• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Игорь Ткачев Грандмастер

Кризис как кризис, или Наука ценить привычное?

Все-таки удивительно, насколько современный человек привязан к благам цивилизации. Или, скорее, к представлениям об их надуманной важности и необходимости, железобетонно вмурованным косной цивилизацией в его квадратный, современный мозг.

Ко всем тем пустякам, которые он обычно не замечает, принимая за нечто само собой разумеющееся, данное ему по какому-то первородному праву, считая неотъемлемой частью себя. Либо и вовсе поносит последними словами, отказывая им даже в маломальской значимости.

На работу и с работы он ездит на своем авто с расстроенным лицом уставшего от жизни человека, просиживая часами в перманентных и вездесущих, как стресс, пробках, с климат-контролем под гомогенные биты и рейвы салонного mp3-проигрывателя. Каждые десять минут звонит по мобильному своим коллегам и деловым партнерам, или они звонят ему.

Разгребясь немного с завалом дел на работе, успевшем возникнуть, пока он стоял в пробке или спал дома, с еще более недовольным выражением лица он спешит в скучное кафе, где обычно обедает, или заказывает себе обед по телефону и, почти морщась от набившего оскому гастрономического удовольствия, поглощает все эти суши, стейки и гамбургеры, запивая из кока-колой, минеральной водой или в лучшем случае чаем «Липтон» в пакетике.

После работы он развеивается с друзьями в баре под пивко и «сто грамм на посошок». Или, может, как примерный семьянин покупает половой краски или шпатлевки, чтобы закончить дома давно начатый ремонт. Покупает себе немецкий перфоратор «Бош», чтобы сверлить по вечерам и выходным в стене по-немецки аккуратные дырки. Или везет в починку свой старый телевизор, покупает в кредит жене стиралку-автомат или какой-нибудь блендер. Или едет в автосервис, чтобы там, наконец, посмотрели, что же «стучит» в его «Опеле».

На выходные он едет на дачу помогать жене и теще сажать картошку. Или косить триммером прущую по весне траву. Или на свой загородный участок, чтобы эту дачу построить. Чтобы потом на ней сажать с тещей картошку или косить триммером траву. Или едет с друзьями на рыбалку, в боулинг, в баню.

А в августе, вымолив почти на коленях у начальства отпуск, летит с женой и детьми (а если повезет, с сотрудницей Юлечкой из соседнего отдела) в Анталью, Шарм-эль-Шейх или, на худой конец, в Сочи. Занимается там от души и тела дайвингом, серфингом, дринкингом, факингом с Юлечкой. Или, если повезет еще больше, с Наташей из Питера или Мариной из Саратова, с которой познакомился вчера. А через две недели, опустошенный физически и материально, с таким же уставшим (уже от отдыха) загоревшим лицом возвращается домой. Одним словом, живет обычной жизнью современного человека.

И все это с извечным старческим кряхтением и тихим матюшком, с прокисшей миной вечно плохо выспавшегося лица, словно весь этот комфорт дан ему не в радость, а в наказание, идет по жизни человек и думает, как бы ему еще больше от неё взять. Ибо есть у человека голубая мечта: зарабатывать больше. Идет он так и устало думает, как бы ещё прибавить и приумножить, чтобы жилось еще комфортнее и веселее, потому что о другом уже и не думается.

Но в один далеко не прекрасный для него день, поскольку современный человек живет не где-нибудь в бездушной и скучной Западной Европе, а на самой что ни на есть Среднерусской возвышенности, он просыпается под мерный гул недовольных человеческих голосов и понимает, что в стране случился очередной экономический кризис. Или цены поползли вверх. Или местная валюта поползла вниз.

Сначала человек особо не переживает. На работе разгребает дела, по вечерам привычно идет на пиво, на выходных собирается с тещей копать картошку. К очередному кризису относится с выработанным в прежней жизни стоицизмом и по-философски. Шутит и издевается.

Но постепенно весь ужас, вся катастрофа происходящего проникают в его уставший от современной жизни мозг, и человек понимает, что с ним произошло что-то страшное.

Проклятые цены на продукты питания неумолимо ползут вверх. Прилавки с продавцами за ними, как в амбразурах, пустеют и по-недоброму затаиваются. На бензозаправках выстраиваются длинные очереди. На работе начинаются сокращения. И постепенно все ранее привычное и само собой разумеющееся, серое и невзрачное, как осеннее московское утро, приобретает неожиданные оттенки красочного тропического заката над бескрайним седым океаном под мерный шелест неоновых волн.

Тихий рокот мотора во время поездки на авто за такую цену на энергоносители уже не раздражает, а скорее наоборот, ласкает слух. И даже стояние в пробках почти роднит тебя с твоим средством уже не передвижения, а роскоши. МП3-проигрыватель наигрывает какие-то знакомые мелодии, которым ты даже пытаешься грустно подпевать. Ты медленно проводишь кончиками пальцев по блестящим кнопочкам. Нажимаешь то на одну, то на другую. Запоминаешь их на ощупь.

В обеденный перерыв ты (в кои веки!) обращаешь внимание на цену гамбургера. И от этого познания к говядине между двумя половинками мягкой булки с брызгами кунжута ты испытываешь почти буддийскую признательность. И с ней же, смакуя каждый кусок, с непривычным аппетитом ты съедаешь свой гамбургер, свой салат, выпиваешь свой чай в пакетике.

Вечером, собрав всю волю в кулак и почти со слезами на глазах, ты отказываешь друзьям, ожидающим тебя за кружкой пива. Отказываешь стоически, красочно рисуя в воображении запотевшие бутылки с холодным пивом и пенящиеся бокалы, почти наяву ощущая терпкий вкус пенного напитка, так, что спазмом сводит нижнюю челюсть, а рот доверху наполняется слюной.

Газ в квартире, который ты никогда не экономил, вдруг становится стратегическим энергоносителем, и ты даже мысленно представляешь себе, с каким трудом его добывают из недр матушки-земли, сжижают, гонят по трубам.

Воду ты постепенно приучаешься закрывать, едва успев открыть. Поход с семьей по магазинам заставляет тебя мелочно и придирчиво изучать и сравнивать цены сначала у одного прилавка, потом у другого, и потом уже не жена, а ты её тянешь дальше. Туда, где мяса на костях хватает разве что на запах для макарон по-флотски, а яблоки выглядят так, словно и они поняли, что случился кризис, и от этого мгновенно постарели.

В купленной колбасе ты педантично выискиваешь кусочки мяса и всякий раз радуешься, найдя их там. Гречка, после того как она сначала в магазинах пропала, а потом появилась по цене, в два раза выше прежней, приобретает какой-то совсем другой, яркий вкус. А приготовленная в воскресенье домашняя курица, привезенная тещей, и вовсе мысленно превращается в жирную индейку в День благодарения после года голодной жизни.

Перед сном ты аккуратно выдавливаешь зубную пасту размером с горошину на зубную щетку и мысленно прикидываешь, на сколько дней её еще хватит. Впервые отчитываешь детей за то, что в туалете понапрасну горит свет, с таким суровым видом, словно горит не свет в туалете, а вся квартира.

Одним словом, все, что раньше не вызывало в тебе ни малейших эмоций, или если и вызывало, то лишь раздражение и недовольство, теперь приобретает совершенно новую, незнакомую для тебя значимость. И в этом новом понимании ты вдруг растерянно и со страхом осознаешь, что все, что раньше было незаметно и разумелось само собой, теперь становится очевидно остро и незаменимо.

И тебе без него уже никуда…

Статья опубликована в выпуске 2.07.2011

Комментарии (31):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Непонятно, а что его заставило так вот всё прочувствовать и заценить: то, что услышал слово "кризис"? То, что где-то стали сокращать? как-то с трудом верится на фоне событий в "старой доброй Европе" и увиденного в Москве... Ничего никто не стал экономить, на машины в автосалонах очереди, стройки гудят, метут улицы всё ещё не москвичи... Просто: такой вот слабонервный менеджер??

    • Татьяна Павликова, менеджер слабонервный - не московский... (почему сразу "московский"? А не из Бодайбо?). Менеджер на деле минский... (есть такой город Минск. И страна есть: Беларусь).

      • Игорь Ткачев, потому, что:
        1 - на Среднерусской Возвышенности нет ни Минска, ни Бодайбо;
        2 - из тех городов, что есть на Среднерусской возвышенности так живут только в Москве (могу только догадываться, конечно, по пробкам и Опелю у среднего менеджера - в Курске владелец Опеля не будет так трястись перед лицом того, что кого-то, где-то там сокращают)
        3 - о том, что город такой есть и даже (!) страна, знаю, представьте себе! Не догадывалась, что они тоже на той же равнине, но - вполне могу допустить ввиду соседства)))
        Посылы географические и исторические и должны задевать тем, что в намёках должно что-то проступать. читать дальше →



        А по сути: пусть минский менеджер так вот хорошо жил. А чего испугался-то? Не уволили же. Не ребёнка родил без отца от залётного знакомца. Ну, цены выросли - смешно сказать, после дефолтов и того, что они вообще всегда росли... К тому же - дачка есть, тёща прокормит. Чего разнервничался-то менеджер? Осталось неясным.

        • Игорь Ткачев Игорь Ткачев Грандмастер 4 июля 2011 в 17:41 отредактирован 4 июля 2011 в 17:44 Сообщить модератору

          Татьяна Павликова, женская логика...
          Право, мне в лом объяснять. Вы меня утомляете, Татьяна.

          Лучше кушайте чернику. Говорят, она полезна для зрения-)
          И любите и дальше испанцев, французов и всех остальных. А потом напишите, кто любит лучше. Я обязательно почитаю-))))

  • Игорь Ткачев,
    написано хорошо

  • Игорь Ткачев, с точки зрения мастерства автора, статья, несомненно, хороша. Однако, речь в ней идет в большей степени о зажиточных людях, которые сильно от этого кризиса пострадали.

    Цены то хоть и повысились для всех, среднестатистический человек редко когда забывает вкус жизни. Он и раньше при своей среднестатистической зарплате мог позволить себе далеко не все из вышеперечисленного, но в труде и в отдыхе у него присутствует определенная эмоциональность, ИМХО.

    Статья интересна, остра, но положения, освещенные в ней имеют отношение к небольшой части людей, поэтому не так цепляет, как могла бы.

  • Игорь Ткачев, я слышала мнение, что наиболее счастливы представители среднего класса: они покупают духи за 50 долл. и ощущают себя королями

    • Заладили -

      Татьяна Черных, - классы, классы, классики. Классики мечтали обмелить границы между классами. Ненасытная алчность, желание владеть бОльшим, чем нужно в домашнем обиходе, стало после известных попыток опять лозунгом дня и небесследно: вон какой прирост поголовья миллиардеров в РФ ! И ежегодно ! На что жалуетесь? Какие классы ? От этого прироста всем только благо.

      Оценка статьи: 3

      • Сергей Дмитриев, жаль, что у нас в России прирост миллиардеров, а если ты работаешь обычным учителем, то тебе придется выживать Философствовать будет просто некогда. У нашего учителя истории родился поздний ребенок - первенец. Жена тоже учительница (у нее двое своих детей). В итоге наш историк все бросил и пошел работать на стройку.

  • Отличная статья, прекрасно написанная, в Вашем стиле - желчная и резкая, пропитанная мизантропией и неверием ни во что и ни в кого, спорная, не предлагающая готовых решений и выводов, и именно потому - ОТЛИЧНАЯ! Вы вызываете к барьеру читателей, а сами отходите в сторонку, с печально-циничной усмешкой человека, знающего цену всему и всем, которому всё и все наскучили, так как наперёд всё и все так примитивно понятны и предсказуемы...БРАВО, автор! Великолепная провокация!

    Оценка статьи: 5

    • Евгения Комарова, странно, что в такой довольно невинной статье, попытке обратить внимание на то, что нужно ценить то, что пока имеешь, Вы углядели мизантропию, цинизм и провокацию.
      Могу представить, как мои мнения выглядят в глазах читателя, когда я дей-но изливаю желчь...

    • Оксана С Оксана С Читатель 2 июля 2011 в 19:14 отредактирован 2 июля 2011 в 19:15 Сообщить модератору

      Игорь, прекрасная статья! Прочиталась легко, на одном дыхании!
      И я абсолютно согласна с мнением Евгении Комаровой! Действительно, браво!

      Ниже по ветке есть коммент про среднестатистического жителя. Так вот я хочу заметить, что "среднестатистический житель России" - это некорректно. Есть Москва - и есть так называемое "Замкадье" (все, что не Москва). Например, такой же инженер, как я (и даже с меньшим опытом работы), в такой же отраслевой организации, только в Москве, получает зарплату в 4-5 раз больше моей. И если для меня, живущей в небольшом городке на задворках империи, не стоЯщей в пробках за неимением таковых, да и работа моя в 4-х минутах ходьбы от дома, поэтому и обедаю я домашним борщиком и котлетками... Так вот, все описанное в статье для меня не сильно актуально, за исключением цен на продукты, энергоносители, воду, коммуналку и т.п. Но это же не означает, что такого нет вообще. По рассказам коллег-москвичей кризис воспринимался именно так.

      Оценка статьи: 5

    • Пока ещё можно,

      Евгения Комарова, скажу, что ничего хорошего в статье не обнаружил. Сплошные бесплодные реминисценции. Уступаю говорить А. Чехову: " Мыслёнки прыгают как черти в решете".
      Статья не отличная, а отличительная по наполнению разного рода наблюдениями, еле осилил, как-будто покрутил калейдоскоп.

      Оценка статьи: 3

      • Сергей Дмитриев,
        Это потому, что Вас это не каскается.
        Сытый голодного не разумеет.

        Оценка статьи: 5

        • Андрей Владимиров, мот поделитесь, откуда Вы знаете, насколько Дмитриев сыт и насколько Ткаченко голодает?
          - просто женское любопытство...
          Чесслово, прямо порадовал Ваш комментарий! В отличие от тех, которые я читала в самый разгар кризиса - где Вы говорили, что всё это так ПРИКОЛЬНО, и это только начало.

        • Почему же ?

          Андрей Владимиров, обязательно касаться ? Автор и его герои отнюдь не голодают. Вальяжненько так пробавляются пивком -шашлычками "в свободное от работы время". Подумаешь, цены скакнули ? Я же привожу так ценимое всеми "своё мнение", а оно в том, что статья в целом "ватная", даже "стекловатная". Оч мн унылых констатаций, а искусство, вкл.статейное, должно сеять надежды, вдохновлять, воодушевлять на подвиги, поступки.
          Для такого матёрого автора, корифея,можно сказать,ШЖ - эта статья творческая неудача, опять же "по неприкосновенно моему мнению"

          Оценка статьи: 3

          • Сергей Дмитриев, Вы ошибаетесь, когда говорите, что искусство что-то кому-то должно. И тем более, должно быть исключительно вдохновляющим, подвигающим. (Большинство подвигов суть человеческая глупость. И если искусство подвигает их на то, чтобы бессмысленно лечь грудью на амбразуру или позволить себя замучить за чьи-то идеи - грош цена этому искусственному искусству.
            Гораздо больше будет толку, если искусство будет учить иногда снимать с глаз шоры. Обличать. И говорить правду. А не пудрить мозги.
            Впрочем, свою писанину я ни к первому, ни ко второму не отношу. И у меня здесь все просто: цени то, что имеешь. Странно, что это выпяченное прошло незамеченным-(

          • Сергей Дмитриев, попросил бы обсуждать не автора, а им написанное.
            Вроде простая вещь: не все, что пишется - исповедь. Но нет, все написанное читатель упорно, против воли автора, напяливает на него. А почему не на себя???
            Дмитрий, я был о Вас лучшего мнения-(

            • Режиссёр умирает в артисте,

              Игорь Ткачев, так и автор в статье. Не представляю, как можно ОТДЕЛИТЬ В.Высоцкого от написанного им ?. Кста.., ему нравилось, что его понимают и воспринимают в широком диапазоне понимания. Я как читатель Ваших статей оставляю за собой право всегда быть правым как покупатель в ларьке.
              Надо быть готовым к тому, что вас смешают с текстом статьи.
              Мнения о ком-либо могут меняться по ходу дела, это нормально, интересно и есть возможность их улучшить.

              Оценка статьи: 3

              • Сергей Дмитриев, раз Вы не можете отделить В.Высоцкого, никогда не воевавшего и не летавшего на "Яке", но так красочно об этом повествовавшего, например, от им написанного, значит никто никого ни от кого отделить не может, да и не должен? Карлсона от Лагерфельд, Винни-Пуха от Милна и Маугли от Киплинга? А, может, Смердяков и Раскольников Достоевского - это и есть Достоевский? А, может, все же он - Мармеладова и он был латентной прституткой? А Печорин - исключительно Лермонтов?

                Сергей, есть разные литературные подходы в написании в разных жанрах. Вы, конечно, правы в том, что герой или герои - всегда где-то автор. Где-то... Но это не говорит о том, что нужно литературных героев кургузо напяливать на автора (Вы же умный человек, а не домохозяйка, ассоциирующая Хосе Игнасио с актером Игнасио Хосе? А Д'Артаньяна с Боярским...).

                Впрочем, оставляю все права за Вами. Не хотелось бы одного: чтобы с Вашей легкой руки какой-нибудь здешний "прохожий", или какая-нибудь особа, питающая все нежные чувства, кроме любви к виртуальному автору, не принялись слишком озабоченно трепать героя-автора за какую-нибудь яйца выеденного не стоящую пустяковину, углядев в ней крамолу.
                Судите о написанном. И не судите неизвестного Вам автора.
                Впрочем, мне и от этого уже особо не горячо.

                Желаю оставаться...