• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Галя Константинова Грандмастер

Куда исчезли Иверские иконы?

На святой горе Афон в Греции стоит древний и известный Ивирон, или Иверский монастырь. Основали его еще в 980 году грузины, собственно, его имя — это и есть Иверия, то есть грузинское название древней Грузии.

Иверский монастырь на Святой Горе Афон в Греции Фото: Michalis Famelis, по лицензии CC BY-SA 3.0

Знаменитый действующий мужской монастырь, одна его библиотека насчитывает огромное количество книг и свитков на греческом, латыни, грузинском и еврейском языках.

Через тысячу лет, в ночь на 31 октября 1997 года, в греческом «Гранд-отеле» в Афинах был зверски, с применением пыток, убит Хосе Муньос-Кортес, чилиец по происхождению, канадец по подданству. Он похоронен с почестями на русском кладбище в Джорданвилле, штат Нью-Йорк, США. То, что он берег все последние годы, приняв в Чили православие, исчезло безвозвратно. Убийц не нашли.

Объединяют эти (и не только эти) события Иверские иконы, таинственно исчезающие в России (СССР) и в Греции.

Иверская икона имеет древнюю и интереснейшую историю. Известна эта иконография с первого века, и по одной из легенд, первым написал образ апостол Лука — ученик и сподвижник Христа, автор одного из канонических Евангелий.

Сама история Иверских образов необыкновенна. Что происходило на протяжении первой тысячи лет — не совсем понятно. Но уже в IX веке нашей эры начались гонения на эти иконы, особенно прославился на этом поприще византийский император-иконоборец Феофил (829−842 годы). Его воины ворвались в дом, где хранилась икона, один из них ударил по ней мечом. Удар пришелся по щеке девы Марии, и с тех самых пор шрам присутствует на всех списках.

Вероятно, то была единственная икона с настоящим шрамом, но дело в другом: по легенде, из раны выступила кровь. Воины испугались, хозяйка умолила их взять «отступные» и не трогать икону. Ночью она опустила икону в воду, и та уплыла.

Иверская икона Божией Матери
Иверская икона Божией Матери
Фото: St. Apostle Luke, общественное достояние

Что было дальше с этой женщиной — неизвестно, а вот икона приплыла к горе Афон, где уже был построен монастырь. Там она и хранится по сей день, выказывая чудесную силу. Кроме «общепринятых» чудес, святыня указывает на сильнейшие земные катаклизмы — от землетрясений до войн.

А между Москвой и Петербургом, почти посередине, в Новгородской губернии, был построен свой Иверский монастырь. Основал его знаменитый патриарх Никон еще в 1653 году на одном из островов красивейшего Валдайского озера. Хотя тогда само озеро и леса пользовались дурной славой (даже языческие капища находили и нечисть всякую над озером видели). Монастырь так и назвали — Валдайский Иверский Богородицкий Святоозерский монастырь, и освятили его во имя Иверской иконы Божьей Матери.

Валдайский Иверский Богородицкий Святоозерский монастырь
Валдайский Иверский Богородицкий Святоозерский монастырь
Фото: Unknown author, по лицензии CC BY-SA 4.0

Это была точная копия афонской Иверской иконы, написанная еще раньше, в 1646 году, иконописцем-монахом Иамвлихом Романовым (иногда называют другое имя). Привезли ее вместе с планом Афонского Иверского монастыря, по образу которого строили Валдайский. Кстати, большую часть монахов в это время составляла белорусская братия, бежавшая от гонений униатов на родине. Они же привезли с собой типографию (первая провинциальная типография в Московском государстве).

Путь иконы в Россию был ознаменован новыми чудесами, которые Никон описал в своей книге «Рай мысленный». Прибыв в Россию, икона продолжала творить необыкновенное — и страшная холера на Валдае остановилась после крестного хода, и исцеления людям приходили. Почитали верующие икону, но в 1927 году монастырь прекратил свое существование, а Иверская икона была увезена. Судьба ее неизвестна. Конечно, сейчас есть новая копия, но где находится теперь та, старая икона, — одна из загадок.

Во время «путешествия» иконы на Валдай в Москве с нее была снята только одна копия, Никон запретил другие. В 1669 году эту копию Иверской иконы поместили в Иверской часовне у Московского Кремля, при Воскресенских воротах Китай-города. По традиции всякий, кто шел на Красную площадь, прикладывался к иконе, которая снова прославилась как чудотворная. Настолько, что этот факт признавали и живущие в Москве католики. Московские итальянцы, например, говорили, что «эта мадонна творит истинные чудеса».

Иверская часовня у Воскресенских ворот (фото Карла Фишера, 1900-е гг.)
Иверская часовня у Воскресенских ворот (фото Карла Фишера, 1900-е гг.)
Фото: общественное достояние

Едва ли удивительно, что сразу после революции часовня, которая упоминается во многих произведениях (Л. Толстого, И. Бунина, М. Цветаевой, даже Герберта Уэллса), была разрушена, все ценности конфискованы, икона увезена в неизвестном направлении. Сейчас часовня восстановлена, на Афоне был сделан снова и привезен в Москву новый список с Иверской иконы. Прежняя икона хранится в запасниках Третьяковки.

Казалось бы, дела давно минувших дней. Но вот с греческого Афона в канадский Монреаль был привезен новый список Иверской иконы. Ее хранителем был чилиец Хосе (Иосиф) Муньос Кортес (13 мая 1950 — 31 октября 1997 годы) из католического латиноамериканского рода от испанских аристократов. Еще в Чили, 14-летним мальчиком, он принял православие, съездил в Иверский монастырь на горе Афон и привез современную копию иконы (которая теперь называется Монреальская Иверская икона Божией Матери). В течение 15 лет эта икона мироточила, и Муньос Кортес ездил с ней по всему миру, вплоть до Австралии и Новой Зеландии.

Могила брата Иосифа
Могила брата Иосифа
Фото: Violette79, по лицензии CC BY-SA 2.0

В 1997 году в Афинах Муньоса Кортеса убили. Это был день памяти апостола Луки для православных (легко вспомнить, что, по преданию, написал самую первую Иверскую икону именно апостол Лука). В эту же ночь отмечался Хеллоуин (для других), что позволило автору статьи английской Википедии сделать предположение (скорее всего, взятое из прессы), что убийство совершили сатанисты. Так или иначе — совпадение странное. Икона же исчезла.

Кстати, уже от этой копии иконы сохранилась еще одна копия — она на Гавайях. В Гонолулу. Говорят, начала мироточить…

Удивительные истории для нашего времени. Они происходят во всем мире, они будоражат умы. Верить или не верить в чудотворные иконы — дело мировоззрения каждого отдельного человека, но понимать, что эти факты для очень и очень многих живы и реальны — необходимо. А уж понимать, что потеря культурных ценностей невосполнима — обязательно.

Так или иначе, в Греции на горе Афон бережно сохраняется то, что считается оригиналом Иверской иконы. Почитается она 12 февраля (25 февраля) и 13 октября (26 октября) по православной традиции. Иногда указывают и дополнительные дни.

Статья опубликована в выпуске 6.07.2010
Обновлено 9.03.2024

Комментарии (24):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Какое красивое место

    Оценка статьи: 5

  • Опять, видать, господину священнику не везёт в карты... Heiliger Hildulf, Ora Pro Nobis! Holario, Holario!

    • Денис, как прикажете отвечать?

      • Галя Константинова, а разве не понятно, что все эти "легенды" и "чудеса" - пиар-проекты? Попам тоже пить-есть охота.

        • Денис Леонтьев, всем "пить-есть охота". Вы встречали тех, кто изредка сушеными акридами питается? Дело не в этом.

          Есть разные способы познания мира. Наука, искусство, религия - они друг с другом могут пересекаться, могут и не пересекаться. Но они фактически равноценны, понимаете?

          Вы знаете, я уважаю чувства верующих. но я также уважаю чувства неверующих. Вопрос только в воинственности и тех, и других. Вот воинствующих и фанатичных немного сторонюсь.

          А легенды на пустом месте не растут. Ничего на пустом месте не растет.

          • Галя Константинова, религия - не более чем средство удержания народа в покорности. Кроме того, религия определяет совершенно разные добродетели для бедняков и богачей. И пороки тоже. Богачу религия разрешает пить-есть вволю, одеваться в пух и перья и эксплуатировать бедняков. Богач швыряет деньги за пачку дорогих свечей - и поп прямо-таки от имени бога заявляет ему, что бог-де простил ему все грехи, в т.ч. недавнее кровавое подавление восстания. Торговля свечами - вообще самое настоящее разводилово, ибо любой, кто знаком со спецификой свечного производства, скажет, что самой дорогой "рублёвой" свече красная цена - пятак! Богу деньги вообще не нужны. Деньги нужны попам. Бедняку же по религии полагается работать на богачей, запрещается засматриваться на их красивую жизнь и чего-либо требовать, бросать работу тоже запрещается, хотя забастовки показали себя как самое действенное средство борьбы пролетариата с эксплуататорами, не в пример набегам с кольями на барскую усадьбу и перевёрнутым трамваям поперёк улиц. Церковь вполне устраивает подобное положение, так как от власти ей немало перепадает за то, что она держит народ в узде. К бедноте же она поворачивается, простите, задницей, поскольку с неё имеет шерсти клок - бедняк по большим праздникам и то может позволить себе поставить плохонькую свечурку за алтын. Вот и получается - кто больше жертвует, тот и праведник. Кстати, в старину богачи считали бедняков изначально порочными, будто бы рождающимися готовыми бездельниками и ворами. Даже Мартин Лютер Кинг и Лавуазье высказывали подобное мнение. Впрочем, что с них взять - те же буржуи. А буржуи - верные прихвостни, подпевалы и прихлебатели эксплуататоров, лопающие подачки с их стола и готовые душу за них продать.
            ...Гораздо больше трудов доставила свиньям необходимость опровергать ложь, пущенную Мозусом, ручным вороном. Мозус, любимец мистера Джонса, был болтуном и сплетником, но в то же время краснобайствовать он умел. Он распространял слухи о существовании таинственной страны под названием Леденцовая гора, куда после смерти якобы попадают все животные. Она расположена где-то на небе, рассказывал Мозус, сразу же за облаками. На леденцовой горе семь дней в неделю - воскресенье, клевер в соку круглый год, а колотый сахар и льняной жмых растут прямо на кустах. На ферме терпеть не могли Мозуса за то, что он только рассказывает басни и не работает, но кое-кто верил в Леденцовую гору, и свиньям пришлось немало потрудиться, прежде чем они убедили всех в том, что такого места не существует.
            Самой безграничной преданностью отличались две тягловые лошади, Кловер и Боксер. Сам процесс мышления доставлял им немалые трудности, но раз и навсегда признав свиней своими пастырями, Кловер и Боксер впитывали в себя все, что было ими сказано и затем терпеливо втолковывали это остальным животным. Они неизменно присутствовали на всех сборищах в амбаре и первыми затягивали "Скоты Англии", которым обычно заканчивались встречи.
            Но, как оказалось, восстание состоялось значительно раньше и произошло куда легче, чем кто-либо мог предполагать. В свое время мистер Джонс был неплохим фермером, хотя и отличавшимся крутым характером, но потом дела его пошли значительно хуже. Просадив массу денег в судебных тяжбах, он перестал интересоваться делами фермы и стал регулярно выпивать. Целые дни он проводил на кухне, развалившись в своей качалке - проглядывал газеты, прикладывался к бутылке и время от времени кормил Мозуса кусками хлеба, вымоченными в пиве. Работники его слонялись без дела и тащили все, что плохо лежит; поля заросли сорняками; изгороди зияли прорехами, а животные часто оставались некормленными.
            /Оруэлл "Скотный двор"/


            Легенду же можно сочинить любую. Прихвостни поработителей выдумывают панегирики, прославляющие кровавых тиранов и выставляющих их благодетелями. Но в народе слагают иные легенды - о тех, кто придёт, осводобит народ от ярма и бича, а золочёную сволочь выжжет до двенадцатого колена. Христианство тоже изначально было верой угнетённых. Но угнетённые, сбросив угнетателей, просто занимают их место.
            Большевики тоже не без греха - их байки из той же серии. "Работай на нас задаром, а теоретически, после дождичка в четверг и когда наши генетики научат раков свистеть, возможно, будет тебе река из лимонада, берега из шоколада!" А вот дудки. Ты мне дай здесь и сейчас сполна за всю мою работу, либо выдай долговую расписку, гарантированную всем твоим наличным капиталом, а за пустые обещания на словах я на тебя работать не стану и дать тебе ничего не дам, разве что по шее, да догоню и ещё наподдам! Попы - жулики и дармоеды. Оттакот. И помойму в самые страшные года ни один поп с голоду не помер.

            • Галя Константинова Галя Константинова Грандмастер 8 июля 2010 в 22:32 отредактирован 8 июля 2010 в 22:57 Сообщить модератору

              Денис, - как выступление красного агитатора начала 20-ых годов из «Союза безбожников».))

              Вы не перепутали Лютера и Мартина Лютера Кинга?

              А по существу – слишком большой вопрос, ответить можно очередной большой книгой на бесконечную тему. Если вкратце. Помните: «Почем опиум для народа?». Именно в таком духе и было принято обличать церковников после революции. А действительно – почем опиум? Тот, который используется для обезболивания физических страданий? А религия (религии) используются для облегчения духовных и нравственных страданий человека.

              Это – оставляя в стороне вопрос: верю-не верю. Кроме того, нужно все-таки отделять вероучения от церковных практик. Потому как священнослужители – такие же люди и могут поддаваться всяческим искусам. )). А в основе любой мировой религии лежат абсолютные нравственные ценности. И отрицать их – значит, отрицать саму человечность.

              Воинствующий атеизм уже неоднократно в истории оборачивался злодеяниями, Вы скажете, что и обратное верно, но давайте не будем впадать в крайности. Недаром же середину в народе называют золотой.

              И "попы", как Вы их называете, точно так же погибали в страшные годы. И попробуйте сочинить легенду, которая будет столетиями и тысячелетиями восприниматься человечеством. Не выйдет, Денис, не получится. Нельзя придумать.

              По поводу богач-бедняк и стремления к справедливости – на это есть теория классовой борьбы, Вы ее здесь вкратце изложили. Но даже в своем фундаментальном виде эта теория страдает крайним утопизмом, ничуть не меньшим, чем религиозные концепции. Вы все время ищете «белых и пушистых», но смогли найти их только в японских аниме. Можно и в сказках найти. А живые люди – это живые люди. И они имеют право на свои внутренние чувства, те или иные. Стоит ли их так откровенно демонстрировать?

              Денис, мне странно от Вас слышать подобное. Религия – часть культуры, культура – часть религии. Вы-то это знаете.

              • Да, помните, этой весной были репортажи из Турина? Там выставляли плащаницу. Вы знаете, наверное, что она официально не признается толком ни Ватиканом, ни РПЦ. Просто есть некая знаменитая Туринская плащаница, которую продолжают изучать.
                И был опрос людей на улицах - жителей города. Они отвечали: нам все равно, что говорят, для нас это - плащаница, в которую заворачивали Христа. А вы изучайте, если хотите, но наш внутренний мир не трогайте.

                Обычные горожане, занятые обычными делами. Но для них плащаница - реальна. При этом сами они совершенно спокойны и никого ни в чем не собираются убеждать. Это их дело.

                А то, что практически все искусство связано, так или иначе, с религиозными верованиями человечества - Вам ни о чем не говорит?

                • и последнее пока.
                  Кроме известных потребностей, у человека возникают еще какие-то, менее материальные. Это 1.

                  2. Пока наука замечательно может ответить на вопросы, связанные с "Почему?". НО на вопрос "Зачем?" - пока не может. На этот вопрос отвечают религии. Можно принимать этот ответ, можно не принимать.

                  В любом случае, для человека лучше, когда мир предлагает ему несколько возможностей, а не одну.

  • Иверские иконы, которые последовательно исчезли и в СССР, сразу после революции, и несколько десятилетий назад – в Греции
    Вообще-то Иверские иконы в России никуда не исчезли)) Это - одна из очень популярных в России иконографий богородичных образов. Списков этой иконы - множество. Списки выполнялись и для местных рядов храмовых иконостасов, и для домашних иконостасов.
    читать дальше →

    • Люба Мельник, Вы видите отличия между научным и популярным текстом?

      Все, что написано - точные факты (за исключением легенд). При чем здесь война? Что Вы имеете в виду? То, что здесь описано - имело место быть. То есть исчезла икона Валдайского монастыря, исчезла икона Иверской часовни, исчезла Монреальская икона. Все. Что еще Вы хотите знать? То, что Вы пишете, ничуть не противоречит сказанному в статье.

      • Галя, я ведь указала вам на конкретные неточности и ошибки, даже не стала говорить об опечатках.
        Вы копию именуете оригиналом. Вы перепутали 1-й и 2-й списки афонских Иверских. Вы ошиблись с именем императора. С веками, с датировками. Вы перечисляете здесь три иконы - при том, что я отметила: часовенная Иверская - в Третьяковке, об этом уже в Православной энциклопедии записано. Никону приписали авторство сборника, в котором основная часть выполнена не им... Популярный текст - не значит неточный и искажающий факты.
        Объединяет эти (и не только) события Иверские иконы, которые последовательно исчезли и в СССР, сразу после революции, и несколько десятилетий назад – в Греции. подумайте над грамматикой этой фразы. И хорошо бы вообще текст перечитать.
        Иверская икона имеет древнюю и интереснейшую историю. - это ведь не о валдайской Иверской, не о часовенной, не о монреальской. Это - об Иверской иконе как о особом иконогр. изводе.
        Само по себе это делает икону чудом, и это чудо хранится в Иверском монастыре на горе Афон. Осталась она как оригинал, и остался список этой иконы в Гонолулу, на Гавайях. - это о той иконе, которую вы называете оригиналом, "по легенде" - работы ап. Луки. То есть здесь вы утверждаете, что список древней Иверской - на Гавайях.
        Кстати, уже от этой копии иконы сохранилась еще одна копия – она на Гавайях. В Гонолулу. - а это уже речь о списке древней иконы - о Монреальской Иверской. С Монреальской сделан список - и он находится на Гавайях.
        Так что же в Гонолулу находится - копия древнейшей Иверской, или копия Монреальской - современной копии древнейшей? Или обе вместе?

        • Галя Константинова Галя Константинова Грандмастер 18 мая 2010 в 01:34 отредактирован 21 мая 2010 в 16:00 Сообщить модератору

          Люба, большая часть материалов было взято с сайта Валдайского монастыря. Прикажете им не верить?
          http://www.iveron.ru/37/

          Также я не раз там бывала, когда ездила по трассе. Естественно, и разговаривала с людьми. Есть еще и книги по теме, но сюда же не выставишь. к сожалению.

          В Гонолулу находится копия Монреальской иконы, это по текту понятно. Текст перечитан достаточное количество раз.

          • ))) Приказываю))) Галя, "Феофид" - тоже ведь оттуда, а не придуман вами.
            Сейчас выходит и практически одновременно появляется в интернете "Православная энциклопедия". И разумнее пользоваться именно их материалами, а не сайтами церквей и монастырей, которые наполняются бог весть чем - сказками первой половины 19-го века, краеведческими анекдотами. Единственно чему можно там доверять - хронике современной жизни храма, прихода или обители.
            О копиях и копиях копий - я ж цитаты привела, из которых как раз и непонятно, о чем речь: Гавайская Иверская - копия оригинала или копия копии. Уж простите, повторю: "Само по себе это делает икону чудом, и это чудо хранится в Иверском монастыре на горе Афон. Осталась она как оригинал, и остался список этой иконы в Гонолулу, на Гавайях". Смотрите же: "икону чудом, и ЭТО чудо" - в первой части фразы. Во второй: "она как оригинал, и остался список ЭТОЙ иконы". Которой "этой" - ясно же, той, которая "она" и "оригинал". Я ж и говорю - грамматическими несообразностями порождены неясности, а то и ложные истолкования.

            • Галя Константинова Галя Константинова Грандмастер 18 мая 2010 в 01:57 отредактирован 18 мая 2010 в 02:41 Сообщить модератору

              Люба, мне представляется, что есть достаточно много заслуживающих доверия источников, между которыми, к сожалению, часто возникают противоречия. Но физической возможности проверить достоверность, или то, что Вы называете "сказками первой половины 19-го века, краеведческими анекдотами" - нет ни у кого.

              Вспомните, как еще недавно советскими пропагандистами называли сказками всякое религиозное высказывание.

              Могу убрать слово "эта", если у Вас оно вызывает ложное истолкование. Про Гавайи несколько раз четко написано, "чья" это копия.

          • Галя Константинова Галя Константинова Грандмастер 18 мая 2010 в 01:38 отредактирован 18 мая 2010 в 02:57 Сообщить модератору

            Люба, еще раз: никаких описок. Насчет имени императора - смотрим сайт монастыря.

            В царствование императора-иконоборца Феофида (829-842) неподалёку от города Никее жила благочестивая вдова с сыном. У неё в доме была потаённая комната, в которой хранилась древняя икона Божией Матери.

            Источники бывают разные, однако не доверять информации собственно из Иверского монастыря у меня нет оснований.

            • Люба Мельник Бывший модератор 18 мая 2010 в 01:54 отредактирован 18 мая 2010 в 01:55 Сообщить модератору

              Галя Константинова, я именно на этом императоре в вашем тексте и споткнулась, с него все и началось. Не византийское это имя. Это типичная ошибка, допущенная при сканировании и опт. распознавании текста (вот, кстати, здесь видно, как такие ошибки делаются
              И уже это характеризует тот источник, который вы выбрали.

              • Галя Константинова Галя Константинова Грандмастер 18 мая 2010 в 02:05 отредактирован 18 мая 2010 в 02:59 Сообщить модератору

                Люба Мельник, извините еще раз, претензии - к источникам. А Вы считаете, что сайт монастыря делали безграмотные люди? На других церковных сайтах нашла такое же написание имени этого императора. Не исключаю, что у них - своя транскрипция некоторых имен. Хотя в данном случае - несколько странно, потому что теряется смысл прямого перевода имени.

                Кстати, источников было много, не только этот сайт, как Вы понимаете. Феофил часто прозываем Феофидом, наверное, не случайно, но это же не проблема, и для меня нет никакой разницы, могу буковку изменить.

      • О запрете хоть Никона, хоть кого делать списки иконы. Пустое - говорить об этом без ссылки на Павла Алеппского (а именно он источник здесь) и без оговорки, что это заявление более ничем не подтверждается, некорректно, потому что практика свидетельствует об обратном

        Вы всерьез? Я должна была ссылаться еще и на Павла Аллепского? Может, завести большой историографический спор?

        По поводу "освятить во имя" - да, возможно, не стану спорить, все остальное мне представляется совсем не по существу, уж извините.

  • Познавательный рассказ

    Оценка статьи: 5