Впрочем, протяженность США вызывает уважение, даже если сравнивать ее с российскими просторами. От канадской до мексиканской границы — как от Балтики до Черного моря. От Нью-Йорка до Сан-Франциско, от океана до океана — 3900 км, как от Москвы до Красноярска.
Американцы начали открывать свою страну гораздо позже, чем русские. В 1804—1806 году экспедиция М. Льюиса и У. Кларка совершила путешествие от Сент-Луиса к верховьям реки Миссури, а оттуда — к Тихому океану. Это первое путешествие словно бы стало путеводной ниточкой. К западу от Миссисипи хлынул целый поток охотников-трапперов.
Трапперы уходили на территории, занятые совсем не дружелюбными индейцами не для того, чтобы совершать великие географические открытия. Как русских на восток, так и американцев на запад влекли ценные меха, которые стоили не меньше золота.
Впрочем, в 1848 году на тихоокеанском побережье, в Калифорнии, только-только отобранной у Мексики, отыскали и золото. К этому моменту на Западном побережье находилось уже достаточно американцев, чтобы эту территорию удержать. А через прерии, пустыни и горы уже были разведаны пути для караванов будущих золотоискателей. Спасибо отважным охотникам!
В первую очередь среди них следует упомянуть Джедидайю Смита (Jedediah Strong Smith) (1799−1831). То, что происходил он из протестантской семьи, свидетельствует сочетание совершенно простой фамилии с достаточно редким библейским именем, известным в русской транскрипции как Йедидия. «Йедидия», «друг Бога» — одно из имен царя Соломона (2Цар.12:25).
Зимой 1822 года в газетах города Сент-Луиса было напечатано объявление о том, что два предпринимателя, Вильям Эшли (William Ashley) и Эндрю Генри (Andrew Henry), ищут смелых молодых людей, которые пожелали бы подняться к истокам реки Миссури, чтобы заниматься там добычей мехов. Смит стал одним из «людей Эшли» и скоро зарекомендовал себя смелым и смышленым лидером. Возглавив группу охотников, Джедидайя восемь лет, с 1822 по 1830 год, провел в верховьях Миссури.
В 1824 году Джедидайя Смит воистину побывал в объятиях смерти. Он с товарищами двигался вдоль реки Шайенн. Здесь на траппера напал огромный медведь гризли. Зверь сбил охотника на землю, сразу сломав несколько ребер и оскальпировав правую часть лица. Голова Джедидайи была почти что в пасти медведя. Но товарищи смогли-таки спугнуть зверя. Подбежав к лежащему на земле Смиту, они увидели, что кожа лица и ухо у него почти оторваны. Однако Джедидайя был жив. Он приказал своему другу пришить кожу к лицу, в надежде, что она прирастет. Трапперы принесли воду, очистили раны Смита и перевязали сломанные ребра. Джедидайя поправился, но теперь по его лицу от бровей к уху шел большой шрам. Для того чтобы прикрыть этот шрам, охотник отпустил длинные волосы.
Отряд Джедидайи Смита заново открыл так называемый Южный проход. Проход этот — широкая долина, которая находится на высоте около 2300 метров. Льюис и Кларк об этом проходе не знали. Поэтому их экспедиции пришлось преодолевать труднопроходимые горные перевалы.
В 1826 году охотники Джедидайи Смита стали первыми американцами, попавшими в Мексику по суше. В августе Джедидайя с группой из четырнадцати человек начал свой поход на юго-запад и в октябре достиг реки Колорадо. В ноябре с помощью индейцев из племени мохаве они преодолели пустыню и горные перевалы Сьерра-Невады. Спустившись в Калифорнию, экспедиция Смита поселилась в миссии святого Габриэля. Эта католическая миссия находилась неподалеку от небольшого поселения Лос-Анхелес (полностью: El Pueblo de Nuestra Señora la Reina de los Ángeles sobre El Río Porciúncula — исп. Селение Девы Марии, Царицы Ангелов, на реке Порсьюнкула). Сейчас на месте этого сонного городка находится мегаполис Лос-Анджелес.
Калифорния в то время принадлежала Мексике. Местный губернатор заподозрил, что группа вооруженных людей — совсем не охотники, а американский «спецназ», и потребовал, чтобы они убрались обратно тем же путем, каким пришли. Иностранного присутствия на вверенной ему территории он не желал. Ему хватало проблем с русскими, обосновавшимися здесь в крепости Форт-Росс. В январе 1827 года отряд Джедидайи Смита отправился в обратный путь.
Впрочем, территория Калифорнии была так слабо населена, что путь трапперов никто не отслеживал. Поднявшись в горы, Смит и его товарищи повернули на север и пошли вдоль склонов Сьерра-Невады. К апрелю 1827 года экспедиция вышла на берега Американской реки. Через 20 лет именно здесь будет обнаружено первое калифорнийское золото. Именно отсюда начнется «золотая лихорадка».
Но пока охотники отыскали здесь другое сокровище. На берегах Американской реки водилось неисчислимое количество бобров. Мех бобров особенно ценился, поскольку был не только теплым, но еще и непромокаемым. Бобровые шкурки шли и на шубы, и на широкополые шляпы, которые так пришлись по душе охотникам, а позже — золотоискателям и ковбоям. За месяц охоты было добыто 1500 фунтов (680 килограммов) бобровых шкурок. Много это или мало? Судите сами. Примерно через полгода, 15 ноября 1827 года, охотники задешево продали в Сан-Франциско часть добытого меха, купив на вырученные деньги припасы для дальнейшего путешествия на север вдоль побережья Тихого океана, а также несколько сотен лошадей и мулов.
30 декабря 1827 года отряд Смита выступил в путь. За полгода путешественники прошли более 500 километров. 20 июня 1828 года они пересекли небольшую реку, которая на современных картах обозначена как река Смита. Эта река находилась на границе между мексиканской Калифорнией и принадлежавшей американцам (а вернее, компании Дж.Дж. Астора) территории Орегон.
Здесь, в районе реки Умпкуа, произошла катастрофа. В июле 1828 года индейцы ворвались на стоянку экспедиции, убили всех, кто там был, разграбили имущество и увели всех лошадей. Выжило только несколько человек, которых в это время в лагере не было. В их числе и Джедидайя Смит. В начале августа горстка уцелевших добралась, наконец, до Форта Ванкувер. Он находится достаточно далеко от всем известного города Ванкувер в Канаде, хотя названы они по имени одного человека, английского капитана Джорджа Ванкувера (George Vancouver) (1757−1798), который стер последние белые пятна с карты тихоокеанского побережья Северной Америки. Почти четыре месяца велись переговоры с индейцами о возврате части имущества и лошадей. Зиму 1828−1829 года Смит провел в Форте Ванкувер.
В марте 1829 года Джедидайя Смит ушел вверх по реке Колумбия. По пути, проложенному еще Льюисом и Кларком, он вернулся в Сент-Луис. Короткое время отдыха траппер использовал для того, чтобы вместе с Сэмуэлем Паркмэном начать составлять карту западных территорий. На этой карте впервые был обозначен Южный проход и фактически намечены пути для будущих переселенцев на Запад.
Люди, подобные Джедидайе Смиту, редко доживают до старости и редко умирают в своей постели. В апреле 1831 года он с группой из 74 охотников на 22 фургонах выступил в поход к городу Санта-Фе (в нынешнем штате Нью-Мексико), чтобы основать там фактории и приступить к освоению прерий. В мае 1831 года Джедидайя Смит на коне покинул колонну, для того чтобы отыскать источник воды, и назад не вернулся. Позже его спутники выяснили, что, вероятно, он был убит индейцами из племени команчей.
Бывал там... поездил по американскому Дальнему Западу. Должен сказать, что вряд ли у первых переселенцев были только меркантильные интересы... манящая земля!
Спасибо за статью... интересно!
0 Ответить
Марк Блау, не просто так, оказывается, Джедидайя - мой любимый персонаж в "Ночь в Музее" А если серьёзно, очень понравилось!
Вот только los ngeles (лос анхелес)- это просто ангелы, а не "город ангелов", нет?
0 Ответить
Марк Блау, спасибо за статью. С Днем Рождения - и всех благ.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Марк Блау, интересно! Спасибо! (Печально, что русские оставили Калифорнию..да и Аляску)
С днем рождения!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Первый раз с детских лет читаю про трапперов! Ностальгия, однако...
ЗЫ: С Днюхой! Чтобы всё!
Оценка статьи: 5
0 Ответить