Адлер утверждает, что стремление занять или не занять главенствующее положение закладывается в раннем детстве. Это стремление является следствием комплекса неполноценности.
Широко распространен тот факт, что отношение обделенных жизнью людей к жизни и остальным людям отличается от взглядов тех, кто с детства был доволен жизнью и собой. Это справедливо не только для людей с физическими недостатками, но и для людей экономически или социально неполноценных.
Чувство неполноценности в ребенке закладывается родителями. Одни принимают ребенка за живую куклу для игры, другие видят в нем ценную собственность, третьи считают ребенка только лишней обузой. Подобное отношение со стороны родителей и других взрослых зарождает у ребенка ощущение, что он умеет делать всего две вещи: доставлять удовольствие и неудовольствие старшим.
Впоследствии этот комплекс неполноценности может быть усилен некоторыми особенностями нашей цивилизации. Например, привычка не принимать детей всерьез. Большинство детей растут в постоянном страхе, что над ними будут смеяться. Насмешки оставляют в душе ребенка неизгладимый след, который остается навсегда и определяет его поступки во взрослой жизни. Некоторые люди, над которыми в детстве насмехались, уже будучи взрослыми и респектабельными, боятся показаться смешными в глазах окружающих или дать повод так думать. Другой способ не принимать детей всерьез — говорить им неправду. Ребенок начинает сомневаться в окружающей действительности и ставить под вопрос серьезность и реальность всей жизни.
Чувство неполноценности, неадекватности и неуверенности — движущая сила стремлений всякого ребенка. Это чувство определяет, как удастся ребенку достичь уверенности, определяет цель его существования и подготавливает путь, которым эта цель может быть достигнута.
Уже с первых дней жизни ребенка можно заметить, что чувство собственной неполноценности развивается параллельно желанию добиться признания. Цель этого желания — достичь положения, когда индивидуум выглядит превосходящим свое окружение. Эта цель построена таким образом, что ее достижение предполагает возможность либо получения чувства превосходства, либо подъема личности на такой уровень, на котором жизнь кажется осмысленной. Именно эта цель и дает ценность нашему жизненному опыту. Она связывает между собой и координирует чувства, формирует воображение, направляет творческие силы и определяет, что необходимо запомнить, а что — забыть.
Когда чувство неполноценности усиливается до такой степени, что ребенок начинает бояться никогда не преодолеть свою слабость, возникает опасность, что, стремясь к компенсации, он не удовлетворится простым чувством равновесия. Он будет стремиться отклонить весы в другую сторону. В таком случае стремление к власти и доминированию может стать настолько преувеличенным, что обычные жизненные отношения не удовлетворят человека никогда. Такие люди на пути достижения своей цели, задевая права других, ставят под удар и свои собственные права. Они враждебны по отношению к миру, а потому мир враждебен к ним.
Проявление враждебности не обязательно должно происходить открыто. Бывают дети, чье стремление к власти выражено таким образом, что не приводит к немедленному контакту с окружающими. Постепенно у таких детей будут появляться и антисоциальные черты характера, например, гордыня, тщеславие и желание победить всех любой ценой. Последнее можно осуществить хитростью. Относительное возвышение индивидуума может быть достигнуто за счет принижения тех, с кем он вступает в контакты.
Комплекс неполноценности и стремление к власти определяют поведенческую установку. Ее окончательная форма может немного меняться, но ее суть, направленность и смысл остаются неизменными с самого раннего детства. Поведенческая установка является определяющим фактором, хотя по мере взросления субъекта его меняющиеся взаимоотношения со взрослым миром могут несколько видоизменять проблему в некоторых отношениях.
Поэтому очень важно относиться к маленькому ребенку так, чтобы у него не сложилось ложного представления о жизни. Сила и сопротивляемость его тела также являются важным фактором в ходе формирования представлений о мире. Не менее важны социальное положение ребенка и характеры тех, кто его воспитывает.
Комплекс неполноценности, как справедливо сказано в статье, начинается с детства, и основная его причина - необоснованные запреты родителей (именно необоснованные). Не случайно в Японии детям, как правило, не запрещают, а объясняют, почему то или это делать нельзя.
Каждый ребенок - это маленький гений. Он уверен, что сможет все, а если что-то не получается - он будет повторять свои попытки снова и снова. Поэтому рецепт прост - нужно всячески поддерживать в ребенке эту уверенность, что он сможет все, и помогать ему в этом, а также обязательно воздавать справедливую хвалу, если у него что-то получилось. А если что-то получилось не так или не очень так, ни в коем случае не ругать и не смеяться, а терпеливо объяснять.
Как видите, рецепт прост, но вся загвоздка в слове "терпеливо". Именно терпения, а также явных проявлений любви к ребенку часто и не хватает.
0 Ответить
мне кажется, что по сути м.б. все и верно, но сама статья немного "вязкая", читается трудно, мало эмоционально трогает, нет жизненных примеров - из жизни Олигархов, например )))))))))))!
Оценка статьи: 3
0 Ответить
Ещё стоит сказать, что часто комплекс неполноценности путают с манией величия (это любят делать доморощенные "психологи"). Человек лезет из кожи, доказывая (не столько другим, сколько себе), что он не хуже других (и ведёт себя порой не лучшим образом ), а его обвиняют в мании величия, хотя как раз "величия" он-то и не чувствует.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Нередко это возникает как протест на "азбучные" родительские "истины" : "Не высовывайся", "Будь, как все". Если бы сдавали экзамены на моральное право быть родителями, очень многие больше "пары" не получили бы.
0 Ответить
Мне думается, стоит еще упомянуть и об пределенной... предрасположенности к комплексу неполноценности. Допустим, в семье растет двое детей. Методы воспитания одинаковые; обоих учат "не высовываться", обоим твердят, что родителям за них стыдно и так далее (наборчик известен!). Но один ребенок почему-то лишь посмеивается и вырастает вполне самодостаточной личностью, а другой нанизывает на себя родительские словеса с добросовестностью липкого валика. Чаще всего, потом этот повзрослевший ребенок начинает ходить по разным психологическим семинарам и за собственные деньги выслушивать речи их ведущих об уникальности каждого человека.
0 Ответить
В данном случае сказываются не только отношения родители-ребенок (они одинаковые), но и отношения ребенок-ребенок. В любом случае один из них старше, другой младше.
0 Ответить
На мой взгляд статья весьма неплохая, но только вот как-то звучит она теоретически строго.
0 Ответить
Полностью согласна, суховато. Да, и главной движущей силе появления комплекса у детей, родителям, уделено мало места. Их собственный комплекс неполноценности делает их тиранами по отношению к своим детям,а дети отыгрываются на обществе.Если не спиваются. А что делать-то? Вопрос повис без ответа.
Оценка статьи: 4
0 Ответить
КН - это не патология, а такая же психологическая конструкция (в рамках некоторых школ и направлений), как память или научение. С позицией автора в основном согласен.
Оценка статьи: 4
0 Ответить
Да уж! Вот на разные виды деятельности выдают лицензии, т.е. необходимо подтвердить, что ты можешь заниматься тем, чем хочешь. А вот на родительскую деятельность никаких лицензий! Безобразие, я полагаю! Бери себе, заводи кого хочешь и делай с ним/ней потом что в голову придет! Просто ужас! А если бы установить выдачу лицензий на воспитание детей, то, думаю, вымерла бы Земля. Хотя....если кто-то будет рожать, а кто-то воспитывать, то, может, и будет счастье в этом лучшем из миров!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
если кто-то будет рожать, а кто-то воспитывать
Ага, многие фантасты об этом мечтали... Страшноватые были книжки...
0 Ответить
Точно! Написала, а потом вспомнила, было что-то такое...в книге, насколько я сейчас помню, описывалось общество, в котором как раз и считалось, что сами родители не могут воспитывать своих детей...чем дело закончилось не помню, но какая-то заварушка случилась...
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Комплекс неполноценности - это, конечно, нехорошо. И есть он и многих людей.
Но мысль автора о том, что комплекс неполноценности ведет к стремлению властвовать, к враждебности, к антисоциальности... мне не кажется правильной.
Пишу так осторожно, т.к. боюсь, что могла неверно интерпретировать мысли автора.
Интересно, как другие поняли статью?
0 Ответить
На самом деле это точка зрения Альфреда Адлера, австрийского врача и психолога. Из кучи его трудов сложилась такая статья.
0 Ответить