…Жил однажды большой любитель фруктов по фамилии Пенгерот. Решил он развести сад, но участок достался уж очень плохой. Посадил яблони — не прижились. Посадил груши — ещё хуже. Высадил сливы — и те погибли…
У любого бы на его месте руки опустились. Но Пенгерот сделал последнюю попытку — авось повезёт. И усадил в бесплодную землю вишнёвые косточки. Вот тут фортуна повернулась к нему лицом! Вишни выросли на славу! Ни один из гостей, приходивших в вишнёвый сад, не мог поверить, что почва здесь бесплодна.
История, конечно, красивая. Но всё же и за вишней нужен уход, чтобы получать хорошие урожаи.
Вишня Владимирская, обыкновенная, Cerasus vulgaris Mill., семейство Розовые или Розоцветные (Rosaceae), подсемейство сливовые (Prunoideae). Само слово «вишня», скорее всего, выводится от греческого «виссивия» и «виссивос», что означает «вишнёвый» или «багряный». Название рода Cerasus (в латыни произносимое как «церазус») происходит от города Керазунд — одного из портов на побережье Малой Азии, откуда вишня была, если верить древним текстам Плиния, привезена в Рим консулом Лукуллом — римским полководцем, покорившим Понтийского царя Митридата Великого в 74 году до нашей эры.
В те далёкие от нас времена, отделённые от дня сегодняшнего более чем двадцатью веками, насыщенными великими и малыми событиями, разрушительными войнами и чудесными изобретениями, появлением непревзойдённых произведений искусства и открытиями, в состав Понтийского царства входили области юго-восточного побережья Чёрного моря в Малой Азии, которые сейчас принято считать родиной вишни и черешни.
Итак, это случилось в первом веке до нашей эры. Позже вишня попала из Древнего Рима в другие страны Европы. Во Франции она стала широко известна в восьмом веке нашей эры. А в Киевской Руси вишней увлёкся Юрий Долгорукий, киевский князь — ведь это именно его заслуга, появление под Москвой роскошных вишнёвых садов (говорят, его сын Андрей Боголюбский привёз вишню из Суздаля и заложил большой сад в своей вотчине — селе Боголюбово; примерно в то же время вишню стали выращивать в Новгороде Великом, вскоре она появилась у валдайских монахов на Ладожском озере).
Да и сейчас почти во всех странах-наследницах Киевской Руси «вишневі садочки» — обязательный атрибут сельского пейзажа. Многие наши люди просто не мыслят свой дом без окружения изящных вишнёвых деревьев. Кстати, не только наши: в Японии знаменитые декоративные вишни давно стали предметом настоящего поклонения местного населения, цветение их отмечается в Японии как национальный праздник.
В природе время от времени случаются превращения тычинок в лепестки — такие отклонения от нормального развития биологи называют уродствами, или тератами, а процесс их образования — тератогенезом. Но зато насколько красивы многие подобные отклонения! Ведь в результате метаморфоз тычинок возникли декоративные японские вишни, как раз и характеризующиеся махровостью цветков.
В диком состоянии вишня обыкновенная неизвестна. Похоже, что в её происхождении принимала активное участие дикая жительница степи вишня кустарниковая — Cerasus fruticosa (Pall.) G. Woron., представляющая собой шаровидный кустарник около метра высотой (точнее, от 0,2 до 2 метров), зимостойкий и засухоустойчивый. Лучшие формы дикорастущей кустарниковой вишни давно введены в культуру и стали, так сказать, объектом народной селекции. Ещё
Собственно, вишня Владимирская — это тоже всего лишь сорт вишни обыкновенной, но сорт наиболее, пожалуй, известный и полезный одновременно. Вишня обыкновенная — деревце высотой около трёх метров или чуть больше (редко встречаются старые экземпляры высотой 7−8 метров), с почти шаровидной кроной. Ствол покрыт тёмной корой и — характерный признак — отслаивающейся кольцевой коркой.
Цветки располагаются на длинных (2−4 см) цветоножках, собраны в зонтиковидные соцветия по 2−4 цветка, распускаются в апреле-мае одновременно с листьями или несколько раньше, чем они. Плоды шаровидные или сплюснуто шаровидные сочные костянки, 12−15 мм в диаметре (внутри плодов — семена шаровидной формы, по одному в каждом сочном плодике), окраска кожицы может быть и светло-красной и тёмно-красной.
Итак, вишня обыкновенная известна только в культуре. Культивируемая и местами одичавшая вишня встречается почти по всей умеренной и субтропической Евразии, Америке, её можно повстречать в Австралии, Африке и Тасмании. Что касается Европы, то особенно много вишни в Италии, Германии, а на территории Соединённых Штатов «ударными» в этом отношении являются Калифорния, Висконсин, Орегон и Мичиган.
По характеру хозяйственного использования сорта вишни можно разделить на десертные, столовые и технические. Десертные сорта обладают, что отражено в названии, отменными вкусовыми качествами, плоды этих вишен (сорта «Гортензия», «Английская ранняя», «Кентская») потребляются обычно в свежем виде. Нам более известны не менее вкусные столовые сорта — «Владимирская» (которую иногда выделяют в отдельный «вид»), «Лотовка» и «Краса Севера». Среди технических наиболее известные сорта — «Морель ранняя» и «Любская», довольно кислая на вкус. Есть ещё неплохой сорт «Растунья», сорта «Гриот Победа», «Гриот Остгеймский», «Черноплодная Чистякова» и множество других.
Говоря о сортовом разнообразии вишни, нельзя не упомянуть о среднеазиатском жителе — вишне бородавчатой с Туркестанского хребта. Растёт она по сухим склонам, способна пережить, кажется, любую, самую страшную, засуху. Высотой — с картофельный куст. Форма компактная — подушка подушкой. Вот и стелются вишнёвые «подушки» по раскалённым камням под жарким южным солнцем. В горах такая форма очень выгодна — в жару внутри «подушки» прохладнее, чем снаружи. А в холод, ночью — соответственно, теплее, дневные солнечные лучи словно задерживаются здесь на ночь. Свой мир. Свой микроклимат. Плодики мелкие, словно это не вишня, а брусника. Зато кисло-сладкие, обычного для вишни цвета.
Аксакалы до сих пор рассказывают, что когда-то, в прежние времена, бородавчатой вишни было меньше. Она разрослась, когда люди, по давней привычке преобразуя всё вокруг себя, вырубили крупные дерева — арчу и клёны. Наверное, это одно из редчайших исключений, когда последствия антропогенного воздействия на природу имеют и положительный аспект. Кстати, туркестанские садоводы вишню бородавчатую любят за то, что на неё можно прививать хорошие сорта. Плоды на привое такие же вкусные, как на культурном растении, а сад вокруг не засоряется порослью — согласитесь, большой плюс — ведь дикий подвой не даёт корневых отпрысков, как обычная кислая вишня. Именно этот признак и не позволяет причислить бородавчатую вишню к числу предков культурных сортов.
На сухих каменистых склонах и в светлых лесах Крыма и Западной Лесостепи (в Украине) иногда можно встретить другую родственницу знакомых уже нам вишен — магалебку, или вишню антипку, Cerasus mahaleb (L.) Mill. Ещё реже антипка встречается в Прикарпатье (в Черновицкой области), но часто культивируется, даже используется в декоративных целях. Она чуть повыше вишни обыкновенной, но, конечно, будет поменьше черешни.
Возвращаясь к разговору о происхождении культурной вишни, надо отметить, что, скорее всего, «родилась» она несколько тысячелетий тому назад от скрещивания степной (кустарниковой) вишни и другого растения, «отдавшего в приданое» культурным наследницам относительно высокий ствол — черешни. Именно таким представляется сегодня происхождение культурной вишни. Хотя вряд ли покров тайны когда-нибудь полностью соскользнёт с её прошлого.
Андрей Рябоконь,
Мне пришлось как-то в конце семидесятых работать в Северном Казахстане, недалеко от Кокчетава. Там в сопках, кроме полян земляники, мы натыкались на заросли карликовой вишни. Она всем похожа на ту, которую Вы называете "вишней бородавчатой", кроме одного: плоды не были мелкими и кислыми. И по размеру, и по вкусу они очень напоминали вишню, которую выращивают в Ленинградской и в Псковской области. Может быть, эта вишня сбежала откуда-нибудь из сада, а потом разрослась в сопках? Или это какая-то особая разновидность "вишни бородавчатой"?..
Впрочем, возможно, она казалась нам и крупной, и сладкой потому, что мы, работая в поле месяц за месяцем, забыли, как выглядит садовая вишня...
0 Ответить
Наталья Ланковская, спасибо Вам за интересное наблюдение! Полагаю, обе версии жизнеспособны - возможно, лет сто назад (или чуть меньше или чуть раньше) кто-то экспериментировал тут с прививками; возможно, Вы тогда очутились в окружении старого сада или диких зарослей, которые пытался окультуривать какой-нибудь садовод, пребывавший в эвакуации (если это 1942 - 1945 гг.)
...Ну и, конечно, когда вишня перезревает и лопается от "переполняющих её чувств", мякоть её и слаще и вкуснее... ...плюс нормальная тоска по живым витаминам! И ещё раз - спасибо!
0 Ответить
Интересно.
Я – слива лиловая, спелая , садовая!
Я – вишенка красная, вкусная, прекрасная!
А я – маракуйя! НЕ знаю , что и сказать!
Оценка статьи: 5
0 Ответить