Корабль уже давно стал символом революции, и не все теперь знают, что за его кормой десятки тысяч миль океанских походов, участие в трех войнах, а также многие тысячи подготовленных для флота офицеров.
«Аврора» была заложена на Санкт-петербургской судостроительной верфи «Новое адмиралтейство» в мае 1897 года, а 11 мая 1900 года спущена на воду. Свое название крейсер получил в честь парусного 44-пушечнного фрегата «Аврора», прославившегося в боях на Дальнем Востоке во время войны 1853−56 годов. В строй боевых кораблей российского флота крейсер вступил в июле 1903 года. Это был типовой корабль, параллельно с ним строились еще два крейсера этого же проекта — «Диана» и «Паллада».
При солидных размерах (длине 126,7 метров и ширине 16,8 метров), «Аврора» имела слабое бронирование — корабль относился к разряду бронепалубных крейсеров 1-го ранга. Первоначально на нем даже часть артиллерийских орудий не имела бронещитов. Крейсер обладал хорошим вооружением, на нем было установлено: 152-мм орудий — 8, 75-мм — 24, 37-мм — 8, 63,5-мм — 2, а также три торпедных аппарата. Впоследствии количество, и калибр орудий неоднократно менялись, появились зенитные орудия, пулеметы и устройство для установки минных заграждений.
При столь солидном вооружении крейсер имел невысокую скорость: максимальную — чуть больше 19 узлов, экономическую — всего 11 узлов (для сравнения, у крейсера «Варяг» было 24 и 16 узлов) и небольшую дальность автономного плавания (2500 миль на экономической скорости и 1320 миль на максимальной), что значительно снижало возможности его боевого применения. «Аврора» предназначалась для самостоятельных действий на небольшом удалении от мест базирования, а также для поддержки в бою броненосцев при действиях в составе эскадры.
В свой первый поход крейсер вышел уже 25 сентября 1903 года, предполагалось, что он поступит на усиление эскадры в Порт-Артуре. Но в связи с началом войны с Японией, крейсер «Аврора», присоединившийся в средиземном море к отряду кораблей контр-адмирала
В новый поход крейсер «Аврора» отправился в августе 1904 года в составе эскадры вице-адмирала
Боевое крещение крейсер «Аврора» принял в Цусимском бою 14 мая. В ходе боя, длившегося для крейсера с 14:30 до 18:00 часов, «Аврора» получила около 10 прямых попаданий снарядов. На крейсере неоднократно возникали пожары, было затоплено несколько отсеков, вышли из строя пять орудий и все дальномерные станции. Погибли командир корабля капитан 1 ранга
На Балтику крейсер «Аврора» вернулся в 1906 году. Корабль прошел капитальный ремонт, после чего стал учебным судном, на котором проходили практику кадеты и гардемарины Морского корпуса. В то время ученики кадетского корпуса, успешно прошедшие полный курс наук, получали звание корабельных гардемаринов и направлялись в длительное (до года и более) плавание на боевых кораблях, после которого сдавали экзамены и получали первый флотский офицерский чин «мичман».
До лета 1912 года «Аврора» совершила несколько плаваний с отрядами гардемаринов Морского корпуса других учебных заведений флота, какое-то время была кораблем-стационером в бухте Суда на Крите. В период Первой мировой войны «Аврора» в составе 2-й бригады крейсеров воевала на Балтике, в основном выполняя разведывательные и дозорные функции, прикрывая постановку минных заграждений и действия легких кораблей. В это время была усилена огневая мощь корабля, вместо шести 75-мм орудий были установлены 152-мм орудия, а также пять зенитных пушек.
В конце 1916 года крейсер «Аврора» стал на ремонт в Петрограде, где и принял участие в революционных событиях. В экипаже крейсера было сильно влияние большевиков, поэтому в период подготовки к вооруженному восстанию 25 октября 1917 года кораблю поручили войти в Неву и взять под защиту Николаевский мост, соединяющий Васильевский остров с центральной частью города. Именно оттуда и прозвучал знаменитый выстрел «Авроры». По мнению ряда историков, выстрел был дан значительно раньше, чем начался штурм Зимнего. Принципиальной роли это уже давно не играет, так как именно «Аврора» стала символом революции.
Благодаря участию в тех событиях, «Авроре» было сохранено название, хотя большинство боевых кораблей были новой властью переименованы. В ходе Гражданской войны экипаж «Авроры» значительно поредел. И в 1919 году корабль поставили на консервацию. Решение о возвращении корабля в строй было принято осенью 1922 года. Крейсер «Аврора» снова стал учебным кораблем, на котором до 1940 года проходили морскую практику курсанты военно-морских учебных заведений.
Великую Отечественную войну крейсер «Аврора» встретил в порту Ораниенбаума (ныне юго-западная часть Санкт-Петербурга). Непосредственно в боях сам крейсер практически не участвовал, кроме отражения налетов вражеской авиации. На корабле оставалась лишь небольшая часть экипажа, остальные моряки, сняв с крейсера большинство орудий, громили врага на подступах к Ленинграду.
За три года блокады в крейсер неоднократно попадали бомбы и снаряды. Корабль пришлось посадить на грунт, так как через пробоины в трюмы поступило большое количество воды. Но даже в таких тяжелейших условиях маленький экипаж «Авроры» не прекращал борьбы за живучесть корабля. Уже летом 1944 года крейсер был поднят с грунта и направлен на ремонт.
В 1948 году отремонтированный крейсер «Аврора» был поставлен на якоря у Петроградской набережной. До 1956 года он использовался как учебный корабль Ленинградского Нахимовского училища, а затем на нем был открыт музей, ставший филиалом Центрального Военно-морского музея. В 1992 году на крейсере «Аврора» снова (через 75 лет!) был поднят Андреевский флаг.
Уже 110 лет крейсер «Аврора» находится в строю. После того, как он стал музеем, крейсер посетили десятки миллионов человек, чтобы прикоснуться к живой истории славного российского военно-морского флота. Естественно, что от подлинной «Авроры», спущенной на воду в мае 1900 года, на крейсере осталось менее 50 процентов, но это не умаляет историческую ценность корабля, с честью пронесшего Андреевский флаг через легендарное Цусимское сражение. Не даром же говорят, что на борту «Авроры» оживает история.
Владимир Рогоза, Очень интересно. Действительно, символ заслонил реальную жизнь корабля.
0 Ответить
Владимир Рогоза, очень хорошая статья, спасибо! Но, конечно, очень многие современные молодые люди ничего не знают о героическом прошлом не только "Авроры" , но и о других событиях. Вытравили патриотическую память, и правда о нас говорят, что мы, русские -"иваны, родства не помнящие". Больше знаем о том, что за океаном, а не о своей стране. А уж о власть предержащих, чиновниках, и говорить не хочется, им кроме денег ничто не дорого, ни свято. А мне нравится бывать на "Авроре", я и детей в свое время возила еще из Литвы, даже весь свой класс свозила, потом внуков водила, и всем гостям свои стараюсь показать легендарный корабль. Ну и что, что кораблю заменили корпус! В Репино (Пенатах) тоже Дом-музей И. Е . Репина восстановлен после войны, да таких музеев много, но это не делает их менее интересными! А злопыхатели всегда были и будут, им лишь бы что-то гаденькое ввернуть, сказать, не стоит обращать на это внимания.
0 Ответить
Гертруда Рыбакова, напрасно Вы считаете это злопыхательством.... Ведь на следующий день, прочитав в газетах как проститутки в пьяном угаре прыгали за борт с крейсера, страна ахнула. У многих, в том числе и у меня Аврора была святым символом, привитым с молоком матери.
Конечно, я считаю, что моряки от финансовой безисходности пошли на этот шаг. Но ведь и губернатор Питера в курсе дела была (выживайте, как можете), раз её помощники были на той пьянке.. Поэтому, комментарии гаденькими нельзя назвать. У многих читателей болит сердце от свершившихся дел. Не уверен, но возможно и сейчас там работает ресторан, но уже втихоря..
0 Ответить
Гема Гема, ни в коей мере не защищаю питерские власти, но объективности ради замечу, что крейсер Аврора входит в состав ВМФ ВС России, и следовательно командуют на нем военные. Значит все претензии к командующему ВМС, министру обороны и верховному главнокомандующему.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Александр Петров, претензий у меня к военным нету. Каждый из перечисленных занимается своим делом: командующие - бизнесом, министр обороны - пошивом формы для армии у Юдашкина (я тут недавно повидал в чем ходят солдатики на периферии, даже трусы им присылают родители), а Главнокомандующий - саммитами и значками-орденами...
0 Ответить
Владимир Рогоза, я ранее частенько бывал в Питере, уж очень нравится мне этот город. И жаль, конечно, что превратили этот символ вооруженного переворота в балаган.
На телевидении видел передачу, что настоящий крейсер Аврора давно лежит грудой металлома у берега Финского залива, а это стоит уже второй макет...
0 Ответить
Гема Гема, уничтожен практически весь корпус, это хорошо видно, так как раньше он был клепаный, а теперь сварной. Начинка корабля, надстройки, орудия и т.п. в значительной мере сохранены подлинные.
0 Ответить
Александр, спасибо за информацию.
В этом варианте песня есть вконтакте.
Спросила у 14-летней девочки, что она знает про Аврору.
-У Пушкина есть: навстречу северной Авроры...
-А еще?
-Ну, еще телеведущая.
-А крейсер Аврора знаешь?
-Слышала, но не знаю, что это такое.
-А что такое крейсер, знаешь?
-Машина какая-то. Что-то механическое.
0 Ответить
Какая интересная история у корабля.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
"Владимир Рогоза, а еще легендарный корабль в последнее время стал известен всем пьяными оргиями, которые там устраиваются ВИП персонам Санкт-Петербурга, которым наплевать на все. "
- а еще легендарный корабль в последнее время стал известен порнографическими прянишниковскими фильмами , сюжеты которых разворачиваются с участием "революционных" матросов, гимназисток и т.п. Санкт-Петербурга, которым также наплевать на все.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Вариант 2-го куплета:
Вспомнил ли время - горести тяжки,
Пламя пожаров, грохот брони,
Как умирали парни в тельняшках
Под Ленинградом в блокадные дни..
Этот вариант исполнял Эдуард Хиль
0 Ответить
Владимир, спасибо за статью.
Вы не упомянули детскую песню, которую, увы, практически не знает юное поколение: "Что тебе снится, крейсер Аврора".
А ведь когда-то она была очень популярна.
От своих родственников, переживших блокаду, слышала, что в ней был куплет, не вошедший в канонический вариант. Третья строка там что-то типа "так умирали парни в тельняшках" (рифмуется с чем-то тяжким).
Не знаете ли Вы или кто-нибудь другой что-то об этом?
0 Ответить
Владимир Рогоза, а еще легендарный корабль в последнее время стал известен всем пьяными оргиями, которые там устраиваются ВИП персонам Санкт-Петербурга, которым наплевать на все.
0 Ответить
Владимир, очень подробный и скрупулезный рассказ. Единственное - в революционный период славы "Авроры" там правили анархисты, а не большевики. Причем... по свидетельству очевидцев, им поставляли из сопредельных... кокаин. Меня, конечно, за это будут бить.
Но куда ж деваться от свидетельств, которые не принято выставлять напоказ. Свидетельства - из родни. Когда человек, умирая, рассказывает о своем брате с "Авроры", с которым хочет примриться перед смертью, этому трудно не поверить - ему ж незачем придумывать...
Оценка статьи: 5
0 Ответить