Подающий обычно предупреждал противника криком: «Тене!» («Tenez!»), что по-французски означает «Держите!» Название площадки, «корт», тоже происходит от французского слова «сour» («двор»). Монахи играли в мяч в монастырском дворе. Люди же состоятельные строили специальные площадки, огороженные стенами, или закрытые залы для игры в мяч.
В королевском дворце в Версале тоже был просторный зал для игры в мяч. 20 июня 1789 года здесь началась игра, ставки в которой оказались неожиданно крупными. Людовик XVI собрал представителей трех сословий для того, чтобы организовать парламент. Парламент мыслилось сделать совещательным органом при абсолютном монархе. Но внедрение даже этой видимости свободы слова всячески тормозилось. Недовольные королевской политикой уверток представители третьего сословия собрались в зале для игры в мяч и поклялись не расходиться до тех пор, пока не получат согласия на разработку конституции, ограничивающей власть короля. Зал был достаточно просторен, чтобы вместить всех протестантов, а двери достаточно крепки, чтобы некоторое время выдерживать осаду. Но против ожидания депутатов-бунтарей не разогнали. Наоборот, король принял их требования и пошел на уступки.
А 14 июля восставшие парижане штурмом взяли Бастилию. После чего начались совсем другие игры. Как мячики, полетели отсеченные гильотиной головы.
Весь 19-й век французы сотрясали континент революциями и войнами. Англичане же поиграли в революцию немного раньше французов и изрядно охладели к этой забаве. А вот французская игра в мяч им понравилась. Теннис прижился на Британских островах наряду с другими играми в мяч: футболом, крикетом и гольфом. Прижился настолько, что в конце концов стал национальным видом спорта.
Основательные англичане застолбили свой приоритет в изобретении тенниса, зафиксировав правила игры. В декабре 1873 года эти правила в том виде, в каком они известны сейчас, издал майор Уолтер Клоптон Вингфилд (Walter Clopton Wingfield) (1833−1912). Поскольку «французский» теннис был уже известен в Англии под названием «real tennis» (то есть, «настоящий теннис»), Вингфилд назвал игру «lawn-tennis» («лаун-теннис», или «теннис на лужайке»).
Игра придумывалась для развлечения гостей, собиравшихся в имении майора Вингфилда. Гости бегали с ракетками за мячиком по коротко постриженному травяному газону. Отсюда и запатентованное Вингфилдом название. Майор также запатентовал и правила игры, и инвентарь для нее. Коммерческой выгоды, правда, патент ему не принес, но известность обеспечил.
Еще более широкую известность благодаря теннису получил американец Дуайт Ф. Дэвис (Dwight Filley Davis) (1879−1945). Он прожил жизнь успешного политика. Вершиной карьеры Д. Дэвиса можно считать пост министра обороны в правительстве президента Кулиджа (1925−1929) и должность генерал-губернатора Филиппин при следующем президенте, Г. Гувере (1929−1932). Но сейчас многим невдомек даже то, что были в США такие президенты. Кто же запомнит имена тогдашних правительственных чиновников?
Их имена и в те годы интересовали немногих. В 1932 году Д. Дэвис приехал в Париж. Американский посол пригласил его на сессию палаты депутатов Национального собрания Франции. Посол представил Д. Дэвиса как бывшего генерал-губернатора Филиппин. Депутаты не отреагировали. Посол продолжил свою речь и отрекомендовал Д. Дэвиса как бывшего министра обороны США. Сдержанная реакция. Но когда посол закончил: «Это тот самый мосье Дэвис, который учредил кубок Дэвиса», зал разразился неподдельно бурными аплодисментами.
О кубке Дэвиса знали все французы, поскольку французские теннисисты удерживали этот трофей, начиная с 1927 года. Несколько лет спустя, Д. Дэвис рассказал эту историю в кругу своей семьи и заключил свой рассказ выводом: «Ну, теперь вы поняли, что является самым главным свершением в моей жизни»…
7 февраля 1900 года выпускник Гарвардского университета и завзятый теннисист Д. Дэвис, конечно же, не пытался снискать мировую известность, заказав одной из бостонских ювелирных компаний позолоченную чашу из чистого серебра весом чуть более 6 кг. Высота чаши была 33 см, верхний диаметр — 45 см. Верхний край чаши ювелир украсил растительным узором. Из-за этого узора или из-за толстой и широкой ножки чашу часто называли «салатницей».
За кубок Д. Дэвис заплатил из собственного кармана 700 долларов. Кубок этот должен был стать призом в матче между командами американских и британских теннисистов. Регламент соревнований тоже разработал Д. Дэвис. Приглашение в Великобританию уже было выслано и принято.
Гости прибыли пароходом. Они были настроены шапкозакидательски и проиграли матч вчистую, со счетом 3:0. Отчасти оправдать проигрыш англичан может ужасная жара, стоявшая во время матча. Д. Дэвис был капитаном американской команды-победительницы.
Следующий турнир состоялся через два года, в 1902 году, и его снова выиграли американцы. После 1902 года турниры стали проводиться ежегодно. С 1904 года, кроме команд Великобритании и США, в нем стали принимать участие и команды других стран. Турнир на кубок Дэвиса (так он стал называться после смерти Д. Дэвиса в 1945 году) стал самым популярным теннисным турниром в мире, своеобразным чемпионатом мира по этому виду спорта. Сам же кубок Дэвиса в настоящее время является самой старой спортивной наградой мира.
Сперва имена победителей турнира гравировались прямо на кубке. Но в 1920 году все свободное место было занято. Тогда Д. Дэвис потратил еще 400 долларов и заказал подставку под кубок. На подставке стали закреплять таблички с именами победителей. Потом, когда и здесь свободное место закончилось, была заказана следующая подставка. Сейчас кубок стоит на трехэтажной подставке, немного напоминающей большой свадебный торт.
Д. Дэвис участвовал в Олимпийских играх 1904 года, но олимпийским чемпионом ни в одиночном, ни в парном разряде он не стал. Зато, как уже было сказано выше, он начал довольно успешную карьеру политика сперва в родном городе Сент-Луисе, а потом и на федеральном уровне.
Американский еженедельник «Тайм» по традиции помещает в каждом номере статью, посвященную «человеку недели». 15 декабря 1924 года он написал о Дуайте Дэвисе и поместил на обложке его портрет. Что характерно, статья посвящена не Дэвису-политику, а Дэвису-теннисисту. На обложке он изображен в полосатой тенниске.
Владимир Голубков, Ещё один сюжет: наша дочь работает медсестрой в госпитале. Одна её пациентка, когда узнала, что она русская, начала...