От отрицательного эмоционального заряда избавляются чаще всего тем, что перебрасывают его, словно мячик, кому-либо другому. Когда мир вам не мил и не все «о'кей» в личном плане, вам становится легче после того, как вы на кого-нибудь накричите.
Порой вам что-то не нравится в человеке, однако вы боитесь или же вам мучительно трудно сказать ему об этом в открытую. Чем дальше, тем сильнее он раздражает вас своим поведением, и вот, воспользовавшись каким-нибудь предлогом, бывает, по самому пустяковому поводу, вы обрушиваетесь на него с такой критикой, что дребезжат оконные стекла.
Существуют среди нас люди со слабой верой в собственные силы, но при этом достаточно агрессивные, для них чужая беда всегда в радость. Словом, чувствуя себя скверно, они стремятся доказать другому человеку, что он еще более никчемен, нежели они сами. Принцип тут простой. Чтобы не считать себя величайшим глупцом на свете, следует найти того, кто глупее, и тем самым отдать ему пальму позорного первенства.
Особое удовольствие от критики получают завистники. На душе у них становится очень хорошо, когда они получают возможность сделать больно тому, кому завидуют. Для вышеозначенных целей критика всегда под рукой. Между тем вряд ли сыщется в мире человек, которого не за что было бы покритиковать. Хотя бы по той причине, что все мы можем по-разному оценивать одни и те же явления.
В качестве первой помощи пострадавшему от несправедливой критики предлагаем воспользоваться техникой «открытой двери». В названии этого приема символически отражена ситуация, когда критикующий как бы пытается с разбега выломать запертую дверь, а она распахивается перед ним настежь, и он влетает внутрь.
Прием таков:
1) Попробуйте разобраться, что в сообщении критикующего является истинным, а что представляет собой его субъективную, нередко относящуюся к сфере морали оценку того или иного факта. К примеру: «Ты не была у парикмахера почти год!». Как факт данное замечание может быть справедливо. Между тем всем своим видом критикующий дает понять, что, мол, к парикмахеру не ходят только те женщины, которые не заботятся о своей внешности и выглядят как нечесаные замарашки. По сути же, это дело вкуса, ходить к парикмахеру или нет. Техника «открытой двери» предполагает реакцию лишь на истинный факт. Да, мол, я не захаживала в парикмахерскую сравнительно долгое время. Но в определенной мере это своего рода коммуникационная игра с огнем, поскольку адресат, конечно, понимает, что именно собирался сказать критикующий: ты, дескать, выглядишь плохо и неопрятно.
2) Согласитесь со всем, что справедливо, а также правдоподобно и в целом резонно смотрится в выпаде критикующего.
3) Отвечайте кратко, то есть простым лишь согласием на утверждаемое критикующей стороной. В нашем примере с парикмахерской ответ уже приведен выше: «Да, я не захаживала в парикмахерскую…». Не больше, но и не меньше. Никаких объяснений насчет того, что, мол, не было времени, денег и бог весть чего еще.
4) Сохраняйте присутствие духа; увидев, что вы растеряны, критикующий будет удовлетворен и вдохновлен вами на дальнейшую критику. Напряжение и страх он прочтет в ваших глазах. Но еще больший вред способны принести ирония и сарказм. Тогда уже речь пойдет не о технике «открытой двери», а об ответной критике.
5) Отнеситесь к нападкам на вас избирательно. Какие бы нелепости не позволял себе критикующий, сосредоточьте свое внимание на том, что заключает в себе рациональное зерно, только на это и реагируйте.
Соглашаясь с критикующим без всякого страха, мы рано или поздно вынудим его замолчать. Дело в том, что своим огульным критиканством он ничего не решает, ничем не овладевает и ничего не исправляет. Он хочет лишь завладеть нами, манипулировать, а в конечном счете, и унизить нас. В лучшем случае, желает, чтобы мы попали к нему в зависимость и плясали под его дудку. Этого удовольствия мы ему не доставляем, и он через некоторое время смиряется с положением.
Можно ещё сказать обидчику о своих чувствах сейчас. Помогает.
0 Ответить
Ах, критика.Куда ты катишься.
Оборотись на другого-не заплачу я.
А если серьезней. То критика, это прекрасный тренажер для выявления личных стрессов. Человек весь как на ладони. Реагирует часто бессознательно. Вот и разбиритесь в себе.Может вы и не такой уж мягкий и пушистый. а стервятник в перышках.
0 Ответить
Для затравки капля критики - если вставляете умные специфические термины ("ассертивный", например) - для особо "понятливых" расшифруйте, пожалуйста. А то пока за словарем бегаю - мысль хорошую потеряю .
Я критику в свой адрес добавляю парочкой аргументов САМОкритики, а потом спрашиваю - и что делать? Критикуешь - предлагай! Этому нас еще в пионерах учили
Оценка статьи: 3
0 Ответить
Смысла нет расшифровывать в статье, просто убрала это слово.
Ассертивный человек - уверенный в себе без агрессивности, тот, кто, невзирая на чужое влияние, не отступает от своих целей, отстаивает свои права и признает права других людей. Вот сколько слов, проще выучить одно.
0 Ответить
ХОрошо и с толком подан материал. Вот думаю критиковать или нет Вообще к критике отношусь нормально, но если считаю что я прав, тут же перейду в наступление и если мне не смогут достаточно аргументировано доказать, что я не прав, только держись!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Принцип тут простой. Чтобы не считать себя величайшим глупцом на свете, следует найти того, кто глупее, и тем самым отдать ему пальму позорного первенства
Отличная мысль.
0 Ответить
Критика... Сколь она талантов на корню сгубила! Ладно ещё, если ты боец по натуре, а если нет, если от природы ранимая душа... Непростой вопрос.
0 Ответить
С детства я очень болезненно реагировал на любую критику. Но постепенно у меня выработалась весьма действенная ответная реакция. Справедливую критику молча проглатываю, и стараюсь исправиться. Если несправедливая критика не может повредить мне, унизив в глазах окружающих, я ее просто игнорирую. Если же она вредит мне в глазах окружающих, я немедленно перехожу в атаку. Сначала я выполняю пункт 3 рекомендации Инны: спокойно констатирую согласие с обидчиком. И тут же начинаю жестоко высмеивать критикана. Как правило, наживаю себе врага, но врага, который уже не смеет меня укусить. Может я и не прав, но так уж я реагирую автоматически. А вообще-то я очень белый, и очень пушистый.
Оценка статьи: 4
0 Ответить
Как справедливо сказал Карнеги, прямая критика, в какой бы форме она не была, вещь абсолютно бесполезная. Поэтому старайтесь не критиковать посторонних Вам людей, только врагов наживете. А если видите какие-то недостатки в близких людях и хотите помочь (и только в этом случае), тактично вызовите человека на разговор о его проблемах и выскажите свои замечания в виде ненавязчивых советов или пожеланий типа " а не лучше бы было ...".
0 Ответить
Инна, уберите, пожалуйста, знаки переноса! Они затрудняют чтение.
0 Ответить
Вначале чисто техническое замечание. Инна, в тексте Вашей статьи есть какие-то странные значки, ничего общего с буквами не имеющие. Их, наверное, можно убрать. Сделайте это, пожалуйста. Текст только выиграет.
Весь спектр отношения к критике можно свести, по сути к двум позициям. Первая: не обижайтесь ни на какую критику; особенно если вас ругают враги. От них вы услышите много правдивого, чего вам не скажут друзья... Вторая: никто не имеет права вас судить, если только вы сами этого не позволите. Покинуть зал обычного суда не всегда бывает возможно. Но когда вас "судят" критики (а, возможно, и критиканы), вы можете молча встать и уйти, никому ничего не объясняя и ни перед кем не оправдываясь.
И, конечно, очень важно, в какой форме сделано критическое замечание. Можно ведь сказать очень нелицеприятные вещи, не задев при этом достоинство человека. А можно, вроде бы, "слегка пожурить", после чего бедняга схватится за валерьянку.
Есть и еще такой немаловажный момент, как энергетический вампиризм под маской критики. По-моему, самый паршивый из всех видов подобного вампиризма.
Оценка статьи: 4
0 Ответить