Репина привлекла в Куоккалу почти нетронутая человеком северная природа, живописное побережье Финского залива, а также близость к столице, ведь Илья Ефимович продолжал преподавать в Академии художеств. Немаловажно, что в Петербург из поселка можно было добраться не нанимая извозчика: доехать на поезде до вокзала, а затем до академии на трамвае.
Своей усадьбе художник дал красивое имя «Пенаты» в честь древних божеств домашнего очага и семейного благополучия. В первую очередь Илья Ефимович приступил к перестройке дома. Вскоре невзрачный одноэтажный домишко превратился в двухэтажный особняк с большими комнатами и удобными мастерскими.
В Пенатах прошли последние 30 лет жизни художника, здесь были написаны многие его лучшие работы, сюда съезжались на знаменитые репинские «среды» известнейшие люди России. Гостей радушно принимала Наталья Борисовна Нордман-Северова, ставшая верной спутницей жизни художника. Она помогала Репину и в общении с иностранцами, посещавшими его в Пенатах, так как знала шесть иностранных языков
Благодаря этой удивительной женщине, увлекавшейся фотографией, мы имеем теперь возможность увидеть повседневную жизнь Ильи Ефимовича — работу в мастерской, встречи с друзьями и посетителями, прогулки по парку, катание зимой на санях. По фотографиям можно проследить и за тем, как создавались отдельные картины или портреты, увидеть, как организовывалось позирование, кто присутствовал в мастерской.
Первыми гостями Пенатов были известный критик
Стасов был многолетним другом художника, хотя в их отношениях и случались периоды размолвок. Сейчас в Пенатах можно увидеть его отзыв на картину Репина «Бурлаки на Волге», напечатанный в тот период, когда живописец только начинал свою художественную карьеру.
В августе 1904 года в Пенатах впервые побывал Горький, поселившийся на «Вилле Линтула» в Куоккале. Его посещения стали постоянными и послужили началом пенатовским «средам», на которые вскоре стало съезжаться много народа. Не без влияния Нордман в Пенатах сложились своеобразные правила приема гостей, которым была предоставлена максимальная свобода действий.
Прием гостей в Пенатах проходил еженедельно по средам. О своем появлении каждый гость оповещал ударом в гонг, затем же мог действовать по своему усмотрению — присутствовать на общей беседе, когда обсуждались различные вопросы художественной и общественной жизни, или при чтении литераторами своих новых произведений, пройти в комнату с роялем, на котором играли многие известные композиторы и музыканты, а если повезет — то и услышать пение Шаляпина.
Репин любил музыку, поэтому на «средах» часто устраивались импровизированные концерты. Если гостей было много, то концерты проводили не в доме, а в парке в большой беседке, которую хозяин называл «Храм Озириса и Изиды». Можно было просто погулять по чудесному парку, в котором стараниями хозяев были построены ажурные беседки и созданы пруды. Обычно гостям предоставлялась возможность осмотреть мастерские и увидеть новые работы художника.
Иногда гостям удавалось наблюдать Илью Ефимовича за работой. Уже в советское время
Все вместе гости Пенатов собирались только за большим круглым обеденным столом, сделанным по эскизам Репина. Обед проходил по принципу самообслуживания. Все, что было приготовлено к обеду, выставлялось на центральной вращающейся части столешницы, а использованную посуду гости сами убирали в укрепленные под столом ящики. Нередко гости приходили с детьми, для которых в Пенатах было раздолье.
Перечислить в короткой статье всех известных людей, побывавших в гостеприимной репинской усадьбе, просто невозможно. Посетители Пенат могут увидеть их на многочисленных фотографиях, познакомиться с их записями и рисунками в специальных «гостевых» альбомах.
По воскресеньям в усадьбе был день для обычных посетителей, когда устраивались «кооперативные собрания», которые, по решению Репина, предназначались «для просвещения и полезных развлечений». Вот как писал о них сам Илья Ефимович: «Бывают тут же импровизированные лекции по разным вопросам; танцы под гармонику и балалайки».
Признанным центром художественной и культурной жизни Пенаты оставались до революционных событий 1917 года. После признания Россией, а затем и СССР суверенитета Финляндии, поселок Куоккала оказался за границей. На многие годы Репин оказался оторван от родины, хотя и не прервал с ней связь. Он вел обширную переписку с деятелями искусств в СССР, получал от них газеты, журналы, книги. Изредка к нему приезжали делегации или отдельные художники, чему Илья Ефимович был чрезвычайно рад. Ему неоднократно предлагали переехать в СССР, но стареющий художник на это не решился.
Поддерживать в хорошем состоянии усадьбу было трудно, ветшали и разрушались беседки, зарастал парк, один пруд пришлось засыпать, чтобы на его месте устроить огород. Несмотря на все невзгоды, Репин продолжал много работать, но застарелая болезнь прогрессировала, и силы постепенно покидали художника. 29 сентября 1930 года Илья Ефимович Репин скончался и был похоронен в усадебном парке недалеко от дома.
Усадьба сохранилась, но многие находившиеся в ней работы художника были проданы его родственниками и разошлись по Европе. После войны с Финляндией Пенаты оказались на территории, отошедшей к СССР. Уже в 1940 году они были превращены в Мемориальный музей. Вскоре эти места стали ареной боев, но из Пенат практически все, что было связано с жизнью Репина, успели вывезти в Ленинград.
В 1944 году советские войска освободили Карельский перешеек. К сожалению, в ходе войны Пенатам был нанесен непоправимый ущерб. Сгорели парковые постройки и репинский дом, от которого сохранился фундамент и остатки печей, серьезно пострадал и сам парк. Об этом времени теперь напоминают только заросшие «шрамы» на старых деревьях.
Вскоре после войны приступили к восстановлению репинской усадьбы. С исторической точностью были воссозданы дом и постройки, приведен в порядок парк. В дом вернулись хранившиеся в Ленинграде вещи и картины, а также много новых экспонатов. 24 июня 1962 года музей-усадьба
Прошли годы, поток посетителей в Пенаты не иссякает. Люди приезжают сюда, чтобы поклониться великому художнику, увидеть его полотна, уже давно ставшие классикой русской живописи, и знаменитую усадьбу, в которой прошли последние годы жизни Ильи Ефимовича Репина.
Коллеги, спасибо.
0 Ответить
Владимир, спасибо за рассказ. ПОчему-то вспомнилось, что Бакунинская усадьба в Тверских краях тоже захирела за годы, что была без должного присмотра, редчайшая коллекция растений - увы - безвозравтно утеряна. Что остается? Память.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Валентина Пономарева, почему "тоже захирела"?
Усадьба Пенаты отнюдь не захирела, а была возрождена из пепла после войны и находится в прекрасном состоянии.
0 Ответить
Находясь в Пенатах, и не подумаешь, что рядом море. А всего-то надо перейти через Приморское шоссе и через песчаные дюны, поросшие соснами и шиповником. Картина «Какой простор» патетически отражает восторг, который может охватить на этом берегу, да ещё с прекрасной подругой.
А вот откуда у автора сведения о трамвае? Была Финляндская ж.д., построенная в 70-х гг. XIX века, и станция на том же месте, что и сейчас. Репин ходил пешком от станции до усадьбы за 25 минут. Электрифицирована эта линия была только после войны.
Почему Репин остался за границей? Он остался у себя дома.
0 Ответить
Рудольф Близняков, меня тоже сведения о трамвае удивили, видимо автор поезд с трамваем перепутал.
0 Ответить
Гертруда, когда ставил материал, потерял часть предложения. Естественно, что до города на поезде, а до академии уже на трамвае. Попросил редактора исправить.
Репин был человеком состоятельным, но экономным. Предпочитал ездить на раннем утреннем поезде, билет на который стоил дешевле. У великих свои причуды.
0 Ответить
Добрая, хорошая статья! Я была в Музее в Пенатах-Репино, когда отдыхала по путевке в пансионате "Заря",(лет 8 назад), он буквально граничил с парком музея. Туда возят в основном организованные экскурсии, а одиночных туристов мало, мы днем были вдвоем, и служительницы были несказанно нам рады, все подробно старались нам показать и рассказать. Поразило, что там нет подлинников картин Репина, копии только. Особенно впечатлила могила великого художника с простым деревянным крестом, без всякой помпезности, гранита или мрамора. Ну, и парк, конечно, очень хорош!
0 Ответить
Спасибо за материал и фотографии. Был там, действительно красивое место.
И глядя на такие фото понимаешь, _как_ надо жить - на просторе, рядом с природой и вблизи от моря. А не в наших железобетонных конурах с нормой 18м на человека, которая и то нигде не выполняется
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Там же по соседству ещё Чуковский жил летом. У него тоже была дача в Куоккале, где он написал свою знаменитую книжку "От двух до пяти". Лев Разгон рассказывал захватывающую историю о Чуковском, Репине и портрете первого, принадлежавшем кисти второго, а также о том, как Чуковский заклинал Репина не возвращаться на Родину и как ему это потом припомнили власти, сдав его портрет, находившийся на хранении в Третьяковке, в комиссионный магазин, откуда он в итоге попал в Израиль, и потом некий богач-иностранец искал встречи с Чуковским, дабы вручить ему в дар бесценную реликвию, а тот столь же тщательно скрывался от настойчивого визитёра...
0 Ответить
Денис, как всегда, не знаешь, где найдешь, где потеряешь...
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Владимир Рогоза, там же еще Чуковский с семьей до войны жил. Его дочка Лидия вспоминала, что однажды зимой отец, по-моему, вез ее на санках. Встретили Репина. Девочка, не снимая варежки поздоровалась с художником. И когда тот ушел, Корней Иванович развернулся и ну хлестать ее по щекам - как она смела с самим Репиным поздороваться, не снимая варежки.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
...Почему последние годы жизни великий художник Илья Репин провел за границей?
После признания Россией, а затем и СССР суверенитета Финляндии, поселок Куоккала оказался за границей. На многие годы Репин оказался оторван от родины, хотя и не прервал с ней связь.
И все?
0 Ответить
Вячеслав Старостин, а ещё Игорь Северянин оказался отрезанным от России у себя в Эстонии на мызе Ивановка, собирался репатриироваться, но не успел - застарелый туберкулёз дал о себе знать...
0 Ответить