• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Валентина Пономарева Грандмастер

Что такое трын-трава?

В темно-синем лесу,
Где трепещут осины,
Где с дубов колдунов,
Облетает листва,

На поляне траву
Зайцы в полночь косили,
И при этом напевали
Странные слова:

А нам все равно!
А нам все равно!
Пусть боимся мы
Волка и сову,

Дела есть у нас:
В самый жуткий час
Мы волшебную
Косим трын-траву

(Из «Песни про зайцев»
слова Л. Дербенева,
музыка А. Зацепина.)

Когда эта песня прозвучала в кинофильме «Бриллиантовая рука», то стала настолько популярной, что лилась, можно сказать, изо всех окон. А ведь и раньше выражение «трын-трава» весьма часто использовалось в отечественной литературе.

У А. С. Пушкина читаем: «Теперь мне честность — трын-трава». Н. С. Лесков свою статью о заселении некоторых пустующих территорий русскими людьми назвал: «Острова, где растет трын-трава». А. П. Чехов заявлял: «Или знать, для чего живешь, или все пустяки, трын-трава», а во «Врачебных советах» давал шутливую рекомендацию: «От насморка полезен настой из трын-травы, пить который следует натощак, по субботам». (Кстати, в одном из старинных лечебников вполне серьезно приводится рецепт такого настоя, в состав которого предлагается включить наряду с привычными ингредиентами типа корня лопуха и весьма экзотические, например, перо павлина и шерсть дикой кошки.)

Можно было бы назвать еще очень много имен (И.А. Бунин, Л. Н. Толстой, Иоанн Кронштадский, П.И. Мельников-Печерский и др.), но список получится, пожалуй, слишком длинным.

Заметим, что в приведенных цитатах употребляется одно и то же значение понятия, вполне согласующееся с его толкованием в хрестоматийных словарях. И у Даля, и у Ушакова, и Ожегова оно имеет общий смысл: обозначение отношения к чему-нибудь, как к ничтожному, пустому, не важному, не стоящему внимания, то есть всё нипочем, всё равно. И ведь просторечное «трындеть», то есть пустомелить, близко по звучанию, хоть его и считают происходящим от «трынькать», а у Даля оно связывается с трынкой-волынкой.

Но откуда же взялось это словечко — «трын-трава»? На этот счет существуют весьма оригинальные версии, например, обосновывающие его происхождения приходом из санскрита, из тюркской лексики (иногда даже этрусков поминают), и т. д. Но большинство исследователей сходится на точке зрения, согласно которой первоначально оно звучало как «тын-трава», а тын, как известно — это не что иное, как забор. Кстати, в болгарском языке имеется очень похожее слово «тиньтрава» (или тыньтрава), обозначающее именно подзаборный сорняк. Правда, на сегодняшний день все же признается, что надежной этимологии нет.

Что же до зайцев, то легенды об их косьбе под луной ходили с давних пор. Будто бы в неких местах было предложение использовать зайцев в качестве валюты наравне с деньгами. Население засопротивлялось было, и тогда один человек рассказал, как видел их косящими траву, и это всех, как ни странно, убедило. Кроме того, существовало поверье, что трын-трава обладает успокаивающим свойством, так что не случайно ушастые ее собирали:

Храбрым станет тот,
Кто три раза в год
В самый жуткий час
Косит трын-траву
.

На этом можно было бы и закончить рассказ, но тогда он окажется неполным без расшифровки изначального смысла слова «трава».

Впервые интересную догадку о нем высказал В. Даль, когда заявил, что значение корня «трав» связано понятиями еды, корма, питания. Вслед за ним Востоков, поддержав гипотезу, трактовал «тровати, трую» как-то же, что «травити, травлю, то есть кормить, кормиться в переносном смысле». А Г. Дьяченко в Полный церковно-славянский словарь включил статью о траве, в которой толковал понятие как собственно корм, аналогично греческому «botane от botos».

А Н. Вольский обратил внимание на то, что от этого центрального семантического смысла легко переходить к другим значениям слова:

 — уничтожать, опустошать, потратить, испортить;
 — кусать, ловить добычу;
 — выедать чем-то (например, едкой жидкостью и т. д.);
 — уменьшать наличное количество (каната и т. п.).

И что же в результате мы имеем? Что этимологического подхода к понятию «трын-травы» как к «подзаборному сорняку» оказывается недостаточно, потому что более ранним значением является «подзаборный корм», очевидно, в первую очередь, для животных, хотя там вполне могли находиться и съедобные для человека растения, а нынешней загазованности дорог в давние времена не наблюдалось…

Статья опубликована в выпуске 31.01.2011
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (18):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: