще на 11 строчек, насыщенных вот такими «прецизионно сбалансированными» понятиями.

Естественно, к манифесту есть комментарии, прежде всего – автора психоделики: «А по поводу усиления неприятия психоделики публикой, отупевшей от созерцания разлагающихся и компостирующих литературных журнальчиков, – не знаю, если честно, Нател. Возможно, что так и будет. Но возможно и другое: достаточно большая часть этой самой публики может внезапно возрадоваться тому, что такой великолепный выход существует – из удушливой и стагнирующей атмосферы закороченной на себя поэзии, пронизанной метастазами постмодерна и концептуализма, – и выход этот, разумеется, открывается только в области психоделики – выход из-под ига синтаксиса, а вместе с тем – и из-под ига саморазрушительных и фрактально воспроизводящих себя тупиковых идей» (ЧГ – Черный Георг). Примите во внимание, что автор манифеста и психоделики как таковой как бы отвечает своей последовательнице по имени Нателла.

Очень полезно читать такие тексты. Поневоле начинаешь лазить в энциклопедию за словами. И оказывается, что все подчиняется закону повторения пройденного. Я рискну процитировать Михаила Михайловича Зощенко:

«Трудный этот русский язык, дорогие граждане! Беда, какой трудный.

Главная причина в том, что иностранных слов в нём до чёрта. Ну, взять французскую речь. Всё хорошо и понятно. Кескёсе, мерси, комси – всё, обратите ваше внимание, чисто французские, натуральные, понятные слова.

А нуте-ка, сунься теперь с русской фразой – беда. Вся речь пересыпана словами с иностранным, туманным значением.

От этого затрудняется речь, нарушается дыхание и треплются нервы.

Я вот на днях слышал разговор. На собрании было. Соседи мои разговорились.

Очень умный и интеллигентный разговор был, но я, человек без высшего образования, понимал ихний разговор с трудом и хлопал ушами.

Началось дело с пустяков.

Мой сосед, не старый ещё мужчина, с бородой, наклонился к своему соседу слева и вежливо спросил:
– А что, товарищ, это заседание пленарное будет али как?
– Пленарное, – небрежно ответил сосед.
– Ишь ты, – удивился первый, – то-то я и гляжу, что такое? Как будто оно и пленарное.
– Да уж будьте покойны, – строго ответил второй. – Сегодня сильно пленарное и кворум такой подобрался – только держись.
– Да ну? – спросил сосед. – Неужели и кворум подобрался?
– Ей-богу, – сказал второй.
– И что же он, кворум-то этот?
– Да ничего, – ответил сосед, несколько растерявшись. – Подобрался, и всё тут.
– Скажи на милость, – с огорчением покачал головой первый сосед. – С чего бы это он, а?»

И вот попытка перевести насыщенные значительным содержанием тексты на русский язык приводит к неожиданным результатам.

Оказывается, психоделики – медицинский термин, обозначающий класс психоактивных веществ, действие которых, в первую очередь, заключается в изменении привычного мышления и восприятия (создании измененных состояний сознания). Они позволяют «с некоторой долей сознательного контроля «расширять сознание», «открывать двери восприятия», воспринимая вещи, практически недоступные для типичного, неизменённого состояния ума».

В переводе на обычный язык (русский, разумеется) это значит, что, накурившись наркоты, можно получить нечто, что было недоступно в нормальном состоянии.

И тут я цитирую автора «Психоделики»: «Я психоделику не выдумал; она существовала в природе, возможно, начиная с самых античных времен». Что касается следующего за этим утверждения ЧГ: «Я лишь первым сумел сформулировать ее признаки и выделить ее», – оно глубоко ошибочно, я бы сказал, порочно. Все признаки наркомании и алкоголизма были описаны задолго до него.

Естественно, когда накуришься, то начинаешь нести невесть что: «Система языка является замкнутой по определению; она сама собой исчерпывается и дальше себя самой идти не может. А тут вдруг получается, что она идёт дальше, чем может, хотя и остаётся при этом замкнутой и самоисчерпывающейся». Дальше автор говорит, что в этом – главная загадка психоделики. Видимо, с этим можно согласиться, потому что воздействие наркотиков на мозг до сих пор до конца не исследовано.

Русская пословица гласит: «На каждую кривую Марью есть свой косой Иван». У ЧГ есть яростная проводница его взглядов. Видимо, статьи свои она пишет только под воздействием психоделиков: «Психоделика Чёрного Георга уже в наши времена, как широкая река Волга, которая впадает в море русского языка и его синтаксиса, разделилась на рукава и дельты новых типов и видов Психоделики: медитативный вид психоделики, разнородный вид экспрессий и трансфиксий, трансгрессивный тип, аутичный тип, суггестия и расслоение подтекста, и, ещё сколько пока не открытых типов и видов Психоделики, но которые ждут своего дня и часа открытия».

Готовьтесь, поэты и прозаики! На вас движется поток психоделики! И нет надежды на то, что кто-то из вас выплывет оттуда целым и невредимым! Вот что будет с драматургами – не знаю. Вероятно, только они сохранят нормальный русский язык – иначе на их спектаклях будут пустые залы. Так что, драматурги, только на вас надежда!

Теги: словообразование, словарный запас, русский язык, писатели, языки, слова, общение в интернете, общение
6 комментариев (посмотреть последние комментарии)
А вы знаете, что такое «Психоделика»? Знакомьтесь!(Stefanie Mohr Photography, Shutterstock)
Stefanie Mohr Photography, Shutterstock

Ранее по теме

Ссылки по теме

Рейтинг статьи Ваша оценка
Подробнее

Поделиться

Читайте статьи в рубрике «Культура, искусство, история»

Обсуждение статьи «А вы знаете, что такое «Психоделика»? Знакомьтесь!»

  • Виктор Кухновец Виктор Кухновец Профессионал 14 марта 2010 в 10:34   # Ответить 0 +1

    Борис Рохленко, ну а как им казаться умными, при отсутствии таланта? Только говорить "умными" словами, непонятными значит. Спасибо за ваше терпение, что смогли прочитать их бредни и рассказать что это есть такое эта психоделика.

    Оценка статьи: 5

  • Михаил   Мельниченко Михаил Мельниченко Читатель 16 марта 2010 в 19:36   # Ответить 0 +1

    Борис Рохленко, заинтересовали вы меня очень этой психоделикой.
    Даже стиок я выдал по этому поводу.
    * * *
    Подался я в писатели
    и стал их изучать –
    горазды все писатели
    писать, писать, писать…

    Есть всякие поэты,
    Они не унывают,
    Терцеты и сонеты
    Сидят себе кропают.

    Есть просто графоманы,
    Они строчат романы.
    Они строчат поэмы
    На всяческие темы.

    Ещё есть психоделики,
    Но психи те не в телике,
    А в интернет пространстве
    Творят свои пасьянсы.

    Они, наевшись наркоты,
    Творят пространные посты.
    Больные психика и тело
    Способные на психодело.

    Оценка статьи: 5

  • Елена Мамзелькина Елена Мамзелькина Читатель 8 декабря 2010 в 13:37   # Ответить 0 +1

    Борис Рохленко, я бы не согласилась с вашим мнением. Возможно вы не столь глубоко вникли в то, что есть психоделика. Если же вы думаете, что это бредни наркоманов и людей с психическими отклонениями, то просто подчеркиваете мнение масс, мнение людей, которые соглашаются с большинством. Психоедлика понятна не всем, поэтому ее бы стоило отнести к элитарной культуре и соответственно массы это не примут. Если же вы считаете, что те кто трудится в жанре психоделика-люди не имеющие таланта,то вам просто не дано понять,что это люди копающее чуть глубже мыслей, лежащих поверхностно, пытающихся найти суть оружающего, видящих в обыденном гораздо больше, чем видят остальные. Большинство гениальных людей были признаны именно благодаря жанру психоделика, но также и многие посмертно, потому что всегда есть те массы, которые не хотят видеть ничего дальше своего носа и размышлять над чем то глобальным, отстраняясь от логического мышления.

    • Борис Рохленко Борис Рохленко Грандмастер 8 декабря 2010 в 14:42   # Ответить 0 +1

      Елена Мамзелькина, спасибо за комментарий. Очень интересно было узнать ваше мнение. Но у меня, в свою очередь, есть возражения.

      1. Кто вам сказал, что "психоделика - это жанр"? Если можно - укажите источник.

      2. Где вы прочитали, что "те, кто трудится в жанре психоделика - люди, не имеющие таланта"? Я этого не писал. Если сомневаетесь - еще раз прочтите статью.

      3. "Психоедлика понятна не всем, поэтому ее бы стоило отнести к элитарной культуре и соответственно массы это не примут." - с этим можно согласиться на 100%. О чем и говорится в статье. Цитирую свою статью: "Понятное дело, что с такой терминологией имеет дело только далеко продвинутая часть литераторов." А вы можете понять, что значит такая фраза: "Психоделика – это направление в поэзии (и шире – в литературе), построенное на интуитивном применении иерархически структурированной и прецизионно сбалансированной системы приёмов суггестивного воздействия литературными средствами на читателя"? Если да - растолкуйте, пожалуйста, неэлитарному читателю. То есть - мне.

      4. "Большинство гениальных людей были признаны именно благодаря жанру психоделика, но также и многие посмертно" - если можно, укажите источник статистики с "большинством" и хотя бы парочку примеров "посмертно".

      5. Судя по всему, себя вы не относите к большинству, которое... Это хорошо. А вы что-нибудь написали в этом стиле?

      6. Вы лично знакомы с Георгом Черным? На этот вопрос можно не отвечать, он задан из детского любопытства.

      7. У вас есть что-нибудь для публикации? Было бы очень интересно почитать.

      С уважением Б.Рохленко

  • Елена Мамзелькина Елена Мамзелькина Читатель 8 декабря 2010 в 15:21   # Ответить 0 +1

    Борис Рохленко, соглашусь с тем, что неправильно истолковала свои мысли.....психоделика это действительно не жанр....и вообще понятие очень обширное и загадочное......я не хотела каким-то образом задеть и сказать,что те, кто не понимают смысла-люди отстающие......хотела подчеркнуть, что стоит всеже отнести к культуре элитарной.....коментарии людей к вашей статье вызвали у меня некий всплеск эмоций и порыв негатива,что и повлекло некоторые ошибки и неточности...... в данный момент у меня нет такой статьи, да и думаю, что не стоит пока помещать свои работы, ибо отношусь к ним пока очень самокритично, возможно в силу моего возраста.....сейчас в разработке большое произведение и именно пытаясь найти мнения людей о том,что такое психоделика я наткнулась на эту статью, что показалась мне безусловно интересной.....думаю я не совсем поняла всех тонкостей статьи,но все же мнение людей о том, что это бредни наркоманов я не поддерживаю.......

Посмотреть все комментарии (6)

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт