Чем был романтизм в искусстве? Нужен ли он нам? Как нам относиться к этому мировосприятию с учетом времени, в котором мы живем? А ведь слова и понятия «романтика», «романтичный», «романтические отношения» вполне в обиходе, правда, частенько и с иронией произносим. Не случайно — умонастроение остается, но живем мы уже в другом мире.
Романтизм поднял обычного «маленького» человека до уровня героя. Дал право на жизнь чувствам, доступным каждому, доказав самоценность человеческой личности. Дал этой личности право на всю полноту и разнообразие чувств. И «Восьмой лебедь в третьем ряду» или «Последний в подтанцовке», говоря современным языком, становится центром внимания, обладателем права на все, что до этого предназначалось только богам, титанам, королям, рыцарям, героям, вельможам. Маленький человек «получил» свободу, право на самовыражение, право на признание. И здесь в музыке был непревзойденным Шуберт. В том числе романтизм дал человеку право на бунт — сама эпоха подталкивала в этом направлении. Здесь «вне конкуренции» — Роберт Шуман и лорд Байрон.
О романтизме можно писать бесконечно, но так или иначе средоточием всех творческих (и жизненных) исканий романтиков было главное чувство. Любовь в понимании романтиков — это и стремление, и мука со страданием (а жизнь предоставляла все основания для этого), и просто — высшая ценность. И любить дозволено ту (того), кого действительно любишь, даже если «не по Сеньке шапка». Несмотря ни на какие сословные (и не только) предрассудки.
Пример любви одной и на всю жизнь показал Роберт Шуман. Правда, для того, чтобы жениться на своей Кларе, ему пришлось судиться с ее отцом. То есть суд разрешил брак, игнорировав волю отца. Клара Шуман стала верной женой и матерью семерых детей, блестящей концертирующей пианисткой, которая и после смерти мужа постоянно выступала, пропагандируя его музыку. Ей же десятилетиями писал письма другой знаменитый композитор — И. Брамс, так никогда и не женившийся…
Историю о Шопене и Жорж Санд знают все, пересказывать ее нет смысла. Два сложных, два творческих человека — у таких отношений все тоже не так просто и безоблачно. Дальше можно не продолжать: любовь у романтиков — это не та «романтическая любовь», которую мы слегка себе представляем, это сложнее, значимее, часто и трагичнее. А я хочу рассказать об удивительной истории любви двух людей.
«Всем, что я сделал за двенадцать последних лет, я обязан Женщине, которую я страждал назвать своей супругой, чему, однако, мешали зло и мелкие интриги отдельных людей. Имя этой любимой мною Женщины — княгиня Каролина Витгенштейн, урожденная Ивановская».
«Интриги отдельных людей» — это деликатный намек неистового романтика Ференца Листа на российских императоров и римских пап. А женщина, которая стала главной в его жизни, была подданной Российской империи.
Ференц Лист — уже известный композитор и самый знаменитый пианист в мире. Добившийся всего сам — сын «надсмотрщика за поголовьем овец» в княжеском имении обладал невероятным музыкальным талантом.
Была уже и любовь, но было и расставание. Лист с невероятным успехом концертирует по всей Европе, в России он периодически дает грандиозные концерты — в Петербурге, Москве, Одессе, Киеве. Именно в Киеве он находит свою вторую и самую главную любовь своей жизни.
Княгиня Каролина Витгенштейн (урожденная Ивановская) родилась 8 февраля 1819 года в имении Вороницы Хмельницкого уезда, была подданной Российской империи и замужем за генералом, князем Николаем Сайн-Витгенштейном, из свиты самого императора. (Муж Каролины, в свою очередь, был сыном знаменитого генерала-фельдмаршала Петра Христиановича Витгенштейна, прославившегося в Отечественную войну 1812 года). Но Николай Петрович больше любил светскую жизнь, игру в карты, был равнодушен к интересам своей молодой талантливой жены. И тут — ее знакомство с безродным, но знаменитым музыкантом. Неважно, что супруги уже длительное время не жили вместе, важны были ее деньги и грядущий скандал.
Развода добиться было невозможно — участвовать в делах личных должен был не только муж, но и Российский император, и папа римский (поскольку Каролина была католичкой). Развода не дали ни первый, ни второй, ни третий.
Но Каролина поехала за Листом, практически убегая вьюжной зимней ночью от погони, схватив маленькую дочь. Богатая знатная дама, решившая связать свою жизнь с «бродягой-музыкантом» — это был более чем скандал. Обеспокоенные родственники пожелали поместить Каролину в сумасшедший дом, в крайнем случае, — в монастырь. Но, видимо, княгиня пользовалась большим уважением, поскольку офицер-пограничник задержал приказ о закрытии границы, пока она ее не пересекла.
«Ах, какая романтическая история!» — можно воскликнуть. Но она одновременно и трагическая, и по-житейски понятная, и совсем непростая. Но стала легендарной. Возможно, не менее легендарной, чем любовная история Элоизы и Абеляра.
Каролина так и осталась невенчанной женой музыканту, прожив с ним долгие годы, создав тому дом и атмосферу, заботясь о его детях и матери, обсуждая планы, помогая в творчестве, написав совместно книгу о Шопене. Но она так и не стала законной женой. «Дело» уже давно было международным. Ко всему прочему, следующий Российский император — Александр Второй — лишил ее всех прав. Не только имущественных, забрав всю собственность, но и права на возвращение в Россию.
Даже когда умер муж Каролины и препон для брака уже не существовало, папа римский последовательно отказывал в венчании. И это несмотря на то, что Лист обратился к жанру духовной музыки, написав целый цикл произведений церковной музыки, а сама Каролина стала религиозной писательницей-догматиком. И даже жили они в Риме в разных домах, соблюдая перед Святым престолом хоть какие-то приличия (и это через много лет после того, как жили вместе). Но ответ был всегда отрицательный. Говорят, что этот странный, уже не объяснимый ничем, постоянный отказ был результатом сговора Российского императорского дома и Ватикана.
И когда уже казалось, что есть подвижки в принятии положительного решения, Лист неожиданно принял сан аббата. Пишут, что Каролина не возражала, а может, она просто настолько любила своего Ференца-Франца-Франсуа? Так и не ставшего ей законным мужем за 40 лет совместной жизни…
Пережила Каролина своего Листа всего на несколько месяцев. Умерла она в Риме 9 марта 1887 года. Французский композитор-романтик Гектор Берлиоз посвятил свою оперу «Троянцы» римскому поэту Вергилию и… Каролине Витгенштейн.
Отдадим должное романтизму. Он был. Он сказался на всей истории человечества. В XX веке романтизму уже не было места. Причин этому множество, начиная от сугубо общественных, заканчивая формально-языковыми и идейно-образными. Но все же отдадим должное романтизму хотя бы потому, что само понятие «романтика» живо.
А история о Листе и Каролине останется. Это и есть история самой настоящей любви, в которую постоянно вмешивались монархи и главы церкви.
***
0 Ответить
Тася Макаренко, Отвечу Вам симметрично.
у меня нет времени разгадывать Ваши шарады.
Вы меня помечаете, как в сказке помечали домики, чтобы разбойникам легче было? Да без проблем. ))
0 Ответить
Галя, да нет, это она отмечается, что не она "опускает" статьи. А оценки не ставит.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Игорь, ответ здесь.
Просто когда сразу штук 20 крестиков пришло в почту, я немного поёжилась.
0 Ответить
Галя, ну так что я и предположил не читая комментарии по сноске. А эту статью пропустил.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Игорь, все-таки как по-разному головы у людей работают. А мне жутковато стало поначалу.
Да, на сайте все интереснее и интереснее. А я по старинке пытаюсь помочь тем, кто тоже попал под чью-то шаловливую, но горячую руку. .
0 Ответить
))) Красивая версия, Галя. Я вот тоже остолбенела, сижу и раздумываю над этими звездочками. Первая мысль была - типа вашей. Вторым номером припомнилась статья Лауры, аккурат о трех крестиках: "загадать желание очень сильно, три раза оборотиться вокруг себя, три раза стукнуть по могилке и поставить крестик на склепе. Один – если просьба не срочная, два – если дело спешное, а уж три – архиважное и архиспешное!"
Третьим - пошла смотреть на личную страницу "комментатора" - красиво получилось! Потом все ж решила, что читательница так вот решила подписаться на получение комментариев к вашим статьям.
0 Ответить
ой, Люба, и не заметила сначала. Это ж какая могилка со склепиком? Я еще от крестиков не отошла....
0 Ответить
Это у Вас красивая версия, Люба.
Не верю (с)!
Опыт, видите ли, тот, который сын ошибок, причем. трудных....
0 Ответить
Галя, что поделать, "опускаются" отличные статьи.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Спасибо, Игорь. Спасибо за все. Сказала бы больше, да смертельно устала. .
0 Ответить
Галина, спасибо за прекрасную статью, написанную с таким сопереживанием к этой истории любви. Сердце наполняется грустью и гордостью одновременно - как печально, что настоящая Любовь встречает такие препоны, но как прекрасно, что она выше любых препятствий.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Спасибо, Наталия.
А все Настоящее встречает препоны. . Чаще всего так - ведь это закон обшества.
0 Ответить
Галя, великолепная статья! Кто-то упорно стал преследовать твоё( и не только твое) творчество, анонимно и необоснованно выставляя 2 и 1! Иначе не объяснить отсутствие комментариев с подобными отметками. Просто люди многие совсем потеряли стыд. Уж если ставишь двойку или единицу, то "покажи свое личико", напиши обоснование. Видимо, редакции пора бы высказать свое мнение по этому поводу, ты так не думаешь?
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Гера, спасибо. . Я ведь уже многое сказала. Первая. Приняв, так сказать, на себя "всю боль людскую". Не жалею. Хотя не очень понятно, почему половина дискуссии оказалась вымарана - ну просто в лучших традициях.. Да, если посмотреть на мою первую страницу, очевидно, что опустили ниже всякого плинтуса.
Мне наплевать на оценки и "праведные" труды усердствующих в этом славныом деле, но есть некий предел, ниже которого уважающий себя человек не должен позволять себя опускать. Тем более, что кроме многочисленных усердствующих - есть не менее многочисленные безразличные. Кроме того, полностью стирается грань между реально плохими, "никакими" и сознательно "убитыми" статьями. Вот это для меня не пустяк. Хорошие, дельные и даже (я не боюсь этого слова) талантливые статьи - я не о себе сейчас - буквально растворяются в общем потоке, приравниваясь к не самым лучшим и содержательным материалам.
Сеподняшняя атмосфера на сайте многим уважаемым мной людям не нравится. Потому и не пишу больше.
0 Ответить
Ответила там.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
читать дальше →
Оценка статьи: 5
0 Ответить
читать дальше →
Оценка статьи: 5
0 Ответить
читать дальше →
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Гертруда Рыбакова, оценки 2 и 1 нельзя поставить без комментария, под которым они будут видны.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
читать дальше →
формально-языковыми-творческими - ?? формально-языковыми, творческими? или формально-языковыми - творческими?
0 Ответить
Люба, забыла ответить (вечер перестал быть томным тогда).
Ни одно направление в искусстве не имеет точной даты начала и конца))
И да, и нет. Вроде истина, о которой не стОит упоминать, но не настолько и истинная. Например, есть "родоначальники". И музыкальный импрессионизм - это Дебюсси. Значит, "исчисляемо" в некотором роде. И так далее.
0 Ответить
читать дальше →
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Люба, какие претензии, извините?
"фото" - вставляется сайтом автоматически, будь то хоть портрет, хоть что.
По поводу Франца - Ференца. А здесь не может быть единого варианта - ни авторского, ни другого. Он и был Францем-Ференцем, рожден в Австро-Венгрии, пишется везде многовариантно в каждом отдельном тексте. Уж здесь хотите поверьте, либо проверьте, - как хотите. Записан Ференцем (венгерский вариант), прозываем Францем, часто Франсуа (только при жизни). В научной и художественной литературе одновременно: Ференц, Франц.
0 Ответить
Галя Константинова, претензии - к использованию вариантов, а не к их наличию. Ответьте, пожалуйста, что имелось в виду под "формально-языковыми-творческими"?
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Марианна, формально-языковые - это понятно. Относящееся именно к формам, к выразительным средствам, приемам, методам, техникам.
Творческие - более касается набора идей (также сюжетов, которые как-то ограничены в каждом направлении).
Исчерпываются выразительные средства и идеи, характерные для какого-то направления, - начинаются поиски нового (выразительные средства и идеи).
Схематично дело обстоит именно так.
0 Ответить
Галя Константинова, спасибо, понятно.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Марианна, Вам спасибо. Но можно "творческие" заменить на идейно-образные. Получится немного по-ученически, но понятнее.
0 Ответить
Галя Константинова, хорошо.
Оценка статьи: 5
0 Ответить