Холодная война, конечно же, без холодного полюса нашей планеты обойтись никак не могла. В не так уж и далекие годы американские империалисты рассматривали Северный полюс и акваторию Северного океана как удобный плацдарм для нанесения ядерного ракетного удара по территории СССР.
Особенно выросла притязательность северных просторов после ввода в строй первой американской атомной подводной лодки «Наутилус». Летом 1958 года в обстановке строжайшей секретности «Наутилус» совершил дальний поход и достиг северной «макушки» планеты.
Наши доморощенные стратеги севером интересовались не меньше, а пожалуй и больше американцев. Достаточно вспомнить серию героических зимовок на дрейфующих станция СП (Северный полюс) с различными номерами. Львиная доля этих экспедиций снаряжалась за счет статей оборонного бюджета.
Но вот добраться до Северного полюса подо льдом первыми смогли все же американцы. Советский ВМФ в 1958 году к такому серьезному мероприятию пока не был готов. Но активно готовился.
Непосвященному может показаться, что плавание подо льдами ничем не отличается от обычных подводных переходов. На самом деле экипажу приходится действовать полностью автономно, случись что — быстро всплыть будет невозможно. Даже если найдется подходящая полынья, всплытие среди льдов чревато множеством опасностей. Процесс подъема на поверхность длительный, короткий путь с глубины в сто метров занимает несколько часов. Жизнь подводников в подледном переходе полностью зависит от состояния техники, ее надежности и готовности, умения каждого члена экипажа с ней управляться.
На рубеже 50-х и 60-х прошлого века различные советские подводные лодки совершали все более длительные подледные переходы. В 1961 году лодка К-21 прошла подо льдами 1700 морских миль. И экипаж К-21, и корабль были готовы покорить полюс. Но командование решило иначе, на запрос руководителя похода поступил отрицательный ответ. Скорее всего, где-то наверху решили, что первой советской подводной лодкой, добравшейся до Северного полюса, должна быть именно первая советская атомная субмарина К-3.
Первый советский атомоход в то время находился в одном из многочисленных ремонтов. Созданная в крайне сжатые сроки ядерная энергетическая установка оказалась ненадежной, в первоначальный период эксплуатации ее приходилось часто ремонтировать и дорабатывать.
Но к лету 1962 года флот сумел подготовить К-3 к выполнению ответственной миссии подледного первопроходца. В исторический поход на покорение Северного полюса «малахитовая лодка» отправилась 10 июля 1962 года, в разгар короткого северного лета.
Матросы и офицеры о поставленной задаче знали заранее и отлично понимали ее важность и значение. К походу лодку готовил не только экипаж, но и технические специалисты, а также моряки с других кораблей базы. Рабочих рук, как всегда, не хватало.
Многие из прикомандированных завидовали экипажу. Побывать на полюсе, да еще в составе первой подледной экспедиции на первом советском атомоходе — о таком можно только мечтать. Один из матросов, работавших на борту К-3, решился претворить свою мечту в жизнь. Что из этого вышло — в следующей статье.
Очень интерессная познавательная статья
Оценка статьи: 5
0 Ответить