А паренек убежал от них и заскочил прямо в храм — спрятаться, очевидно. Я тоже шел в храм, и ступил внутрь буквально секунд через сорок после скрывающегося. Дерзкого пацана я приметил сразу, но, что удивительно, в храме он как-то автоматически перестал буянить! Слегка пошатываясь, юнец сначала присел на широкую лавку. Я забыл на время обо всех церковных церемониях, и все внимание переключил на дебошира.
Отдышавшись, он встал и принялся на цыпочках передвигаться по храму, всматриваясь в лица святых на иконах, на потолок, что разрисован библейскими сюжетами, на крестящихся прихожан и вообще вдыхал всю эту умиротворяющую атмосферу, что царит в храме. Он успокоился, этот юный выпивший спринтер. Меня удивила данная метаморфоза. Безо всякого насилия психика юноши пришла в равновесие, и, хотя его и пошатывало все еще от принятого алкоголя, передвигался подросток более-менее сносно. Охранники так в храм и не зашли, так как не могли себе, очевидно, и представить, что можно прятаться от них в храме!
Мужики решили, наверное, что дебошир, как прыткий экземпляр, проскользнул мимо них и покинул территорию монастыря. Но я видел, что он — здесь, более того, в самом сердце монастыря — в храме — и ведет себя очень прилично. Да чего уж там — возвышенно. Пару раз он неумело перекрестился, но я заметил, что это было сделано искренне, и даже более, чем у иных трезвых посетителей. Почему же так меняет поведение человека, даже с разгульным нравом, сам храм?
1. В храме кончается одиночество
Это удивительно, но когда бы вы ни пришли в храм, все равно тут вы не один. Сюда же стекаются с незапамятных времен простые люди. И не очень простые. В храме, как, кстати, и в фитнес-центре, скажем, можно встретить людей из самых разных слоев общества. От нищего на паперти, до Президента огромной страны. Как правило, люди в храме молчат или переговариваются тихонько, но все равно подсознательно они чувствуют, что в наше смутное время они не одни здесь в поисках утешения. Или совета. Каждый выискивает свое, но в храме по-особенному чувствует, что не один он на сей планете.
Заключенные в камерах-одиночках частенько просто сходят с ума. А когда есть хоть какая-нибудь живая душа рядом (пусть даже мышонок, как в фильме «Зеленая миля» с Томом Хэнксом) — психика успокаивается. Мы же все же стадные млекопитающие, оттого и сбиваемся в города, поселки, деревни…
2. В поисках добрых лиц
Теперь на улицах наших городов и сел редко увидишь радостные лица. Часто мы ловим на себе такие взгляды совершенно незнакомых людей, которые, кроме как звериными, и не назовешь. «Человек человеку — волк». От одного этого и сам потихоньку «звереешь». Но все же сердце каждого тянется к людям человечным. С одухотворенными лицами, если хотите.
На улице их не увидишь, а вот на стенах храма, на иконах, на великолепных росписях добрых лиц, пусть и не очень реальных, огромное количество. Взгляд безмолвных ликов удивительно теплый. Признаю, что настоящие мастера те люди, кто пишет иконы. Душегубы иконы не пишут, роспись храма не для них занятие. Получается, хочешь видеть человеческие теплые лица — двигай в храм. И под их взглядом буянство утихает.
3. В поисках прекрасной музыки
Не знаю почему, но при прослушивании песнопений в храме волей-неволей впадаешь в некий транс. Церковная музыка необычайно монотонна, но при этом мелодична. А перезвон колоколов, причем живой перезвон, не в записи на различных носителях, и вовсе заставляет встать, как вкопанному, на территории монастыря и слушать.
Причем не только взрослые, но и детишки как-то умолкают в этот момент. Даже если малыш — шалун, он тоже успокаивается. Мне как-то раз показалось, что бестолковая ворона и та, чернявая, перестала каркать, давая приоритет колокольному звону. Соображает!
4. В поисках новых приобретений для души
Меня как-то поразило, что крупные торговые центры, мегамаркеты и архитектура храмов во многом схожи! Обыватели приходят в храм и видят иной вид зодчества. Огромные своды, много воздуха, широкие пространства. Мы стремимся из квартир, что похожи на стандартные соты, попасть в массивные сооружения, величественные. Храм — здание, с архитектурной точки зрения, величественное. Но и гигантский супермаркет захватывает дух! И там, и там играет легкая, приятная музыка. И там, и там нет одиночества, множество людей. И там, и там, человек успокаивается, а некоторые заболевают (кто — шопоголизмом, кто — религиозной истерией).
Мне бы не хотелось говорить, что там и там делаются покупки, если честно. С супермаркетом все ясно, покупки там — основа всего бизнеса, но вот храм и покупки… Если купил свечку за 5 рублей, тебе и место отведут на пятачок. А вот если раскошелился на сто рублей, то добро пожаловать к дорогим иконам. Купил дорогую икону — тебе улыбаются, а если крестик за червончик — так и не посмотрят даже. И такое бывает. Подчас мне кажется, что те, кто придумал гигантские гипермаркеты, позаимствовали многое из области храмостроения. Во всяком случае, как храм, так и шопинг в гипермаркете, успокаивает психику, как ни крути.
Вот как умиротворяюще воздействует храм и его атмосфера на буяна. Причем не принципиально, верующий человек или нет. Мы говорим о воздействии храма на мироощущение, на разные органы чувств, безотносительно религиозной принадлежности индивидуума. С уверенностью можно сказать: в храме, как в сооружении с особой аурой, даже дебошир находит свое утешение, и сие есть просто констатация факта. Удивительное это успокоительное — храм. К сожалению, нынче часто оно продается обывателю по коммерческим ценам.
Такие статьи, Михаил, очень полезно читать нашей молодёжи, которой зачастую в храме просто скучно, поэтому они туда и не ходят. Понятно, что молодёжь бывает разная, но я имею в виду хороших ребят и девчонок, которые индифферентны к Богу и религии. Таких очень много и я бы даже ввёл эту статью в школьную программу для старшеклассников. Министерство образования - прислушайся! Написано таким языком, что он понятен каждому и в то же время заставляет задуматься.Александр Таль
0 Ответить
Александр Таль, не согласен с тем, что молодежь не ходит в храм. Сейчас привезли пояс Богородицы в Москву так уже сейчас очередь растянулась на многие километры и люди стоят на морозе по 24 часа! и молодежи там много. Чудные времена! С одной стороны безбожие, с другой - самоотверженность
0 Ответить
Хорошая статья, об этом я тоже иногда задумываюсь... Если сказать одним словом - то, ведь все мы люди. А, соответственно,не без греха.
На Том Свете со всех спрошено будет - и со священника, и с продавщицы тех же свечек, и с нас с Вами. Мы под Богом равны. Давайте не будем их судить так строго, БОГ рассудит. Ему виднее.
Думаю, им такое испытание особенное дано. Выдержать дано не всем.
По-поводу того, что в храмах начинают осуждать незнающего прихожанина, так это грех на их совести. Этим они отталкивают людей от Божьего Храма. И, кстати,осуждением занимаются люди малосведущие, желающие себя показать при окружающих, только "начавшие" свой "праведный" путь.Обычно это, со временем, проходит.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Саида Сафаргалина, вот точно подметили насчет особенно того, что если начинающий прихожанин не знает куда поначалу приткнуться в храме, ему шепчут что типа книги читай сначала как себя вести в Божьем Доме и прочее. Лучше бы подсказали. Даже тут, в храме, все равно один человек желает капельку быть вышеи умнее другого. Все это в нас заложено, однако.
0 Ответить
Сю-сюки про хватившего лишку и ворону - для выжимки слезы, для оживляжа. Типичный супер-маркет - это гектар под плоской крышей, а храм всё-таки с претензиями на впечатление. Да и мотивация посещения разная и зачем притягивать за уши это "общее"? Духовная музыка вполне сравнима с классической и тут ничего особенного нет.
Рекомендую автору наведаться в Кишинёв. Там почти в центре есть торговый центр, похожий на храм. Один из авторов проекта архитектор, погибший в одной из башен 11.09.01 г.
Это как исключение.
Оценка статьи: 3
0 Ответить
Сергей Дмитриев, я не имел в виду сю-сюки, они мне не нравятся, а вот бу-буки - в самый раз. А мотивация посещения одна и там и там - поддержать свое тело -хавчиком в супермаркете и душу - молитвами в храме. Так мы питаем и живот, и мозг.
А В Кишинев ехать боюсь. Я читал, что там в автобусах у туриста сперли кошелек со всеми кредитками и турист остался жить в Молдавии с местной дамой.
0 Ответить
Михаил Берсенев, волков бояться - в лес не ходить. М.б., вам удастся убить 2-х зайцев. А мозг питается тоже из желудка. И не истязайте себя молитвами - пустое дело.
Оценка статьи: 3
0 Ответить
Сергей Дмитриев, а это вы сами испробовали или к вашему соседу племянник приезжал, так вот у его знакомого друг молился и не помогло?
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Михаил Берсенев,
Удивительное это успокоительное – храм. К сожалению, нынче часто оно продается обывателю по коммерческим ценам.
Вот видно нашего советского человека!
Коммерческая цена - как это? Бывает некоммерческая?
Если б утешение в храме продавалось по государственным ценам - вам бы статью не о чем было писать,
и вы бы успокоились?
0 Ответить
Надя Гаева, да если б про ГОСУДАРСТВЕННЫЕ цены, то не было бы накала в статье такого, как от КОММЕРЧЕСКИХ. Государственная цена обсуждению не подлежит.
0 Ответить
Надя Гаева, +100
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Судя по содержанию статьи, Михаил Берсенев, справедливее такую статью было бы назвать "Есть ли разница между супермаркетом и храмом?". Тем более, что из содержания статьи следует однозначный вывод: что храм, что супермаркет - все едино. Одно только утверждение "В храме, как, кстати, и в фитнес-центре" - уже обо всем говорит. Видимо, торгаши, которых Иисус в свое время изгнал из храма, были бы с вами солидарны.
Оценка статьи: 2
0 Ответить
Татьяна Гусева, очевидно, невнмательно вы прочитали статью: я не ставил знак тождества между храмом и супермаркетом. Я больше говорил об ощущениях, а они у всех разные. И то что в храме можно встретить самых разных людей из разных слоев - это и есть демократизм.
0 Ответить
Татьяна Гусева,
Иисус изгнал торговцев из храма.
Только вы не задумывались,
из какого храма и торговцев чем?
А то у нас перегибы как с колхозами доходят в храмах до маразма: свечку не купить - надо через дорогу топать с бабушкой.
0 Ответить
Надя Гаева, я вообще-то думала, что речь идет о храме Божьем. Или еще какие-то имеются ввиду? И о чем тут задумываться? О том, что и без того очевидно - недопустимо превращать храм в супермаркет?
Оценка статьи: 2
0 Ответить
Марианна Власова,
спасибо за ссылку, очень содержательная и интересная!
"Через непродолжительное время после распятия Христа вспыхнуло восстание, которое было жестоко подавлено Титом, а храм - финансовая опухоль империи - был римлянами разрушен (о чем, между прочим, Христос недвусмысленно намекал в каждом выступлении).
Христос считает необходимым вложить накопленные спекулятивные капиталы в реальный сектор экономики - в виноградники, мастерские, кузницы, рудники... Хватит уже набивать карман!.. Тезис о том, что «делиться нужно», красной строкой проходит через проповеди Христа".
0 Ответить
Михаил Берсенев, хорошая статья и во многом правильная. Не могу только согласиться с двумя местами. Если купил свечку за 5 рублей, тебе и место отведут на пятачок. А вот если раскошелился на сто рублей, то добро пожаловать к дорогим иконам. Купил дорогую икону – тебе улыбаются, а если крестик за червончик – так и не посмотрят даже. И такое бывает. Вот именно:бывает. Но ведь не везде. И очень много мест где такого вообще не бывает. Но прочитает человек вашу статью и сделает вывод, что в церкви любой грех откупить можно. А ведь во многих церквях на вопрос, сколько стоит та или иная треба ответят - сколько не жалко на содержания храма.
И вот еще: Вот как умиротворяюще воздействует храм и его атмосфера на буяна. Причем не принципиально, верующий человек или нет. Тоже, считаю не совсем верно. Некоторых людей просто корчит в храме, им плохо становится и ноги сами несут его из храма и не получает он никакого умиротворения, так крепко в нем бес сидит.
А в целом статья очень правильная.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Александр Петров, я как уже написал давеча был в иерусалиме, так там ортодоксальные иудеи у Стены Плача на отличном русском просят у туриста денег "на благие дела". Дашь денежку зеленую, американскую - благословит такой иудей своим знамением. а не дашь - так глянет ледяно
0 Ответить
Михаил Берсенев, я то думал, что вы о христианском храме статью писали, а вы вон оно что...об иудеях, да еще об ортодоксальных. Ну извините, не понял
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Александр Петров, да нет,я про православный российский храм писал, просто даже на другом конце Земли у храма денежку просят.
0 Ответить
Михаил Берсенев, так я не понял: писали про православный, привели в пример иудейский, вы уж определитесь как нибудь. Ведь если мне в московском супермаркете гнилой товар подсунули, это не причина все супермаркеты во всем мире охаивать.
Чуть не забыл: вы на иконки то в коментах посматривайте.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Александр Петров, да гляжу на иконуки. Тока если скажем я отравился ананасом и меня выворачивает, я все равно хаю все ананасы мира, а не из какой-то конкретной страны
0 Ответить
Михаил Берсенев, сегодня ананас гнилой попался, завтра на ногу в автобусе наступили, послезавтра - еще что то плохое.... Извините, я так жить не хочу, для меня стакан все-таки наполовину полон, чем пуст.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Александр Петров, а, оптимист, значится! Готовлю я статейку про енто дело. Для оптимистов нелицеприятную
0 Ответить
Бедный Иисус! Что такое муки распятия по сравнению с тем, что его последователи сотворили с его учением...
0 Ответить
Виктор Губерниев, а я давеча был в Иерусалиме, трогал гроб Господень, и заметил, что даже гроб его очень короткий, не в человеческий рост. Даже тут народ не оказал Иисусу должного почтения
0 Ответить
Михаил Берсенев, так он же пустой, согласно Новому Завету. А если нет разницы, зачем платить больше? (с)
0 Ответить
Виктор Губерниев, это экономия, получается! Как в рекламе порошка недорогого Дася по-моему :"зачем же платить больше, если по чистоте обе брюки одинаковаые!"
0 Ответить
Михаил Берсенев, хорошая статья и проблема, которую вы поднимаете очень актуальна сегодня.
Важно при этом всем понимать, что выход из сложившейся ситуации надо искать всем миром.
Зачастую, столкнувшись с какой-нибудь хамоватой бабушкой или священником; столкнувшись с какой-нибудь странной просьбой (например, оплатить освящение машины 1/5 стоимости самой машины); столкнувшись с явным беззаконием, - мы потом об этом говорим своим знакомым, своей жене на кухне... просто обсуждаем в личных беседах, но не делаем никаких реальных действий для исправления этих безобразий.
Важно понимать, что Церковь - это не только патриарх, священноначалие, священство и бабушки у подсвечников. Церковь - это все верующие - это все православные христиане.
Поэтому об этом надо ставить в известность настоятеля храма, чтобы он разбирался с этими людьми; а если виноват сам настоятель, то писать на него в епархию.
За редчайшим исключением, подобные действия приносят ощутимый результат.
С Рождеством Христовым всех!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Павел Островский, дак ведь "ставить в известность начальству" все же сродни стукачеству в сталинские времена. Вообще как это немного коробит - настучать, простите, проинформировать вышестоящие инстанции
Ох уж эти предрассудки!
0 Ответить
Михаил Берсенев, если мы говорим о Церкви, то Она общая для всех...
Поэтому в личную жизнь мы лезть не предлагаем. Но если беспорядок или безобразие происходит в Церкви, то каждый член Церкви должен приложить усилия для его предотвращения.
А молчание в данной ситуации является потаканием этому беззаконию.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Павел Островский, возможно, Вы и правы на бумаге (на мониторе), но вот в реальности все сразу миеняется.
0 Ответить
Михаил Берсенев, это, конечно, не совсем , как бы так выразиться, правильно, сравнивать храм с маркетом. Но что-то в этом есть. И подмечено, как вижу, не только мной, что "Если купил свечку за 5 рублей, тебе и место отведут на пятачок. А вот если раскошелился на сто рублей, то добро пожаловать к дорогим иконам. Купил дорогую икону – тебе улыбаются, а если крестик за червончик – так и не посмотрят даже". Слишком уж рьяно некоторые верующие "наставляют на путь истинный" тех, кого считают неграмотным в отношении обрядов и канонов. Порой даже со злобой, что делаем не так и не то. Не все, конечно, но такие встречаются.
0 Ответить
Каролина Динкелакер, а вот ребенка наставляют на путь истинный родители, и часто насильно. И пользап от того бывает, как никрути. Так же неверующего церковный люд считает слепым дитяткой, которому не грех и наподдать, чтобы на путь истинный его навести. Только путь сей истинный у каждого свой.
0 Ответить
Михаил Берсенев, польза несомненна, но нельзя это делать фанатично! Вот о чем была моя мысль, ИМХО.
0 Ответить
Каролина Динкелакер, вот это верно: вопрос меры во всем очень актуален. Согласен.
0 Ответить
Мм-да..
0 Ответить