Вроде бы принципы противоречивы, но истина всегда «где-то рядом», в балансе противоположностей. Продолжим: на очереди участие, плановость и спонтанность.
5. Участие
Родителям часто кажется, что они очень беспокоятся и переживают за своего ребенка. Увы, куда чаще они беспокоятся и переживают за себя. Отсюда все обманы во благо, когда ребенку, «чтобы не беспокоился», рассказывают разные небылицы и делают неприятные вещи без предупреждения или «потихоньку». Не видеть детских переживаний, не участвовать в них мамам и папам спокойно и удобно.
Например, ребенок без слез не отпускает маму на работу. Чтобы не беспокоить его понапрасну, мама, используя различные отвлекающие маневры и помощь домашних, исчезает незаметно. Что же ребенок? Он все равно переживает, но в этот момент рядом нет самого дорогого человека, самой главной его опоры.
Возьмите за правило не беспокоиться за ребенка понапрасну, а вместе с ним переживать неприятности, оказывайте малышу поддержку, и не пытайтесь избежать неизбежного.
6. Плановость
Добавлю еще и предсказуемость. Ребенок — такой же человек, как и родители, только маленький еще, и желания и планы у него тоже маленькие, несущественные вроде как. Конечно, в выходной день куда важнее навести порядок в квартире или на диване с бутылкой пива в руках футбол посмотреть, чем куда-то тащиться в детское кафе слушать визг малышни. Но ребенку хочется именно в кафе, он просит, и чаще всего не просьбами, так скандалами своего добивается. Свой же ребенок, как не уступить родному отпрыску.
А зачем доводить ситуацию до скандала и капризов? Не правильнее ли за завтраком, или еще накануне, выяснить желания ребенка, спланировать время и рассказать малышу, что вот позавтракаем, все всё съедим, на тарелке каши не оставим, потом порядок дома наведем, а следом — в твое любимое кафе «Сказка». Ребенок понимает, что он не один, у него есть цель, он будет ждать, еще и в уборке поможет, чтобы быстрее было.
7. Спонтанность
У родителей уже сложилась субъективная картина окружающего мира, сформировался набор правил и табу, это можно, а этого нельзя. Мы не задумываемся, а почему нельзя? У ребенка все по-другому. Он только познает мир, и правила еще только формирует. Нужно ли навязывать ему свои представления все без исключения?
Вот малыш с мамой в прятки играет. То водит с закрытыми глазами, то сам прячется. Наконец ему надоедает, и он предлагает: «А давай и ты, и я глаза закроем, и будем друг друга искать!» В ответ слышит: «Нет, так в прятки не играют». Малыш обижается, его предложение не принято. Надулся, и игра уже не в радость. А собственно, почему так не играют? Не играли раньше? Так попробуйте!
Помните, ребенок не только ваша радость и обуза, не только маленький и глупый неумеха. Он полноценная личность, с собственным характером, воззрением и потребностями, примите это утверждение без обсуждения. Тогда и отношения останутся прочными и близкими на долгие годы.
Ах, какие "схватки боевые" гремели на ШЖ 10 лет назад... Но - иных уж нет, а те - далече. Надорвались прометеисты и цивилизаторы.