При этом допускалось, что изначально, то есть с момента изготовления, она могла быть «хорошей» или «плохой», в зависимости от этого и хлеб получался удачным или наоборот. При обнаружении «дурных наклонностей» дежи ее подправляли. Например, добавляя одну из клепок — боковых планок, из которых составлены стенки, и меняя, таким образом, их количество с четного на нечетное или напротив — с нечетного на четное.
С квашней было связано немало поверий. Даже хорошую дежу считали подверженной сглазу, а потому не дозволялось отдавать ее кому бы то ни было в долг, допускать, чтоб через нее перелетала курица или к ней подходила корова. — Это могло «испортить» и без того капризное, как считалось, создание, и тогда хлеб будет неважнецким. К таковым же последствиям могло привести заглядывание в квашню мужчины, которому и прикасаться-то к ней не всегда дозволялось.
Кроме того, хлебную кадушку нужно было непременно-обязательно держать в тепле и в тишине, не допускать ударов, не ставить на землю. Под нее клали подстилку из одежды и накрывали ею же, причем если внизу была женская, то сверху — мужская, и наоборот. Согласно другому обычаю, кадушку ставили на лавку под образами или на стол в горнице, покрывая хлебной скатертью.
Но если все-таки приключалась такая незадача, что дежа «портилась», то в этом случае прибегали к особым обрядам для того, чтобы восстановить ее былые свойства. Например, окурив освященными травами, кадку переворачивали вверх дном, ставили на порог, втыкали нож и лили сверху кипяток из ложки определенное количество раз. Другой способ заключался в том, что хозяйка трижды ударяла по дну квашни, после чего громко заявляла, обращаясь к ней: «Буду бить снова, если не исправишься!». Таковая угроза признавалась действенной для того, чтобы «приструнить» кадушку.
Как видим, в отношении сакрального предмета применялись физические меры воздействия. Но были и другие. Полагали, что верным средством, обеспечивающим «послушание» дежи, является вынос ее на ночь во двор на Похвальной неделе, то есть пятой в Великий пост. В это время квашня будто бы не может удержаться от того, чтобы похвалиться Господу, что у нее имеется хлеб, и как только она «объявит» о том, так сразу и обретет утраченные качества.
«Именинным» для квашни днем был Великий четверг на Страстной неделе, когда проводился ритуал ее «очищения». Помыв кадушку и натерев солью, чесноком или луком, накрывали ее крышкой или переворачивали, «подпоясывали» красным женским кушаком или полотенцем, или хмелем, накрывали чистой скатертью, на которую клали хлеб и соль, выносили во двор и оставляли на восточной стороне до восхода солнца.
Этому действу придавался символический смысл, который в одних местах понимался как-то, что квашня таким образом «исповедуется», в других — что «говеет», в третьих — что «отдыхает», в четвертых — что «торгует» или «идет на базар»
Ее часто использовали в качестве оберега. При пожаре брали в руки и поворачивали в открытом виде против огня. Это считалось средством защиты от разнесения пламени ветром. Чтобы отвести грозовую тучу, что появилась не ко времени, дежу носили по скотному двору.
Для прекращения града закрытую дежу с иконой Николая-угодника, положенной на ее крышку, выносили из дома на улицу. В квашню полагалось заглядывать по возвращении с кладбища, чтобы не принести в дом нежить, что обретается в скорбном месте. При переселении в новый дом хозяева приносили туда кадушку с замешанным в старой избе тестом.
По глубокому убеждению наших предков, она была одушевленной вещью, а поскольку связана непосредственно с понятием рождения, то на квашню-дежу возлагалась ответственная и почетная роль в свадебных обрядах. Впрочем, об этом будет отдельный рассказ.
Валентина Пономаева, мне интересно, вы взяли, к примеру заговор: «Буду бить снова, если не исправишься!», из какой нибудь книги или просто, это знакомо всем? В Польше хозяйки тоже говорили такое Есть ли у вас книга с похожими заговорами?
0 Ответить
Валентина Пономарева, а вот еще отыскала формы для выпечки хлеба - каравай и буханка (пирожок)
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Любовь, у моей бабушки точно была такая форма-буханка!
0 Ответить
Вот у меня что-то похожее. Но пока не нашла. ))
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Валентина Пономарева,
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Любовь, супер!
0 Ответить
Ее часто использовали в качестве оберега. Удивилась. А статья очень замечательная. Спасибо, Валюша
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Оленька, благодарю
0 Ответить
Валентина, сейчас подумал: наверное поэтому к процессу создания хлеба избегали употреблять глагол "делать". Раньше говорили "творить тесто", "творить хлеба". Такое выражение создает ощущение некого священодействия.
Сейчас стали говорить "завести тесто". Уже не так, но тоже как к живому.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Владимир, у бабушки в деревне говорили: "затворить тесто"
0 Ответить
Сейчас даже в деревнях практически перестали печь домашний хлеб. В свое время любил - еще теплую краюху с медом и молоком. 5
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Владимир, присоединяюсь - действительно очень вкусно
0 Ответить
Валентина Пономарева, очень интересно. Спасибо
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Татьяна, и Вам - за отзыв и оценку
0 Ответить
Валечка, замечательный рассказ! Смутно помню из детства деревянную квашню у бабушки, правда, из-за войны тесто там делали не часто.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Гера, но тот хлеб был особый, да?
0 Ответить
Валентина Пономарева, да тогда любой хлеб был для нас вкуснне пирожного нынешнего - голодали же постоянно. Ржаное тесто бабушка затворяла.Вот точно Владимир подметил, именно так у нас и говорили - затворить тесто!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Гера, да, конечно!
0 Ответить
Поробую снять - у меня от бабушки что-то такое осталось. Самой интересно - та самая?
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Галя, это было бы бы здОрово! Заранее благодарна
0 Ответить
попробую. Не уверена, что именно та самая, но деревянная и полукругом, правда. Поищу.
Оценка статьи: 5
0 Ответить