• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Подкаст
Дебютант

Почему детям не нужно выдавать карманные деньги?

На тему карманных денег для детей написано немало статей. Многие из них просто дублируют западных «гуру», даже без привязки к российской действительности. При этом в большинстве статей пишут об одном и том же, где главный совет — карманные деньги должны выдаваться ребенку на постоянной основе, иначе он не научится распоряжаться деньгами. А так ли это в действительности?

Читает Яков Кульнев

Фото: ConstantinosZ, Shutterstock.com

Взрослая жизнь

Давайте посмотрим на себя. Подавляющее большинство взрослых работает. Кто-то из нас работает по найму, т. е. на «дядю», кто-то работает на себя любимого, но, так или иначе, работает. Именно за эту работу нам платят деньги, мы их зарабатываем. При этом мы все понимаем, что если не будем работать, то уже завтра, вероятнее всего, останемся без средств к существованию, не будет денег. Чем тогда кормить семью?

Детство

Теперь вернемся к известному совету о выдаче денег детям на постоянной основе. Многие родители выдают деньги ребенку каждую неделю или месяц. Чтобы ни случилось, в любом случае, ребенок получит свои карманные деньги. Он не боится остаться завтра без средств к существованию, он не боится остаться голодным — родители всегда помогут и дадут ему деньги. Чувство подушки безопасности в лице родителей с годами укрепляется в голове ребенка.

Чему учит выдача денег ребенку

Выдача карманных денег на постоянной основе может научить ребенка считать деньги, планировать покупки, экономить, копить. Как принято говорить — распоряжаться деньгами. И все это в лучшем случае. А чаще всего постоянная, периодическая выдача денег просто учит «осваивать бюджет». Да-да, именно тупо, бездумно осваивать бюджет, тратить, а не зарабатывать.

Почему детям не нужно выдавать карманные деньги?
Фото: Depositphotos

Многие родители при проведении опросов жалуются, что с их точки зрения дети тратят карманные деньги бездумно. А как же еще? «Завтра мне еще дадут денег», — думает ребенок, покупая какой-нибудь 35-й диск с компьютерной игрой.

Чему не учит выдача денег ребенку

Выдача денег на постоянной основе не учит самому главному — ценить деньги! Постоянно получая деньги просто так, ребенок не знает их ценности. Или, выражаясь простым языком, не понимает, насколько трудно они порой достаются. Отсюда и бездумные траты. Отсюда и пренебрежительное отношение к тому, что на них куплено. И такое отношение к деньгам может сохраняться и в его взрослой жизни. А это уже чревато серьезными проблемами.

Почему детям не нужно выдавать карманные деньги?
Фото: Depositphotos

Вдобавок, постоянная и периодическая выдача денег не развивает предпринимательское мышление ребенка. Он не пытается:

• постоянно думать, шевелить мозгами;
• искать возможность заработать;
• придумывать новые идеи, претворять их в жизнь;
• развиваться, самосовершенствоваться.

А зачем, родители под боком, вместе с деньгами. Они всегда ему дадут еще на карманные расходы. У такого ребенка нет стимула не только к заработку, но часто и к развитию себя как личности.

Почему детям не нужно выдавать карманные деньги?
Фото: Depositphotos

Поэтому, уважаемые родители, если вы хотите, чтобы ваш ребенок научился ценить деньги, бережно относиться к ним и к тому, что на них куплено, если вы хотите, чтобы из него вырос финансово успешный человек, то перестаньте выдавать ему карманные деньги на постоянной основе. Этим самым вы окажете, возможно, самую большую услугу своему ребенку и подготовите его к взрослой жизни.

Статья опубликована в выпуске 18.03.2011
Обновлено 11.05.2021

Комментарии (98):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Автор все верно написал!

    Оценка статьи: 5

  • «Обозначение «дюк», быть может, памятно читателям старых русских исторических журналов. Так в начале XIX века именовался в России один из главных создателей Новороссийского края, герцог де Ришелье. Именовался он так и официально.»
    «Будущий градоначальник Одессы был единственным сыном четвертого герцога, иными словами, внуком маршала Ришелье. Маршал не любил своего сына, но внука обожал. «У Армана все мои достоинства и ни одного из моих пороков», — восторженно говорил он. Бывали, впрочем, у маршала вспышки гнева, которые, с точки зрения современной педагогии, едва ли могут быть одобрены. Так, однажды, после большого карточного выигрыша у короля, он подарил внуку сорок луидоров. Недели через две маршал встревожился: верно, Арман сидит без гроша? Честный внук изумился: как без гроша, а сорок луидоров? Маршал в бешенстве швырнул деньги нищему за окно: вот до чего дожил — мой внук не истратил сорока луидоров за две недели! Это рассказывает в своих воспоминаниях один из родственников Ришелье.»

    Марк Александрович Алданов
    «Дюк Эммануил Осипович де Ришелье»

  • Комментарий удален
  • А если дать, а потом, просто, периодически спрашивать:"Тебе нужны денежки, может, подкинуть?". И прикидывать, как часто он отказывается от очередного "вливания". Периодически можно спрашивать, на что собирается потратить. Ребенок сам планирует - нужно или нет

  • В статье есть доля истины. Дети действительно порой злоупотребляют карманными деньгами. Но с другой стороны, как ему тогда еще их давать? Они же в любом случае ему нужны. А платить за хорошие отметки, поведение и.т.д. тоже ни к чему хорошему не приведет.
    Но рассуждения автора мне понравились.

    Оценка статьи: 4

  • Одному ребенку выдают деньги на питание в школе, он их не тратит, а копит. Когда собирается нужная ему сумма, он закидывает их на компьютерные игры на усовершенствование оружия и другие прокачивания. (одежда героя, сила и т.д). Завтра он вырастит и научится спускать эти деньги в игровые автоматы. Ребенок должен знать, что деньги зарабатываются, а не падают с неба на карточку.

    • Гульфия Шахобова, а другому выдают на питание, он их копит, а потом закидывает на компьютерные игры, завтра он вырастит, и будет сам придумывать и совершенствовать компьютерные игры.
      Задача родителя не ограничивать средства, а воспитать, направить в нужное русло. Но не дать проще... А игромания, наркомания, алкоголизм это болезни психологические, по моему мнению из-за недостатка внимания, воспитания, любви и поддержки родительской.

  • А я даже и не пойму толком, как появились карманные деньги у моей дочки).
    Никогда я не питала интереса к копилкам, но как-то в магазине увидела до того милую свинку), что не удержалась и купила её в подарок дочке-первокласснице.
    Ну, копилка есть, надо же в неё что-то собирать. Решено было, что будем металлические десятки собирать, чтоб в копилке хоть что-то гремело).
    Родня, прознав об этом, завалила девчушку десятками. Она - всеобщая любимица, все хотят ей угодить. Но не избалованная ни капельки. Скромная, добрая, умница и помощница наша.
    За пару лет набралось несколько тысяч. Там уже не в свинку собирали, а в ведёрко от майонеза))).
    Она хотела отдать их нам, мы отказались.
    Тогда она спросила разрешения, можно ли ей их теперь тратить. Да пожалуйста, доченька!
    Она стала сдавать их на школьное питание, на всякие там конкурсы..."Кенгуру", "Русский медвежонок" и т.д.

    Так что и голова у нас о таких мелочах не болит).

  • Milena A Читатель 29 мая 2013 в 09:07 отредактирован 29 мая 2013 в 09:08 Сообщить модератору

    Когда я была подростком мои родители придерживаюсь именно этого правила, хотели что бы я научилась понимать стоимость денег. Давали только на завтраки, я стала "голодать" и копить на свои покупки когда они это поняли, я лишилась денег на завтраки. Помогло ли мне это стать успешным в финансовом плане человеком не ясно, но своих детей я воспитываю категорисчки наоборот! Пока у меня есть возможность дать на карманные расходы - дам. Пусть знает, что он может за себя заплатить в компании друзей, если они идут в кино, покупают шоколадки и прочее. Лишая ребенка денег лишаешь его возможности быть хорошим, добрым, порядочным, приветливым человеком. А если он захочет сделать подарок другу, или угостить, а может помочь? Желание будет, возможности не будет. Когда он вырастит, возможность может появиться, а желание может быть подавлено навсегда. Ну и плюс куча комплексов.

    • Milena A, я давала ребенку определенную сумму на неделю, он сам рассчитывал, копить ли, купить ли что-то. И тут у него появились "друзья", которых привлекали именно деньги, сначала просили у него что-то купить в школьном буфете, потом выпрашивали прямо деньги, обижались, если не давал. Это был очень хороший случай научить ребенка правильно реагировать на такие вещи, устанавливать границы, расставлять приоритеты, разбираться в отношениях.

      • Milena A Читатель 29 мая 2013 в 15:11 отредактирован 27 мая 2018 в 19:43 Сообщить модератору

        Марианна Власова, да, нужно позволять ребенку учиться на ошибках, это полезно.
        Моя позиция - деньги давать однозначно. Не за оценки или уборку по дому, а просто так. Потом просто контролировать ситуацию и направлять в нужное русло. Нужно давать человеку свободу и право на ошибку. И лучше если этому всему он научиться еще в детстве. Будет знать кто есть кто.

  • Может стоит научить ребенка советоваться, прежде,чем потратить деньги? Тогда вы сможете объяснить ему, почему нужно или не нужно тратить его деньги на какую-либо вещь, предупредить о последствиях - а уж решать ему, деньги-то его! А если вы не будете давать ребенку денег,то каким образом он узнает им цену?

    Оценка статьи: 3

  • Карманные деньги ребёнку необходимы.
    Плата за оценки или там мытьё посуды- большая ошибка.

  • Катя Марьина Катя Марьина Профессионал 29 мая 2013 в 00:50 отредактирован 29 мая 2013 в 00:53 Сообщить модератору

    "Он не боится остаться завтра без средств к существованию, он не боится остаться голодным – родители всегда помогут и дадут ему деньги." - а должен бояться?

    "Вдобавок, постоянная и периодическая выдача денег не развивает предпринимательское мышление ребенка. Он не пытается:

    • постоянно думать, шевелить мозгами;
    • искать возможность заработать;
    • придумывать новые идеи, претворять их в жизнь;
    • развиваться, самосовершенствоваться."

    - если это было бы так, то американская экономика не была бы №1, вообще смешная фраза

    Возможно ребенок, получая деньги учится их только тратить- это уже немало, лучше этому научиться в детстве, чем потом осваивать в зрелости. В статье не сказано, как научить ребенка зарабатывать? Давать за что-то?

    "чтобы из него вырос финансово успешный человек, то перестаньте выдавать ему карманные деньги на постоянной основе." - а в Америке финансово неуспешные люди, особенно по сравнению с нашими да?

  • Софья Чехурова Читатель 15 мая 2012 в 07:37 отредактирован 15 мая 2012 в 07:40 Сообщить модератору

    Статья замечательная! Очень точно ЗА и ПРОТИВ, плюсы и минусы. Но...
    Последний абзац - не мой. Мой вывод из всего - давать детям деньги можно, порой даже нужно, однако не просто дал и отвали. Необходимо УЧИТЬ детей обращаться с полученными деньгами, не только дать им свободу выбора, но и подсказывать и направлять.
    Пожалуй, выдавать, не на постоянной основе, что бы ни случилось, а с акцентом: я сегодня получил зарплату - можешь себе что-нибудь выбрать-купить.

  • Меня ужаснули комментарии, где люди обсуждают, как они в детстве родителям по дому помогали... Типа это заслуга такая нереальная, да еще и даром! Е-мое, люди, это же нормально, дома что-то самому сделать, научиться, маме с папой помочь, о себе позаботиться... При чем здесь оплата?!
    Родители не должны платить ребенку. Давать иногда деньги, да. Но не платить. Статья в принципе неплохая, правильная. Вот комментарии некоторые - караул!!!

  • Людмила Ливина Людмила Ливина Профессионал 7 мая 2012 в 21:48 отредактирован 7 мая 2012 в 21:48 Сообщить модератору

    Я сначала решила, что название статьи - шутка.
    Не давать денег ребенку на постоянной основе, иначе он не сможет:
    постоянно думать, шевелить мозгами;
    • искать возможность заработать;
    • придумывать новые идеи, претворять их в жизнь;
    • развиваться, самосовершенствоваться.

    Он и будет думать только о том, где бы их взять: хорошо если только в вашем кармане, а не в соседском. По мнению М. Веллера наиболее логичный и наименее затратный способ получить что-то - это украсть или отнять.
    Не сможет добыть - заработает комплекс неполноценности рядом со своими обеспеченными одноклассниками.
    По-моему, есть только один резон не давать ребенку денег - их отсутствие.
    В качестве примера: в семье трое сыновей. Спасая старших от компании наркоманов в лихие 90-е, отец принял решение перебраться из столицы в маленький город, чтобы там создать что-то свое. Квартиру продали, купили дом, "свое" создавалось трудно. Деньги проелись, к тому же, тяжело заболел старший. Когда есть стало действительно нечего, двенадцатилетний мальчишка в ноябре, в холод, собрал на пляже мешок бутылок, принес матери их вымыть, сдал и накупил еды - не для себя, для семьи. В шестнадцать открыл компьютерный клуб, в школе обслуживал компьютерную технику, в 19 стал заместителем начальника воинской части по коммерческим вопросам - не понравилось. Сегодня у него магазин компьютерной техники, сервис-центр и далеко идущие планы. Для семьи он - надежда и опора.

    • Ирина Маркович Читатель 7 мая 2012 в 22:11 отредактирован 7 мая 2012 в 22:12 Сообщить модератору

      Людмила Ливина, Вы привели чудесный пример. Но - пример доброго парня. Настоящего мужчины. Он и стал им. Способ не для всех подходит. Я в юности записалась в студенческий строительный отряд, а заработанное в основном пошло на зимнее пальто себе и на подарок маме, о котором она мечтала. А одна моя знакомая в юности устраивала матери своей дикие скандалы из-за нехватки новых тряпок и грозилась пойти на панель... Слава Богу, до такого не дошло. Она повзрослела и стала классным специалистом, причем в Америке. Но к матери, увы, холодновата. Но - интересно! - деньги подкидывает. Причем неплохие.

  • Логично. Правильно: Дружба. Но - между работодателем и работником - разве дружба? Вот я о чем. Совместное обсуждение доходов и нужных расходов - отличная и серьезная вещь. Все-таки чувства в семье - такая вещь, которая... Вы меня поняли. Понимаете, вот у моей лучшей подруги всегда в семье была какая-то прохлада - ни особой ласки к детям у ее родителей (великолепных, честнейших, образцовых людей). Ни дружбы с младшим братом... А брат вырос - и такую имущественную тяжбу завел с сестрой... Я вообще-то понимаю, что прямой связи нет, но вот все кажется, что незримая есть. Ну надо же что-то делать просто так. Хоть в семье! Ведь, согласитесь, опасно, что дитя даже маме ничего даром не сделает.

  • Лена Белка Лена Белка Читатель 7 мая 2012 в 20:35 отредактирован 7 мая 2012 в 20:37 Сообщить модератору

    а по-моему давать деньги надо и за выполненную работу тоже, установить таксу за мытье посуды,уборку и пр. Только не тупо выдавать деньги, а учить ребенка планированию.
    Раз в неделю или месяц (день зарплаты для всех!) сесть всей семьей и планировать - вот столько на коммуналку, кредиты,налоги, страховка,музыкальная школа, английский и пр. (то что платить необходимо и ежемесячно), -потом еда , - потом нужды каждого - новая обувь папе, маме - нужно на кастрюлю и чулки, сестре - на краски,братику - приставку игровую,бабушке - , дедушке, ну понятно по составу семьи. Потом планирование больших покупок (желаний) - хотим новый LED TV 42', велик новый, отпуск у моря, дни рождения, праздники...и,конечно НЗ - на непредвиденный случай (болезнь,аварию и пр.неприятности или приятности) . И начинаем шурудить что идет в копилку, что необходимо купить сейчас и сразу и пр. Ребенок хочет велик, например, но понимает есть масса нужд семейных и начинает "шурудить" мозгами - сверхпомощь маме-папе на даче,с машиной и пр. (оплата в конце месяца), экономия, подработка и пр. тогда будет толк. Детки они очень смышленные на этот счет.
    У нас одна реклама идет (американская)- девочка продает домашний лимонад возле дома. Папа ей помогает,конечно. вся улица идет к ней за лимонадом...Идеи есть, только попу нужно с дивана поднять.
    И ничего там не очерствеет, ответственности будет больше - это факт! Если есть дружба с ребенком,нормальный разговор, то почему душа должна очерстветь? !

  • Очень интересная тема.

    Не то, чтобы "не нужно вообще". Но! За обязанности домашние - давать деньги - ужасно. Правильно опасаются: прочно вобъется в голову, что за все платят. И - душа очерствеет.
    Кстати, даже у американца Карнеги вполне неделовой, душевный подход к теме.
    ...Я с шести лет ходила в магазины, с одиннадцати - уборка, растопка печи, ведра от колонки - и даже дальней! - были на мне. С того же нежного возраста сама варила супы да каши - по "сталинской" "Книге о вкусной пище", помните?
    Но - кто мне платил?
    Бабушка с мамой - "богатейшие" учительницы? Или разведенный папа - с микроскопическими алиментами?
    Гривенник на детский фильм, рубль - на двухкопеечные тетрадки да трехкопеечные карандаши с перышками номер восемьдесят шесть. Но - велосипед "Ласточка" на мое девятилетие - это счастье, которое помнится...

    Я уже дважды бабушка (Бога ради, не подумайте, что хвалю себя и все такое прочее, но пример себя, любимой, просто под рукой). Я очень ценю деньги. Но! Я скаредно накоплю на вымечтанную поездку во Флоренцию. Но поеду-то я туда - в блузке из секонд-хенда. Ну и что? От этого Флоренции ни тепло, ни холодно. А зато мне!

  • Катя Марьина Катя Марьина Профессионал 7 мая 2012 в 13:13 отредактирован 29 мая 2013 в 00:50 Сообщить модератору

    "На тему карманных денег для детей написано немало статей. Многие из них просто дублируют западных «гуру», даже без привязки к российской действительности." и "Вдобавок, постоянная и периодическая выдача денег не развивает предпринимательское мышление ребенка. Он не пытается:

    • постоянно думать, шевелить мозгами;
    • искать возможность заработать;
    • придумывать новые идеи, претворять их в жизнь;
    • развиваться, самосовершенствоваться"
    - в статье нет объяснения почему в западных странах выдача карманных денег идет на пользу детям,а в России нет.Почему на Западе у детей нет проблем самостоятельностью,а в России должны быть?

  • Нам с братом родители не отказывали в карманных деньгах, но и обязанностей у нас было очень много. Вся уборка, стирка и глажка была на мне, и в магазин ходила за продуктами, и готовила уже лет с 11-12, в 14 лет уже делала некоторые домашние заготовки, т.к. мама была очень занята на работе.

  • Не берусь давать советы,но сам всегда давал карманные деньги двум сыновьям.Тратили они их по-разному,но деньги имели всегдаСейчас они выросли и уже можно сказать,что ни к чему плохому это не привело,ни трутнями,ни наркошами не стали.Я считаю,что деньги надо давать,особенно мальчишкам.Это повышает их статус в их обществе и,соответственно,самооценку.Сейчас внуку 15 лет и отношение к деньгам похожее.В кармане всегда есть,но без особого пиетита

  • Детские психологи считают, что ребенку надо рассказывать, что такое деньги, начиная с трех лет. Ведь они, эти деньги, важная часть нашей жизни в рыночную эпоху и игнорировать их в ходе воспитания детей будет ошибкой. Здесь очень важно выработать правильное отношение ребенка к деньгам. Они, ни в коем случае, не должны стать главной темой, но и просто не замечать их будет глупо.
    Мамы часто берут своих маленьких детей в магазин за покупками. Вот здесь как раз и стоит рассказать своему ребенку на конкретных примерах, что можно купить на ту или иную сумму, а что нельзя, поскольку на это денег не хватает.
    Здесь уместно упомянуть еще об одном весьма полезном моменте. Имея отношение к деньгам, ребенок учится практической арифметике, т.е. считать не на тетрадном листе, а в реальной жизни. Известный телеведущий Владимир Познер, как то рассказывал о своих детских годах и учебе в американской школе. Там ученики младших классов обучались арифметическим действиям в ходе продажи почтовых марок. А более старшие ребята распространяли канцелярские принадлежности, составляя ежедневные финансовые отчеты о своей работе.

  • Денис Свиридов, имхо сам подход и резюме не вполне корректны, что и подтверждается многими замечательными камментами... Какая разница - давать много и часто или редко и мало? Если тинейджеру не пришлось пропотеть за эти деньги физически, или не "попариться" умственно, по-настоящему он их ценить не будет, сужу по себе, хоть и давно не тинейджер))).

    Зато в случае "мало и редко" (в смысле, как для его "круга") - куда больше вреда, чем пользы... Да и вообще, какая ещё нафиг польза? Моя семья была не из обеспеченных, и ущербные флэшбэки из прошлого до сих пор вспоминаются очень ярко... Причём сейчас, здраво анализируя, понимаю, что мои вполне скромные и нечастые запросы легко могли быть реализованы... Но мама искренне находила другие, более "приоритетные" статьи расходов, а обращения к папе вызывали немую сцену а-ля "Оливер Твист попросил добавки"))), разве что без скорбных слов "Этот мальчик закончит свою жизнь на виселице".

    Если не проблема найти приемлемый вариант подработки на стороне, который устроит в первую очередь родителей, конечно (за бабло чадо вполне может и в рабство ломануться, да и о технике безопасности будет думать в последнюю очередь) - очень хорошо. А на нет и суда нет...

    В моём райцентре жопоруким кренделькам вроде меня найти подработку было малореально, да и вообще найти подработку в ПРИНЦИПЕ. А до эпохи интернета было ещё далеко... Как следствие, все мыслишки крутились вокруг контрабанды или вообще явного криминала... Контрабанда отпадала из-за отсутствия хоть какого-то начального капитала, да и возраст накладывал ограничения. Так что всё могло закончиться очень плохо, к счастью, обошлось...

  • Мне всегда давали карманные деньги в размере "поесть в школе". То, что я их экономила и не ела, это другое дело. Но особо не забалуешь.

    • Хельга Тарасова, это моя "грешит" таким, чтобы не поесть в школе, а потратить те деньги, которые дадены на полноценный обед, на "контрабандную" пачку сухариков или чипсов со жвачкой в придачу... Поэтому от "обеденных" денег пришлось отказаться и паковать свёртки с бутербродами (хотя опять та же сухомятка, но хоть знаешь из чего).

      Оценка статьи: 5

      • Ксения Печий,
        Я не тратила, я копила. Такая уж в семье была установка, маме подражала. Она со мной всегда делилась, сколько удалось собрать, на что, есть ли проблемы. И я потом гордилась, что у меня в заначке есть, я могу быть спокойна .Тоже в итоге покупала фигню: кулончик, книжку, подарочек маме, но все-таки. Привычка до сих пор: нет ничего в кубышке - сердце не на месте.

        Мне тоже потом начали покупать обед, потому что так дешевле было. Брали либо пачку печенья+йогурт/кефир, либо бисквитик +попить. Было дешево, но через пару лет приедается до того, что смотреть на это не можешь. А домашний крошащийся бутер, каюсь, неудобно было при всех есть, стеснялась. Соседки таскали бутерброды в булочках с салатом и беконом. Но куда ж было до них?

        • Хельга Тарасова, да я вот тоже своих бутербродов стеснялась...
          Поэтому малой делаю или булочку по типу "биг-мака" или рогалик по типу "хот-дога".

          Оценка статьи: 5

          • Мария Семенихина Читатель 7 мая 2012 в 13:40 отредактирован 7 мая 2012 в 13:40 Сообщить модератору

            Ксения Печий, а я в школе есть не могла... просто не могла. Выворачивало наизнанку от одного запаха школьной столовой. А то, что давали на еду, я копила и тратила на канцелярские принадлежности или подарки родственникам. А потом так скопила на "Властелина Колец" в оригинале чертов профессор стоил целое состояние, но ничего... без стандартной пары пышек и стакана чаю на обед не осталась.

            • Мария Семенихина, моя барышня растёт и поэтому я теперь выдаю иногда карманные деньги. Системы нет, но под настроение, либо на дни рождения её одноклассников, чтобы она свои не тратила. Не знаю, что она им покупает, экономит ли, но в её копилке сейчас около ста гривен. Иногда я даже у неё одалживаю, потом отдаю. Сейчас она копит на игровой диск. Предыдущие сбережения потратила на диск мультиков-аниме. В принципе я вижу, что она не разбазаривает деньги, а просто хочет быть самостоятельной.
              На новый год нам с мужем сделала достаточно дорогие подарки, достойные взрослых!

              Оценка статьи: 5

  • Наталья Колпакова Наталья Колпакова Профессионал 20 апреля 2011 в 11:02 отредактирован 20 апреля 2011 в 11:04 Сообщить модератору

    Денис Свиридов,
    ваш подход представляется мне продуманным, но однобоким. Вы всесторонне рассмотрели одну сторону проблемы - результат бездумного пользования легко доставшимися деньгами. Но стоит добавить вторую составляющую - осмысление - и многое становится на свои места. Мы ведь с ребенком взаимодействуем не только через свои действия (дал / не дал денег), но и через общение. Карманные деньги - повод для вас разъяснить ребенку некоторые сложные аспекты взрослой жизни, а для ребенка - отработать усвоенное на практике. И чем раньше начнется это взаимодействие, не только в отношении карманных денег, кстати, тем лучше. Мой ребенок (3 класс) давно получает маленькие суммы - 10 рублей в неделю (иногда сама забывает, правда) и покрупнее в подарок на главные праздники и к экскурсиям (на сувениры). Всегда обсуждается, на что их можно потратить. В основном - школьный буфет, что в условиях продленки почти необходимость. За последствия "расплачивается" сама. Когда на экскурсии спустила накопленное на какую-то муру и потом не смогла купить журнал, долго скандалила и пыталась меня "раскрутить". Но урок усвоен, теперь она знает цену накоплениям. Я никогда не скрывала от нее денежной стороны жизни семьи, она отлично видит, что мама много работает. Для нее даже компьютер - не приманка, а место маминой работы. И отношение уважительное. И к маме, и к деньгам. А если деньги с неба валятся, значит, они и у родителей в избытке - и вот это как раз ребенок тоже отлично усвоит.
    Моя еще и подработать имеет возможность. Тут принцип такой: не платить за то, что является безусловной обязанностью ребенка. Как то - оценки, убранные вещи и прочитанные книжки. И это было тщательно объяснено. Когда достигнуто понимание и существует договоренность, процесс из хаотического превращается в воспитательный. Если ей хочется получить 15 рублей, она пылесосит квартиру. И тут никакого насилия, уборка - не ее обязанность! Только по собственной иницитативе. За приготовление освоенных блюд она денег не требует - это хобби.
    Накопленное охотно тратит на подарки. Мне к Новому году купила кольцо "с бриллиантом", замечательной красоты. Весь магазин в осадок выпал, продавщица сказала - вот ребенок, на маму тратит, а мои только клянчат у меня. Так что определенные положительные результаты налицо.

    Оценка статьи: 4

  • Но ребенка нужно учить обращаться с деньгами. А для этого он должен понять, что деньги нужно не только тратить, но и зарабатывать! Получается, что мы-родители должны научить наших детей их зарабатывать уже в детстве! А как это лучше сделать, подумать надо. Есть такая игра "Монополия" Роберта Кийосаки. Роберт Кийосаки автор бестселлера "Богатый папа. Бедный папа".

    • Нина Сафонова, Вы абсолютно правы. У себя на сайте я написал про 10 способов заработка детьми. Зайдите, прочитайте.

      Про игру Роберта Кийосаки я не только слышал, но мы с сыном в нее играли. Только она называется не монополия, а Cashflow 101, 201. Занимательная такая игра. Правда немного оторвана от нашей российской реальности, но все равно весьма полезна.

  • Денис Свиридов, карманные деньги нужны. если бы у меня в детстве не было карманных денег, сколько книжек, радиодеталей, инструментов я не смог бы купить.

    Оценка статьи: 2

  • Денис Свиридов, редкостный бред. Такое ощущение, что собственных детей у Вас нет. Ребёнок должен всегда иметь карманные деньги, чтобы не чувствовать себя ущемлённым. Другое дело, что при этом ему надо объяснить: что к чему в этой жизни. И больше доверять своим детям, тогда всё будет нормально.

  • Денис Свиридов, из вашей статьи у мееня возникла идея: почему бы не дать возможность ребёнку эти карманные деньги заработать? Помыл посуду - вот тебе 20 рублей на шоколадку. Убрался в своей комнате - ещё 50 руб. Тогда ребёнок поймёт, что деньги зарабатываются и будет рационально их тратить, и искать новые пути "заработка". И не придётся никого заставлять и уговаривать сделать то-то и то-то.

    Оценка статьи: 5

    • Татьяна Сарбаева, вы собираетесь платить за то, чтобы ребенок СЕБЯ обслужил? я молчу о том, что на старости, если у вас пенсия будет не сильно большая, то у вас денег с сыном за уход расплатиться не хватит. он же к вам тоже будет с позиций экономики походить!

      • Елена Белинская, согласна, что за работу по дому деньги платить не стоит, а вот за оценки - очень эффективно.
        У меня не было карманных денег (деньги на проезд до учебного заведения и на обед, я карманными не считаю, это больше необходимость, не отправишь ведь ребенка пешком до школы, если она не близко, не оставишь же голодным). Моего брата воспитывали иначе, у него карманные деньги уже были. В качестве стимуляции папа придумае платить ему 5 рублей за каждую пятерку, в колледже по 50р. По окончании колледжа пообещал пятерку за диплом оплатить по круче - 5000р. Вот это был стимул!!! Но, как ни старались родители, научить его ценить деньги, а тем более копить их на более важное они не смогли. Теперь он заработанные деньги хранит у меня, что бы случайно не потратить)))

        Оценка статьи: 5

        • Анастасия Хрестинина, понимаете, тут весьма щекотливая ситуация получается. Мне вот, например, в детстве получить пятерку ничего не стоило. Я не прикладывал к этому много сил. Поэтому для меня бы стимул получить за 5 денежку был весьма мал. И я так бы не научился ценить деньги, исходя из логики, подумаешь потратил сейчас, завтра получу три пятерки и получу карманные деньги еще.
          К чему это я? А к тому, что карманные деньги за учебу, это не всегда стимул для ребенка, особенно если он в принципе способен учиться на пятерки. А раз стимул маленький, то и научиться ценить деньги - трудно!
          У меня есть на сайте в клубе "Умные родители" притча на эту тему.

  • Денис Свиридов, хочу рассказать случай слегка позабавивший меня. Правда это уже из взрослой жизни.
    У меня есть старшая подруга по возрасту годящаяся мне в мамы. Иногда мы с ней ездили за покупками. Как то я повезла её на оптовую базу до которой ей всё лень было добраться...Увидев смешные цены на товары, она набрала там кучу всего несусветного! Дёшево же! Тащить было потом не совсем легко, помогла моя тележка. И вот на обратном пути, она сидит и рассуждает:"Вот приду домой, разложу всё на стол, составлю список того что купила, покажу мужу, и будем вместе решать без чего можно было обойтись, не покупать!" Причём, смачно так, с удовольствием пытается меня поучать.
    "А ты почему ничего не набираешь? Вот учись у меня! Как хозяйство вести!" и всё в таком духе.
    Я молча достаю список составленный заранее. В котором расписаны - наименования товаров,количество, цены,названия торговых точек где это всё надо купить и общую"подбитую" сумму расходов. Она осталась без слов.
    К чему это всё я пишу? Просто хочу сказать - она выросла без лишних средств, в многодетной семье. Где донашивали друг за другом вещи. А как появились деньги тратит "будь здоров!" Я выросла вдвоём с сестрёнкой, любимыми бабушкиными избалованными внучками. Хотя физическую работу мы выполняли не малую. Денег нам давали достаточно. Тратить разрешали. Но учили правильно их распределять, составлять список и т.д. как выше указано.Что мы имеем: Как бы ни было тяжело в жизни, я всегда вспоминаю как нас любили и баловали бабушка с мамой и на душе становится хорошо. А полученные от них уроки жизни я применяю всегда. И оба этих факта так или иначе облегчают мою жизнь.

  • Денис Свиридов, по-моему, статья правильная. И примеров бездумного отношения к деньгам людей, в детстве регулярно получавших карманные деньги, я видел достаточно много. Вместе с тем, возможны варианты.

    Вероятность того, о чём Вы предостерегаете, велика, но бывает и наоборот. Видимо, от самого человека многое зависит, от того, что он, например, видит вокруг (я имею в виду то, как взрослые, от которых он получает деньги, сами распоряжаются деньгами) и, главное, если он видит, как эти деньги достаются и как зарабатываются - не с неба же они падают.

    Думаю, что и дома ребёнок может "зарабатывать", например, сделав какую-то общенеобходимую работу по хозяйству, хотя мне кажется более корректным в этом случае превратить это домашнее "зарабатывание" в игру. Но в такую игру, участвуя в которой ребёнок получает настоящие деньги.

    Статья чёткая. Всё по делу. Сжато, коротко, ясно.

  • Евгения Комарова Евгения Комарова Читатель 18 марта 2011 в 23:17 отредактирован 18 марта 2011 в 23:18 Сообщить модератору

    Денис Свиридов, с моей точки зрения, всё обстоит ровно наоборот :карманные деньги давать детям (начиная со школьного возраста) абсолютно необходимо!
    Пока дети сами не научились как следует считать и понимать, что такое семейный бюджет (по моему опыту, лет до 10-ти), я давала своим детям деньги именно что "на карманные расходы" - купить в школе или по дороге чего-нибудь поестьи какую-нибудь мелочь (мороженое, жвачку, чипсы...) - для удовольствия (транспорт был или бесплатным, или оплачивался проездным).
    Где-то лет с 10-ти дети принимали учатие в ежемесячном расчёте и планировании семейного бюджета. Я показывала им все платёжки : вот моя зарплата, вот столько стоит квартира, столько - электричество, столько - проездные, столько - телефон с интернетом. На мобилки детям покупались месячные карточки на определённую сумму. Проговорил всю сумму за три дня - твои проблемы! Дальше рассматривали, сколько денег примерно понадобится на основные продукты питания, сколько - на хозяйственные нужды. Потом - кому что нужно внепланово : у сына кроссовки порвались, у дочки школьная экскурсия, у бабушки день рождения, нужно ей подарок купить...
    Карманные деньги дети получали из расчёта на месяц - на все их необходимые и не очень необходимые расходы. Дальше они должны были рассчитывать и решать сами : купить мороженое или новую книжку любимого автора, сходить в кино или приобрести компьютерную игру...Сумму я устанавливала твёрдо, никаких дополнительных денег в случае досрочной "утечки средств" не полагалось, за исключением "форс-мажорных обстоятельств" : например, в конце месяца появлялась афиша, возвещавшая о единственном концерте любимого певца дочери, или сына неожиданно приглашал на день рождения одноклассник, с которым он прежде не общался так тесно и не ожидал приглашения. Решение о дополнительном"бонусе" принималось, опять же, коллегиально, но из суммы на следующий месяц этот "форс-мажорный" расход не вычитался.
    Никогда я не наказывала и не поощряла детей материально - ни за оценки, ни за проступки, ни за помощь по дому. В моём понимании карманные деньги - это сумма, выданная ребёнку на личные расходы, и он должен сам суметь ею распорядиться. Поощрить могла каким-нибудь совместным, всеми любимым мероприятием - походом в кино, театр, ресторан, пикником, поездкой...А наказывать и вовсе не наказывала, просто обсуждали - все вместе, как обычно - что и почему произошло, и как сделать так, чтобы подобного больше не было.
    Как мне кажется, у меня всё получилось... Дети уже взрослые, мы все вместе - большие друзья, и у нас нет проблем, связанных с деньгами (точнее, с разборками - кому, сколько и зачем надо)...

    • Евгения Комарова, спасибо за ваш пример. Но я не понял в чем все наоборот. То, что Вы не наказывали материально - так и не наказываю и нигде не говорил, что это нужно делать.
      То, что ВЫДАЧА денег учит копить - я это тоже говорил.
      В чем наоборот?
      Я говорил, что выдача денег не учит зарабатывать и чаще всего ценить деньги.
      Конечно же, каждый ребенок уникален и кого-то выдача денег научит ценить их. Но подавляющее большинство детей не поймет ценности денег при этом (как и мой сын к сожалению).

      • Денис Свиридов, мне в детстве никто не выдавал "карманные деньги" (мама воспитывала одна четверо детей ), но я зарабатывала их самостоятельно "кровью и потом" с 10 лет на полях и уборке урожая, т.е. в колхозе. Но, всёравно жизнь не научила меня ценить деньги, как только они появляются, я тут же нахожу им применение. Хорошие вещи - ценю и люблю. Зная устройство моих мозгов, муж оформил в банке два счёта, и только к одному у меня есть доступ - на ведение хозяйства, иначе мы бы ходили пешком и не смогли бы путешествовать. Он не жмот, для меня ничего не жалеет, но, так как у меня нет возможности купить что-то дорогое немедленно, то у меня есть возможность подумать. Кстати, у него всегда в детстве были деньги, так как его мама работала на две ставки в школе, а дома занималась проверкой тетрадок, ему часто приходилось питаться в столовках. Так что, у нас всё наоборот.

  • Денис Свиридов, вот предположим, родители не выдают ребенку денег. Но они же все равно покупают ему то, что ему нужно, и то, что он хочет. Дети находятся на обеспечении родителей, пока они дети, - это юридический факт, который от ребенка не скроешь. И, как написала выше Елена Белинская, "родителям хоть частично переложить ответственность за какую-то статью расходов на самого ребенка - очень удобно". И ребенка это развивает, и расходы-то эти родители могут контролировать.

    • Марианна Власова, и еще зачастую понятия родителей о том, что надо, и самого ребенка, очень расходятся. Ребенок может больше всего на свете хочет какой-нибудь игрушки, которая есть у одноклассника, и если она недорогая и по карману, то зачем эти страдания? пусть купит... А все время просить денег на все - это унизительно. Я вот например в детстве не могла попросить. Жили мы тогда скудно. как все, но не бедствовали. А я просто выговорить не могла "купи". Приходилось экономить на завтраках в школе.
      Своим детям давала, сколько могла. Ничего, не выросли иждивенцами, скорее наоборот.

  • Татьяна Черных Татьяна Черных Дебютант 18 марта 2011 в 11:28 отредактирован 18 марта 2011 в 11:47 Сообщить модератору

    Денис Свиридов, а вы не боитесь, что если ребенку вообще не давать карманные деньги, то он будет придавать им излишнее значение? Он будет мечтать обо всех этих сладостях, каких-то постерах, игровых дисках и все это будет казаться ему чем-то запредельным, какой-то мечтой и смыслом существования.
    На тему того, как учиться экономить - не переживайте, жизнь научит при необходимости. Есть очень много богатых людей, которые абсолютно не умеют экономить, но много зарабатывают. Есть много прекрасных накопителей, но они бедны. Я считаю, что деньги обязательно нужно выдавать в разумных количествах, причем, если в семье финансовые трудности, то ребенок должен научиться понимать фразу "нет денег".
    И вообще: способность зарабатывать большие деньги или экономить обусловлена влиянием многих факторов, да и не в этом счастье. У моего брата была девушка - абсолютно непрактичная, есть деньги - потратит на подарки, на себя, на кафешки. Меняться она категорически не хотела. В итоге после их расставания вышла замуж по любви и прекрасно живет за счет молодого и симпатичного мужа.
    Зато другая моя подруга - прекрасная хозяйка, бережливая, практичная, пробивная, трудолюбивая, с легким характером содержит уже лет 5-6 (после выхода из декрета) своего муженька и двоих детей, который работает эпизодически, получает копейки и еще постоянно недоволен ей. Так что, не знаешь, в чем счастье, что правильно, а что нет, и что ждет твоего ребенка.

  • Денис Свиридов, А Вы не опасаетесь, что если не давать детям карманных денег вобще, они их будут тырить по карманам? В лучшем случае - у вас. Мелочевку вполне можно и нужно давать. Я даю небольшую сумму ежедневно на проезд в школу и булочку в буфете, если им надо, они ходят прекрасно пешком и экономят. А свои деньги дети заработали в младших классах расклейкой объявлений и раздачей флаеров. Я не считаю таких доходов как подарочные на дни рождения и наколядованные

    Оценка статьи: 3

    • Ксения Петрова, а вы не опасаетесь, что учась в вузе ваши дети будут сидеть у вас на шее, только сумма "карманных" денег будет исчисляться десятками тысяч рублей?
      Это немного утрируя. Каждый человек воспитывает своих детей так, как считает нужным.
      То, что ваши дети всет-таки зарабатывали, это уже хорошо.

  • Я ребёнка собирать бутылки не отправлю -- ей бомжы за это как минимум ликбез по матерной речи устроят.
    Карманных денег не даю, но за мытьё посуды плачу. Только за это.

    Оценка статьи: 5

  • Елена Белинская Елена Белинская Дебютант 18 марта 2011 в 10:37 отредактирован 18 марта 2011 в 10:41 Сообщить модератору

    Денис Свиридов, вне дома не всегда есть возможность заработать у современных детей. а оплачивая вынесенный мусор можна дожить до того, что в старости ребенок скажет, что я тебе, тетка, все отработал в детстве!но всегда можно найти разумный баланс. у примеру, есть понятие стипендии - чем выше результы учебы, тем лучше финансируются карманные расходы.
    карманных расходов мне не давали. до сих пор вспоминаю, какими голодными глазами смотрела на тех, кто мог себе позволить купить пирожок, а тем более пирожное. и гастрит заработала в третьем классе...
    сама первые деньги заработала лет в 8 или девять, летом у бабушки в селе бутылки собирали с братьями и сдавали. так сейчас все территории бомжи разделили, особо не пособираешь... а еще современным детям труднее будет зарабатывать сдачей макулатуры - не везде ее принимают, металл - за эту статью доходов бомжи профессиональные металлоискатели глаза выцарапают...
    и в студенчестве я работала тоже...
    и не настолько эффективным оказалось такое воспитание. особых финансовых результатов в зрелости я не достигла...
    но родителям хоть частично переложить ответственность за какую-то статью расходов на самого ребенка - очень удобно, не так ли?

    • Елена Белинская, я с вами согласна. Одно дело, если семья действительно выживает и не может себе позволить выдавать карманные деньги даже на булочки в школьной столовой. Но искусственно создавать ребенку стресс в надежде, что воплотит мечты родителей и станет миллионером - это бессмысленно и жестоко.
      Насчет заработка - ну как может зарабатывать 7-10- летний ребенок? Чему полезному научит его мытье полов в подъезде или маниакальное накопительство на какую-то вещь? Мы с братом росли, помогали родителям, чем могли, когда те были заняты заработками. Я в 12 лет уже все делала по дому, убирала, мыла окна, стирала, гладила отцу одежду, ходила за продуктами, могла приготовить какие-то простые блюда. Родители были с нами честными, не скрывали трудностей, но и искусственно не нагнетали культ денег и накопительства, особенно мама.

      • Девочки, ну никто же не говорит не давать денег вообще, речь идет о карманных деньгах на постоянной основе, т.е. не зависимо от поведения ребенка, его помощи родителям, оценках в школе (некоторые дети просто нехотят учиться), детям выдаются карманные деньги. Конечно, все дети разные, моя дочь уже в 6 лет начала копить, и даже вложила в копилку деньги, данные ей бабушкой на сладости. Сейчас ведь большинство детей и так получают многое (конфеты, игрушки, мороженное), главное, на мой взгляд, давая ребенку деньги, научить его расставлять приоритеты.

        Оценка статьи: 5

  • Какая интересная мысль - выдача денег учит осваивать бюдет и не учит зарабатывать! Значит, "невыдача" денег учит зарабатывать? И еще интересно - как можно "подготовить ребенка к взрослой жизни", не выдавая ему карманные деньги. То-то я смотрю - у алкоголков и маргиналов, которые, точно, деньги "на постоянной основе" детям не выдают, такие приспособленные к жизни чада подрастают! А вам не кажется, что "подготовка к жизни", жизненные установки - это комплексный процесс, который идет от принципов, существующих в семье, и не может прямо зависеть от выдачи или невыдачи денег? Выдавать карманные деньги, или нет - это частность. Ребенок будет относиться к ним так, как к деньгам, и вобще, к жизни, относятся в семье, независимо от регулярности их получения.

  • Маргарита Зануденко Маргарита Зануденко Дебютант 18 марта 2011 в 09:13 отредактирован 18 марта 2011 в 09:32 Сообщить модератору

    Денис Свиридов, вопрос карманных денег сложный. Негативные стороны постоянной опеки описали, но если сверстники могут купить себе и сникерс и коллекционный журнал, а ребенок не может, то складывается психология неудачника: я не такой, бедный, все пошли за мороженным, а я нет... Мой семилетний сын переживает, что у двоюродной сестры (6 лет) есть в кармане 10$, а он о таких еще и не мечтал.
    Но на какой основе эти деньги давать детям, сама пока не решила. Может кто подскажет из психологов, как все же правильно?
    Кстати, интересный у Вас сайт.

    Оценка статьи: 5

  • смешали праведное с грешным

    Дети детям рознь! И возраст физический, и возраст ментальный, и около-детский контекст у всех разный, а значит - и различны задачи, стоящие перед конкретными родителями конкретного ребенка.

    У кого-то остро стоит проблема прививки чувства ценности денег, необходимости их зарабатывать (опять же - в каком возрасте, почему эта проблема стала, как ее решать в то время, когда законный труд еще невозможен?).

    У кого-то - проблема освоения ребенком понятия денег, покупательной способности, конкуренции целей, отработка навыка откладывания удовлетворения потребностей. И способы решения - не такие, как в первом случае. (снова-таки - значение имеет как минимум возраст)

    Поэтому безапелляционно утверждать, что денег нельзя детям давать - слегка поспешно.

    • Павел Ткаченко, я с вами согласен. Мой вывод небезапелляционный (ух сколько много букв)
      Я описал то, что для меня и многих моих знакомых важно. Конечно же многое зависит от детей и их родителей, от семьи, ее укладов и т.д. Каждый выбирает свой путь.

  • Мне в детстве не давали карманных денег, тогда это просто не было заведено. Но мне разрешалось оставлять подаренные деньги, все или часть. Помню, мне очень нравилось ощущение, что я сама такая взрослая, сама могу рассчитать что купить и на сколько мне хватит до следующего праздника, когда снова подарят деньги. Конечно, мне и так на мороженое или конфеты давали, но одно дело просить, другое - самой решать.

    А насчет того, что на постоянной основе не надо давать деньги, вы отчасти правы. Если ребенок разбил стекло в школе или сломал свой велосипед и т.д., то оплата этого часто из его карманных денег и вычитается. И это вполне справедливо.

  • Но вообще деньги ребёнку нужны! Мало ли зачем они могут понадобиться. Это в Америке даже дети миллионеров зарабатывают себе на карманные расходы, а у нас детский труд не регламентирован, представьте школьника, который предлагает соседям побелить потолки или провести генеральную уборку в квартире - на смех поднимут, в 90-е мальчишки ещё машины мыли, а сейчас этот рынок уже захватили гастарбайтеры. То ли дело в Штатах - там девочка стоит за стойкой в кафетерии, тут мальчик ковры выколачивает за пять баксов в час, здесь на заднем дворе магазина в рабочем комбезе шурует... А деньги детям могут хоть за чем понадобиться. Вы думаете, что они ещё бесполые, а вашему сыну уже надо купить открытку к 8 марта любимой девочке. Не дарить же ей доморощенную аппликацию, как в детском садике. Я читал в газете, что мальчики с собой кончают, если не могут девочке угодить. А её, девочку, и в кафе своди и на такси домой отвези, хоть разбейся.

  • Денис Свиридов, не думаю что всё так просто. Всё зависит от характера человека, от унаследованных генов, от внутренних установок, иногда и определённого стимула.
    Например, не буду далеко ходить, мои дети: старший очень похож на отца, так же экономен, склонен к накопительству, задаётся определённой целью - долго копит деньги и наконец-таки приобретя заветную вещь, радуется и гордится ею. Но, не тратит остатка средств по пустякам, а откладывает на новую или же расходует довольно расчётливо и экономно, и у него всегда ЕСТЬ деньги.
    Младший (очень похож на мою родню!)- тратит на все свои сиюминутные прихоти, доволен тем что побаловал себя очередным "бакуганом" и прочими мелочами как чипсы, шоколадки и прочая мелочь. И абсолютно уверен в правоте своих поступков. Говорит что -"Я не жмот, когда есть я трачу". Зато у него куча друзей, которых он любит угощать, при удобном случае, и они, в свою очередь, по возможности, угощают его. И делают это детишки с удовольствием!
    Воспитываем мы их одинаково, разница в возрасте всего три года. Деньги даём всегда обоим по одинаковой сумме. Но они абсолютно разные. У каждого свои жизненные установки (уже!). Я иногда их слушаю и удивляюсь, старший говорит:"Ты не правильно ДЕЛАЕШЬ! Надо копить! Тогда будешь богатым!" На что младший отвечает:"Ты не правильно ДУМАЕШЬ, надо просто в голове поставить установку что всё получится! И всё получится! И ты достигнешь чего хочешь!"
    И самое интересное, никто их специально этому всему не учит, просто они вот такие. При одинаковых жизненных условиях, при одних и тех же родителях, школе и пр. И я не думаю что кто-то из них не прав. Дома у них одинаковая нагрузка (с учётом возраста каждого, конечно). Они далеко не бездельники...

  • Именно так, выдача денег учит тратить, учит понимать, на что родители могут или не могут раскошелиться. И гораздо раньше, чем ребенок сможет зарабатывать. Потому что зарабатывать он должен только ВНЕ семьи, а ни в коем случае НЕ мытьем посуды дома и хорошими оценками.