Но сегодняшний разговор будет посвящен тем велетам (они же волоты, асилки, осилки), которых восточные славяне считали своими первопредками.
Это были великаны-богатыри, которые жили в доисторические времена и обустраивали землю, создавая на ней природные объекты, говоря современным языком — ландшафт: реки и озера, горы и утесы, леса и луга… Что ж, мифы о великанах, появившихся на земле прежде людей, существуют в культурной традиции практически всех народов мира. Да хотя бы гиганты и титаны из античной мифологии!
И даже если заглянуть в Ветхий завет, то в нем тоже можно найти строки: «В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди».
Вот-вот, поначалу они были добрыми и славными великанами, миролюбивыми по отношению в человеческому племени, но потом вроде бы стали его угнетать. А ведь велеты были громадными (выше леса, моря вброд переходили) и обладали такой мощью, что могли горы передвигать или разбивать их своими палицами, дубы из земли с корнями вырывать. Жили они в неприступных горах, дремучих лесах и диких степях (по Афанасьеву).
Имена некоторых велетов-волотов дошли до нас в народных сказаниях. Так, богатырь Святогор — помните? — мог ходить только по горам, поскольку земля не выдерживала его исполинской поступи. Тугарин Змеевич — того же роду-племени. В былине ведь как сказано: «Увидел его Тугарин Змеевич, закричал так, что дрогнула земля, согнулись высокие дубы, воды из реки выплеснулись…».
А были еще Буря-богатырь, Горыня, Дубыня и Усыня. По одной из версий, они олицетворяли собой силу природных стихий: воздух, огонь, землю и воду. Великан Буря-богатырь, как нетрудно догадаться, сражается с буйными ветрами. Горыня (Горыныч, Вернигора, Вертигор) по воле бога-громовника ломает горы, валит деревья и запруживает завалами реки. Имя его происходит не от слова «гора», а от «гореть». В древних сказаниях он может и помочь герою, и помешать ему.
Лесной великан Дубыня (Вернидуб, Дубынич, Вертодуб, Дугиня) может принимать образ Змея и является охранником Пекла, древнеславянского ада. А в лесах он проводит «политику» выравнивания, или верстания: «который дуб высок, тот в землю пихает, а который низок, из земли тянет». Впрочем, иногда великан проявляет слабость, тщеславие, жадность и ненадежность.
Усыня (Усыныч, Усынка, Крутиус), по преданию, «спер реку ртом, рыбу варит да кушает, одним усом реку запрудил, а по усу, словно по мосту, пешие идут, конные скачут, обозы едут, сам с ноготь, борода с локоть, усы по земле тащатся, крылья на версту лежат». В поздних сказаниях его тоже начинают представлять в виде змея.
Отчего же не предположить с учетом портретов названной троицы велетов, что образ Змея Горыныча из русских народных сказок является собирательным?
У великанов были жены-волотки — великанши, богатырки. Баба-Алатырка или Баба-Горынинка (Латыгорка). Силой обладали не меньшей, чем мужья, а в ярости могли и превзойти их. Горынинка, например, как-то раз, сражаясь с Алешей Поповичем, схватила его за шиворот и сбросила с коня; правда, в суровом бою с Ильей Муромцем была побеждена.
Но волотками называли не только их, а и древние курганы. Почему же? Согласно народной молве, в них спят вечным сном великаны, которые погибли: кто — от голода, кто в борьбе с чудищами-змеями (ведь они освобождали из пещер пленников, похищенных чудовищным Змеем). Но есть и другие версии причин исчезновения велетов: что они были уничтожены богами за гордыню или вовсе не пропали, а измельчали.
В путевых заметках Ахмеда ибн-Фадлана (921 — 922) содержится сообщение, что ему показали останки «чрезвычайно огромного телосложения»: «голова его подобна большой кадке, ребра его подобны самым большим сухим плодовым веткам пальм, и в таком же роде кости его голеней и обе его локтевые кости». И ведь это не единственное письменное свидетельство иноземцев, побывавших на Руси: и арабских, и скандинавских.
А в Сибири и по сей день находят громадные черепа и фрагменты скелетов, которые народ упорно приписывает древним великанам, а кое-где к напоминаниям о них относят и «каменных баб» (изваяний, напоминающих человеческий облик), и отпечатки подошв на камнях-следовиках.
отличная статья! спасибо!
0 Ответить
Валя, спасибо и огромная просьба. В Вики проводится прямая параллель между велетами и венедами. Это смешивание понятий или в этом есть разумное зерно? Ведь венеды - это историческая реальность.
(жаль, что давно на сайте нет Миллы Синиярви, хотела у нее спросить: кажется, славяне по-фински так и называются "венты" до сих пор).
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Галя, Галя, в Советской исторической энциклопедии перечислены через запятую: венеты, венды, винды, - древнейшее зафиксированное в письменных. источниках название славян. Геродот (5 в. до н. э.), перечисляя племена прибалт. земель, назвал "энетов"… В первые века н. э. упоминание о венедах встречается в трудах Плиния Старшего, Тацита, Птолемея, Иордана, в таблицах Пёйтингера и др. …Иордан (6 в.) сообщал, что в его время венеды чаще именовались антами и склавинами, но вместе с тем он перечислял венедов, антов и склавинов как три отдельные. группы племен.
В Российском гуманитарном энциклопедическом словаре о венетах: ВЕНЕТЫ — герм. назв. одной из др.-слав. группировок 1-й пол. — сер. 1 тыс. н. э.
В БСЭ: Объединялись Полабские славяне в три племенных союза лужицкие сербы, лютичи (велеты), бодричи(ободриты).
В этих справочниках опущено еще одно самоназвание славян - яри. Но у меня-то мифологизированный образ велетов, то есть сакральный. Кто-то называл первопредками койотов, кто-то льва, кто-то орла, кто-то ягуара. А славяне – велетов.
0 Ответить
Валя, да я понимаю, что мифологизированный образ.
Спасибо за разъяснение.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Валечка, немного не в тему, но хочу спросить: вот на Троицу украшают зеленью дом. А у нас знакомый в теологическом колледже учится, он зелень не использует. Прямо не говорит, но такое впечатление, что не использует намеренно, вроде как это языческая традиция.
Я вот хотела уточнить: в древнеязыческих обрядах что-то такое было?
Просто в Латвии празднуют праздник "Лиго" 22ого июня -- день Солнцестояния. Вяжут венки из листьев дуба. Опять же -- это внешнее, а значения обряда я не знаю...
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Ксенечка, это странно. Еще Фома Аквинский утверждал, что всякая болезнь, это обман и дьявольские козни нужно лечить березовыми розгами, изгоняя демонов из тела пострадавшего.
0 Ответить
Ксения Печий, извиняюсь, что вмешиваюсь! да, использование зелени (ветвей, цветов) скорее всего - языческие обряды. точнее их влияние, конечно. тем более весной - корни скорее всего в обрядах плодородия, например в передаче родящей силы ветвей полю, земле, где выращивают урожай. это если совсем примитивно, конечно.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Валентина Пономарева,
Интересно. Былины и сказки, как у каждого народа. У нас, на сколько я знаю, подавляющая часть сохранившихся древних летописей представляют собой "сборники" былин. Их 4 или 6 (???) Остальных просто нет, не сохранились. Так и с "древними кельтами", которые уже вроде как древними стали, хотя придуманы были совсем недавно. Дажа дата первого "собрания" известна - 21 июня 1792 года. Но это хорошо. Можно на этом и этно-бизнес строить: фентази писать, фильмы снимать, этно-деревни строить, сувенирные лавки открывать.
0 Ответить
Олег, да, много чего не сохранилось, увы...
0 Ответить
Валентина Пономарева, А ,мне понравилось ,сказкой веет.От бытовухи отходит .
Оценка статьи: 4
0 Ответить
Денис,
0 Ответить
Авторы,ну хоть пару-тройку источников в параллель просмотрите!Чуть что,моду взяли,к Книге Книг, а нет бы там о хазарах почитать,которые за 6 веков до славян бродили-жили в местах,обозначенных как колыбель славенских генов.
Эх,неудовлетворительно все это, даже обидно за некий доширак,если вы меня понимаете.
0 Ответить
Серафим, насчет доширака... даже не знаю, что сказать. Вообще-то все выверено-наперевыверено. По серьезным источникам, иначе б и не писала статью. И кроме того, консультации необходимые тоже были проведены - у меня тут, видите ли, достаточно серьезный круг экспертов, как в дому, так и в ближнем окружении.
0 Ответить
Про великанов очень много нового!
А вот о Змее-Горыныче наверное всё таки нельзя сказать, что это собирательный образ. Я думаю змей -- это образ летающей рептилии, которая тоже отображена во многих культурах и даже кажется существовала реально!
Ведь сражались рыцари Европы с драконами, китайцы почитают летающего дракона, в Ассирии дракон изображён на лазурной стене среди реальных животных, а не среди мифических и толтеки построили храм пернатому змею!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Ксения, это авторское мнение. Никого не призываю
0 Ответить
Валентина Пономарева, та то уже тоже мое личное... моя вера в дракона ;)
Оценка статьи: 5
0 Ответить