Примерно до шести-семи лет дети с восторгом рисуют яркие солнышки с расходящимися во все стороны лучиками и больших человечков на фоне крохотных домиков. А потом этот уровень их уже не устраивает: они хотят рисовать так, чтобы было «похоже на настоящее, как в жизни». Для этого уже недостаточно непосредственности и творческой смелости: нужны еще и навыки. А вот им-то как раз в обычных школах и не учат, поскольку принято считать, что-либо талант есть — и тогда он всяко пробьется сам, либо его нет — и тут уж ничего не поделаешь.
Это мнение — миф. Не каждому дано стать талантливым писателем — но каждый может научиться читать и писать. Что, если бы из тридцати учеников в классе лишь один-два осваивали грамотность, а остальные считались «неспособными»?
Точно также каждый может научиться рисовать. На самом деле это даже проще, чем научиться читать. Ведь для чтения нужно запомнить, что буквам соответствуют определённые звуки и звукосочетания, которые потом складываются в слоги и слова… А для того, чтобы научиться рисовать, нужно просто изображать то, что видишь.
А значит — надо научиться видеть. Это как? Вроде бы любой, кто не слеп, умеет видеть? Нет — это не совсем так. Взгляд художника — особенный.
Чтобы понять различие между обычным взглядом и взглядом художника, нужно пояснить разницу между способом восприятия и обработки информации левым и правым полушарием мозга.
Левое полушарие выделяет существенные признаки объектов, относящихся к определенному классу, и далее классифицирует новые объекты на основании выделенных признаков.
Если ему показать два множества:
Шарики (красные, зеленые, маленькие, большие, фарфоровые, деревянные…)
И кубики (тоже красные, зеленые и т. д…) —
Оно может разбить их на следующие классы:
- Шарики и кубики
- Красные и зеленые
- Деревянные и фарфоровые
- Большие и маленькие.
Допустим, мы объяснили, что главный признак — форма.
Левое полушарие запомнит, что шарики и кубики — два разных класса, и теперь будет каждый новый объект маркировать либо как шарообразный, либо как кубический. Все яблоки, арбузы и абрикосы оно занесет в класс шарообразных, кирпич или усилитель — в класс кубических.
Отличный метод, позволяющий сэкономить массу времени и сил! Представляете, что было бы, если бы каждый раз приходилось думать, что за предмет перед нами? А если нужно измерить его площадь или объем? В таких случаях абстрагирование от частностей и выделение сути — идеальный метод.
Проблемы, однако, начинаются в тот момент, когда нужно решить другие задачи, к которым этот метод неприменим.
Одна из них — рисование. Для него нужно включить право-полушарный режим.
Правое полушарие не обобщает. Для него каждый предмет — уникален, единственен и неповторим. Его интересует малейшие детали, частности и подробности. Не анализ, а синтез, не линейность, а объем, не названия, а проникновение в суть, не причины и следствия, а метафоры и ассоциации. Не бывает «яблок вообще» (а уж тем более «шарообразных предметов»!) — только это конкретное яблоко, видимое в определенном ракурсе, при определенном освещении на определенном расстоянии.
Курс быстрого обучения рисованию, созданный художницей и преподавателем Бетти Эдвардс, основан именно на переключении в правополушарный режим. В этом режиме очень легко УВИДЕТЬ предмет взглядом художника. А перенести свое восприятие на бумагу — на самом деле очень просто.
Чтобы почувствовать разницу между этими режимами, давайте выполним два рисунка.
Сначала нарисуйте свою руку любым способом, как получится — только не обводите её, положив на лист.
Затем положите руку так, чтобы она могла пролежать минут 15 неподвижно, а лист бумаги и карандаш — так, чтобы вы могли на них не смотреть. Только не подглядывайте!
Посмотрите внимательно на руку и выделите границу между рукой и пространством. Выберите на этой границе точку, с которой начнете осмотр, и поместите туда маленького-маленького альпиниста, для которого ваша рука — словно горная цепь.
Он начинает медленно передвигаться вдоль границы: миллиметр за миллиметром, шаг за шагом — и вы смотрите на него, помогая ему двигаться, координируя его маршрут. Если связь между вами и альпинистом теряется — он начинает шататься и может сорваться и упасть, потому что горная тропа превращается перед ним в глубокую пропасть.
А в это время ваша рука ведёт карандаш по маршруту альпиниста: точка за точкой. Если при этом у вас появляются мысли вроде «Какими глупостями я занимаюсь!» уберите их прочь, заменяя вопросами: «Куда пошёл изгиб? куда сейчас вести линию? какой здесь угол?» Рисуйте около 15 минут. И не смотрите на бумагу, иначе вы погубите альпиниста!
Задача этого упражнения — научиться воспринимать границу точка за точкой, убрав уверенность левого полушария: «Я знаю, как выглядит этот предмет!», с которой вы рисовали руку первый раз.
Нарисовали? Отлично. У вас получился странный и непривычный набор линий, не имеющий ничего общего с рукой. Но в «правополушарное» состояние вы вошли, поэтому можно перейти к настоящему рисованию.
Теперь сделаем то же самое, что и в прошлый раз — но 10% времени будем смотреть на бумагу, чтобы скорректировать рисунок в районе изгиба или поворота. Положите руку на стол, желательно в том же положении, что и в прошлый раз, — и рисуйте, давая альпинисту команду «Стоп, без меня не двигайся!», когда нужно сделать изгиб.
Ваше левое полушарие, конечно, уже выделило общую схему руки и подгоняет вас — ну что ты так долго, мне уже скучно! Оно привыкло так работать: вычислили формулу площади круга — и что теперь, каждый круг отдельно рисовать?
В рисовании, однако, торопиться нельзя (равно как и в танце, массаже, в гимнастике). В этих занятиях нет общей формулы, нужно быть «здесь и сейчас», улавливая каждый конкретный нюанс. Просто скажите своему левому полушарию: «Отдохни пока!» — и рисуйте 10−15 минут.
А затем ответьте себе на вопрос: в чем разница между рисованием руки в первый раз и сейчас?
Ну, конечно, сначала не было маленького альпиниста!
Между прочим, с точки зрения психики он абсолютно реален: это ваш внутренний творческий ребёнок. Когда мы не поддерживаем с ним контакт, он срывается и падает в пропасть или бессильно замирает.
… Эти два подхода относятся не только к рисованию.
В первом случае мы думаем, что предмет — это схема в нашей голове.
Во втором случае с помощью альпиниста мы видим вещи не сквозь «тусклое стекло» привычных стереотипов, а такими, какие они есть.
я тоже умею рисовать!
0 Ответить
Я совсем не умею рисовать. Но под "рисовать" понимаю как раз техническую сторону передачи увиденного, воспроизведение на бумаге. Всегда хотела научиться рисовать схематично, узнаваемо. То есть набросать общими чертами нечто, будь то принцесса, дерево, животное или яблоко. И ярко разукрасить... Добиться внешнего сходства - это как раз и есть то, чему должен помочь маленький альпинист?
0 Ответить
Нина Павлюченко, маленький альпинист в качестве первого шага - самое то. А в следующих моих статьях еще и другие моменты есть - про визирование и светотень, например. Сделайте упражнения и сами убедитесь.
0 Ответить
И ещё.Чуть не полдела -сюжет.Нарисовать руку,машину,портрет,яркие цветы...это несколько раз захватывающе.Это прикладные умения как дизайн или архитектура. Тут пожалуй,уменья передавать внешнее сходство достаточно на первых порах.Но если человек жаждет художественного самовыражения,считает что ему есть что сказать людям такого важного ,нужного,то факт-придётся мучиться с сюжетом-чтобы был интересный,захватывающий и с его подачей.И альпиниста будет мало.
0 Ответить
Марина Новикова, если человек хочет мучиться - имеет право. Если хочет играть и наслаждаться - тоже имеет право. И брать сюжеты в окружающем мире.
0 Ответить
Зря что ли учатся рисовать сначала простые вещи? Куб, конус и шар? А свет, а композиция? Вряд ли такие уроки помогут научиться рисовать правильно и хорошо. Так, развлекаловка несерьезная.
0 Ответить
Владимир Морозов, мои ученики довольны. Про светотень у меня тоже есть статья. И про визирование. Но вообще-то я не давала обязательств изложить весь свой курс. Однако для того, чтобы начать рисовать, информации вполне достаточно.
А кому нравится рисовать кубы, конусы и шары - на здоровье.
0 Ответить
Алина, это прекрасно! А продолжение будет?
0 Ответить
Александр Петров, так давно есть еще несколько статей. Они здесь опубликованы.
0 Ответить
Я думаю научится человек или нет зависит от наличия мотивации.Если есть цель,настойчивость и время,то человек и без альпиниста и с ним как-то да научится рисовать.
0 Ответить
А я вообще люблю рисовать. И никогда и не бросала это занятие, так с 3 лет все еще рисую...
0 Ответить
А я уже в пенсионном возрасте два года ходила в кружок рисования - с детишками. И ничего, даже интересно - совершенно не ощущала разницу поколений. Мы очень уважительно друг к другу относились.
Я подростком очень много рисовала (кстати, очень любила изображать собственные руки!). Эх, не сообразила хоть в дом пионеров пойти - ведь было тогда масса бесплатных кружков... Пропустила, в общем, золотые дни. А как мне не хватает именно основ простого ремесла!
0 Ответить
Хорошая статья. Методику рисования мне читать будет лень или скучно, а так забавно.
В школе учитель рисования не настаивал, чтоб я рисовала, а чертежник - тот вобще вздыхал с облегчением, если я прогуливала его уроки. Проблема провести прямую линию или угол, даже с линейкой. А в институте биологическом срисовывать надо было много. Научилась поневоле. А попалась бы такая статья - меньше бы мучилась. Сейчас малюю на работе стенгазеты к праздникам без напряга. Многие не верят, что рисовать не умею
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Ксения Петрова, я в школе вообще рисовать не умела. Научилась именно благодаря методу Бетти Эдвардс. До этого была уверена в своей полной безданости.
0 Ответить
Вячеслав Старостин, я вообще человек несерьезный. Люблю обучать, играючи. Но результаты есть: рисуют. А за "серьезностью" - это не ко мне.
0 Ответить
Алина Даниэль, пробую загрузить рисунок -- не принимает, хотя уже и качество низкое и всего 8см...
Словом -- есть у меня один рисунок-схема в моей статье о проектировании ландшафтного дизайна.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Ксения Печий, дело не в сантиметрах, а в килобайтах.
А ландшафтный дизайн - очень интересная тема. Было бы в сутках часов 50 - непременно бы им занялась.
0 Ответить
А с помощью маленького альпиниста я научилась рисовать так:
0 Ответить
Алина Даниэль, уау)
0 Ответить
Когда-то я рисовала так:
0 Ответить
В детстве абсолютно все талантливы. Рисуют, поют, танцуют.
А потом начинаются сравнения не в свою пользу, комплексы. Или находится одно всепоглощающее увлечение.
Но вот не поздно и взрослым вернуться к заброшенному делу. Жена знакомого после операции решила поднять себе настроение (время свободное в избытке) и пошла на кружок живописи для взрослых. Так у неё великолепно получается! Её конёк -- цветы в вазах крупными сочными мазками!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Ксения Печий, я знаю ситуацию, как женщина, приговоренна врачами к смерти через полгода, решила хотя бы на прощанье исполнить мечту стать художницей, пошла учиться живописи... и стала великолепно писать. Так вот: это было восемь лет назад, она до сих пор жива и устраивает персональные выставки.
Я обязательно напишу отдельную статью об арт-терапии.
1 Ответить
Алина Даниэль, это здорово!
Правда я говорила не столько об арт-терапии, а о том, что взрослым, вырастив своих детей, обязательно нужно вспоминать свои увлечения детства и заниматься ими снова -- это очень вдохновляет, жизнь становится богаче и позитивней )
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Ксения Печий, это точно. Я когда-то проводила тренинг специально для мам, которые хотели рисовать для своих малышей или вместе с ними. Потом они присылали рисунки - и свои, и детские. Радости было просто море!
0 Ответить
Алина Даниэль, а ребёнку какая радость -- мама с ним рисует! )
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Ксения Печий, а вот еще один:
0 Ответить
Алина Даниэль, молодцы ))
А я вот рисую только по работе....
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Ксения Печий, рисунок одной из моих учениц.
0 Ответить
Спасибо за статью,очень доступно объяснили,сразу стало понятно,почему не выходило рисовать лучше-уже левое полушарие привыкло рисовать конкретным образом,потому отключилось правоеПятёрочка
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Ничего не поняла, но очень увлекательно. Спасибо
0 Ответить
Мата Хари, насчет понимания - привет левому полушарию.
На самом деле можно понять только нарисовав что-нибудь вместе с маленьким альпинистом.
0 Ответить
Алина Даниэль, левому? А правому, стало быть уже поздно - воно вже вмэрло?
Эт от взрослой ответственной жизни, не иначе... ну никаких иллюзий и абстракций не осталось, а Вы: "маленький альпини-и-ист, крошечный альпини-и-ист"
Альпинист, похоже, скорее мертв, чем жив
0 Ответить
Мата Хари, вмэрло ли Ваше правое полушарие - судить только Вам.
Маленькому альпинисту - мои искренние соболезнования.
0 Ответить
Алина Даниэль, очень интересный метод для пробуждения творческих способностей. Хотелось бы узнать его автора.
Оценка статьи: 5
0 Ответить