Первые немцы в России появились ещё в Х веке. Очень много их прибыло в Россию при Петре I. В этот период в Москве возникло немецкое поселение, названное впоследствии Немецкой слободой. Начало широкой колонизации немцами Поволжья было положено 4 декабря 1762 года, когда был обнародован манифест императрицы Екатерины II «О дозволении всем иностранцам, в Россию въезжающим, поселяться в которых губерниях они пожелают и о дарованных им правах».
Саратовский край, которому предстояло стать новой родиной переселенцев, названных впоследствии «поволжскими немцами», являясь юго-восточной окраиной Русского государства, был ещё слабо освоен. Здесь проживали главным образом кочевые народы: калмыки, казахи, киргизы-кайсаки и другие национальности, занимавшиеся в основном скотоводством. Хлебопашества в крае в первой половине XVIII в. почти не существовало.
Иностранные переселенцы приходили на Волгу в основном из Юго-Западной Германии (Швабии, Пфальца, Баварии, Саксонии). Среди них встречались не только немцы, но также швейцарцы, французы, австрийцы, голландцы, датчане, шведы, которые привносили с собой частичку своей родины, национальный колорит и традиции.
Что из себя представлял национальный костюм Поволжских немцев того периода? Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо вернуться в середину 1760 годов. К моменту эмиграции в Германии уже сформировались типы народных костюмов, характерные для определённой местности. Значительным фактором, изначально усиливавшим различия в костюмах, была конфессиональная принадлежность.
В католических селениях крестьянский костюм был выдержан в строгих традициях, сохраняя консервативный покрой. В протестантских — напротив, одежда изначально тяготела к городской моде. Но как бы там ни было, будущие колонисты, преодолев несколько месяцев длительных путешествий, зимовок, к местам своего поселения привели одежду в полную негодность, что заставило их поспешно экипироваться у местных крестьян в соответствии с наступавшими холодами и материальными возможностями.
После переселения на Волгу колонисты по известным нам причинам не воссоздали даже в праздничном костюме того своеобразия, которое было присуще отдельным местностям Германии. Очень скоро они утратили прежнее богатство красок и отказались от сложных элементов кроя и отделки. Наибольшее влияние на костюм поволжских немцев изначально оказали костюмы земли Гессен.
В женский костюм входила белая полотняная рубаха с широкими рукавами, присборенными у запястья, с прямым воротником-стойкой и небольшим разрезом на груди. Коротких, до середины икры, юбок разного цвета насчитывалось сразу несколько. По низу верхней юбки шла широкая яркая полоса. Рубаха при этом выступала вниз из-под юбок на 10−12 см. Перед юбки закрывал передник. В зависимости от цветового решения костюма передник был либо чисто белым, либо в узкую продольную полоску. Поверх рубахи надевался лифчик-корсаж с большим вырезом и шнуровкой спереди. Головным убором служили разнообразные чепцы, закрывающие всю голову или только затылочную часть.
Мужской костюм состоял из полотняной однотонной рубахи с небольшим отложным воротником, шейного платка, жилета, плотно облегающей куртки, коротких, до колен, штанов в сочетании со светлыми чулками и кожаными башмаками с пряжками. Завершала наряд широкополая круглая шляпа с невысокой тульей.
Крестьянский костюм колонистов, как и всякий народный костюм других эпох, постоянно изменялся, реагируя на изменения в окружающем мире в соответствии с новыми условиями жизни. Покинув свои родные места, колонисты оказались в совершенно новых для них природных и социально-экономических условиях. Прошли годы. Изменились сами колонисты, изменился и народный костюм…
Несколько крайняя, даже экзальтированная точка зрения. Даже не хочется спорить, тем более в преддверии праздников, с сентенциями...