Владимиров играл старушку еще в 1958 году. Он выступал тогда с монологом Ардова «Бабка на футболе». Зрители рыдали от смеха, наблюдая, как мужчина с платочком на голове о чем-то разглагольствует старушечьим голоском. Потом Владимиров использовал однажды найденный удачный образ и создал комический дуэт, в который пригласил Тонкова. Так у простоватой старушки Никитичны появилась подруга Вероника Маврикиевна — манерная пожилая леди в смешной шляпке. Тонков говорил, что скопировал ее со своей тетушки — потомственной аристократки. (Из воспоминаний вдовы Владимирова).
Дуэт в самом деле был запоминающийся, сценки — короткими и забавными, образы — характерными. Хорошо соответствующие образам имена: Вероника Маврикиевна — старушка интеллигентная, но с чудинкой, а Авдотья Никитична — бабка народная, грубоватая. Сюжеты маленьких скетчей были разнообразными, иногда злободневными, иногда просто забавными недоразумениями, взаимное непонимание бабушек заставляло задуматься… Существовало множество анекдотов, где действовали Маврикиевна и Никитична — персонажи действительно были народными.
Дуэт долго был популярен, много лет выступал, однако внимательный зритель с грустью наблюдал за эволюцией образов и сюжетов. Первоначально Маврикиевна была хоть и чудаковатой, но разумной и образованной, а Никитична часто просто не понимала ее высказываний и интеллигентных выражений, все перетолковывала по-своему, обрывала Маврикиевну и попадала впросак. Над этим и смеялись: невежественная и грубоватая бабка презирает ученую и умную. Маврикиевна же, по деликатности, не поправляла Никитичну и вообще вела себя интеллигентно. То есть тушевалась перед хамством.
Постепенно происходил крен: Маврикиевне авторы вкладывали в высказывания все больше старческой глупости и жеманства, а Никитичне — так называемой житейской народной мудрости. И смеялись уже над глупой подслеповатой интеллигенткой, которая не понимает простых вещей, заморачивается такой ерундой, как деликатность, боится сделать замечание — вот дура (гы… гы… гы… — скрипучий смех Никитичны).
В костюмах тоже шла эволюция: в первые годы успеха дуэт Владимирова-Тонкова выступал в обычных костюмах, только Маврикиевна набрасывала немодный газовый шарфик, а Никитична повязывалась косынкой. Все! Остальной эффект достигался актерской игрой — зрители видели на сцене старушек в образе. Потом их стали одевать уже по-женски, в платье и юбку с кофтой. Это тоже был шаг назад… Но главное — юмор опустился, шутки стали примитивнее, обыгрывались всякие нелепости и в основном — глупость Маврикиевны, которая уже совершенно не понимала, что вокруг происходит. Никитична же являла собою образец здравого смысла. Таким образом «в народ» продвигалась мысль о том, что интеллигентность, деликатность и образование — ненужные заморочки.
Со временем успех дуэта сошел на нет, чему немало способствовала роковая болезнь Владимирова и сопутствовавший ей алкоголизм. Мы его осуждать не будем, каждый встречает неминуемую смерть так, как у него хватает сил, и не здоровым судить об этом.
Но ситуацию-перевертыш, когда мужчины изображают старух, не забыли. Теперь эстафету перехватили «новые русские бабки». Честно говоря, я очень редко смотрю российское телевидение, поэтому даже и фамилий исполнителей не знаю. Специально за ними не наблюдала, но несколько раз попала на их телевизионные концерты. Зал ревел от хохота. Посмотрела и я — некоторое время. Но недолго: впечатление стороннего зрителя — полное убожество. Карикатурная, нелепая бабья одежда, кривляние, примитивное подражание старческим движениям и голосу — все это, скажем прямо, не высший класс.
А содержание сценок (всех, что я видела) в ста процентах случаев сводится к одному: как смешно, что старые люди некрасивы, бедны, немощны, плохо слышат, видят, многое забывают и не все понимают. Еще смешнее то, что старики много болеют, много лечатся — а врачи и медсестры гонят их, грубят им и советуют побыстрее убраться на тот свет. Правда, это очень смешно?
Нет? Как нет? А чего же вы их смотрите и смеетесь?
Эта статья — бальзам на душу. И почему я ее раньше не видел? Полностью отражает мои мысли. Неприкрытое хамство, шутки Новых русских бабок не вызывают ничего, кроме, иногда, животного смешка. То ли дело старые уважаемые бабули — Маврикиевна и Никитишна. Обожаю. За статью — 5.
0 Ответить
Все правильно написано!
Русские бабки - убожество полное!
Ставлю оценку ОТЛИЧНО.
0 Ответить
Про Никитичну с Маврикиевной хорошо написали, а про новых русских бабаок - не согласна.
Классные бабки - Вы просто не всмотрелись, не вслушались! А поют они как, а танцуют!
Оценка статьи: 4
0 Ответить
Помню тех, вижу этих.
0 Ответить
Пятерка не ставится, а текст читается - и слава богу.
То, о чем написано - да, на уровне ощущений, скорее всего, живет в душе у многих. Первая реакция - ржать, а потом задаешься вопросом - над сем смеешься? Над тем, как хамка учит свою приятельницу жить? Над ее беззащитностью, над закоснелостью старческой?
Ведь такие они и были, настоящие старушки - смешные и трогательные, артисты их такими и дали нам. Оттого и вспоминаются эти героини эстрадные сейчас с таким теплом - чувства добрые пробуждали.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
5! Я их обожала в детстве, а ничего толком о них не знала..
Оценка статьи: 5
0 Ответить
полностью согласен с Олегом.. тот юмор что сейчас по ящику (всякие кривые зеркала и тд) в основном второсортный.. здоровый, живой юмор в основном в квн-е.. статья получилась грустная.. но толковая
Оценка статьи: 5
0 Ответить
и я, и я, и я всеми руками-ногами спешу присоединиться. Как хорошо не смотреть ТВ! Не видеть этого тупоумия!
Иногда на ящик в гостях попадаю - дико как-то. Конечно, надо быть включенным в этот мир. А так - как трезвый среди пьяных: сидишь, на морде - мрачное недоумение. А народ - смотрит. И улыбается - как родной маме...
Оценка статьи: 5
0 Ответить
что мой сын19+ ,выросший при современном тв,оценил А.Райкина.
Смотрели с друзьями диск -восхищались талантом:
"Мам,это в ваше время он был звездой?Здорово!"
Хотя раньше слово "звезда" не употреблялось так часто,Райкин
был просто РАЙКИН.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Действительно, статья отражает то, что сейчас есть. Юмор либо безвкусный и примитивный (как в "Кривом Зеркале"), либо пошлый и тупой ("бла-бла шоу").
Пожалуй, единственная передача, которая радует свежим неподдельным юмором - это КВН. Да и то не всегда...
Печально.
0 Ответить
Как то необычно столько желчи в тексте про юмор А тема стариков на страницах нашего журнала и в самом деле почти не присутствует, к сожалению.А переход из деятельных и востребованных в немощных и никому не нужных - самый мучительный из всех переходных возрастов человека. И посмеяться над СВОЕЙ немощью иногда бывает полезней выпитой таблетки.
Оценка статьи: 3
0 Ответить
это не текст про юмор, а текст про эволюцию эстрады и эстрадного юмора. И она печальна.
над СВОЕЙ немощью иногда бывает полезней выпитой таблетки.
Вы думаете? А вам разве уже приходилось быть немощной старухой? И благосклонно смеяться, когда ЗДОРОВЫЕ мужики ржут над старушечьими болезнями?
Возможно, у меня нет чувства юмора, но яя не вижу в этом никакой пользы - когда молодые и здоровые ржут над больными и старыми. Это, знаете, довольно безнадежное состояние, старость и болезни, и мысль, что никогда не выздоровеешь, что будешь только слабеть. Смешного там мало.
Еще меньше смешного в том, что медперсонал издевается над стариками - а это тоже их ПОСТОЯННАЯ тема. Это тоже полезно? Нет, не полезно это, а просто мерзко.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Каждому времени свои шутки, не скажу что мне очень нравятся "новые русские бабки" но я смотрел не одну две их репрезы и в основном достаточно едко высмеивается как раз образ молодых "новых русских" не все конечно на уровне. но и культура сейчас не вся на этом уровне А в общем статья меня несколько разочаровала, нет той стройности и убийственной точности в определениях как в остальных ваших работах. Сыровато! хотя тема интересная и сравнение с "мэтрами" для молодых актеров достаточно лесно. Хотя и вы и я понимаем, что ни те ни другие не "ангелы" и гении.
0 Ответить
Каждому времени свои шутки,
Печально вы на свое поколение смотрите!
сравнение с "мэтрами" для молодых актеров достаточно лесно.
Не такие уж они молодые, эти новые бабки. Да и Петросян отнюдь не мальчик.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
да совсем забыл! двойку не я поставил моя оценка 3
0 Ответить
"Новые русские бабки" – это составная часть петросяновского "Кривого зеркала". Все, кто хотя бы раз потреблял продукцию этого культурного "макдональдса" (кстати, почему бы им не назваться "театром быстрого смеха"?), заметили общую направленность: юмор "ниже пояса". Дальше уже можно не комментировать, поскольку в сравнении с этим "действом" даже примитивные диалоги Мирова и Новицкого с их неизменной идеологической добавкой... кажутся высокой классикой.
Оценка статьи: 4
0 Ответить
уже вижу следы присутствия молчаливых "конкурентов". Высказанных претензий никаких, просто "двойка". Ну-ну.
А может быть это был горячий поклонник петросяновских бабок? Тогда было бы интересно выслушать аргументы в их пользу.
Оценка статьи: 5
0 Ответить