Но в нужный момент фантазия взрослых почему-то исчерпывается. А дети никак не хотят играть сами. И даже новые игрушки увлекают всего на несколько минут, а через день они уже пылятся вместе с остальными. А все потому, что ребенку необходимо общение, семейный досуг. Посвятите ему немного времени, покажите все возможности, тогда он будет играть сам.
Предлагаю несколько увлекательных и полезных игр, которыми можно занять ребенка и освободить время для себя.
Игры для маленьких
Малыши очень любят играть настоящими предметами, а не игрушками. Посадите ребенка на кухне, в безопасный уголок, и дайте ему кастрюли, крышки, поварешки и другие неопасные предметы. Будет немного громко, зато малыш, копируя ваше поведение, даст вам приготовить обед.
И малыши, и дети постарше обожают различные шкатулки, ящички, где можно покопаться в свое удовольствие. Заведите такой волшебный мешочек, который в нужное для вас время попадает в руки ребенку. Это даст вам 30−40 свободных минут. Только для детей младше трех лет собирайте в него предметы крупные и безопасные.
Полезное занятие для развития способностей — сортировка безделушек. Пуговицы, камушки, ракушки, каштаны, шишки, открытки ребенок под вашим присмотром раскладывает по кучкам. А вы в это время можете посмотреть важную телевизионную передачу или поговорить по телефону.
Задания из кубиков увлекут малыша еще на некоторое время. Вы составляете фигуру, а малыш должен сделать такую же. То же можно повторить на бумаге. Рисуете несложные предметы из геометрических фигур или ставите точки, которые нужно соединить.
Нарисуйте карточки с изображением предметов: стол, телевизор, цветы и так далее. Для тех, кто учится читать, напишите названия. Просите ребенка разложить карточки на соответствующие предметы.
Все дети любят играть картонными коробками. Принесите одну-две из ближайшего магазина. Ваш малыш сам придумает, как их использовать.
Детям постарше
Составление фотоальбома: пусть рассортируют фотографии, придумают подписи к ним, нарисуют рядом иллюстрации.
Комикс: наклеиваем в альбом или блокнот картинки героев, дорисовываем недостающие детали, пейзажи, добавляем надписи.
Предложите сделать коллаж по выбранной теме из вырезанных картинок — подарок для бабушки. Или книжку-малышку с собственными иллюстрациями.
Хорошее подспорье — магниты на холодильник. Давайте ребенку различные задания — сложить узоры, геометрические фигуры, рассортировать по видам, сочинить сказку. Простой сувенир превратит обычный холодильник в волшебный мир с городами и лесами, прудами и заморскими путешествиями.
Если можете доверить ребенку фотоаппарат, предложите поиграть в режиссера. Пусть сфотографирует сказку: выстроит декорации, придумает сюжет, снимет отдельные сцены. Затем вместе распечатайте, наклейте в нужном порядке, добавьте надписи.
На большом листе бумаги предложите нарисовать план вашей квартиры, двора, карту города. Малышам предоставьте полную свободу. А школьники пусть перенесут на бумагу географическую карту, например, Африки или всего мира. Усидчивые дети будут часами сидеть над этим заданием. Оно развивает зрительную память, ребенок будет лучше ориентироваться в географии. Карта может быть реальная или веселая: с нарисованными или наклеенными животными, которые обитают в данной местности, и растениями.
Мастерим домик
Вариантов бумажных поделок множество. Мы с сыном придумали сделать дом из картона. Конечно, такие масштабные проекты требуют непосредственного вашего участия, но с некоторыми посильными заданиями ребенок вполне может справиться самостоятельно.
Начать можно с холодильника. Вырезаем прямоугольник, складываем книжечкой. По бокам приклеиваем кармашки и наполняем маленькими картинками продуктов, вырезанных из рекламных буклетов и журналов. По такому же принципу делаются шкафы. Из спичечных коробков получается симпатичная мебель: складываем коробки и обклеиваем бумагой, спинка — из листа картона.
Подобрать и вырезать картинки ребенок вполне может самостоятельно, а вы в это время займитесь делами.
Потом мастерим стены. Для этого достаем: картон, краски, карандаши, цветную бумагу. Большие листы картона раскрасьте красками или наклейте «обои» — цветную бумагу. Пока ребенок занят отделкой стен, у вас в распоряжении 30−50 минут тишины. После присоединяемся и помогаем. Вырезаем на стенах окна и двери, вешаем картины, шторы.
Соединяем стены и пол. Для этого лучше сделать прорези или склеить бумагой. На правах хозяина дома ребенок сам расставит мебель, построит из лего недостающие детали интерьера, заселит жителей. Если расположить домик недалеко от розетки, можно провести освещение из новогодней гирлянды или небольшого торшера.
Фантазии здесь нет предела. Предоставьте ребенку возможность построить гараж или стоянку для машин, другие комнаты, ванную, бассейн. Используйте скучающие в шкафу конструкторы, с которыми ваш ребенок прекрасно справляется сам. Если позволяют размеры вашей квартиры, создать можно целый город.
Ролевые игры
Дети разных возрастов порой не могут между собой договориться. Каждый уходит в свой угол и один играется. Ролевые домашние игры помирят детей и научат играть вместе.
Семья: дети по очереди исполняют роль родителя и ребенка. Эта игра поможет родителям посмотреть на себя со стороны, ведь дети копируют взрослых.
Больница: лечим кукол, мягкие игрушки. Старший ребенок ведет игру, младший повторяет его действия, и наоборот.
Штаб: стол накрываем покрывалом, делаем дополнительные комнаты из картонных коробок или стульев. Телефонная связь, парк машин, готовых выехать по первому требованию, командир и подчиненный — все это поможет вам на несколько часов занять детей, развивать фантазию, учить руководить и выполнять распоряжения. Командир выдает поручения подчиненному, записывая их на бумаге. Отравляет в разведку, рисует план минирования местности (комнаты), а подчиненный по плану раскладывает мины (кубики). Потом командир проверяет правильность закладывания снарядов. Проводятся учения: главная задача — найти врага (например, папу), обезвредить его, взять в плен и вовлечь в игру.
Только здесь есть одна особенность: детей нужно учить играть. Вы с детьми строите декорации, показываете, что и как можно делать, направляете их фантазию, мирите, если что не поделили. Зато после таких инструкций они смогут сами играть уже без вашего присутствия. И, конечно же, в игру должно входить наведение порядка. Например, штаб переезжает: рации, автопарк грузим в контейнер, здания должны стать невидимы для врага и приведены в исходное положение, то есть принять вид обычного стола.
По такому же принципу играйте в школу, театр, такси, корабль, поезд, почту.
Заведите блокнот, где вы будете записывать игры, а ребенок проставит оценки: насколько ему понравилась та или иная игра. Так вы будете знать, что ребенка заинтересовало больше всего. В следующий дождливый день вы откроете блокнот и вместе выберете, во что поиграть. Это будет своеобразной шпаргалкой. Придумывайте вместе новые игры, и вскоре у вас все реже будет вставать вопрос, чем занять ребенка.
Отличные идеи! Спасибо!!!
Ещё на эту тему рекомендую статью Алины Ясной. Столько позитива и полезностей! Вот что значит, когда мама всё прошла лично и на 3 детях. 10 лет удаленной работы, когда дети не ходят в сад. Я себе даже такое представить не могу... Конечно, некоторые способы развлечения ребенка в замкнутом пространстве знакомы Но кругозор расширяется. Хотя самое ценное в статье даже не про то, чем занять детей дома. Самое ценное - советы для мам, как бережно относиться к себе и не скатываться в негатив. Если кому интересно, то вот статья, о которой я пишу moderate
0 Ответить
Сергей Сёмочкин, ссылки на сайте не приветствуются.
С уважением, модератор
0 Ответить
Татьяна Пучкова, понял
Для тех, кому интересно, статья называется "Чем занять детей дома: 25+ полезных советов". Автор - Алина Ясная.
0 Ответить
Если учеба никак не отличается от игры или развлечения, дети будут с удовольствием заниматься. Мы сделали из простой бумаги карточки для запоминания английских слов. Но не стали их зубрить, а стали играть в них как в настольную игру. Брали их с собой в поезд, когда ездили летом в Анапу. Перед первым классом ребенок очень хорошо знал 2-2.5 тысячи английских слов. И как пишутся и как переводятся. Поищите методику сами на Яндексе или через Гугл как "английский язык как игра oflameron" Для группы продленного дня, летнего лагеря самое то. Или если гости с детьми пришли, можно детей занять, а самим посидеть за столом.
С уважением
0 Ответить
Ekaterina Karpova, реклама в блогах запрещена, запись удалена.
0 Ответить
Я бы добавила к игре в режиссера съемку настоящего мультика: выcтроить интерьер, двигать фигурки (пластилин или Лего), фотографировать, а потом сделать слайд-шоу под музыку в той же Picasa. Подробно писала в своем блоге Первый мультик своими руками(найдете по поиску). Старшие (от 4 лет) увлеченно снимают, младшие -с года -смотрят, открыв рот!
0 Ответить
главное не играйте с детьми в почту России иначе игра затянется до ихней старости
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Я думала, что статья про то, как занять ребенка одного, а все эти виды деятельности - совместные, еще поварешки более-менее для совсем-маленьких.
0 Ответить
Татьяна Черных, а для детей до 2,5 - 3 лет игры могут быть только совместные... с мамой. В крайнем случае с другими, но в присутствии мамы.
Оценка статьи: 4
0 Ответить
и тек далее
ошибка ТАК далее
0 Ответить
Pri Ved, спасибо, поправили.
0 Ответить
По возможности собой!
0 Ответить
Ошибка в последнем абзаце. Не "выберИте", а "ВЫБЕРЕЕЕЕте".
0 Ответить
Алина Быстрова, спасибо, поправили.
0 Ответить
Спасибо за советы!!!! Очень понравились предложенные идеи!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Отличная статья! Кроме вороха полезных идей, здесь я увидела еще главную мысль - с детьми нужно играть, их нужно научить играть, показать, чем можно занять себя. Современные родители часто об этом забывают
0 Ответить
Маргарита Зануденко, спасибо за идеи. Я только что уложила полуторагодовалого затейника, сейчас пойду собирать для него мешочек. Все видимые глазу предметы он уже изучил, надо порыться в запасниках.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Когда моему сыну было 1,5 года его любимым занятием было перекладывать из одного салатника в другой рожки,но салатники обязательно должны были быть хрустальными!А в 2 года-стучать крышкой об чугунную сковороду вызывало него просто неописуемый восторг. Терпения вам молодые мамаши.
0 Ответить
Маргарита Зануденко, я очень часто останавливаюсь и придумываю разные занятия для сына, но иногда очень приятно воспользоваться еще идеями других. Например, вашими .
0 Ответить
Елена Красовская, спасибо!
0 Ответить
Маргарита Зануденко, замечательная статья! В одном месте столько нужных идей! Сегодня же предложу сыну побыть режиссером (и как я сама не догадалась ). Согласна про волшебный мешочек - даже мой неугомонный сынок ненадолго затихал, когда был совсем маленький, а став постарше начал подбегать и меня спрашивать- что это, да как это? (то есть эффекта: ребенок занят - мама отдохнула, уже не получается ).Еще согласна, что детей нужно учить играть. особенно в наше время, почему -то они совсем не умеют этого делать. Но стоит только организовать (дать технологию действия) сразу же игра идет.
0 Ответить
Елена Красовская, в воспитании детей нужно столько вдохновения и творчества. А с нашей загруженной жизнью не всегда получается мысли освободить. Если на мгновение остановиться, то сами много интересного придумаете.
0 Ответить
Маргарита, прекрасная статья!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Спасибо!!! Статья очень полезная
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Могу только добавить, что поделки потом нельзя выбрасывать, иначе игра будет на один раз. И карту, собственноручно нарисованную, придется повесить. Потому что даже детям неприятно делать что-то совсем бесполезное
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Юлия Георгиева, у нас дочке 1,5 года. мы все поделки сохраняем, уже целый ворох накопился)
0 Ответить
юрий манин, а представьте размер этого "вороха" к её 15 годам
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Юлия Георгиева, дети часто относятся к своему труду гораздо бережнее нас, взрослых. Нужно в них это сохранять.
0 Ответить
Здорово! И познавательно для взрослых.
Оценка статьи: 5
0 Ответить