На поляне траву
Зайцы в полночь косили,
И при этом напевали
Странные слова:
А нам все равно!
А нам все равно!
Пусть боимся мы
Волка и сову,
Дела есть у нас:
В самый жуткий час
Мы волшебную
Косим трын-траву
(Из «Песни про зайцев»
слова Л. Дербенева,
музыка А. Зацепина.)
Когда эта песня прозвучала в кинофильме «Бриллиантовая рука», то стала настолько популярной, что лилась, можно сказать, изо всех окон. А ведь и раньше выражение «трын-трава» весьма часто использовалось в отечественной литературе.
У
Можно было бы назвать еще очень много имен (И.А. Бунин,
Заметим, что в приведенных цитатах употребляется одно и то же значение понятия, вполне согласующееся с его толкованием в хрестоматийных словарях. И у Даля, и у Ушакова, и Ожегова оно имеет общий смысл: обозначение отношения к чему-нибудь, как к ничтожному, пустому, не важному, не стоящему внимания, то есть всё нипочем, всё равно. И ведь просторечное «трындеть», то есть пустомелить, близко по звучанию, хоть его и считают происходящим от «трынькать», а у Даля оно связывается с трынкой-волынкой.
Но откуда же взялось это словечко — «трын-трава»? На этот счет существуют весьма оригинальные версии, например, обосновывающие его происхождения приходом из санскрита, из тюркской лексики (иногда даже этрусков поминают),
Что же до зайцев, то легенды об их косьбе под луной ходили с давних пор. Будто бы в неких местах было предложение использовать зайцев в качестве валюты наравне с деньгами. Население засопротивлялось было, и тогда один человек рассказал, как видел их косящими траву, и это всех, как ни странно, убедило. Кроме того, существовало поверье, что трын-трава обладает успокаивающим свойством, так что не случайно ушастые ее собирали:
Храбрым станет тот,
Кто три раза в год
В самый жуткий час
Косит трын-траву.
На этом можно было бы и закончить рассказ, но тогда он окажется неполным без расшифровки изначального смысла слова «трава».
Впервые интересную догадку о нем высказал В. Даль, когда заявил, что значение корня «трав» связано понятиями еды, корма, питания. Вслед за ним Востоков, поддержав гипотезу, трактовал «тровати, трую» как-то же, что «травити, травлю, то есть кормить, кормиться в переносном смысле». А Г. Дьяченко в Полный церковно-славянский словарь включил статью о траве, в которой толковал понятие как собственно корм, аналогично греческому «botane от botos».
А Н. Вольский обратил внимание на то, что от этого центрального семантического смысла легко переходить к другим значениям слова:
— уничтожать, опустошать, потратить, испортить;
— кусать, ловить добычу;
— выедать чем-то (например, едкой жидкостью
— уменьшать наличное количество (каната
И что же в результате мы имеем? Что этимологического подхода к понятию «трын-травы» как к «подзаборному сорняку» оказывается недостаточно, потому что более ранним значением является «подзаборный корм», очевидно, в первую очередь, для животных, хотя там вполне могли находиться и съедобные для человека растения, а нынешней загазованности дорог в давние времена не наблюдалось…
Специально зарегистрировалась здесь что бы высказать свое мнение, полученное на анализе всей информации. Крылатые выражения не возникают неоткуда. Из этого можно предполагать, что эта самая трава некогда являлась действительно травой, и если привязываться к переводу слова "трын" или "тын"(в разных источниках по разному), то росла она под забором, рядом с домом и вообще была(а может и есть) очень распространена. Если вспомнить, что означает крылатое выражение "трын-трава" - бессмысленное, все нипочем, то можно продолжить - безразличие, пофигизм, и на основе всего этого можно представить очень яркую картинку, какой эффект эта трава оказывает на человека. Не правда ли он схож с наркотическими курительными веществами?. По этому для себя я делаю вывод: "трын-трава" - достаточно распространенное растение, которое при употреблении оказывает наркотический эффект, успокаивает, вызывает апатию, со временем превратилось в крылатое выражение именно из-за оказываемого эффекта.
0 Ответить
Elena Kazakova, курить произвольную траву, которая "очень распространена", бессмысленно, а если под этой травой Вы имеете в виду коноплю, то, во-первых, она оказывает разный эффект на разных людей, далеко не только успокоительный, а во-вторых, на Руси конопля была ценным растением, а не "подзаборным", из нее делали ткани, веревки, масло, но вот не курили, не тот сорт. Для себя Вы можете делать любые выводы, но "всей информацией" не владеете.
0 Ответить
читабельно так
0 Ответить
Интересно!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Валентина Пономарева, фигня полная! Трын-трава - анаша, конопля, канабис, марихуанна, план и проч. Действительно расла везде где ни попадя, в т.ч. и под заборами. Накурившись трын-травы зайцы кодлой лупят льва! Вот вам и весь анализ! ;-Р
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Сергей, шутку оценила
1 Ответить
Сергей Русич, я бы не был столь категоричен. В славянской мифологии травы вообще занимают особое место - одолень-трава, разрыв-трава... Много места отвели травам и европейцы, интересен в этом плане британский фольклор. Дальше - Азия. У японцев растения обретают просто неслыханные свойства - например, замок небогатого, но любимого народом самурая, стоявший на невысокой горке, которую крестьяне из поколения в поколение засаживали луком. Этот лук и защищал замок - в минуту опасности горка вырастала до небес, а враги не могли вскарабкаться по скользкому луку. А крестьянский сын Таро каких только трав не перебрал, пока спас друзей...
0 Ответить
Денис, да Сергей пошутил
0 Ответить
Валентина Пономарева, вовсе не пошутил. Вы внимательно текст послушайте и поймёте, что я на 100% прав. Просто удивлен как такую песенку пропустила цензура. Впрочем в те времена еще не было так много наркоманов. Просто кто-то мандибулой (mandibula [лат.] - нижняя челюсть) щелкнул.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Сергей, ну, не пошутил - значит, не пошутил. Мало ли кто какому исконному слову перевернутое значение определит
1 Ответить
Это были ямайские зайцы-растаманы!
0 Ответить
Валентина Пономарева, интересная тема. Любопытно знать этимологию некоторых слов. Спасибо за статью.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Интересно
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Валюша, спасибо за интересный рассказ
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Олечка, и тебе спасибо
0 Ответить
Ага. Как-то читала по теме - целую эзотерику вокруг трын-травушки возвели. Но интересно!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Гал, я еще добавила концовку
0 Ответить
Прочитала и концовку. читать дальше →
.Оценка статьи: 5
0 Ответить