Родился Казимеж Брандыс 27 октября 1916 года в Лодзи и в печати дебютировал ещё до войны. Был в то время в Польше межгимназический журнал «Молодая кузница», страницы которого стали первой пробой пера для многих школяров, часть из которых выросла впоследствии не только в известных, но и в выдающихся польских писателей. Среди них был и Казимеж. Конечно, его первые работы имеют мало общего с более поздними произведениями уже зрелого автора, но…
Но и отредактированные Юлианом Тувимом рецензии Брандыса на серьезные репертуарные спектакли (например, на «Птиц» Аристофана или «Царевича» Габриэли Запольской) говорят о том, что Казимеж, как ведущий театрального отдела «Молодой кузницы», не только понимает их главные мысли, но и внятно, аргументировано излагает свою позицию.
Уже в гимназические годы Брандыс вступил в ряды довоенного Союза независимой социалистической молодежи (ZNMS). И это, на мой взгляд, говорит не только о его личной позиции, но и том несогласии, которое на тот момент времени сложилось у части польского общества по отношению к идейной эволюции взглядов Юзефа Пилсудского и проводимой в тридцатые годы политике санации. Не только для Казимежа этот период был порою «умственной и общественной темноты».
В 1935 году во Львовской политехнической школе впервые было введено так называемое «гетто за партами», когда в учебной аудитории выделялось специальное место для национальных меньшинств, например, евреев. С 1937 года, с молчаливого согласия министерства образования, такую дискриминационную политику в отношении студентов не польской национальности начали внедрять в своих стенах и другие университеты. Сам Брандыс неоднократно был свидетелем регулярных нападок на студентов еврейского происхождения, умышленным срывом семинаров. Как он вспоминал об этом времени в изданных многие годы спустя «Месяцах»: «В дружбу с Гитлером начала верить значительная часть интеллигенции. Молодые санационные и национал-радикальные политики, приглашаемые на лекции в Берлин, привозили оттуда идеологические образцы германского фашизма… Я чувствовал подавленность и отвращение».
Левизна молодого студента была, с одной стороны, его личным внутренним сопротивлением насилию, официально творимому в университетских аудиториях, а с другой — протестом той части студенческой молодежи, которая мыслила так же, как и он.
Оккупацию Брандыс пережил в Варшаве. «Неподозрительная», не похожая на еврейскую, внешность позволила ему избежать судьбы многих. Но это сделало для писателя тему его жизни вне стен Варшавского гетто деликатной и глубоко им переживаемой. Определенные моменты, его мысли и чувства того периода уже проглядывают в «Деревянном коне» (1946), но особенно в «Самсоне» (1948), экранизированном в 1961 году Анджеем Вайдой. Внутренняя драма и трансформация характера героев этих произведений притягивают к себе внимание читателя вне зависимости от их идеологического наполнения, поскольку и сама жизнь, и заложенная в каждом человеке внутренняя мера правильности совершаемого им не могут зависеть от идеологии. Которая как приходит, так и уходит. В отличие от тех ценностей, которые принято считать вечными.
И здесь можно вспомнить опубликованный Казимежем в 1955 году в «Новой культуре» рассказ «Им будет забыт». Небольшой по объему, но знаковый для польского общества того времени. По своей сути рассказ — осуждение одного из первых рецензентов Брандыса — Чеслава Милоша, оставшегося в 1951 году на Западе. Публикация этого произведения вызвала бурную дискуссию в прессе, в которой, конечно, преобладал негатив. Но… Были и голоса в защиту Милоша.
Почему я обратил внимание на этот рассказ Брандыса? На мой взгляд, и само произведение, и развернувшаяся после его публикации дискуссия, говорят о том, что социализм в страны Восточной Европы пришел не только благодаря штыкам Красной Армии. Уже в предвоенном польском обществе накопился некий отрицательный заряд, несогласие с проводимой тогда государственной политикой. Вместе с этим появилось и осознание того, что нужен какой-то иной путь развития страны. А общая победа над общим врагом дала возможность попробовать пойти по этому новому пути. Которой не преминула воспользоваться часть польского общества, считающая, что вот оно, то направление, которое нужно и стране, и народу.
Конечно, наличие рядом поддерживающей силы облегчило принятие этого решения, но… В первую очередь оно было внутренним. И только во вторую — подсказанным извне. Вспомним послевоенное усиление левых движений во Франции и Италии. А ведь эти страны не освобождала Красная Армия. И не она на своих штыках принесла левые идеи французам и итальянцам.
Другое дело, что новое — оно зачастую и неизведанное. И для того чтобы его «изведать», приходится набить порядочное количество синяков и шишек. А это не всегда проходит безболезненно.
Уже через два года после «Им будет забыт», в 1957-м, Брандыс пишет свою знаменитую «Мать Крулей», экранизированную Янушем Заорским и вышедшую на польские экраны в 1987-м. Роман-эволюцию, обнаживший разочарование коммунистов системой, в которую они искренне верили.
В написанной много позже, в парижской эмиграции, книге «Запомнившееся» (1995), Казимеж честно скажет и себе самому, и своим читателям: «Есть достаточно существенная разница между человеком, который изменил убеждения, и человеком, который изменил ориентацию. Не подлежит сомнению, что я изменил убеждения». И все его поступки, предшествующие сказанному, подтверждают — он говорил честно и искренне.
В 1966 году Брандыс, в знак протеста против исключения из партии профессора Лешка Кулаковского, и сам выйдет из неё. В 76-м он подпишет так называемый «Мемориал 101» — обращение польской интеллигенции к Чрезвычайной Комиссии Сейма, вызванное готовящимся ею законом о внесении изменений в Конституцию Польши.
Естественно, что произведения писателей, подписавших этот документ, оказались под запретом. Не стал исключением и Казимеж. Фрагменты его новой книги — «Недействительность», печатаются в подпольном литературном журнале «Запись». Полностью она будет издана уже в эмиграции.
Писатель становится (или продолжает оставаться) таковым только в том случае, если у него есть свой читатель. Наверное, у Брандыса просто не оставалось другого выхода. И с 1981 года он уже постоянно живет в Париже. В эмиграции.
Здесь будут полностью опубликованы «Недействительность», «Месяцы. Воспоминания нынешних времен» (дневниковые заметки, касающиеся не только текущей жизни автора, но и бурных событий в Польше 80-х), «Запомнившееся». В последней книге воспоминания писателя чередуются с его размышлениями о современной Польше и об изменениях, произошедших в стране после 1989 года. Которым, кстати, Брандыс, не всегда дает позитивную оценку.
Умер он 11 марта 1999 года. И сегодня, естественно, есть повод вспомнить о писателе, чья биография стала неким отражением судеб польской интеллигенции XX века. Но, как кажется мне, не только о нём. И не только об этом.
Может, стоит ещё подумать и о том, что каждый, будь то человек или государство… Каждый самостоятельно выбирает свой путь. Не забывая при этом об ответственности за принятое решение.
Несколько крайняя, даже экзальтированная точка зрения. Даже не хочется спорить, тем более в преддверии праздников, с сентенциями...