А ведь несложно заехать в качестве обычного туриста и познакомиться поближе с братским народом и землей, на которой сей народ живет и трудится. Да, в той республике есть на что посмотреть, чему удивиться и о чем потолковать с рядовыми людьми.
Итак, мой рассказ — о современной Белоруссии. О ее людях, достопримечательностях, проблемах и успехах. О ее культуре и отношении к России. Об обаянии республики и ее болевых точках. Все, чем запомнилась современная Беларусь глазами российского туриста, я попробую изложить в путевых заметках. Я как турист исколесил не только столицу РБ (далее — Республика Беларусь), но и незаметные, потаенные ее уголки. Лубочной картины в описании страны в данном исследовании ждать не приходится, но я постараюсь быть объективным в описании страны.
О состоянии государства во многом можно судить по ее дорогам. Что ж, садимся в автомобиль и следуем по трассе Москва-Минск. Тракт этот оставляет достаточно приятное впечатление, особенно на территории Беларуси. Из окон авто любуемся настоящим европейским стилем ландшафта — после того, как минуем границу со Смоленской областью. Белорусская часть трассы аккуратно очерчена свежими белыми полосами, причем не только посередине полотна, но и со стороны обочины. Развязки с прилегающими дорогами чистые, блестящие, как стекло. Машин очень мало, по сравнению с российскими федеральными направлениями, но сразу видно, что автомобилям ездить по этим дорогам комфортно.
Обращают на себя внимание дорожные знаки. Чистые, глянцевые, хорошо прорисованные. Почему-то никто их не выдергивает, не гнет, не корежит и даже, представьте себе, не пишет на их покрытии углем или маркером никаких, даже самых коротких непристойных слов! Создается впечатление, что жители Беларуси считают, что дорожные знаки нужны исключительно лишь для регулировки движения пешеходов и водителей, не более того! Аналогично знакам обеспечения безопасности движения необычны и уличные светофоры: плоские, как компьютерные мониторы. Мы привыкли к выпуклым, подобным кинескопным телевизорам, а тут прямо как плазменные панели на столбах висят и подмигивают красным, желтым и зеленым цветом.
Именно в Беларуси я увидел в массовом масштабе специальные дорожки для велосипедистов, на которых нанесен силуэт человека на двух колесах. Логотип велосипедиста шириной около метра, белой краской проведены линии, что с двух сторон четко очерчивают место для езды двухколесных аппаратов. Для ясности на велодорожке стрелками указано и направление движения любителей езды на велосипедах, чтобы они не сошлись ненароком в лобовой атаке. А рядом с извилистой змейкой велодорожки идет примерно двухметровая полоса для пешеходов, выложенная тротуарной плиткой.
Итак, имеется три полосы. Широкая — для пешеходов, две узкие — для велосипедистов. На полосе для пешеходов также нанесено изображение человечка, только не на колесах, а просто шагающего. Очень удобно и понятно. Так сделано, например, в некоторых частях пешеходной набережной основной реки Минска — Свислочь.
Отъезжая от Минска, турист видит из окна удивительно чистые поля и небольшие аккуратные посадки, типа «деревце к деревцу». Нет свалок с мусором. По всей видимости никто не бросает бутылки и окурки из окон автомобилей. Машин мало, едешь и качаешься слегка, как в люльке. Вокруг — зелень лугов. Глаз радуется красоте земли белорусской. Этого — не отнять. Хочется прямо остановиться и всех водителей спрашивать: «Вы что, обнаглели — такие дороги иметь?!» И при этом ковырять гвоздем асфальт, чтобы выбоин наделать. Ну, это я — так. Для гротеска.
Автомобильное движение в самом Минске вполне радует водителя. Серьезных пробок почти нет. Машин много, но как-то странно организованно их движение — они все время едут! Катят себе внаглую, друг другу не мешая. Автопарк состоит преимущественно из подержанных автомобилей иностранного производства. Нет такого обилия новых блестящих иномарок, как в Москве. А уж водители там совсем не от мира сего: переходишь дорогу как пешеход, а они останавливаются, пропускают. Ну, дела! Впрочем, и в России пешеходов стали пропускать много чаще.
Особенно приятно туристу в Минске не садиться за руль, а покататься на общественном транспорте.
В автобусах, троллейбусах, трамваях ездят по талончикам, которые нужно компостировать. Местные придумали, как можно экономить на этих талончиках: сей маленький листочек с цифрами следует поместить в компостер и вовсе не долбануть кулаком, как это у нас принято, а нежно, мягонько, почитай, кончиками подушечек пальца придавить кнопку компостера, как бы лаская талончик. То есть не пробивать дырищи мощным ударом! И тогда получится, что вроде бы талончик прокомпостирован, но при этом — цел, и он, значится, может быть использован вторично. Я так один раз решил попробовать. Тестировать народное «ноу-хау». Эх, нежности в руках не хватило — продырявил билет Минтранса столицы РБ основательно, как и полагается. Повторить креативность местных умельцев я не смог.
Все остановки в общественном транспорте объявляются на белорусском языке. В метро, автобусах, троллейбусах, трамваях. Чего там произносит диктор? Я — гость, и честно скажу, что практически ничего не понимал. Что-то такое мягко-мелодичное объявляют, а что — непонятно.
Как-то я сел в маршрутку в Минске, что идет мимо стелы «Минск — город герой» в центр. Спрашиваю у водителя: «До метро идет?» А он мне вопросом на вопрос: «До какого?» Что за дурная привычка! Я ему говорю: «До такого, где поезда ездят». Мне-то все равно, до какой станции. Там ветки подземки короткие, мигом из одного конца города в другой попадешь. Хорошо, что пассажиры-то говорят вокруг на русском! Помогли мне минчане. Одна девушка сказала водителю: «Остановите у метро Кали Ласка!» Я обрадовался, говорю шоферу: «И мне у метро Кали Ласка!». Сидят девушки — смеются, бабушка — смеется, даже шофер хихикнул. Девушка гостеприимно пояснила мне, что «кали ласка» — по-белорусски «пожалуйста», а вовсе не название станции метро. В общем, в белорусском общественном транспорте можно весело провести время.
В метро города Минска всего две линии: красная да синяя. Даже если захочешь — не заблудишься, и функционирует единственный переход с одной линии на другую. А еще на станциях висят большие широкоформатные телевизоры, которые транслируют музыкальные клипы и рекламу. Один раз я даже пропустил поезд, который, к слову, ходит раз в 5−7 минут, заглядевшись на убойный клип английской поп-группы. Поезда в метро Минска короткие — всего пять вагонов, но их длины вроде бы покамест хватает. Жетоны в метро пластмассовые. Раньше подобные были в Москве.
Непонятно, почему в метро Минска не живут и не ездят бомжи. Я даже спрашивал у минчан, как им удалось выкурить их из подземки, но они как будто меня не понимали. В Московском метрополитене, если доведется проехать, почти всегда наткнешься на товарища, вокруг которого нет публики, по которому и с которого, прыгают блохи прямехонько на отдаленных пассажиров. А запах… В Минске подобной экзотики нет.
О красотках за рулем общественного транспорта, о прикольном светофоре в Минске, о ценах на краткосрочную аренду жилья для туриста и об особенностях мобильной/стационарной связи с Россией — в следующей статье.
Это тоже Александрия, фото уже со стороны заселенной улицы, на предыдущем снимке эти домики выделяются красными крышами.
0 Ответить
Ирина Лукьянчик, чего остается нам зрителям сделать? Похлопать. Здорово!
0 Ответить
Ирина Лукьянчик, мои коллеги когда в этих местах были отсняли дом супруги президента. Охрана велела снимки стереть... Хотя женщина живет весьма скромно. Только забор высокий.
0 Ответить
Катерина Богданова, я не знаю, в каком именно месте она живет. Но надеюсь, что мои снимки не представляют собой гостайну... Просто, проезжая мимо, вспомнила эти статьи Михаила, захотелось показать российским читателям "живьем" наши агрогородки.
0 Ответить
Это знаменитая д. Александрия Шкловского р-на Могилёвской области, домики строятся на берегу Днепра...
0 Ответить
Ирина Лукьянчик, эх, рыбалка там будет знатная!
0 Ответить
На днях имела возможность сделать несколько снимков. Вот так выглядят наши агрогородки. Зубово, Оршанский р-н Витебской области.
0 Ответить
Ирина Лукьянчик, ух ты, аккуратно на фото выглядят. я агрогородки так и не повидал
0 Ответить
Михаил Берсенев, название можно просто подкорректировать...
0 Ответить
Я не совсем понял, а где трасса-то? Заголовок статьи неверный.
0 Ответить
Александр Варфоломеев, да нет, заголовок просто не совсем полный. Трасса - лишь часть статьи. В название тоже не все втиснешь.
0 Ответить
Михаил Берсенев, убрали неудачную шутку про "местный диалект".
0 Ответить
Марианна Власова, спасибо.
0 Ответить
Михаил Берсенев, ну вы действительно обидели. С какой стати самостоятельный язык (государственный!) диалектом стал?! Кто в столичном транспорте на диалекте остановки объявляет? Мусора и мусорящих хватает, почему вы про армии дворников не написали?! Про велодорожки - это единичные случаи, большинство белорусов про них даже не слышали, и вообще многим даже общественный транспорт не по карману (это вам любой кондуктор скажет, неужели кондукторов не видели, к чему фокусы с пробиванием талонов, все равно порвет). И никто не называет ветки метро красной и синей. Есть Московская и Автозаводская. (Это у вас как в шутке про букварь, вторую и синюю).
0 Ответить
Люся Перцева, да есть такое дело. Слово просто красиво звучит - ДИАЛЕКТ. А ведь не подходит сюда, соглашусь. Надо было написать "звучание языка" или "говор"
А насчект метро - все равно я называю их красная да синяя. Мне так понятней. Даже назло скажу: синяя да красная!
0 Ответить
очень "корректно" называть чужой язык диалектом
0 Ответить
Михаил Берсенев, знакомый приехал из Беларуси. Все так и есть. Лукашенко жестко управляет страной. Самые лучшие тракторы "Беларусь" (идут на экспорт) - у них. Самые огромные 320- тонные самосвалы - у них. А уж чистота, все говорят. Наша Россия огромная слишком. Одному человеку порядок не навести, а где взять столько честных, болейющих душой за свой край чиновников - негде. Вот. + культурка не на высоте...
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Карина Ферапонтова, чудно все же. Проводили исследование в миретак обнаружили что самые счастливые люди живут в маленьких странах - Дания,Швейцария, Лихтенштейн и проч. А в громадных странах счастливых и довольных жизнью много меньше Мы-россияне-живем в самой большой стране мира.
0 Ответить
Михаил Берсенев, я в Финляндии была, когда жила в Мурманске - границу на лыжах перейти можно было. Ну все кукольное, аккуратное. И люди счастливы. И чистота. Ну что же мы... Как обидно, когда идешь по городу - впереди тебя товарищ с сигаретой, докурил, бросил, пошел дальше. И не только сигарету. Такой красивый город (Орел) - и сплошная грязь. Вчера специально посмотрела. Все таки от головы многое зависит. Верхушки, я имею ввиду (правления). Вон Белгород тот же недалеко от нас и тоже Россия, а чистенько.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Карина Ферапонтова, Орел я помню. раньше потрясающе красив был город. давно там не был
0 Ответить
Михаил, он и сейчас красив, если б не жуткие дороги и мусор. Трут - чистят только лысину (цент) города, шаг вправо, шаг влево - г-но. А так - милости просим. У меня в Москве вот дети тусуются. Приезжают, фыркают - болото, и снова в Москву. Правильно делают.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Карина Ферапонтова, я уже писала, что непонятно, что же первично: то, что убирают, или то, что не мусорят. Мне кажется, все же первое, а уже потом к этому подтягиваются все остальные. Когда я была в Киеве, меня просто шокировало, что люди, выходя из трамвая просто выбрасывают талончики под колеса транспорта. Хотя урна стоит в шаге от них и по ходу движения. Такого я точно в Беларуси не наблюдала.
0 Ответить
Катерина Богданова, конечно то что не мусорят. Это первично. Но как людям привить элементарные правила поведения - неизвестно. У меня "рука не поднимется" съесть в парке мороженое и выкинуть мимо урны обертку. Внутренний стопор или воспитание. Но ведь хочется вокруг себя видеть нормальных людей, а не свиней. Но... наверное, это такой же бестолковый разговор, как и вопрос о том, почему у нас такие плохие дороги. Хотя... кто знает. А вдруг. Хотя вряд ли. Но может быть... Ах, обидно.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Михаил Берсенев, Михаил Берсенев, а вот еще фото из этой деревни. Новые коттеджи для специалистов. Правда, только- только построили.
0 Ответить
Галина Конюхова, я - специалист! Узнайте там, берут ли москвичей в эти коттджи. Хочу в него! Только плохо вот что гляжу балкончиков нет, чтобы пивко потягиватьНедоработка!
0 Ответить
Михаил Берсенев, относительно пивка. Так ведь летом специалисты работают от зари до зари, а зимой на балконе пиво пить холодно. Так что все расчитано. Но если Вы специалист, то милости просим. Серьезно. Могу дать адрес с кем можно списаться.
0 Ответить
Галина Конюхова, Да что ж за такой специалист который работает от зари до зари! Нет, специалист должен сидеть думать расссчитывать и проч. И пивка пропустить кружечку в жару - тоже неплохо.
Извините, за предложение переехать спасибо, но не могу. Белокаменная не отпустит.
0 Ответить
Михаил Берсенев, смотрите еще. По-моему фото символичное. Восстатовленная церковь, детишки в коляске, лошадка с возницей, собирающей молоко с частных подворий, остановка автобуса. Это спокойная деревня с налаженным бытом. Не шибко процветающая, но и не умирающая на мой взгляд.
А в отпуске можно попробовать посетить дома отдыха усадебного типа. Их в Беларуси очень много. Будет Вам все - хоть пляски с бубнами. Сама не была, поскольку отдыхаю в деревне, но неделю провести - говорят здорово. Можно еще поблуждать летом по белорусским деревням, побщаться с людьми. Побывать в новых агрогородках и умирающих деревнях. А потом все это описать глазами "праздного", но не злобливого российского туриста.
0 Ответить
Галина Конюхова, не согласен с вами, что я прям уж злобливый турист. Так, замечаю некоторые детали Лошадь и церковь в отличном состоянии. Обе -белые. Красиво, ухоженно. Мне нравитсья.
0 Ответить
Михаил Берсенев, так ведь написано "НЕ ЗЛОБЛИВОГО", имеется ввиду турист с позитивным взглядом.
0 Ответить
Галина Конюхова, хорошо, буду НЕ ЗЛОБЛИВЫМ
0 Ответить
Михаил Берсенев, в чем-то Вы правы. Не в деньгах счастье. Моя мама живет в деревне - пенсия 100$. Зато как живет! Соцработник(ПОМОЩНИК, который очень дорожит этим местом ) - 2 раза в неделю, прочие льготы по коммуналке еще плюс. Соседи - такие же пенсионеры. Ей и этих денег много. Откладывает, что-бы помочь дочери в Украине.
К тому же, очень здорово, когда не живешь на куче мусора, когда окна на первых этажах домов просто сияют, когда в 7 утра дворник гоняется наперегонки с ветром за последним листиком на тротуаре - сама видела.
Но еще есть немало просто отвратительного - например, собачники, которые за своими животными не убирают на газонах. Так что, к сожалению, Беларусь еще не Европа. Азия-с. На фото моя малая Родина.
0 Ответить
Галина Конюхова, а фото - то классное! Прямо на душе тишина и покой наступает. Эх, быстрей бы лето! В деревню, к тетке, в глоушьт, в Саратов...
0 Ответить
сколько читаю про Белоруссию, столько удивляюсь. Неужто и впрямь у вас так чудесно? Братья белоруссы, признайтесь - вы там что, как в раю живете?
и если "да", нельзя ли к вам переехать?
0 Ответить
Сергей Павлов, не рай определенно. Ехать не стоит. Да, чисто. Да, культурные все. Но кредиты дорогие, на жилье не накопишь, много получать определенно не будешь (наша ближайшая цель - средняя зарплата в 500 долларов, в этом году, скорее всего не достижимая).
0 Ответить
Катерина Богданова, свет моих очей...
если б Вы знали, как много людей в России даже не мечтают о зарплате в 500 долларов (((
а если в зарплате нет разницы - то почему б не приехать к чистоте и культуре?
0 Ответить
Сергей Павлов, я ведь сказала средняя, а не минимальная. Минимальная (молодые врачи, педагоги) хорошо если 100 долл. будет. Кроме того, есть определенный потолок по зарплате, выше которого не прыгнешь.
0 Ответить
Михаил Берсенев,
а еще, Даишники в Белоруссии (да, именно Даишники, от слова ДАИ - Дзяржавная Авто Инспекция, если не ошибаюсь) очень напоминают сотрудника ГИБДД из сериала Наша Раша. Один мой знакомый пытался "договориться на месте", за что был одет в наручники и увезен в машине с решеткой, местным "омоном". Потом отпустили конечно, но впечатления яркие.
0 Ответить
Василий Светличный, договориться на месте - ни-ни! Себе дороже выйдет!
0 Ответить
Михаил Берсенев,
я бывал в Белоруссии при социализме и после него. Впечатления получал в основном из окна автомобиля. Даже в советские времена, автомобильные дороги резко отличались по качеству от Российских. Тут и качество самого полотна, качество разметки и дорожные знаки (вернее их наличие в нужных местах). Казалось бы, одно государство - СССР, а разница существенная.
По поводу мусора.... в прошлом году ко мне приезжали друзья из Светлогорска. Долго удивлялись.... как это можно бросать весь мусор, без разбора в один мусорный бак. У них мусор предварительно сортируется. Об окурках на тротуаре речь вовсе не идет.
Хорошая статья. Жду продолжения.
0 Ответить
Василий Светличный, извольте продолжение получить!
0 Ответить
Почему всех так удивляет наша чистота? Кстати, окурки бросаем, еще как. Сейчас, как сошел снег, обнажились все небрежности - мусора всякого пропасть. А вот где вы увидели велодорожки - вообще диво. У нас их сильно не хватает нынче.
0 Ответить
Катерина Богданова, велодорожки видел в Борисове, в Минске. Да чего видел! топал по ним!
А чистота поражает - потому что чисто! Я в сорока километрах от минска вышел в лес. Ходил. Глядел. нет мусора. Бутылок нет наброшенных. а окурков -то - парочка - и все! Смешно! Рази это - объемы?!
0 Ответить