• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Законы и безопасность
Мария Болотова Дебютант

Как провести регистрацию собственности быстро и законно?

Каждый, кто когда-либо покупал квартиру или оформлял её в собственность по иным причинам, сталкивался с процедурой регистрации. Процедура сложная и требует порой много моральных и физических затрат. Физические — это взятки чиновникам, чтобы договор прошёл быструю регистрацию, т.к. от этого зависят другие этапы сделки, например, заключение ипотечного договора с банком. Моральные — это ваши нервы, потому как все это время, пока ваш договор на регистрации, документов у вас на руках нет и выяснить их судьбу чрезвычайно сложно. Попробуем разобраться, что такое регистрация.

Регистрацию прав на недвижимое имущество в нашей стране регулирует федеральный закон № 122. На основании этого закона Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним — это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения, перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Осуществляется на всей территории Российской Федерации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Основаниями для регистрации являются: договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством; акты о приватизации жилых помещений; свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные акты; акты о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти; акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В УФРС (управление федеральной регистрационной службы) нужно предоставить следующие документы:

1. Документ, удостоверяющий личность заявителя.

2. Заявление о государственной регистрации сделки.

3. Заявление о государственной регистрации права собственности.

4. Заявление о государственной регистрации обременении (ограничений) прав — при их наличии.

5. Акт приема-передачи.

6. Правоустанавливающий документ — договор купли-продажи, на основании которого должны быть произведены регистрационные действия.

7. Кадастровый паспорт помещения.

8. Оригинал чека-ордера об уплате государственной пошлины за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним в размере 1000 рублей; если дольщиков несколько, то платит каждый, пропорционально своей доле.

9. Разрешение органов опеки и попечительства в случаях принадлежности объекта в собственности несовершеннолетнему лицу.

10. Нотариально удостоверенное согласие супругов сторон договора, либо заявления об отсутствии зарегистрированных брачных отношений.

11. В случае принадлежности объекта на праве общей долевой собственности, подтверждающие извещение продавцом других сособственников о намерении продать свою долю с указанием цены и других условий, либо отказ от права преимущественной покупки, удостоверенный нотариально.

12. Согласие собственника государственного или муниципального имущества на распоряжение имуществом, находящимся в хозяйственном ведении государственного или муниципального предприятия.

Дополнительно по договору залога (ипотеки):

13. Согласие третьего лица на приобретение (регистрацию) прав по договору — в случае, если на регистрацию представлен договор купли-продажи в пользу третьего лица.

14. Копия уведомления ФРС о погашении залога.

15. Кредитный договор.

16. Закладная.

Датой регистрации является дата внесения номера договора в единый государственный реестр.

Процесс регистрации проводится в следующем порядке: прием документов, регистрация таких документов; правовая экспертиза документов и проверка законности сделки; установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами; внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав.

Законом определены временные рамки, в течение которых должна осуществляться регистрация: 1 месяц со дня подачи документов на регистрацию; 5 дней при регистрации ипотеки. Но, как показывает практика, реальные сроки затягиваются на неопределённое время. Если у вас нет знакомых в данной службе, ждать вам придется от 2−3 месяцев. По закону каждый человек имеет право на получение сведений о регистрации договора с использованием любых средств связи, будь то письмо или заявление, поданное через Интернет на сайт www.rosreestr.ru.

Сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре прав, предоставляются в виде выписки из Единого государственного реестра прав или в ином виде, в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения органом соответствующего запроса. Если предоставление запрашиваемых сведений не допускается в соответствии с федеральным законом в срок, орган выдает или направляет обоснованное решение об отказе в предоставлении запрашиваемых сведений. За предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав, взимается плата. За личное спокойствие можно заплатить, стоимость данной услуги указана на сайте Росреестра.

Если по результатам полученной выписки ваш договор должен быть зарегистрирован, а по факту документы ещё на регистрации, следует писать жалобу в Росреестр на имя начальника. Закон также регламентирует ответственность чиновников за задержку регистрации. В соответствии с настоящим законом они несут ответственность за своевременное, полное и точное исполнение своих обязанностей, а также за полноту и подлинность предоставляемой информации, необоснованный отказ в государственной регистрации прав или уклонение от государственной регистрации прав.

Лица, виновные в умышленном или неосторожном искажении либо утрате информации о правах на недвижимое имущество и сделках с ним, зарегистрированных в установленном порядке, несут ответственность за материальный ущерб, нанесенный в связи с этим какой-либо из сторон, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, если в результате долгой регистрации вы понесли финансовые потери в виде отказа банка в ипотеке за непредоставлением соответствующих документов, вы имеете право подавать жалобу в Росреестр, а затем и в суд на основании статьи 31 федерального закона № 122 «О вреде, причиненном физическим или юридическим лицам в результате ненадлежащего исполнения органами, осуществляющими государственную регистрацию прав, в том числе в результате внесения в Единый государственный реестр прав записей, не соответствующих закону, иному правовому акту, правоустанавливающим документам, возмещается за счет казны Российской Федерации в полном объеме».

Помните, вы имеете право знать, как протекает регистрация ваших документов. Если регистрацией занимается доверенное лицо, обговорите с ним сроки в течение которых вам должны будут предоставить копию расписки из Росреестра. Если по каким-то причинам вам эту информацию не дают, вы можете узнать её на сайте Россреестра при подаче письменного заявления. Если у вас ипотека, регистрация проходит в 5 дней, и вы имеете право требовать договор по истечении этого срока с указанием в жалобе или заявлении статьи 31 Федерального закона № 122.

Статья опубликована в выпуске 31.07.2011
Обновлено 1.08.2011

Комментарии (26):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Валентина Полунина Читатель 27 марта 2015 в 12:56 отредактирован 26 мая 2018 в 14:06 Сообщить модератору

    У меня вообще попросили риэлторы денег за ускоренгую регистрацию, у меня ипотека. Мне вот интересно как они ускорять ее будут?) Никто не сталктвался с такими предложениями?)

  • Мария Болотова, вы работаете агентом? Такое ощущение, что вы сами никогда не обращались в Росреестр...

    Оценка статьи: 3

  • Физические – это взятки чиновникам, чтобы договор...
    Это у наших риэлторов настолько в порядке вещей, что включается в руководство по регистрации "быстро и законно"?
    В УФРС нужно предоставить...
    Как человеку, не связанному с этими делами, хотелось бы узнать - что такое УФРС и где его искать?
    И немного непонятно, если в начале статьи дается вводная - "Каждый, кто когда-либо покупал квартиру, сталкивался с процедурой регистрации.",
    то что в списке документов делают:
    5. Договор о безвозмездной передаче жилья в собственность. Договор социального найма приватизируемого жилого помещения.
    8. Документ, подтверждающий однократность участия гражданина в приватизации.
    10. В случае отказа гражданина, проживающего в жилом помещении, от участия в приватизации – его заявление об отказе .
    11. В случае отказа от участия в приватизации несовершеннолетнего, который проживает либо проживал в данном жилом помещении – разрешение органа опеки и попечительства на одобрение законными представителями отказа о права приватизации жилого помещения несовершеннолетним.

    Если по результатам полученной выписки ваш договор должен быть зарегистрирован, а по факту документов ещё на регистрации,
    По-моему надо что-то добавить или изменить окончание

    Оценка статьи: 3

    • Олег Антонов, спасибо большое за ваш коментарий! Начну с первого коментария "Это у наших риэлторов настолько в порядке вещей, что включается в руководство по регистрации "быстро и законно"?" я это прекрасно знаю, поэтому и хотелось бы разяснить людям их права,
      ведь по сути, чем больше людей будет занть о своих правах, тем меньше будет, тем ответственней будут подходить к делу чиновники (это моя розовая мечта)).
      Про список спасибо, я его сокращу оставлю самое важное.
      УФРС- это Управление Федеральной регистрационной службы в санкт петербурге находятся на Красного Текстильщика 10-12

      Оценка статьи: 5

      • Мария Болотова, УФРС уже не существует! Есть Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии. Готовьтесь лучше, когда пишите статью. И еще с вашим списком документов человек раз пять лишних будет посещать ваше "УФРС". Вы даже неправильно определили, что такое "правоустанавливающие документы".

  • Основаниями для регистрации являются: договоры и другие сделки . Это какие такие "другие" сделки? Завещание? Так Вы же далее и перечисляете, в том числе, свидетельство о праве на наследство. Оно и будет являться документом-основанием для регистраци. Потом, мне кажется, что Вы зря в рамках данной статьи попытались привести перечень документов для регистрации, тем более свалив все в одну кучу. Без оговорок. Например, Вы не указали, что кадастровый паспорт не нужно представлять на регистрацию, если он уже представлялся. Хорошо, если люди не примут за основу приведенный в Вашей статье перечень, прежде чем сдавать документы. Что касается безосновательного затягивания сроков регистрации на 2-3 месяца, то если такие случаи и есть, то они единичны. Как правило, такое "затягивание" основано на законе и называется "приостановлением государственной регистрации", решение о чем принимается в течение месяца со дня приема документов на государственную регистрацию. Уведомление о приостановлении направляется по адресу, указанному самим гражданином в заявлении. Другой вопрос, если правообладатель не сам сдает документы, а пользуется услугами риэлтора. В этом случае он платит риэлторам приличную сумму за сбор документов и подачу их на регистрацию. А риэлторы, в свою очередь, зачастую оказываются малограмотными в вопросах оформления прав на недвижимость, но переоценивают свои возможности. Денежки с людей возьмут, а регистрацию потом из-за их безграмотности приостановят. Как признаться доверителям в своей некомпетентности? Никак. И начинаются выкрутасы: что регистрирующий орган необоснованно затягивает регистрацию, и т.д. и т.п. А правообладатель, как правило, уведомление о приостановлении не получает, т.к. его представители предусмотрительно не указывают адрес его фактического проживания в заявлении.



    I]