• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Владимир Рогоза Грандмастер

Пенаты. Почему последние годы жизни великий художник Илья Репин провел за границей?

Если ехать от Санкт-Петербурга вдоль Финского залива по Приморскому шоссе, немного не доезжая до Комарово, оно приведет в уютный поселок Репино, где все дышит памятью о великом русском живописце. В 1899 году Илья Ефимович Репин купил в курортном поселке, который тогда назывался Куоккала, большой участок, заросший деревьями и кустами, между которых стоял старый дачный дом и несколько хозяйственных построек. Здесь он разбил парк и построил большой дом с мастерскими, вскоре ставший одним из центров художественной жизни России.

Репина привлекла в Куоккалу почти нетронутая человеком северная природа, живописное побережье Финского залива, а также близость к столице, ведь Илья Ефимович продолжал преподавать в Академии художеств. Немаловажно, что в Петербург из поселка можно было добраться не нанимая извозчика: доехать на поезде до вокзала, а затем до академии на трамвае.

Своей усадьбе художник дал красивое имя «Пенаты» в честь древних божеств домашнего очага и семейного благополучия. В первую очередь Илья Ефимович приступил к перестройке дома. Вскоре невзрачный одноэтажный домишко превратился в двухэтажный особняк с большими комнатами и удобными мастерскими.

В Пенатах прошли последние 30 лет жизни художника, здесь были написаны многие его лучшие работы, сюда съезжались на знаменитые репинские «среды» известнейшие люди России. Гостей радушно принимала Наталья Борисовна Нордман-Северова, ставшая верной спутницей жизни художника. Она помогала Репину и в общении с иностранцами, посещавшими его в Пенатах, так как знала шесть иностранных языков

Благодаря этой удивительной женщине, увлекавшейся фотографией, мы имеем теперь возможность увидеть повседневную жизнь Ильи Ефимовича — работу в мастерской, встречи с друзьями и посетителями, прогулки по парку, катание зимой на санях. По фотографиям можно проследить и за тем, как создавались отдельные картины или портреты, увидеть, как организовывалось позирование, кто присутствовал в мастерской.

Первыми гостями Пенатов были известный критик В. В. Стасов и близкие друзья художника. Вот как описывал Стасов в письме брату празднование дня рождения Репина в 1904 году: «День прошел чудесно! Мадмуазель Нордман сняла со всех нас множество фотографий (она большая мастерица), мы обедали, и очень парадно, в 8-угольной стеклянной огромной клетке, которую Репин пристроил к даче, как мастерскую plein-air, вечером ходили на большие песчаные горы над морем, откуда он писал „Какой простор“ — красивые места!».

Стасов был многолетним другом художника, хотя в их отношениях и случались периоды размолвок. Сейчас в Пенатах можно увидеть его отзыв на картину Репина «Бурлаки на Волге», напечатанный в тот период, когда живописец только начинал свою художественную карьеру.

В августе 1904 года в Пенатах впервые побывал Горький, поселившийся на «Вилле Линтула» в Куоккале. Его посещения стали постоянными и послужили началом пенатовским «средам», на которые вскоре стало съезжаться много народа. Не без влияния Нордман в Пенатах сложились своеобразные правила приема гостей, которым была предоставлена максимальная свобода действий.

Прием гостей в Пенатах проходил еженедельно по средам. О своем появлении каждый гость оповещал ударом в гонг, затем же мог действовать по своему усмотрению — присутствовать на общей беседе, когда обсуждались различные вопросы художественной и общественной жизни, или при чтении литераторами своих новых произведений, пройти в комнату с роялем, на котором играли многие известные композиторы и музыканты, а если повезет — то и услышать пение Шаляпина.

Репин любил музыку, поэтому на «средах» часто устраивались импровизированные концерты. Если гостей было много, то концерты проводили не в доме, а в парке в большой беседке, которую хозяин называл «Храм Озириса и Изиды». Можно было просто погулять по чудесному парку, в котором стараниями хозяев были построены ажурные беседки и созданы пруды. Обычно гостям предоставлялась возможность осмотреть мастерские и увидеть новые работы художника.

Иногда гостям удавалось наблюдать Илью Ефимовича за работой. Уже в советское время А. И. Куприн вспоминал в письме к Репину о таком счастливом моменте: «Палитра у Вас лежала на полу (это было в стеклянном павильоне); Вы придерживали ее ногой, когда нагибались, чтобы взять кистью краску; отходили, всматривались, приближались, склоняли голову и слегка туловище, с кистью то поднятой вверх, то устремленной вперед, писали и быстро поворачивались, и все это было так естественно, невольно, само собой, что я видел, что до нас, посторонних зрителей Вашего дела, Вам никакого интереса не было: мы не существовали. Тогда-то, помню, я подумал: «А ведь как красивы все бессознательные движения человека, который, совершенно забыв о производимом впечатлении, занят весь своей творческой работой или свободной игрой…».

Все вместе гости Пенатов собирались только за большим круглым обеденным столом, сделанным по эскизам Репина. Обед проходил по принципу самообслуживания. Все, что было приготовлено к обеду, выставлялось на центральной вращающейся части столешницы, а использованную посуду гости сами убирали в укрепленные под столом ящики. Нередко гости приходили с детьми, для которых в Пенатах было раздолье.

Перечислить в короткой статье всех известных людей, побывавших в гостеприимной репинской усадьбе, просто невозможно. Посетители Пенат могут увидеть их на многочисленных фотографиях, познакомиться с их записями и рисунками в специальных «гостевых» альбомах.

По воскресеньям в усадьбе был день для обычных посетителей, когда устраивались «кооперативные собрания», которые, по решению Репина, предназначались «для просвещения и полезных развлечений». Вот как писал о них сам Илья Ефимович: «Бывают тут же импровизированные лекции по разным вопросам; танцы под гармонику и балалайки».

Признанным центром художественной и культурной жизни Пенаты оставались до революционных событий 1917 года. После признания Россией, а затем и СССР суверенитета Финляндии, поселок Куоккала оказался за границей. На многие годы Репин оказался оторван от родины, хотя и не прервал с ней связь. Он вел обширную переписку с деятелями искусств в СССР, получал от них газеты, журналы, книги. Изредка к нему приезжали делегации или отдельные художники, чему Илья Ефимович был чрезвычайно рад. Ему неоднократно предлагали переехать в СССР, но стареющий художник на это не решился.

Поддерживать в хорошем состоянии усадьбу было трудно, ветшали и разрушались беседки, зарастал парк, один пруд пришлось засыпать, чтобы на его месте устроить огород. Несмотря на все невзгоды, Репин продолжал много работать, но застарелая болезнь прогрессировала, и силы постепенно покидали художника. 29 сентября 1930 года Илья Ефимович Репин скончался и был похоронен в усадебном парке недалеко от дома.

Усадьба сохранилась, но многие находившиеся в ней работы художника были проданы его родственниками и разошлись по Европе. После войны с Финляндией Пенаты оказались на территории, отошедшей к СССР. Уже в 1940 году они были превращены в Мемориальный музей. Вскоре эти места стали ареной боев, но из Пенат практически все, что было связано с жизнью Репина, успели вывезти в Ленинград.

В 1944 году советские войска освободили Карельский перешеек. К сожалению, в ходе войны Пенатам был нанесен непоправимый ущерб. Сгорели парковые постройки и репинский дом, от которого сохранился фундамент и остатки печей, серьезно пострадал и сам парк. Об этом времени теперь напоминают только заросшие «шрамы» на старых деревьях.

Вскоре после войны приступили к восстановлению репинской усадьбы. С исторической точностью были воссозданы дом и постройки, приведен в порядок парк. В дом вернулись хранившиеся в Ленинграде вещи и картины, а также много новых экспонатов. 24 июня 1962 года музей-усадьба И. Е. Репина «Пенаты» снова открыл двери для посетителей.

Прошли годы, поток посетителей в Пенаты не иссякает. Люди приезжают сюда, чтобы поклониться великому художнику, увидеть его полотна, уже давно ставшие классикой русской живописи, и знаменитую усадьбу, в которой прошли последние годы жизни Ильи Ефимовича Репина.

Статья опубликована в выпуске 26.03.2010
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (13):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Коллеги, спасибо.

  • Владимир, спасибо за рассказ. ПОчему-то вспомнилось, что Бакунинская усадьба в Тверских краях тоже захирела за годы, что была без должного присмотра, редчайшая коллекция растений - увы - безвозравтно утеряна. Что остается? Память.

    Оценка статьи: 5

  • Рядом с Пенатами - море.

    Находясь в Пенатах, и не подумаешь, что рядом море. А всего-то надо перейти через Приморское шоссе и через песчаные дюны, поросшие соснами и шиповником. Картина «Какой простор» патетически отражает восторг, который может охватить на этом берегу, да ещё с прекрасной подругой.
    А вот откуда у автора сведения о трамвае? Была Финляндская ж.д., построенная в 70-х гг. XIX века, и станция на том же месте, что и сейчас. Репин ходил пешком от станции до усадьбы за 25 минут. Электрифицирована эта линия была только после войны.
    Почему Репин остался за границей? Он остался у себя дома.

  • 5!

    Добрая, хорошая статья! Я была в Музее в Пенатах-Репино, когда отдыхала по путевке в пансионате "Заря",(лет 8 назад), он буквально граничил с парком музея. Туда возят в основном организованные экскурсии, а одиночных туристов мало, мы днем были вдвоем, и служительницы были несказанно нам рады, все подробно старались нам показать и рассказать. Поразило, что там нет подлинников картин Репина, копии только. Особенно впечатлила могила великого художника с простым деревянным крестом, без всякой помпезности, гранита или мрамора. Ну, и парк, конечно, очень хорош!

  • Спасибо за материал и фотографии. Был там, действительно красивое место.

    И глядя на такие фото понимаешь, _как_ надо жить - на просторе, рядом с природой и вблизи от моря. А не в наших железобетонных конурах с нормой 18м на человека, которая и то нигде не выполняется

    Оценка статьи: 5

  • Там же по соседству ещё Чуковский жил летом. У него тоже была дача в Куоккале, где он написал свою знаменитую книжку "От двух до пяти". Лев Разгон рассказывал захватывающую историю о Чуковском, Репине и портрете первого, принадлежавшем кисти второго, а также о том, как Чуковский заклинал Репина не возвращаться на Родину и как ему это потом припомнили власти, сдав его портрет, находившийся на хранении в Третьяковке, в комиссионный магазин, откуда он в итоге попал в Израиль, и потом некий богач-иностранец искал встречи с Чуковским, дабы вручить ему в дар бесценную реликвию, а тот столь же тщательно скрывался от настойчивого визитёра...

  • Владимир Рогоза, там же еще Чуковский с семьей до войны жил. Его дочка Лидия вспоминала, что однажды зимой отец, по-моему, вез ее на санках. Встретили Репина. Девочка, не снимая варежки поздоровалась с художником. И когда тот ушел, Корней Иванович развернулся и ну хлестать ее по щекам - как она смела с самим Репиным поздороваться, не снимая варежки.

    Оценка статьи: 5

  • ...Почему последние годы жизни великий художник Илья Репин провел за границей?

    После признания Россией, а затем и СССР суверенитета Финляндии, поселок Куоккала оказался за границей. На многие годы Репин оказался оторван от родины, хотя и не прервал с ней связь.

    И все?