О войне она внукам рассказывала мало, не любила. Передала только маленькую тетрадь. И в ней же еще три листа в косую линейку — записи ее подруги-однополчанки Агафоновой (Котельниковой) Н.М.
Их, уральских девчонок, весной 1942 г. по призыву комсомола отправили на фронт. К тому времени всем им было по 18−20 лет…
Комсомольский призыв
«Поезд шел под уклон, на стрелках сильно трясло. Свисток эхом разносился в Уральских горах. Двери теплушек открыты, в них мелькают молодые, иногда веселые, но чаще встревоженные лица. Это был май 1942 г. 1200 девушек-добровольцев из Челябинска, Златоуста, Кургана, Уфалея, Карабаша, Магнитогорска, Коркино, Миасса и др. городов Южного Урала ехали в этом эшелоне на фронт.
Сколько лет прошло, я помню, что в апреле месяце 1942 г. я и мои подруги писали заявление в райком комсомола: «От члена ВЛКСМ первичной комсомольской организации никелевого завода. Прошу направить меня добровольцем на фронт. Я хочу быть там, где полезнее и труднее. Я вполне здорова. Таких, как я, в Уфалее тогда было немало. Заявления первых 47 добровольцев-девушек райком удовлетворил».
Когда началась война, большое количество женщин и девушек по всей стране пришли в военкоматы, желая наравне с мужчинами встать на защиту Родины. Многие из них были глубоко патриотичны, воспитаны на революционных идеалах, но даже и не представляли тех тягот, которые им преподнесет настоящая война.
«Тяжко было прощаться нашим матерям. У меня отец, партизан гражданской войны, и 2 брата были на фронте. Мы в то время еще не смыслили в жизни, да еще на войне».
Вполне вероятно, что многие девушки действительно добровольно стремились на фронт. Но бабушка однажды сказала, что всех комсомолок тогда просто обязали написать заявления. И этим словам верится больше. Все-таки слова «женщина» и «война» увязать трудно.
По справочным данным в Красной Армии воевали около 800 тысяч женщин как добровольно, так и по призыву. Были даже чисто женские части — зенитные, авиационные. Около 60% медперсонала в госпиталях, 80% в подразделениях связи и 50% в дорожных войсках составляли женщины.
Встреча с войной
Эшелон с уральскими девушками направили на Северо-Западный фронт в войска ПВО.
В 1942 г. возникла острая необходимость прикрыть от воздушного обстрела ряд железнодорожных станций. Через них шло снабжение фронта продовольствием, оружием и людскими ресурсами. Немцы наносили массированные бомбовые удары по местам скопления эшелонов.
Поэтому советское командование приняло решение срочно сформировать ряд зенитно-артиллеристских частей для борьбы с авиацией противника. Они базировались на станциях Бологое, Пено, Соблаго, Медведево, Останково, Цевель, Великие Луки, Новосокольники и др.
«5 мая 1942 г. выехали из Челябинска, а 18 мая прибыли в конечный пункт — на ст. Бологое. Здесь уже чувствовалась близость фронта, очень часто бомбили. Правда, первую бомбежку девушки перенесли раньше — это случилось во время следования на фронт под Ярославлем, на ст. Буй. Но это было только начало. Впереди их еще много, бомбежек…»
Прибывших с Урала комсомолок определили в 256-й отдельный зенитно-артиллерийский дивизион, который должен был охранять важные железнодорожные узлы.
«Ст. Бологое была разрушена. Поселили нас в деревне Огрызково, где были расположены наши батареи… Ночью бомбили станцию. А мы помогали бойцам подносить снаряды.
В первом бою убиты были командир пулеметной части и двое красноармейцев…»
Так девушки встретились с войной.
Обмундирование они получили только через несколько месяцев. А пока проходили курс бойца, противник по-прежнему вел разведку и наносил бомбовые удары и ночью, и днем. И им приходилось одновременно и обучаться, и воевать.
«Командование было уральскими девчатами довольно — потому что заменить мужчин мы могли в любом деле. Мы все испытали, всему учились, за месяц проходили курс молодого бойца, материальную часть оружия любого назначения. Ползали по-пластунски. Научились мотать обмотки двухметровые с комплектом ботинок 42 размера».
Вот они, солдатские ботинки и сапоги! Это сейчас никого не удивить дамской ножкой такой величины, а тогда это была трагедия для девушек. Вся обувь в армии начиналась с размера 40.
Но если бы это было единственная проблема.
«Ну, нечего скрывать, испытали солдатских вшей. Ах, девчонки, девчонки — вода была только в воронках от бомбежек. Да еще та, что порой даст с кухни повар потихоньку».
Девушки были готовы к подвигу, но военная служба и армейский быт стали для них тяжелым испытанием.
Даже мужчине трудно приспособиться к военной жизни после гражданской. А женщине на войне принять тяжелейшие физические нагрузки, армейскую дисциплину, громоздкую солдатскую форму большого размера, отсутствие элементарных бытовых удобств — все это стоит колоссального морального и физического напряжения.
Женская сущность от природы несет жизнь. Поэтому обязанность женщины на войне — нести смерть — оставила страшный отпечаток в душах молодых девушек.
«Мы, конечно, делали свое дело. Не думали о страхе. Хотя не дай Бог женщине быть солдатом. Через жестокие испытания на фронтах и в тылу Победа осталась за нами. Поставленную пред нами задачу мы выполнили».
Они все выдержали, выполняли трудную мужскую работу, хоронили подруг, видели смерть. И на всю жизнь оставили себе тяжелейшую память о той войне. И еще — всегда верили в Победу и надеялись выжить.
«В Челябинске, погрузившись в прибывший с фронта эшелон в 23 вагона назначением Северо-Западный фронт, прощаемся с Уралом и просим всех ждать…»
Ирина Петрищева,
и МИР и ПОКОЙ вашей бабушке!
И всем им, пережившим ТАКОЕ -- и выжившим...
Низкий поклон и ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ...
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Хорошая, полезная статья.
бабушка однажды сказала, что всех комсомолок тогда просто обязали написать заявления
Все так, и даже еще хуже.
Вполне возможно, что с очередного комсомольского собрания всем составом добровольно и единогласно.
А еще я знаю по воспоминаниям ветеранов, что девушки рвались на фронт с военных и прочих заводов - круглосуточно у станка и впроголодь не легче, чем умереть в бою. Причем подчас написание подобного заявления квалифицировалось как попытка дезертирства со стратегического объекта и каралась судом и той же работой на том же месте, но с клеймом зэчки.
зы
на войне конечно как на войне, но в мирное время я, полжизни по командировкам, всячески отпинывался от практиканток и молодых специалисток. Женское общество конечно приятно, но как менструации так это ад кромешный. Если их 2 и больше куда ни шло, но если одна - и она стесняется, и мне куча хлопот. Ни воды, ни вскипятить толком возможность не всегда, посуды подходящего назначения не всегда в наличии (хорошо если машина, а если пешпереходами?), ни работу толком спросить - не война ж, жлобста ничто не спишет.. вобщем, у войны и у таежной романтики действительно не женское лицо а звериный оскал.
Оценка статьи: 4
0 Ответить
Ирина Петрищева, прекрасная статья! Спасибо!
Пусть будет написан хоть миллион книг о войне, о женщинах, детях на войне, о солдатах и тыловиках... , все равно надо писать снова и снова! Чтобы помнили. Тем более, что это не просто "цитаты" (как кто-то здесь сказал), а воспоминания человека, прошедшего войну! Что может быть значимее?
Я уже писала в комменте к другой статье, что как раз ценны рассказы о военной жизни, о быте, о человеческих взаимоотношениях на войне именно простых ее участников. А не политически выверенные, помпезные, лакированные опусы.
И Игорю Коваленко спасибо за стихотворение. И это - тоже война, грязная и ужасная...
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Ирина Петрищева, спасибо, что донесли до читателей живые слова участницы тех событий. Бабушка вашего мужа - не выдуманная героиня. Тем важнее и значимее для нас ее слова о войне.
Оценка 5.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Лидия Бурина, Вы сказали моими словами. Очень дорого,что слова простой женщины, которая носила эту боль в себе всю жизнь, трогают наши сердца. Она несколько раз переписывала воспоминания, зачеркивала свои мысли, начинала снова. Пока я читала ее тетрадку, поняла, что больше вспоминать и рассказывать сил у нее не было.
0 Ответить
Ирина Петрищева, когда-то видел по телевизору интервью со старым немцем, бывшим лётчиком воевавшим под Сталинградом. В числе прочих, ему задали вопрос: знал ли он подавляя зенитные батареи, что там внизу их обслуживают молодые девушки?
Немец ответил, что, во-первых, он такого и предположить не мог, ибо в немецкой армии женщин не было вообще, а во вторых, зенитный снаряд выпущенный женскими руками имеет такую же убойную силу, как и выпущенный мужчинами.
0 Ответить
Анатолий Григорьев, когда статью готовила, прочитала, что в немецкой армии во время Второй мировой войны служили около 500 тыс. женщин. Их не рассматривали как бойцов, а лишь в качестве «прикрепленных к армии гражданских служащих». У них была Женская вспомогательная служба связи, обслуживающего персонала, вспомогательная штабная и хозяйственная службы. Командование вермахта придерживалось принципиальной установки, что женщин не следует использовать в боевых действиях. У нас же после революции женщины активно привлекались к традиционно "мужским" профессиям, к занятиям военно-прикладными видами спорта. Тогда все это преподносилось как важное достижение социализма в установлении «равенства полов» и «освобождения женщины от рабства». Были очень популярны массовые комсомольские призывы «Девушки - на трактор!», «Девушки - на молодежную стройку!». Поэтому и на фронт девушки отправлялись, как равные мужчинам. Историю не переделаешь. И вклад в победу женщины внесли большой. Отдадим же им должное. Спасибо за сообщение
0 Ответить
Ирина Петрищева, навеяло:
читать дальше →
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Игорь Коваленко, прочитала стихотворение и подумала, что ведь тогда всю работу они делали не ради благодарности в будущем. Тогда всем надо было выжить и победить. И сейчас, когда случаются трагедии, люди объединяются и помогают друг другу не за награды. И у всех почти, прошедших войну, есть дети, внуки, соседи. Если человек в них много вложил, то и он не останется забытым. А как относится к людям государство, это отдельная тема. Давайте просто сами будем помогать близким и помнить о них. Мне кажется, что для многих это и есть счастье.
0 Ответить
читать дальше →
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Андрей Владимиров, а я и хотела, чтобы прозвучали ИХ голоса, тех женщин, которые пережили войну. Наши с Вами мысли на фоне их переживаний в сравнение не идут.
0 Ответить
Ирина Петрищева, ну а я вспоминаю свою войну... Чечня, медсестра в линейном мотострелковом батальоне в 1-ю кампанию... Палатки, землянка, бытовые условия? Вполне сравнимые с 41-45 г.г., т.е. "никакие" особенно когда входили в Грозный, ночевали в поле - в январе. Впрочем, это тема отдельного разговора...
Начну вспоминать... не усну до утра!
0 Ответить
Александр Яковенко, мои одноклассники воевали в Афгане, знаю, что им вспоминать ту войну очень тяжело. А боль эта все-равно на всю жизнь. Вы знаете правду, которую знают не все. Пусть жизнь дарит Вам больше светлых моментов.
0 Ответить
Ирина Петрищева, спасибо на добром слове и сочуствии...
Да! Это (память) на всю жизнь! Не хочу сравнивать, где было тяжелее, кому и как... ВОВ, Афган, Чечня, иные "горячие точки"... Но женщинам было ещё сложнее, чем мужчинам. Психологически, физиологически, да и просто: женщина - она предназначена для рождения человека, а тут такое...
Удачи Вам!
0 Ответить
Ирина Петрищева, я, наверное, согласна с предыдущим комментатором относительно многогранности темы и невозможности полностью ее раскрыть в довольно жестких условиях статьи ШЖ, но спасибо Вам за попытку.Может быть, именно Ваша статья и заставит кого-нибудь найти книгу "У войны не женское лицо" и прочесть ее.Может быть, кто-то и не будет искать эту книгу, но на какой-то момент просто всем сердцем откликнется на душевную боль наших мам и бабушек, переживших самое страшное, что может перенести женщина - нести смерть вместо жизни...Спасибо..
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Ирина Титова, конечно, в маленькой статье все не передать. Хотела ,чтобы дети, молодежь да и мы с вами, помнили всех, кто пережил войны. Хранили память о них. Пусть их страдания не пройдут даром и научат нас радоваться жизни и дарить друг другу тепло и заботу. Спасибо!
0 Ответить
Тема "Женщина и война" настолько объёмна и многослойна, настолько разносторонне охвачена и документалистикой, и публицистикой, и беллетристикой, что я с трудом усматриваю смысл в написании подобной, весьма поверхностной и отрывочной, статьи. Всех, желающих побольше и поглубже узнать о женщине на войне, с удовольствием отсылаю к великолепной, очень правдивой книге Светланы Алексиевич "У войны не женское лицо"...
0 Ответить
что я с трудом усматриваю смысл в написании подобной, весьма поверхностной и отрывочной, статьи
А Вы всеж утрудитесь и усмотрите.
зы
все сказано за много веков до нас, в т.ч. и о нелегкой женской доле. Но это не значит, что начинающим авторам, во избежание подобных каментов от сопливых практикантов, следует песать исключительно о том как половчее женам наставлять рога мужьям и наоборот.
Не исключаю, что и Светлана Алексиевич, будучи начинающей и встретив такое мнение нежелающих потрудиться пошевелить мозгами критиканов напрочь бы отказалась писать что-либо всерьез вообще и посвятила бы всю себя какой-нибудь гламурной хрени, коей в т.ч. на страницах ШЖ несть числа.
Оценка статьи: 4
0 Ответить
Евгения Комарова, Ирина Титова, вот ссылка.
0 Ответить