Но немногие знают, что на написание знаменитой поэмы Руставели вдохновила одна из самых величественных женщин мировой истории — царица Тамара, в которую поэт был влюблен. Этот факт долгое время замалчивался грузинской церковью — чтобы не «бросать тень» на честное имя царицы, которую провозгласили святой. В XVII веке грузинский патриарх Антоний II даже публично сжег первые печатные экземпляры поэмы. Однако правда все же не затерялась во времени: если бы не царица Тамара, мир мог бы никогда не увидеть «Витязя в тигровой шкуре».
Точную дату рождения царицы Тамары историки не знают, но большинство все же склоняется к 1165 году. Тамара рано осталась без матери, и за ее воспитание взялась тетя Русудан: обеспечила племяннице блестящее для того времени образование, религиозность. Когда девушке было около 20 лет, ее отец, царь Георгий ІІІ, предчувствуя свою смерть, решился на неординарный поступок: короновал дочь. Таким образом, Тамара стала первой женщиной-правительницей Грузии.
После смерти отца девушке пришлось самостоятельно управлять страной — и это у неё неплохо получалось. По преданию, Тамара обладала сугубо мужскими и откровенно женскими чертами характера. За нежным образом скрывалась мощная сила — недаром ее называли не царицей, а царем, приравнивая к мужчинам. Время правления царицы Тамары называют золотым для Грузии.
Своими мудрыми и взвешенными решениями эта женщина обеспечила стране процветание и богатство, а себе — уважение и любовь своего народа. Слухи о молодой правительнице быстро распространились по соседним государствам. Но легенды касались не только ее ума и мудрости, но и привлекательности. Тамара была высокой, грациозной, держалась гордо и с достоинством — поэтому получить ее руку и сердце стремились правители соседних государств: персидский шах, византийские царевичи, сирийский султан.
Однако по политическим соображениям Тамара вышла замуж за сына русского князя Андрея Боголюбского — Юрия, которого в Грузии называли Георгием. Их брак продлился недолго, всего два года: муж много пил, изменял и даже бил царицу. А поскольку Тамара была решительной женщиной, рассталась с Юрием и прогнала его из Грузии. А когда тот собрал войско, пытаясь вернуться в страну силой — наголову разбила армию мужа.
Государство Тамары продолжало процветать и за довольно короткий срок стало одним из самых богатых в то время. Царица строила крепости, дороги, корабли и школы. Она объявила образование обязательным для грузинов, лично вводила новые предметы, приглашала к своему двору лучших ученых, философов, поэтов. Так при дворе Тамары появился и Шота Руставели — он имел хорошие способности, поэтому и получил должность казначея.
Считают, что поэт сразу влюбился в царицу, но взаимностью она никогда ему не отвечала. Зато окрыленный любовью к величественной женщине, Шота Руставели создал одно из самых известных произведений Средневековья — поэму «Витязь в тигровой шкуре». Исследователи утверждают, что образ главной героини, Нестан-Дареджан, поэт полностью «срисовал» с любимой. А чтобы скрыть свое чувство и не вызывать подозрений, Руставели перенес действие поэмы в Индию и Аравию — но величество и красота главной героини выдают реальную фигуру, которая скрывается за образом Нестан-Дареджан.
Тамара решила во второй раз вступить в брак. На этот раз ее избранником стал князь Давид Сослан, друг детства. У супругов появились дети — сын Георгий и дочь Русудан. Поняв, что никакой надежды на взаимность со стороны царицы быть больше не может, Шота Руставели навсегда покинул Грузию. Он отправился в Палестину, где в монастыре Святого Креста постригся в монахи. Как и когда ушел из жизни великий поэт — неизвестно. Существует версия, что он умер вскоре после принятия пострига, другие источники утверждают, что он прожил в монастыре до глубокой старости.
Правительница Грузии умерла молодой от тяжелой болезни. Сразу после смерти Тамару объявили святой, и сегодня она остается грузинской гордостью, известной во всем мире. Недаром в Грузии существует обычай на свадьбу девушкам дарить поэму «Витязь в тигровой шкуре»: царица, которую считал идеалом Шота Руставели, до сих пор является примером для грузинских женщин.
Несколько крайняя, даже экзальтированная точка зрения. Даже не хочется спорить, тем более в преддверии праздников, с сентенциями...