«Так и есть» — сказал водитель, ощупывая рукой заднее колесо, вернее, пространство между колёсами. Полез в кабину, вынул домкрат и монтировку. Приподнял чуть, провернул двойное колесо и выковырял монтировкой громадный булыжник, застрявший в пространстве между покрышками. Можно только предполагать, сколько беды мог произвести столь увесистый «камушек», вылети он в неподходящий момент в лобовое стекло идущей сзади машины.
Но откуда водила знал, что фига показанная — не оскорбление, а именно камень, зажатый между двумя покрышками. Спрашиваю… «Так это ж все знают. Вот если б он просто пальцем вниз показал, это колесо пробито. А кукиш, значить, камень зажало. Ладошки сложил-разложил — будка открылась. Я тоже всегда это… Фарами моргну, если гаишники стоят, а если поблагодарить, аварийкой моргну.»
Вот она, водительская солидарность. Вернее сказать, только водительской братии понятный язык. Да и то не всем. Говорить на простом человеческом языке автомобиль, конечно, не умеет. Исключения с «матюгальниками» типа гаишных и других спецмашин в расчёт не берём.
Чем же мы можем сказать что-то другим участникам дорожного движения? Выбор у автолюбителей небогат. Какая бы ни была крутая машина, сказать что-то другим людям, сидящим за рулями встречных и попутных авто, мы можем лишь тем, что видно и слышно на дороге, причём и во время движения тоже. Дальний и ближний свет, аварийка, указатели поворотов, стоп-сигналы, звуковой сигнал (клаксон), ну и руки. Можно использовать и то, что есть в багажнике, но об этом позже.
Роскомнадзор: сайт youtube.com нарушает законодательство РФ
Итак, поехали.
1. Одно короткое мигание дальним светом. Смысл двоякий: или просят обратить внимание, или благодарят, типа «понял, спасибо». На будущее — спасибо дальним светом лучше «не говорить». Авария может случиться. Лучше аварийкой коротко мигнуть.
2. Два коротких мигания дальним светом. Ну, хто ж этого не знает! Впереди опасность, чаще всего гаишная засада. Ну, и вообще-то это международный знак «снижай скорость». Понятен он, по-моему, водителям всего мира.
Если с двойным дальним светом встречная машина включает указатель поворота, значит, именно с этой стороны дороги милицейская засада или другая опасность.
Вот пример реальной дорожной обстановки: сворачиваю как-то с трассы на асфальтовую дорогу, уходящую поворотом в яму, скорость под сотню, после трассы-то. А из-за поворота «Жигуль» тихонечко выворачивает. Два раза дальним мигнул. Затем поворотником левым. Сбросил я скорость до тридцати. Мало ли что… А за поворотом «Камаз» с металлом перевернулся, не вписался в поворот. Весь асфальт в железках. Да ещё кран, ДПС, «скорая». Ехать можно только по обочине встречной полосы. Как же я благодарил тогда водителя этого «Жигуля»! Дай Бог ему всего, всего, всего.
3. Короткий сигнал дальним в спину. Просят пропустить. Если не спешите, пропустите, может, действительно надо человеку. Только учтите, часто пользуются этим сигналом и любители автоподстав: сзади кто-то просит пропустить, дальним мигает, а справа дорогая иномарка с заранее разбитым стеклом или расколотым бампером. Если пропускать не хотите, быстро нажмите тормоз, чтоб сработали стоп-сигналы, но не тормозите. Проверено, сзади отстанут. Вы же тормозите, а кому охота в ваш зад въехать.
Кстати, если вас обгоняет фура, особенно в тёмное время суток, мигните дальним, когда обгон завершен и грузовику можно перестраиваться в правый ряд. Водителю фуры часто просто не видно, можно ли перестраиваться.
4. Короткий дальний сигнал сбоку. Просят пропустить. Или вы просите. Особенно хорош этот сигнал, когда надо влиться в плотный поток на загруженной улице. Мигаешь дальним, просишь пропустить. Кто-нибудь да притормозит, пропустит. Пусть не первая машина и даже не вторая. Сигналом к пропуску служит снижение ее скорости или ответная вспышка дальним светом, что означает «проезжай, уступаю».
5. Мигнуть или дважды мигнуть аварийкой — знак благодарности или извинения. Только не надо больше, подумают, что у вас действительно что-то сломалось.
6. Частое мигание фар встречных авто — «выключите дальний, ослепляет». Или со светом фар что-то не в порядке. Ещё так могут предупреждать об опасности впереди.
7. Короткий гудок — обычно знак благодарности. Приятно услышать такой. Но не всегда. Иногда бибикают, чтобы привлечь внимание, например, чтобы указать на неисправность.
8. Поворотники. Обычно для информации поворотники используют водители дальнобойных фур, грузовиков и автобусов на узких дорогах. Если у идущей впереди фуры беспрерывно мигает левый поворотник, значит, обгонять нельзя! Если непрерывно замигал правый поворотник — можно обгонять.
Ну и повторюсь. Если с двойным дальним светом встречная машина включает указатель поворота, значит, именно с этой стороны дороги милицейская засада или другая опасность.
9. Жестами можно тоже много чего показать. Кисть руки описывает круг и показывает вниз — спущено колесо.
Укажут на обочину (обычно привлекут ещё внимание светом фар или коротким гудком) — у вашей машины неисправность, надо остановиться.
Хлопают ладонью в воздухе — открыт багажник.
Фига в вашу сторону — застрял камень в колесе. Ну, если у вас машина с такими колёсами — «Газель», грузовик, автобус.
10. Предметы в багажнике. Если вы сломались и стоите на обочине (обязательно надо сразу включить аварийку и выставить знак аварийной остановки), дайте проезжающим знать, что сломалось. Если кончился бензин, голосуйте с канистрой в руке. Если нужно взять вашу машину на буксир — размахивайте тросом. Ключа нужного в наборе нет — машите ключом в руке
Да, юридической силы эти «правила» не имеют. И всё же, зная их, вы избежите многих неприятностей. Возможно, очень серьёзных.
Ещё в поездке на машине надо знать одну простую вещь — за многие такие «знаки» можно нехило получить от инспекторов нашей доблестной ДПС. И не в хорошем смысле, а как раз наоборот. Так, за двойное мигание дальним светом вас могут привлечь к ответственности по
И на прощание хочу дать полезный совет — на других не надейтесь. Вас не всегда поймут, особенно женщины и начинающие водители. Старайтесь ездить по правилам. Правила дорожного движения придуманы не гаишниками, чтобы с водил денег поболее взять, а кровью и чьими-то жизнями. Миллионами жизней! Исключения, конечно, бывают, аварийные ситуации и явные психопаты на дороге в наше время сегодня встречаются гораздо чаще, чем раньше.
Не знал только про дальний фуре, что можно перестраиваться при завершении обгона
0 Ответить
Если вы не материтесь за рулем - значит вы не следите за дорогой.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Хорошая статья.Всё правильно.Права с 67года.Михаил.
0 Ответить
Очень интересно, спасибо!!!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
спасибо,отличная статья.Про жесты не знала.Этой осенью много ездила за грибами- дорога из Сергиева Посада на Калязин. Там широкие обочины,и где только возможно,фуры и автобусы прижимаются ,пропуская быстрые легковушки да ещё поворотниками покажут,мол давай.Народ обгоняет, и обязательно их благодарит аварийками.Так приятно было от взаимной вежливости!!!!!!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Про фигу где-то уже читал. Остальная сигнальная азбука треба заучивания, причём могут быть разночтения и истолкования. В основном потребители её чаще нарушители,хитрованы, крутые и приверженцы "спортивного вождения". Знать не лишне. Здесь основной знак благодарности или уступки дороги.
Оценка статьи: 4
0 Ответить
Позновательно, спасибо.
0 Ответить
-Спасибо. Полагаю, это только начало систематизации языка жестов на дорогах. Так держать!
0 Ответить
Очень интересно! За рулем с 1968 года. Всё, о чём написано, знаю. И тем не менее систематизировано классно! О падении культуры поведения на трассе, особенно в дальнем пути - согласен. Ежегодно езжу по маршруту: Североморск-Херсон-Кишинев-Североморск. Пути выбирал каждый раз разные. Пересекаю несколько раз границы сопредельных государств и каждый раз вижу, что лихачей становится всё больше, адекватных и вежливых водителей всё меньше. Это не стариковское ворчание. Это факт! Еще 3-4 года назад было модно приветствовать людей своего региона в "чужих" областях. Теперь это уходит. Было принято остановиться и помочь человеку в дороге при аварии у него, но это до конца 80-х. Теперь это может стать смертельно опасным. Лихие 90-е отучили.
А вот ментовские знаки на правах - нечто новенькое для меня. Пойду посмотрю!
Статья, как всегда, выше похвал!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
СПАСИБО! КОЕ-ЧТО НЕ ЗНАЛ. ХОТЯ МОЖЕТ В РАЗНЫХ РЕГИОНАХ ЕСТЬ ОТЛИЧИЯ?
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Спасибо, прочёл с удовольствием.
0 Ответить
Добрый день.
Я хоть и не считаю себя новичком на дороге, но тем не менее узнал для себя парочку новых "знаков".
Автору большое спасибо, статья очень полезная и поучительная. Еще раз спасибо
0 Ответить
Отличная статья. Многие знаки знал, но вот с жестами ни разу не сталкивался
0 Ответить
Автору сразу говорю большое спасибо за статью прочитал и понял кое что еще и для себя так как я еще только начинающий автолюбитель и всех фишек не знаю, но о гаишниках всегда предупреждал тоже других участников дорожного движения, но я на дорогах замечал такую ситуация специально считал сколько народу мне маргнет фарами и оказалось и не так много где то 50 процентов но и эта цифра радует, видимо не перевелись еще нормальные солидарные водители которые наверняка тебя могут пропустить в какой нибудь момент, и ты начинаешь глядя на их примеры становится лояльным по отношению к водителям и это правильно поскольку нужно уважать друг друга в любой ситуации!!!
0 Ответить
Да,Олег. Взаимопонимание и уважение - великая вещь.
0 Ответить
Пришло сегодня письмо: "Уважаемый(ая) Михаил Груздев,
Ваша статья https://www.shkolazhizni.ru/auto/articles/39464/ будет озвучена дикторами проекта "ШколаЖизни.ру". В течение трёх дней Вы можете сообщить свое мнение по этому поводу нашей редакции."
Ничуть не возражаю, всеми лапками только "ЗА"!
0 Ответить
Михаил Груздев, мы рады, что Вы "за". В принципе, на эти уведомления можно и не реагировать.
0 Ответить
Михаил Груздев, отлично, Вас узнают! Удачи.
0 Ответить
Галина Петровская, спасибо.
0 Ответить
Про фигу я узнал в конце 80-х, в армии от однокашника, 18-летнего пацана. Традиция древняя, передающаяся из поколение в поколение водителями ГРУЗОВЫХ машин. Потому "легковушники" и не в курсе.
Добавлю ещё пару советов.
1. При обгоне, если позволяет пустая встречная полоса, еду по встречной дольше, чем надо для обгона. Водители задних машин видят, что тоже можно обгонять, я-то смотрю дальше, чем они.
2. Если едешь колонной (2-5 машин) перед светофором лучше остановиться заранее, а не проезжать на жёлто-зелёный, чтобы не "рвать" колонну. Особенно важно в чужом городе, чтоб не потеряться.
Всем удачи на дорогах!
0 Ответить
Сергей Сергеев, спасибо. Советы действительно дельные.
0 Ответить
В Киеве скоро мигать фарами будет бесполезно... Сидят-то они допустим в одном месте... А дольше по трассе метров 200-300 видеокамера. Перед ними-то мы тормозим, ага... А они тебя -- к обочине! И показывают видео, как ты лихачил! Не отвертеться...
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Последнее время народ все реже мигает когда в кустах ГАЙцы с радарами, жалко, уходит данная культура, да и аварийкой мигают все реже
0 Ответить
Михаил Груздев, Вчера видел Вашу статью в Гайд-парке, оставил коммент., предупредив о перепечатке со ШЖ.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Александр Яковенко, спасибо!
0 Ответить
Михаил Груздев, может совсем не по теме, но при обгоне автомобиля, включив поворотник, стараются еще поморгать фарами, привлекая внимание водителя обгоняемой машины. А то вдруг он не заметив вас начнет поворот налево.
0 Ответить
ну это маразм какой-то!
Если бы предположим гудком, тогда еще понятно, а так если он не заметит поворотников, то так же и не заметит мигающие фары.
0 Ответить
Сергей Мухин, позволю заметить, даже в ночное время так делют, когда свет фар и поворотников еще лучше видно. Водитель может отвлечься, засыпать и т.д. А про фа-фа гудком- вы в кабине не нового, груженого Камаза или Маза ездили?
0 Ответить
Нет не ездил, но на ГАЗ-53 гонял, думаю там подобный шум и грохот стоит)) если вы про это имеете ввиду.
Ну в случае грузовика понятно тогда - это применимо.
0 Ответить
А еще, если впереди едущий водила забыл выключить поворотник (левый или правый - неважно), то обогнав его можно включить сначала левый поворотник, помигав пару раз, потом правый, так же пару раз.
Это знак того чтобы он выключил и не дезинформировал других участников дорожного движения.
0 Ответить
Сергей Мухин, спасибо! Я этого не знал.
0 Ответить
Спасибо многое не знал..))
0 Ответить
Про фигу тоже что-то новенькое.
А остальное все знакомо.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Михаил Груздев,
"9. Жестами можно тоже много чего показать."
Намедни один водила выставил руку и показал 3-им разогнутым пальцем в небо. Что бы это значило?
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Василий Россихин, что он недавно снимался в американском боевике. Хвастается!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Спасибо за справочник, но вот плохо - не все водилы знают эти заметки, ну зато мы теперь знаем на что и как реагировать
0 Ответить
Про кукиш не знал, очень интересно.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Анекдот в тему:
едет водитель летом на дачу, окошко открыто, ветерок, погода -- благодать, только собрался сворачивать с трассы, а с дачной дороги вылетает "Москвич", тоже с открытыми окнами, и водитель москвича орёт нашему водителю в окошко истошным голосом:"Казёл!!!" и уезжает. У нашего настроение испортилось, вот так, на ровном месте, обозвали ни за што. Мрачнее тучи он добавляет газу, чтобы поскорее оказаться дома, с семьей, и сразу за поворотом... врезается в козла, щипавшего травку у дороги.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Ксения Печий,
0 Ответить
Ксения Печий, прикольно. А мож это и не анекдот совсем
0 Ответить
Михаил, вот здесь сегодня твою статью увидела
http://www.yaplakal.com/forum11/topic289272.html
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Александр Новгородцев, Года два-три назад моему знакомому вернули права. Фотография там вообще была вздута и прокол (но не сквозной). Пришлось менять. Но последние пару лет, по-моему, гаишники этим уже не занимаются.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Лариса Завьялова, спасибо. Посмотрел. Сссылка на "Школу жизни" там есть.
0 Ответить
Михаил Груздев, тогда не смешно....
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Вспомнила, когда мама моя права получила и стала ездить, то ещё километров двадцать от гаишной засады моргала всем Так её распирало А в ответ -- открытая ладошка водителя -- понял!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
А муж тут заметил:в России обычно показывают 4 пальца (большим за руль держатся),ехал через Украину- там "дают пять".Потом добавил:"А под Припятью и все шесть"
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Тася Макаренко, да точно! Я тоже заметил что благодаря водилу поднимаю четыре пальцы, а большим придерживаю руль, хотя пытаешься всей пятерней поблагодарить)
0 Ответить
Неплохо написано, все просто разложено по полочкам. Актуально просто везде и у нас при грузоперевозках все так же.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Михаил Груздев, здорово! Почти все знакомо. А про фигу - новенькое!
А я, если прошу пропустить, коротким сигналом окликну и ладошки умоляюще складываю - всегда пропускают!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Наталья Корнилова, и Вам спасибо. А вот про ладошки я не знал...
0 Ответить
Михаил Груздев, да, про фигу не знал. Спасибо.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Большое спасибо за такую полезную информацию. Раше думала, что знаю о дороге почти все. Теперь оказалось, что знала чуть больше половины. Благодаря Вам заполнила недостающие пробелы.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Светлана Петрашова, я тоже не знал. Вот и написал, чтоб другим рассказать.
0 Ответить
Всегда почему-то считал, что два коротких дальних - это сигнал "проезжай-пропускаю", в ответ на один короткий просящего пропустить.
Благодарить аварийкой можно или одним коротким (типа анг. "thanks") - это чаще в городе где нет ни места ни времени, ли тремя нашими "спа-си-бо", что уместней на трассе где зрительный контакт подольше. Конечно и два иногда выходит, тут уж как получится.
А ещё иногда просят освободить полосу для обгона просто включив левый поворотник. Мне кажется это более вежливо, чем дальним в спину.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Алексей Гоголев, согласен, что вежливее, но не всегда действенно...
А если на дороге мало машин, то тем более непонятно, просто можно подумать, что водитель забыл выключить поворотник...
0 Ответить
Алексей Гоголев, естественно, диалекты есть, как и в любом языке...
0 Ответить
Михаил Груздев, это не диалекты, это синонимы
0 Ответить
Михаил Груздев, "Зачот! Аффтар, пеши исчо!" Шутка! Хорошая статья!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Полезная статья! Не все это знают.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Валерий Яковлев, Верно! Я например знал многое но не всё.
0 Ответить
+1
Оценка статьи: 5
0 Ответить