Помимо записей этнографов и историков, сохранились и литературные упоминания об этом действе, которое было весьма распространено у наших предков. Например, ему подвергался в детстве Гаврила Романович Державин, по свидетельству В. Ходасевича, оставившего нам жизнеописание классика. Правда, процедурные подробности там не указываются.
Итак, «перепекание ребенка» — древний обряд. В одних местах к нему прибегали в случае рождения недоношенного, хилого младенца, при наличии рахита («собачьей старости»), атрофии и прочих недугов. В других — отправляли в печь всех подряд новорожденных. Зачем? Вот об этом и поговорим.
Считалось, что если ребенок появился на свет раньше времени, если он слаб или болен, то это значит, что «не дозрел» в материнском чреве. А раз так, то нужно довести его до «нужной кондиции» с тем, чтобы он не только выжил, но и обрел необходимые жизненные силы.
Печь в традиции древних славян представляла собой своего рода отражение вселенной как триединого мира: небесного, земного и загробного, равно как и место общения с предками. Поэтому к ее помощи обращались, чтобы спасти недужное дитя.
При этом уподобляли рождение ребенка выпечке хлеба, а потому в классическом варианте «перепекания» младенца предварительно обмазывали ржаным (и только ржаным) тестом, оставляя свободными от него только рот и ноздри. Тесто, к слову сказать, тоже было не простое, а на воде, принесенной на рассвете из трех колодцев, желательно — бабкой-знахаркой.
Обмазанное тестом дитятко укладывали на хлебную лопату, привязывали к ней и трижды отправляли на короткое время в теплую (не горячую!) печь, в которой нет огня. В одних местах это поручалось бабушке-повитухе, в других — самой матери, в третьих — самой старой женщине в селении.
Никогда перепекание не проводилось в одиночку и всегда сопровождалось особыми речами. Но если бабушке-повитухе (при которой состояла помощница, чтобы снять ребенка с лопаты), достаточно было побормотать что-нибудь вроде: «Припекись, припекись, собачья старость», то в других случаях предполагался обязательный диалог участниц процесса.
Смысл его заключался не только в произносимых словах-иносказаниях, но и поддерживал ритм, в котором надо было отправлять и возвращать из печи ребенка, чтобы он не задохнулся. Например, если по ритуалу полагалось действовать лопатой матери, то у дверей могла стоять свекровь.
Входя в дом, она спрашивала: «Что ты делаешь»? Невестка отвечала: «Хлеб пеку», и с этими словами двигала лопату в печь. Свекровь говорила: «Ну, пеки, пеки, да не перепеки» и выходила за дверь, а родительница доставала лопату из печи. Аналогичный диалог мог происходить с женщиной, которая, трижды обойдя избу по ходу солнца, вставала под окно и проводила ту же беседу. Кстати, иногда под окном вставала мать, а у печки орудовала знахарка.
Печка может быть условной… Ведь сам процесс перепекания был не только медицинской процедурой, но и в не меньшей степени — символической.
Большое спасибо за стаью.
Не могли бы Вы указать источники этой информации - ссылки на книги, статьи и тп?
Мне это нужно для моей научной работы.
Еще раз спасибо,
Михаил.
0 Ответить
Валентина Пономарева, как интересно! Первый раз о таком обряде слышу.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Каролина, об этом обряде действительно сейчас не слишком широко известно.
0 Ответить
Хорошая статья Довольно неплохо написано о старом Славянском обычае...
0 Ответить
Благодарю Вас, Александр, за отзыв
0 Ответить
Валентина, в очередной раз удивили!
Спасибо!
0 Ответить
Владимир,
0 Ответить
Очень интересно. Не знал о таком обряде. 5
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Владимир, спасибо
0 Ответить
Ну и ну. Вот так обычай
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Оля, но из песни ж слова не выкинешь
0 Ответить
А, вот, Сорокин-то свою "Настеньку" запек так запек)))
0 Ответить
Анна, мне, если честно, это произведение не очень...
0 Ответить
Русская печь как дом в доме, как убежище, и согреет и вылечит, недаром печь занимала много места в избе...
0 Ответить
Виктор, я рада, что в моем детстве была русская печка. Бабушка так в ней даже мылась.
0 Ответить
Валентина Пономарева, очень понравилась статья, прочитала с увлечением, а не просто проскользив взглядом.
Очень понравилось - Печка может быть условной… Ведь сам процесс перепекания был не только медицинской процедурой, но и в не меньшей степени – символической.
Все обряды и ритуалы проводятся для закрепления в подсознании проведения работы и чем ярче ассоциативное мышление, тем краше действо.
Всего Вам доброго! Удачи и новых свершений!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Ирина, и от меня Вам самые добрые пожелания
0 Ответить
Прочитали дома сейчас все. Изумились.
Ничего не знала об этом, Валя. А написано очень хорошо.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
0 Ответить