• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Ольга Кушпит

А какая у вашей личности темная сторона?

Помните тот старый ужастик, где вполне порядочный профессор превращался в монстра и разрушал все вокруг?

Он же первым заговорил о злой и доброй сторонах человека, но ему никто не поверил. Равно как никто не мог заподозрить доброго интеллектуала во всех тех убийствах, которые творила его темная сторона.

Темная сторона, или Тень, как ее назвал Карл Юнг, есть у каждого из нас — у меня, у них и даже у вас! Да-да-да! И только наш собственный страх увидеть в себе то, что нам не нравится, мешает нам познакомиться с самим собой поближе. Но… может, хватит бояться?

Как встретиться с темной стороной себя

1. Все, что вы осуждаете, презираете и не любите в других людях — это проявления вашей Тени. Если бы в вас не существовало того же самого — вы не смогли бы увидеть это во внешнем мире. Не смогли бы притянуть в свою жизнь таких людей.

2. Каких проявления своего характера вы стыдитесь? Или просто не хотели бы, чтобы они у вас были. Какие свои качества пытаетесь искоренить? Если вы прилагаете усилия к тому, чтобы быть кем-то, значит, вы прилагаете усилия к тому, чтобы не быть кем-то другим — это и есть Тень.

3. Сядьте ровно, расслабьтесь, удалите лишние мысли, и попытайтесь почувствовать ответ на вопрос — чем я точно не являюсь? Заметьте! Именно почувствовать! Это важно! Ну, как? Почувствовали? Это ваша Тень.

Что нам делать с Тенью?

Батюшка Фрейд был прав в том, что нельзя себя подавлять. Впрочем, о том же говорил и Будда, утверждая, что вы становитесь тем, чему сопротивляетесь. Но Фрейд так и не дал метода той самой пресловутой сублимации, а методы Будды слишком непонятны и сложны для современного человека. Тем не менее, сейчас мы попробуем сделать то, к чему так долго стремились монахи, подвижники и аскеты всех традиций и учений, а также психотерапевты и просто хорошие люди интересующиеся саморазвитием.

А именно… воссоединиться со своей темной стороной и стать более целостным!

Зачем интегрировать Тень?

1. Целостность. Борьба с негативными качествами — это борьба с самим собой. Просто человеку больше нравится отождествлять себя с тем, что он считает лучшим (конечно, ведь он весь такой хороший и пушистый!), а негативные качества считать чем-то отдельным, плохой привычкой, пороком, а то и вовсе происками дьявола! Все это ведет к раздору с самим собой, пустой трате энергии на бессмысленный внутренний конфликт, да к тому же и к осуждению других.

2. Единство, вера в Бога, видение во всем святого духа (божественного) — не пустые слова, а состояние сознания нормального, здорового и счастливого человека. Если же вместо этого нам кажется, что вокруг одни идиоты, — значит, все еще есть над чем работать. Воссоединяясь со своей Тенью, становясь более целостным, человек становится более гуманным, терпимым и духовным.

3. Счастье. Как выглядит счастливый человек? Олигарх с мерседесами и фотомоделями? Увы, и у них есть Тень, то есть внутренние конфликты, — а это напряжение никому не даст быть счастливым — ни бомжу, ни олигарху. И какое вашей Тени дело до того, сколько у вас денег или секса? Она все равно будет пытаться вернуться к истоку, к целостности, как отвергнутый ребенок, который безуспешно жаждет вашего приятия.

Воссоединение с Тенью

1. Отыщите свою Тень (см. рекомендации «как встретиться с темной стороной себя»), сконцентрируйтесь на ней, прочувствуйте. Какая она? Если бы у нее был цвет, то какого она была бы цвета? Какой характер? Какие чувства? Какая на ощупь? На вид? Сколько ей лет?

2. Закройте глаза, положите указательный и средний пальцы левой руки на точку между переносицей и бровью слева (это важная акупрессурная точка). Сконцентрировавшись на Тени, сделайте снимок картинки (зафиксируйте его неподвижно). Отметьте 4 элемента: ощущения в теле, эмоция, картинка (четкость, яркость, глубина и т. д.), мысли.

3. Опустите левую руку, дотроньтесь двумя пальцами правой руки к точке между переносицей и бровью справа. Сконцентрируйтесь на себе — то есть, на противоположности Тени (зафиксируйте картинку, как и предыдущую). Отметьте 4 элемента.

4. Чередуйте п. 2 и п. 3, концентрируясь на картинках и отмечая 4 элемента, пока ощущения не сотрутся — это будет означать, что интеграция завершена. Признаком успешного воссоединения также будет ощущение, что между тем и другим нет разницы.

Вот и все! С успешной интеграцией вашей Тени! Продолжайте работать в этом же направлении каждый день: отыскивайте все новые и новые элементы вашей Тени и интегрируйте их. Эффект вас поразит!

PS. Применяемый здесь метод называется ГП-4, и за подробностями можно обратиться к книгам Живорада Славинского.

Статья опубликована в выпуске 5.07.2011
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (33):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Евгений Востриков Евгений Востриков Дебютант 9 июля 2011 в 07:35 отредактирован 9 июля 2011 в 07:36 Сообщить модератору

    Ольга Кушпит, когда от кого-то в свой адрес я слышу фразу типа "Я тебя знаю" всегда отвечаю одинаково - "Ты сам себя-то знаешь?".
    Самый простой способ, открытый вероятно китайцами и применяемый ими ещё в древности - напоить человека алгоголем и тогда его тёмная сторона станет совершенно очевидной без каких-либо примесей притворства и эго-ценза. Есть и другие способы конечно, но чаще всего они требуют соответствующих обстоятельств. Например то, как ведёт себя человек в сложной, критической ситуации и т.п.
    Одним словом, если кто-то в пьяном виде неприятен, то он обязательно проявит эти неприятные, тщательно маскируемые, свойства характера и в трезвом виде (в определённых ситуациях) каким бы вежливым и приятным он при этом не старался казаться.

    • Евгений Востриков, в пьяном виде несимпатичны практически все : кто-то становится агрессивным, кто-то развязным, кто-то - плаксивым, кто-то - чрезмерно болтливым...Да, алкоголь растормаживает проявление эмоций, но не выявляет более глубоко запрятанных "тёмных пятен" - подлости, коварства...Наоборот, пьяный открыт, откровенен и поэтому зачастую беззащитен перед подлостью и коварством.

      • Евгения Комарова, да не симпатичны. В большинстве случаев, но далеко не во всех. Я сейчас не говорю о физиологии и о том как косвенно алгоголь способствует (временно конечно) расширению сосудов и, как следствие, кажущемуся улучшению кровоснабжения мозга в частности. Это да. Это практически у всех. Я говорю о психологическом аспекте того, как эго - цензор не в состоянии контролировать спонтанный выплеск бессознательного. А что там - то-ли дохлый и смердящий ишак, то-ли благоухающая зелёная поляна с райскими птичками, то-ли монстр острозубый. Вот это и есть, то что тщательно спрятано от других, а часто и от самого несимпатичного.

        • Евгений Востриков, в корне не согласна с вами. Только агрессора можно распознать в подпитии, и то не всегда, другие же "нехорошие" качества этому не подвластны. По той простой причине, что когда люди сидят и выпивают вместе - скорее всего это друзья или хорошие знакомые, которых не станешь обижать. К тому же не факт, что проявившаяся во время опьянения агрессия проявится когда-либо в трезвом виде (примеры имеются). А кто-то и вовсе после ворой засыпает сном младенца. И есть те, которые принципиально не пьют или пьют, но совсем немного и не крепкие напитки.

          • Анастасия Хрестинина, кто-то похотливым, кто-то воровитым (а потом с изумлением смотрит на то, что украл и не верит, что это он. А такой пай был трезвый), кто-то очень робкий вдруг становится цицероном и остановить не возможно. В ком-то спокойном доселе авантюризм так и прёт.
            В обчем, у кого что болит там в темноте.

          • В конце концов, к чему весь сыр-бор? Ведь почти тыщу лет назад не психолог, не психотерапевт даже очень тонко и точно сказал о том, что
            "Мы источник веселья и скорби рудник
            Мы вместилище скверны и чистый родник..."
            Очень хороший комментарий дмитрия наблера. Самая суть.

    • Что у пьяного на языке...

      Евгений Востриков, но есть вещи глубже уровня опьянения,увы.
      Так что пьяными откровениями не след особо обольщаться и принимать за результат. Это способ практиковал "отец народов" ИВС. Известно, как он пытался разогреть В.Чкалова на приёме по случаю.., а тот отнекивался как испытатель самолётов.

      Оценка статьи: 4

      • Сергей Дмитриев, уважаемый, аргументируйте, плиз-з-з. Сказали "а" - типа есть вещи. Скажите и "б" - пример хоть один.

        • Евгений Востриков, аргументировать не значит раскрывать. Каждый может предположить по вкусу. Тут уже сказали, что от пьяной откровенности больше достаётся самим подпившим.

          Оценка статьи: 4

          • Евгений Востриков Евгений Востриков Дебютант 9 июля 2011 в 18:59 отредактирован 9 июля 2011 в 19:21 Сообщить модератору

            Сергей Дмитриев, а что значит раскрывать?
            Не так давно стал я непосредственным участником скверной истории. Человек 76-ти лет отобедав почувствовал сильную боль в животе. Да так его колбасить стало, что орать начал как резанный. Я скорую вызвал. Приехали, осмотрели, посчупали, поспрашивали. Дед едва смог объяснить им как и что. Надо - говорят - в больничку. Вдруг у него язва. Жена деда: какя язва? Отродясь ни гастрита, ни холецистита, а тем более язвы не было. Всё одно - говорят - Надо в больничку. Пришлось мне с ним поехать. А дед то плачет и за живот держится. Привезли. И давай анализы там, УЗИ и т.п. А деда всё плющит. Что? - спрашиваю. Мы думаем это панкреатит. А промывание желудка разве не надо сделать? А зачем? Это ж панкреатит. И давай мне теорию про ферменты толкать. Говорю: Это вы так думаете, предполагаете. А вдруг не то? Давайте всё же срочно желудок промоем. Взъерепенился чувак в халате. Задел типа я его профгордость. Стал меня строить. Тут меня прорвало. Вы у любой бабки спросите если не знаете что делать. Любая скажет вам, что перво наперво очиститься надо от того, что в желудке. Чем - говорю - вы аргументируете свои догадки насчет панкреатита? Ну и что? Пусть трижды панкреатит, а желудок-то промыть надо срочно. Часа полтора уже минуло. Дед всё стонет. А он мне: Вы что же думаете, если я вам аргументированно расскажу, то всё ясно станет. Станет! - говорю. В общем достал он меня и вся евоная бестолковая бригада лодырей. Скандалить начал. Прибежали другие. Повыше рангом. В общем выяснилось чуть позже. Отравление у него острое было. Всего-то нужно было срочно промыть ЖКТ.
            Не о чуваке том в белом халате речь то, а о том, что не мог он ничего путнего сказать по тому, что не знал что говорить и что делать.
            Вот и вы туда же. Не знаете? Так и скажите. А мудрствовать лукаво к чему? Я сам никого алкоголем не тестировал специально, но как человек в демона со стеклянными глазами превращается видел многократно. Разве ещё что-то нужно для того, чтобы увидеть то, что он и от себя самого прятал?
            Ведь вопрос очень прост: "А какая у вашей личности темная сторона?". Тёмно-серая разумеется! Какая ж ещё?

  • "Инструкция по воссоединению с Тенью" очень забавна!! Впрочем, бредова не менее. Интересно, для чего Автор взялся столь наивно "изобретать велосипед", когда у Юнга есть множество трудов, посвященных этой теме. В книге "Человек и его символы" он пишет: "Было бы слишком просто, если можно было бы сделать Тень частью своей осознаваемой личности лишь через честность с самим собой и саморефлек­сию...Внутри теневой ча­сти психики каждого из нас существуют такие страстные эмоции, с которыми доводы рассудка могут и не справиться. "

    Человеку бессмысленно "интегрировать" Тень ..она и так уже "интегрирована" в структуру его сознания "по самое не могу". Его основная задача - принять себя as it is, вместе с Тенью, Самостью, Идом, Танатосом и больной печенью. Отсюда постепенно вырастают "целостность" и "единство" вместе со "счастьем".

  • Про тёмную сторону было даже в американском мультике "Приключения Марка Твена". Там Том Сойер даже хотел связать и запереть тёмное альтер-эго великого писателя, но тот сказал, что он и его отрицательная сторона не могут друг без друга - они суть одно целое, дополняют и поддерживают друг друга.

  • Ольга Кушпит, нелепица какая-то...
    Согласна с Игорем Ткачевым. Человек видит то или иное плохим или хорошим не потому, что он сам такой, а потому, что распознавать плохое и хорошее его учили с детства. Если же не научили то одно и тоже действие может стать для него плохим равно как и хорошим. И опять же что одним хорошо - другим плохо. Так что вы своей статьей вводите людей в заблуждение, а может и вовсе сбиваете с пути истинного.

  • Ольга Кушпит, далее: "Каких проявления своего характера вы стыдитесь?" и совет - как я понял - все же оставаться верным себе, а не ожиданиям социума.

    Совесть (так любимая всеми нами, к которой мы так часто взываем) - всего лишь - всего лишь! - свод социумных правил, то и дело отмирающих и видоизменяющихся традиций, ожиданий окружающих нас людей. (Помните, все лишь 20 лет тому быть спекулянтом и торгашем было презренно? А ныне, даже, совестливые люди этим чуть ли не гордятся).

    Поэтому в этом аспекте, Ваш буддийский подход принятия себе таким, какой ты есть, имеет право на жизнь.

  • Ольга Кушпит,

    Лишь по первому пункту:

    "1. Все, что вы осуждаете, презираете и не любите в других людях – это проявления вашей Тени. Если бы в вас не существовало того же самого – вы не смогли бы увидеть это во внешнем мире. Не смогли бы притянуть в свою жизнь таких людей" - верно, в каждом из нас есть и Белое и Черное, и Добро и Зло. Дело только в том, что некоторые с наличием Черного, Зла в себе борются. Воспитывают Человека. Некоторые борются с ними же (Злом) в других. Другие - и в себе, и в других. И потом, разве недостаточно ума, теоретического знания, порой весьма неточного, или даже знания практического, но со стороны пассивной, жертвы, чтобы не любить и презирать за что-то?

    Если продолжить Вашу логику (а она не может быть логически не продолжена), то при наличии в себе тех же самых грехов, или скажем, порочных склонностей, предрасположенности к ним, "бревна в глазу", не стоит и другим указывать на их "соломинки": то есть, пытаться бороться с очевидным Злом. (А ведь и я такой же - развратный, трусливый, жестокий, вороватый и т.д. - значит, не суди и ничего не делай). А это крайне опасно.

    Далее, если откинуть Вашу буддийскую философию и привести несколько вполне земных примеров из жизни земных людей, то получится следующее:

    старая дева, "синий чулок", совершенно фригидная женщина (коих немало, даже в наши дни), ненавидящая всеми силами своего существа развратников и сластолюбцев, по Вашей логике должна быть равноценно похотлива, развратна и чувственна. В то время, как ее женская природа никогда не была пробуждена. И она не может знать, что такое физиологические похоть и разврат.

    Домохозяйка, уставшая от избиений мужа-тирана, ненавидящая и презирающая его, должна иметь в себе ту же, эквивалентную тиранию, желание причинения боли, садизм...

    Или, например, Александр Солженицын, до конца своих дней боровшийся с коммунистическим, сталинским режимом, выступающий против массовых расстрелов, осуждения безвинных и тех, кто "провинился", случайно проткнув портрет Вождя вилкой, сам должен был быть, в своей Темной Сути, коммунистом, тираном и палачом.

    Ребенок, еще не знакомый с настоящей жестокостью, морщится от того, что мучают его котенка, просто потому, что понимает, что последнему больно, и восстающий против мучителя. Темная сторона ребенка - он и есть мучитель? Просто она еще не проснулась? Он о ней не ведает?
    В том то и дело, что нет. В ребенке еще не воспитана жестокость. И то, что он испытывает - лишь осознание боли животного, есть сопереживание.

    А также всякий и все, которые когда-либо имели смелость восстать против того же Темного и Злого, должны были быть их... чадами. Чадами, возможно, восставшими против своих родителей.

    • Игорь Ткачев, "бороться со злом в других" - малоэффективное занятие...Воспитывать можно только ребёнка (который, тем не менее, не является "чистым листом", так как определённые качества заложены в нём генетически), а единственный человек, которого мы в состоянии "перевоспитать" - это мы сами.
      Пример с Солженицыным и вовсе неудачен : во-первых, он боролся с дурным общественным строем, а не с проявлениями дурных качеств в отдельных людях, а во-вторых, и в самом деле сам был тираном, крайне нетерпимым, самовлюблённым, заносчивым, безаппеляционным человеком.
      В чём я с Вами согласна (а с автором статьи не согласна), так это в том, что не все качества, которые нам неприятны в других, обязательно присутствуют в нас самих. Чтобы "увидеть" предательство или подлость, совсем не обязательно, по-моему, самому быть предателем или подлецом. Как верно заметила Анастасия Хрестинина, нас всё-таки учат тому, "что такое хорошо и что такое плохо". Да, это всякий раз всего лишь свод правил и стереотипов, свойственных тому или иному социуму, но, как сказал классик, "невозможно жить в обществе и быть свободным от него". Да и далеко не всех людей, окружающих нас, мы сами "притянули" в свою жизнь, со многими мы и рады были бы не сталкиваться (соседи по дому, коллеги по работе, да просто попутчики в транспорте, наконец...), но сие не от нас зависит. Сменить квартиру и работу? Но ведь там тоже будут соседи и коллеги, и такие же неидеальные, как и прежние. В них нам будут мешать, возможно, другие качества, чем в прежних, но всё равно кто-то будет отталкивать, а кто-то - привлекать, такова уж жизнь и таковы мы, люди, в которых, естественно, сосуществуют Добро и Зло. Тем бОльшего уважения достоин тот, кто борется со Злом в себе и понимает, что другой человек тоже имеет светлую и тёмную стороны, которые неразделимы. Неразделимы, как день и ночь...Но если ты не любишь долгие тёмные ночи - не проводи зиму за Полярным кругом, вот и всё...

  • А Карлос Кастанеда писал, что человек должен быть воином. Его война -- это война внутри себя. Война с потаканием себе.
    Вот например: сам Карлос владел скрытой яростью и это проявлялось вспышками гнева. Ему указали на эту его тёмную сторону. Сначала он отнекивался, потом признал -- да, таки я такой. И стал это в себе менять. Частично. А частично -- контролировать и использовать.

    А вот мастером описания проявлений тени я считаю Стивена Кинга. Начиная от "Долорес Клейборн" и "Мареновой розы" до "Мёртвой зоны" и "Игры Джеральда". Кстати в "Игре Джеральда" как раз абзац есть, что женщина с удивлением обнаруживает в себе новые черты сознания, как будто из колодца зачерпнули воды и вытащили тёмный осадок с дна.

    • Ксения Печий, есть популярная, и не только, точка зрения, что всякий талантливый, одаренный, неординарный в чем-то светлом и добром человек, просто в чем-то, всегда настолько же, насколько он светел, настолько же и темен, искушаем Дьяволом. Ну, или "кому многое дано - с того спрос иной".
      Превознося и обожествляя кого-либо, может, дей-но заслуживающего такого отношения, надо быть готовым к тому, что его "выпученная" светлая сторона уравновешивается настолько же "выпученной" темной стороной.
      Хотя, то же понятие "светлое-темное", несмотря на божественную ауру (согласно разным религиям), все же понятие довольно человеческое. То есть, ошибочное.
      Светлое для одного - всегда будет темным для других. И даже понятия добра-зла - релятивны.

      • Игорь Ткачев, и это было... Курт Воннегут "Колыбель для кошки", когда двое друзей просто напросто договорились, что один будет тираном городка, а другой -- его светлым светочем.
        В результате и одному, и другому было плохо на своём месте.
        Потому что один вынужден был складировать в себе негатив, а другой -- подавлять своё добро.
        Своих тараканов конечно нужно знать в лицо каждого, но кормить всех необязательно.

  • Ольга Кушпит, очень занимательно, но думаю врядли применимо в жизни

    Оценка статьи: 5

  • Сергей Дмитриев Сергей Дмитриев Мастер 5 июля 2011 в 08:57 отредактирован 5 июля 2011 в 08:58 Сообщить модератору
    Раздел второй, главы второй

    о божественности НЕ принимаю. Ничего такого этого в нАтуре нет, это выдумки. В жизни есть естественное очарование.
    А в части Тени хорошо и надолго оформил А.Чехов. Надо по капле выдавливать из себя раба.
    Интеграции с Тенью помогает касание большим пальцем правой ноги мочки левого уха. Это - верняк.

    Оценка статьи: 4

  • Интересный вообще взгляд на Тень. Допустим, человек не хочет быть лентяем и алкоголиком. Старается употреблять спиртное только по праздникам и находить интересное в любой работе. А оказывается, не надо противиться себе. Надо положить палец на переносицу и принять себя как лентяя и алкоголика.

    • Юлия Георгиева,
      Примерно так. Когда человек АКТИВНО не хочет быть алкоголиком/лентяем, это тоже зависимое поведение, которое в основе имеет расщепление на полярности ("я трезвенник, а они алкоголики", "я лентяй, а вот Машка трудоголик" и т.п.).
      Смысл в интеграции тени - ликвидация этого самого расщепления личности. Тот самый Срединный путь (если говорить в буддийской терминологии) или психическое здоровье (говоря в терминологии психологов/психиатров)