Как защититься от хамства? Практические советы

Игорь Краснов Игорь Краснов Профессионал Опубликовано 27.02.2007      46     10225     Распечатать

Вспомнился анекдот из известной когда-то телепередачи «Принцип домино»:

«В автобусе хам обозвал симпатичного гражданина идиотом. Гражданин улыбнулся и ответил: «Надо же, вот и тёща моя так же думает!»…

И правы, конечно, были ведущие – Елена Ханга и Дана Борисова – сказав в своём вступительном слове, что не всякий человек может оставаться спокойным, когда ему хамят… Вот только от этого нисколько не легче. Неужели всё так безнадёжно на самом деле и нет никакого противоядия от хамства, которое давно уже стало обыденным явлением?

Да, хамство процветает. Процветает во всю свою ширь. Мы хамим всем и вся: коллегам по работе, своим друзьям, просто знакомым и незнакомым… При этом, как правило, всегда оправдываем себя, считаем себя правыми, «окончательно подавляя внутри ценностные ориентации – важнейший элемент внутренней структуры личности и регулятор её поведения и напрочь отказываясь от прописных догм, что человек должен оставаться человеком и служить только добру, справедливости, что целостность ориентаций формируется при усвоении нами социального опыта, освоении нравственно-эстетических идеалов и непреложных нормативных требований». Живём «каждый за себя, за своё нутро, а после нас хоть потоп», философия да эстетика – для избранных!

Сегодня иное время. Иные порядки. Иные нравы. И пусть это никого не удивляет. Все меняется в этом мире, жизнь не стоит на месте, она всё идёт, идёт, катится… КУДА только?

Есть предположение, что хамы являются энергетическими вампирами, то есть чем больше на них реагируешь, тем больше энергии приходится отдавать. Ведь хама забавляет то, как бурно мы реагируем на его «наезд», заводимся… Именно этим он как бы и подпитывается энергетически! Правда это или нет, – не берусь судить. Но жизнь – такая непредсказуемая штука, что в ней всё может быть…

И всё же что делать? Можно ли вообще защититься от хамства и как это сделать? Конечно, можно. Нет ничего невозможного для человека с интеллектом… Делается это следующими образом:

Главное – сохранять спокойствие и хладнокровие!

Самый простой способ – не обращать на хама никакого внимания, просто игнорировать его, стараться не вслушиваться, что он говорит, пропускать мимо ушей и всем своим видом показать ему полное своё равнодушие. Иначе не миновать заполучить какое-нибудь нервно-психическое заболевание…

Другой способ исходит из того, какой хам «наезжает» на нас. Дело ведь в том, что хамы бывают разные. Есть такие, кого можно осадить их же методом, а есть и такие, кто, «как паровоз», гонит и гонит… В этом случае утихомирить хама можно, не поддаваясь на провокацию, или же дать отпор в спокойных тонах с юморком, указав на какой-нибудь неприглядный факт во внешности или в поведении наезжающего… Как говорится, клин клином вышибать. Думаю, это на хама подействует сильно, как ушат с холодной водой. А после постараться подавить в себе горечь о неприятном и гнать, гнать плохие мысли при первом их появлении.

Третий способ – смотреть в глаза хаму или ещё каким-либо определённым образом, чтобы ему стало не очень-то комфортно…

Каким именно определённым образом смотреть? Ну, например, на межбровное пространство: не в серединку, а правей или левей, то есть как бы не «сквозь», но и не в глаза... И спокойно, вежливо один раз, другой сказать типа «Сорри, касса справок не даёт!».

Если нет эффекта, то плюс к этому мысленно представить себе, как ведро с помоями, мусором или холодной водой вдруг падает на голову обидчику. Говорят, помогает, успокаивает…

Ещё один способ – просто быть выше всего, не уподобляться хамам и не распыляться на доказательства, что ты «не верблюд»!

Вообще, полезных советов много. Тут всё зависит только от нас самих... Хороших людей всё равно больше.

Теги: полезные советы, психология, хамство, взаимоотношения
46 комментариев (посмотреть последние комментарии)
Как защититься от хамства? Практические советы

Галерея

Ссылки по теме

Рейтинг статьи Ваша оценка
Подробнее

Поделиться

Читайте статьи в рубрике «Психология»

Обсуждение статьи «Как защититься от хамства? Практические советы»

  • Людмила Есипова Людмила Есипова Мастер 26 февраля 2007 в 07:47   # Ответить 0 +1

    Почитала ваши комментарии и очутилась на скамейке занюханной ..этажки среди ворчливых бвбуль.
    Вашу бы энергию да в мирных целях. А почему вы считаете, что вам не должны хамить, дерзить, обвинять, и т.д.?
    Если это с вами происходит, начните разбираться с себя. А что во мне такого, что я привлек к себе хама?
    Дайте ему то, чего ему не хватает и поэтому он такой раздражительный, да и вам станет лучше и у вас не убудет. Чего?
    Да доброты и любви душевной. А перемывать косточки дело обоюдно неблагодарное.
    Желаю вам покоя и мудрости, добра и душевной теплоты во всем и везде.

    Оценка статьи: 3

    • Олег Борисов Олег Борисов Профессионал 26 февраля 2007 в 07:59   # Ответить 0 +1
      Дайте ему то, чего ему не хватает и поэтому он такой раздражительный, да и вам станет лучше и у вас не убудет.

      Ага тебя ударили по левой щеке так подставь правую!! Если "давать" хаму что он хочет то очень скоро и давать будет нечего, все заберет! Хам не станет вас жалеть и думать о вас, он потому и хам что думает только о себе! И еще если вас обхамили в автобусе? вы тоже будете решать чем вы виноваты? Это позиция жертвы! А жертва виновата лишь в том что хищнику кушать хочется! Я например не считаю себя хищником но и жертвой становиться не собираюсь! поэтому ваши "рекомендации" не для меня.

      Оценка статьи: 5

      • Игорь Краснов Игорь Краснов Профессионал 26 февраля 2007 в 09:16   # Ответить 0 +1

        Олег, учти, против нас психолог... ;) Побежали в библиотеку за толстой литературой по психологии и философии! Иначе нам не выдержать, раздавят в лепёшку...

        Оценка статьи: 5

        • Олег Борисов Олег Борисов Профессионал 26 февраля 2007 в 13:11   # Ответить 0 +1

          Ну я тоже немного подкован, любой Продавец с большой буквы психолог, причем практик. Очень легко рассуждать сидя в кабинете о непротивлении злу. о всеобщей гармонии, и как ее достичь. Однако когда наступают на любимую мазоль и филолог вспомнит все слова которые ему мама в детстве запрещала говорить! то же и с психологами (я на личности не перехожу, это так мысли с долей иронии и юмора) Объясняя как себя вести в той или иной ситуации сами они не всегда следуют своим рекомендациям Психология!!!

          Оценка статьи: 5

          • Игорь Краснов Игорь Краснов Профессионал 26 февраля 2007 в 13:31   # Ответить 0 +1

            Олег... Ответ уу-учёного мужа! ;) Мне нечего добавить...

            Оценка статьи: 5

    • Игорь Краснов Игорь Краснов Профессионал 26 февраля 2007 в 09:10   # Ответить 0 +1

      Людмила, Вы опять переходите на личности! А мы просто пытаемся разобраться о хамстве как явлении... И что теперь нам делать? О негативном, что есть в нашей жизни, - ни гу-гу, а то выйдет, что опять о себе пишем! Только о хорошем: как прекрасно мы живём, проблем никаких, только "Ура!", "Ура!" и рассуждать на пространные темы...
      Ну, не нравится Вам у меня, ну, чувствуете Вы себя "на скамейке занюханной" - ну, тогда, пожалуйста, не заходите больше ко мне на страничку! Какие проблемы? Я же не навязываюсь, не захожу к Вам, не ставлю рогатки, не читаю нравоучения, как надо жить, что делать...

      Оценка статьи: 5

      • Людмила Есипова Людмила Есипова Мастер 26 февраля 2007 в 09:36   # Ответить 0 +1

        Извините, если задела. Все. Не лезу.

        Оценка статьи: 3

        • Игорь Краснов Игорь Краснов Профессионал 26 февраля 2007 в 13:18   # Ответить 0 +1

          Людмила, лично меня Вы нисколько не задели, просто, извините, не вижу никакого смысла вести наш диалог, если Вы сразу с самого начала так категорично настроены...
          Всего Вам самого доброго! И будьте счастливы!

          Оценка статьи: 5

    • Владислав Котовцев Владислав Котовцев Профессионал 26 февраля 2007 в 09:30   # Ответить 0 +1

      Красивая, но, к величайшему сожалению, совершенно НЕРАБОТАЮЩАЯ формула "кабинетных" гуманистов. Проверялось не раз. Хам и не-хам находятся на разных энергетических уровнях. Самое просто – отойти (если возможно) или не отвечать на зацепки. А насчет "раздачи" любви и душевной теплоты... это уже чересчур.

      Что-то у меня комментарий не встает в нужное место. Поясняю: это я написал по поводу рассуждений Людмилы о необходимости проявить любовь к хаму, окружить его душевным теплом и так далее.

      • Игорь Краснов Игорь Краснов Профессионал 26 февраля 2007 в 13:26   # Ответить 0 +1

        Владислав, всё к месту... ;) Вы вправе высказать своё мнение. А совпадёт оно, не совпадёт - это уж другое дело, можно подискутировать...

        Оценка статьи: 5

    • Доминика Д Доминика Д Читатель 27 февраля 2007 в 22:55   # Ответить 0 +1
      К Людмиле (!!!!) Нужен ваш совет

      Пример: переполненный вагон метро. переполненный до такой степени, что уже не может вместить ни одного человека. всем тесно, но все едут. никто не толкается. сумочки-рукзачки-чемоданчики держат так, чтобы по мере возможности не причинить неудобства рядом стоящим. тихо, только колеса постукивают. и тут некая чува начинает вертеться и орать на соседей, что они ее зажали. люди молчат, потому что им некуда деться. она продолжает орать и вертеться. Ваш совет - Что в нас, окружающих, было такого, что мы все привлекли внимание хамки? И что в этой ситуации "дать" чуве, чтобы она перестала орать и вертеться?

      • Олег Борисов Олег Борисов Профессионал 27 февраля 2007 в 23:03   # Ответить 0 +1

        тут только два решения. и они зависят от вашей оценки"чувы" как вы говорите. Либо игнорировать или ответ с юмором. причем если юмор то скорее направленный на общую разрядку а не на конкретно "чуву" Но здесь надо быть уверенным что вы правильно оценили человека, лучше всеже игнорировать, но потом попытаться сбросить отрицательную энергию хотя бы пятиминутной прогулкой. по аллее или если есть возможность в лесу. здорово успокаивает и вы не "разрядитесь" на близких и знакомых.

        Оценка статьи: 5

        • Доминика Д Доминика Д Читатель 27 февраля 2007 в 23:17   # Ответить 0 +1

          Олег! Нет, игнорировать было нельзя, потому что деваться некуда, а крики и махания руками жутко действовали на нервы. В общем, когда она чуть не задела меня по лицу, я громко сказала:"Граждане, среди нас сумасшедшая, будьте предельно внимательны". Чува заткнулась и дальше ехала тихо. Сейчас Людмила меня съест.

          • Игорь Краснов Игорь Краснов Профессионал 28 февраля 2007 в 07:35   # Ответить 0 +1

            Доминика, мои восхищения!!! Никто Вас не съест, мы же люди... ;)

            Оценка статьи: 5

  • Михаил Пахомов Михаил Пахомов Читатель 27 февраля 2007 в 04:24   # Ответить 0 +1

    Если нет эффекта, то плюс к этому мысленно представить себе, как ведро с помоями, мусором или холодной водой вдруг падает на голову обидчику. Говорят, помогает, успокаивает…

    Скорее всего, не поможет и не успокоит, а наоборот. С точки зрения энергетического вампиризма, тут вы опять окажетесь в проигрыше, т. к. «повелись» на выпад в ваш адрес. Если не удается игнорировать хама, тогда лучше действовать по принципу психологического айкидо и отвечать что-нибудь дружелюбно-дезориентирующее типа «спасибо, и вас тоже с наступающим». При этом вы сохраните свое достоинство и в собственных глазах, и в глазах окружающих.

    Или можно просто представить, что вас облаяла собака, – такова ее природа, и почему же я должен на нее, глупую, обижаться? А уж вставать на четвереньки и лаять в ответ - вообще занятие не для джентльмена, если он не в стельку пьян и не «под грибами».

    Иногда, в случаях экстремального хамства, чтобы вразумить наглеца, можно и даже нужно дать «в репу», чисто ради его блага, с внутренним пожеланием добра, но тут надо быть уверенным, что «отдача не замочит»

    • Елена Привалко Елена Привалко Профессионал 27 февраля 2007 в 06:38   # Ответить 0 +1

      Насчет "собаки" - классно! И в самом деле - в чем отличие Но лучше всего - дистанциироваться (особенно когда уже дал сдачи ), отойти на нейтральную зону (транспорт в час пик и нейтральная зона?????), с чувством юмора не у всех все в порядке и можно нарваться на добавку.

      Оценка статьи: 3

      • Игорь Краснов Игорь Краснов Профессионал 27 февраля 2007 в 07:43   # Ответить 0 +1

        Конечно, Катя, не все советы идеальны, тут многое зависит от обстоятельств, от действий хама, от того, на кого он делает "наезд"... В этом я с Вами согласен.

        Оценка статьи: 5

    • Игорь Краснов Игорь Краснов Профессионал 27 февраля 2007 в 07:19   # Ответить 0 +1

      Не знаю, Михаил, всяко бывает... А что до ведра с помоями, так этот совет мне подсказала одна моя хорошая знакомая! По её словам, ей помогло... Жизнь-то не предсказуема.
      И ещё. По поводу "принципа психологического айкидо" и "собаки"... Вывод-то какой? Либо отвечать с юмором (пусть дружелюбно), либо вообще игноировать... А я о чём писал? Эти же ситуации тоже упомянуты, только, может быть, иначе названные...

      Оценка статьи: 5

      • Михаил Пахомов Михаил Пахомов Читатель 27 февраля 2007 в 08:41   # Ответить 0 +1

        И ещё. По поводу "принципа психологического айкидо" и "собаки"... Вывод-то какой? Либо отвечать с юмором (пусть дружелюбно), либо вообще игноировать... А я о чём писал? Эти же ситуации тоже упомянуты, только, может быть, иначе названные...

        Так я ж не спорю - просто делюсь соображениями. Мой вывод: главное не запускать негатив внутрь себя, а внешне можно действовать по обстоятельствам. Ведро с помоями в нашем сознании (т.е гнев, обида, ненависть, презрение) - верный показатель того, что негатив засел у нас внутри и что нас по-черному вампирят.

        А когда один хамит, а другой начинает отвечать в тон ему, это напоминает дуэль двух баранов, от которой страдают все окружающие. Эдакий энергетический терроризм. По общественным законам пока, к сожалению, не наказуемо, но по тонким, кармическим законам последствия будут обязательно: болезни, неприятности и т.п.

        • Игорь Краснов Игорь Краснов Профессионал 27 февраля 2007 в 10:10   # Ответить 0 +1

          Вот тут, Михаил, я, пожалуй, в целом соглашусь с Вами... Всех Вам благ!

          Оценка статьи: 5

  • Евгений Баскаков Евгений Баскаков Мастер 27 февраля 2007 в 10:06   # Ответить 0 +1

    Обычно надо просто промолчать, хотя подобная реакция спокойно может вызвать гнев.
    Очень полезно научится быстро определять кто перед тобой, какой тип человека. Есть такие кто теряется когда им хамят в ответ, есть те кто быстро выдыхаются когда в пустоту говорят.

    Оценка статьи: 4

    • Игорь Краснов Игорь Краснов Профессионал 27 февраля 2007 в 15:02   # Ответить 0 +1

      Спасибо, Евгений, за Ваше мнение...

      Оценка статьи: 5

      • Eкатерина Hовикова Eкатерина Hовикова Дебютант 28 мая 2007 в 09:27   # Ответить 0 +1

        Игорь,чувствуется,что искренне и от души - но как,оказывается,приятно быть хамом - можешь творить,чего хочешь,а все будут "выше тебя" и промолчат. Вот ехала однажды в электричке - сидят три "быдлоида",и мат на весь вагон.а он ,кстати,полный - мужчин очень много!Молчат и слушают. и дети их слушают..
        А я с младшей сестренкой ехала - развернулась к 1-му "быдлоиду" и сказала.чтоб заткнул свою помойку.Он заткнул..И что я теперь,значит, на его уровне?!Ну и пусть,зато моя маленькая сестра не слышала этой гадости...
        А была бы мужиком,такие бы у меня вообще через закрытые двери выходили б..

        • Игорь Краснов Игорь Краснов Профессионал 28 мая 2007 в 10:11   # Ответить 0 +1

          Да, Катя... Ваш пример ещё раз наглядно подтверждает то, что стандартного решения не бывает, жизнь, обстоятельства зачастую вносят свои коррективы.
          Спасибо, что не прошли мимо, откликнулись... Счастья Вам!

          Оценка статьи: 5

          • Татьяна Березина Татьяна Березина Дебютант 18 ноября 2007 в 20:44   # Ответить 0 +1

            А я пробовала применять айкидо, в итоге себя хуже некуда чувствовала, ничтожеством, которое за себя постоять не может, не то, что какие-то свои убеждения защитить, а даже свое право на жизнь, право дышать воздухом. Надеюсь, хоть кому-то такая методика помогает

            Екатерина молодец! Побольше бы таких людей, быдло бы хотя бы место свое знало, хотя бы боялось детей трогать.

            "Так вот что странно: некоторые хамы воспринимают это как сигнал безнаказанности"
            Аня, ничего странного нет. Как в обществе принято себя вести, так они себя и ведут. Если общество молчит (а молчание известно знак чего), хамы считают, что в обществе это позволительно.

            Я согласна, с высказыванием "никогда не спорьте с идиотом - люди могут не заметить между вами разницы".
            Но когда один "нехороший" на кого-то нападает, а другие молчат - они ЕЩЕ БОЛЬШИЕ "нехорошие". Так как это они правила устанавливают, а наш уродец просто по их правилам играет. Никаких дисскусий не разводить, но ГРУБО пресекать !

            Другое дело отличать хамство от, например, обоснованной критики.
            Снисходительность, толерантность, свобода мнений - я "за!". Но не вседозволенность..

            Статья интересная и полезная, +5 конечно поставить не забыла

            Оценка статьи: 5

Посмотреть все комментарии (46)

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт