На образование тратятся огромные средства. Посмотрим на главный город страны — здесь всё должно бы быть лучше, столица всё-же, не так ли? Итак, согласно городской целевой программе развития образования «Столичное образование — 5», рассчитанной на 2009−2011 годы, только в 2010-м году планируется потратить 52 259 845 тысяч рублей. Цель программы (цитата): «создание условий и инновационных механизмов развития системы столичного образования как основы формирования человеческого потенциала и социального обновления региона». Другими словами, цель — что-то делать, но не достичь более высокого уровня грамотности людей. И это лишнее подтверждение тому, что действующего решения для повышения уровня образования, уровня знаний в существующей системе образования, к сожалению, нет.
Многие очень надеются на то, что обеспечение учебного процесса компьютерами способно изменить существующее положение дел (это отражено и в вышеупомянутой программе, об этом мы часто слышим с экранов телевизоров). В 1999—2002 годах агентство Образовательных Коммуникаций и Технологий Великобритании (British Educational Communications and Technology Agency) изучило результаты использования компьютеров и Интернета в 60 школах Англии. В отчете говорится, что повышения успеваемости учеников ни по одному предмету и ни для какого возраста не было обнаружено.
Иллюзию наличия образования поддерживают в нас проводимые в школах и на ТВ различные «интеллектуальные» игры. Но если посмотреть поближе, как такового интеллекта (то есть способности решать жизненные задачи) участники не демонстрируют. Ведь от них требуется знать названия и события, на скорость выдавать имена и даты, выделывать прочие фокусы с памятью. Это может быть хорошим тестом для проверки работоспособности компьютера, скорости работы электронной картотеки, но никак не способностей Человека — разумного, мыслящего существа, способного делать выводы и открытия, создавать новые механизмы и произведения искусства.
Какое-то время тому назад в передаче «Минута славы» выступали два мальчугана. Они демонстрировали гибкость и силу своих тел. Не секрет, что к спортсменам нередко относят поговорку «сила есть — ума не надо». Вероятно, чтобы опровергнуть её, ребята демонстрировали способность, которая, казалось бы, должна говорить о развитости ума: они передали жюри толстую книгу стихов и просили назвать любую страницу и строку в книге, а затем начинали цитировать стихотворение. В зале это вызывало бурю аплодисментов. Татьяна Толстая, находившаяся в жюри, задала парнишке вопрос: «А ты сам-то понимаешь, о чём тут говорится?», на что мальчишка с чистой искренней улыбкой на лице мгновенно ответил: «Не-а!».
Ужасно обидно, что столько сил потрачено лишь на то, чтобы превратить человека в ходячего робота, справочник, носитель информации (подобно жёсткому диску компьютера большого объёма), а не разумное мыслящее существо, способное понимать и использовать полученную информацию. Школа, которая оценивает только скорость и точность воспроизведения, не давая понимания, — отупляет, ведёт к деградации, заставляет поверить в существование интеллекта там, где его на самом деле нет.
Вот в чём секрет той странности, что можно наблюдать в жизни, когда бывшие троечники становятся со временем начальниками над теми, кто в школе имел успех. Отличник в школе, которым гордятся родители, поступает в институт, получает диплом и… не может устроиться и работать по специальности. Потому что не умеет делать то, чему «учился». А не умеет — потому что не понимает как. У него теория не согласуется с действительностью. Зато троечник может быть очень хорошо устроенным в жизни. Как в старом анекдоте: пожилая учительница математики встречает на улице своего ученика, который очень хорошо «упакован», и с удивлением спрашивает: «Петров, как тебе удалось так устроиться в жизни?!» — «Да вот, Марь Иванна, торгую сигаретами. За рубль покупаю, за два продаю, на эти два процента и живу».
Школа, изначально предназначенная для того, чтобы готовить молодых людей к жизни, очевидно, не способна подготовить молодых людей к жизни. Другими словами — не увеличивает понимание того, что же из себя представляет жизнь там, за окном.
Как вы себя чувствуете, если вы чего-то не понимаете? Глупыми и беспомощными. А если при этом вас начинают ругать, оказывать давление и принуждать делать те вещи, которые вы не понимаете, как нужно их делать и при этом вам не могут объяснить, зачем как их делать. Вас заставляют хорошо учиться, не объясняя — как?
Спросите любого взрослого, даже имеющего большой стаж преподавательской деятельности. «Занимайся прилежнее», «будь внимательнее», «хорошо отдыхай» — вот те «рецепты», которые существуют уже много столетий, но которые так и не привели к прогрессу в образовании. Эти рекомендации не дают ответ на вопрос, как же нам всё-таки понять, что написано в инструкции к прибору и научиться пользоваться этой техникой. Так происходит потеря веры в себя, за которой следует угасание интеллекта и потеря способностей. «Я не хочу даже думать (интеллект) и пробовать (способность)! У меня всё равно ничего не получится (падает самооценка).» И со временем в жизни накапливается всё больше таких убеждений.
Те, кто сдались и поверили, что настоящего решения проблемы в области образования не существует и появиться не может, часто ждут каких-то хитрых трюков или разрабатывают хитроумные методики, позволяющие натренировать человека решать задачи определённого вида или выполнять функции определённого типа: запоминать длинные формулы, ловко набрасывать велосипедную цепь, чтобы можно было ехать, или рассчитывать процент по кредиту. Или добывать уголь в шахте. Но если шахтёрский труд становится не нужен стране (работа опасная, пусть лучше её делают механизмы и роботы), тот, кто не умеет учиться, получает огромную проблему. Нужно переучиваться, овладевать другой специальностью, чтобы не стать безработным. А учиться никого никогда не учили.
Однако, несмотря на кажущуюся безысходность ситуации, решение было найдено и может быть использовано для исправления и изменений к лучшему. Это решение называется «технология обучения». Эта технология используется центрами Прикладного Образования по всему миру. Она позволяет повысить способности, восстановить грамотность и поднять коэффициент интеллекта. И педагоги старой школы, когда узнают и испытывают технологию обучения, уже не торопятся возвращаться к старым методам. Зачем говорить ученику не имеющее особого смысла «занимайся прилежнее», если можно сделать совершенно конкретные шаги и понимание приходит на смену «тупости» и «неспособности»? Пройти двухгодичную программу средней школы за один год — нередкое явление в школах Прикладного Образования. Курс геометрии может занять всего 20 часов.
Технология обучения может быть использована в бизнесе. Когда вы добиваетесь понимания покупателями свойств и качеств вашего продукта, вы получаете интерес и внимание, люди начинают понимать разницу между хорошим и плохим продуктом или услугой. Кажется, наши предки знали это. В старой книге «Курс женских рукоделий» есть такие строки: «Женщине, в какое бы положение она ни была поставлена, всегда полезно знание шитья. Если она богата, и ей нет нужды заниматься шитьём, умея хорошо шить сама, она может отличить дурную работу от хорошей». В случае с бытовой техникой, например, важно понимать, что какая техническая характеристика обозначает — чтобы понимать, какую модель купить, какая прослужит дольше, смысл той низкой цены, которая указана на ценнике. Хорошее образование (если это действительно образование, а не набор фактов) окупается.
Технология обучения имеет две стороны применения: учительскую и ученическую. Они соответствуют тем задачам, которые стоят перед каждой из сторон: учитель должен качественно объяснить материал, а ученик — уметь воспринять, выделить главное и отсеять ложные данные (если встречается с ними), действительно понять материал, который изучает и быть способным действовать. Если же он всего этого не может — можно ли сказать, что он обучен? Вопрос риторический. Конечно, нет.
Технология обучения как нельзя лучше отвечает современным требованиям в том смысле, что каждый обучается самостоятельно. Инструктор, присутствующий в аудитории, лишь направляет и помогает изучить материал качественно и быстро. Наиболее известная и важная часть всей технологии обучения касается нахождения слов, которые не понимаете вы (когда обучаетесь сами) или тот, кто обучается. И главное — прояснения значений этих слов. Это то, чем должен владеть каждый человек. Ведь когда вы не понимаете хотя бы одно слово, вы не сможете понимать и действовать.
«Разница между сообразительным студентом, то есть таким, который учится очень, очень быстро, и тупым студентом, то есть таким, который учится очень, очень медленно, — это всего лишь разница между добросовестным и недобросовестным студентом.» — писал Л. Рон Хаббард. В разработанной им технологии обучения, описанной в таких базовых книгах, как «Учись учиться» и «Руководство по основам обучения» (откуда и взята эта цитата), несмотря на их небольшой объем, описаны причины и способы справиться с огромным количеством самых разных проблем, имеющихся в области обучения и образования.
Каждый может усвоить эту технологию, стать более способным, а также помочь стать более способным тем, кто его окружает. А от этого зависит насколько вы сможете справится с трудностями, возникающими на вашем жизненном пути. От этого зависит, насколько человек чувствует себя несчастным или счастливым.
Научитесь учиться. Преодолевайте любые проблемы, с которыми сталкиваетесь, учась у других или находя собственные решения и делясь ими с другими людьми, передавая свой опыт. И будьте счастливы!
Елена Бабичева,
сотрудник АНО
«Прикладное Образование СНГ»
Несколько крайняя, даже экзальтированная точка зрения. Даже не хочется спорить, тем более в преддверии праздников, с сентенциями...