Петербургское метро моложе московского на 30 лет, и, возможно, уступает ему по богатству и красоте отделки станций. Первая линия Петербургского, тогда Ленинградского метрополитена имени
Сегодня Петербургский метрополитен имеет 5 линий общей протяженностью 112,54 км и 64 станции. В 1961 году вступил в строй первый участок второй линии от Технологического института до Парка Победы, а теперь эта ветка связывает крайний южный район города Купчино и крайний северный — Парнас.
Третья, Невско-Василеостровская линия, открылась в 1967-м году, и к началу 1980-х соединила Васильевский остров и центр города с крупными жилыми и промышленными районами на левом берегу Невы — Обухово и Рыбацкое.
В 1985 году пустили четвёртую, Правобережную линию. Первоначально от улицы Дыбенко она шла к Старой деревне. Но с введением в строй (7 марта 2009 года) станций Волковская и Звенигородская произошло разделение Правобережной линии. Теперь 4-я, Правобережная, заканчивается на станции Спасской, являясь самой короткой веткой. И образовалась Фрунзенско-Приморская линия, которая идет от станции Волковская до Комендантского проспекта.
Петербургский метрополитен, по данным с официального сайта, является самым глубоким в мире по средней глубине залегания станций. Так, станции «Площадь Ленина» и «Чернышевская» имеют глубину 71 метр. На «Площади Ленина», как и на «Чернышевской», установлены одинаковые, самые высокие в мире эскалаторы — высота подъема 65,8 м, длина наклонной части 131,6 м, 755 ступеней. Спуск по эскалатору, я засекала, занимает больше минуты.
Большинство станций отличается архитектурно-художественным оформлением, отражающим исторический облик города. Если первые станции первой линии метро когда-то были самыми красивыми, с богатой художественной отделкой, то вторая и третья ветки строились без особых «излишеств», с минимумом различных украшений — это скромные «рабочие лошадки». Да и на старых станциях многие художественные элементы оформления исчезают в процессе перестройки — реконструкции. Часто в торцах станций, где есть витражи или картины-панно, стоят какие-то служебные приспособления, вышки, даже ограждения, закрывающие эти произведения искусства.
Не спешите в метро, приглядитесь к картинам и скульптурам на станциях. Например, на станции Пушкинская в торце центрального подземного зала установлена красивая скульптура
Великолепным можно назвать оформление подземного вестибюля на станции «Кировский завод». Подземный зал станции облицован дымчато-серым кавказским мрамором. Перспективу зала образует 31 пара колонн, два длинных ряда, соединенные пологими арками. Верхняя часть всех колонн украшена отлитыми из алюминия горельефами на индустриальную тему. А в торце зала стоит бюст
Мне очень нравятся все станции новой, недавно открытой, пятой линии, идущей от Комендантского проспекта до станции Волковской. Для отделки новых станций использовались не только гранит и мрамор, но и новые высокопрочные искусственные материалы. В большинстве своем новые станции просторные, светлые, много панно и картин, соответствующих по тематике месту расположения или названию.
Например, художественное оформление станции Волковская посвящено историко-дорожной тематике. Станция украшена мозаичными панно в технике флорентийской мозаики (художники
На станции Спортивная все посвящено теме спорта. В торцевой стене верхнего яруса станции расположен текст «Ода Спорту» П. Кубертена. Одну из стен украшает большое мозаичное панно.
Тема художественного оформления станции Комендантский проспект — небо и воздухоплавание. Ведь когда-то здесь размещался военный аэродром. Вестибюль и подземный зал украшают панно из голубой мозаики, а на стенах размещены восемнадцать мозаичных медальонов. На четырёх медальонах — портреты летчиков и конструкторов Уточкина, Поликарпова, Илюшина, Котельникова. На двенадцати — изображения воздушных боёв.
Оформление двух станций «Площадь Александра Невского-1» и «Площадь Александра Невского-2» посвящено именно этой исторической личности, на одном из выходов есть яркое мозаичное панно с изображением битвы, на другой — горельеф с дружинниками Александра Невского.
В общем, погуляйте на досуге по станциям и вестибюлям нашего Петербургского метро — вы словно побываете в музее!
Гертруда Рыбакова, как сейчас помню: Станция Площадь Ленина Ленинградского ордена Ленина метрополитеа имени В.И.Ленина.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Александр Петров, да, было такое! Станция Площадь Ленина сохранила сое название, а все остальное....
0 Ответить
Спасибо, Гертруда, за такую замечательную экскурсию!
Конечно, части станций я не знаю. Например, Комендантский проспект (кстати, подпись под фото надо немного подправить, название станции - имя собственное), Звенигородская. Не было их в мою студенческую бытность.
Но всё остальное - узнаваемо. Хорошо помню и Маяковскую, и Автово. С последней надо было пересаживаться на трамвайчик, чтобы попасть в Стрельну, где в ЛАУ учился мой одноклассник. Так что на этой станции я бывал частенько.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Константин Кучер, спасибо! Насчет названия под фото - моя ошибка, просмотрела, да и редакторы не заметили - так что простите, уже не могу исправить, если только редакция исправит.
0 Ответить
Гертруда, отличная статья. И снимки чудесные
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Ольга Конодюк, спасибо!
0 Ответить
Гертруда Рыбакова, со словами "И катается от Автово до площади Восстания парень с Петроградской стороны "?
Можно было написать и "Метро как искусство", потомучто там другая атмосфера в прямом и переносном смысле. Метро воспитывает. В пригородной электричке тоже вагоны, но атмосфера другая. Метро одно из тех наследий советского прошлого, от которого нельзя отказаться, а можно только продолжить.
Оценка: 5
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Сергей Дмитриев, спасибо! Песенку я такую уже не помню. Насчет названия статьи - у меня был сначала вариант - "Искусство в метро? ", потом был вариант - " В метро как в музей? Экскурсия в Петербургское метро". Но редактор вот изменила по -своему и поставила такое название....Я согласна насчет электричек, да и в трамвае-автобусе искусством что-то не пахнет.
0 Ответить
Гертруда Рыбакова, заказать Вам такую же статью о дамбе? Открыта она, закончена или строительство продолжается ? Какие гарантии она даёт против наводнений вообще и затопления метро в частности ?
Конечно, на общественных началах, в режиме фри, как говорят...французы.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Сергей Дмитриев, насчет дамбы - я пас! Всего раза два ездила по ней давненько уже, в Кронштадт, а в этом году не хватило времени поехать туда и все увидеть своими глазами. А через неделю опять уезжаю из Питера на всю зиму...
0 Ответить
Гертруда Рыбакова, буду искать в сети про дамбу.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Сергей Дмитриев, последние новости о дамбе
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Игорь Абрамов, спасибо. Хороший контингент в ШЖ. Когда же намечены испытания дамбы под полной нагрузкой ?
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Дамба Санкт-Петербург -Кронштадт на ск-ти 160 км/ч (часть 1)
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Сергей Дмитриев, "Когда же намечены испытания дамбы под полной нагрузкой ?"
Человек предполагает, а Бог располагает. Будем ждать осени.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Игорь Абрамов, да сегодня уже пошли машины. КАД вокруг СПб замкнута!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Игорь Абрамов, неприятностей ждать всё-таки легче. Не нахлынут, так и так сойдёт.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Посмотрела вот...неспешным взглядом.
читать дальше →
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Галя Константинова, спасибо большое! Московское метро, особенно старые станции, тоже очень красивое было, теперь там так многолюдно и вечная толчея, что не до красоты. Мне вот новое, надземное - облегченное метро нравится - я в Южное Бутово на нем езжу, очень удобно.
0 Ответить
читать дальше →
А московское метро - это да. Это эпос. ))
Оценка статьи: 5
0 Ответить
А это ода спорту П. Кубертена
0 Ответить
Правда, или нет, но "Самое глубокое метро в мире было построено в Пхеньяне, столице Северной Кореи. Средняя глубина залегания его тоннелей составляет 120 м, а в некоторых местах пути ныряют под землю аж на 150 м. Это метро по своему оформлению очень помпезно и полностью подчинено идеологии. И в вестибюлях, и на платформах доминируют майолика, мозаика, позолота, радостно рапортующие о процветании коммунистического режима. Более того, в каждом вагоне метро можно увидеть портреты политических лидеров. А вот рекламы в пхеньянском метро, наоборот, днем с огнем не сыщешь – в стране развитого коммунизма этот "двигатель торговли" как-то не приживается. Зато авторам этой подземки принадлежит самая оригинальная система подсветки эскалаторов: светильники вмонтированы не в потолок и не в стены, а непосредственно в их "тело".
Самая глубокая станция Арсенальная в Киеве - больше 100 метров и Парк Победы в Москве - 90 метров.
А статья хорошая, Петербургское метро больше нравится, чем Московское.
Прочитал статью и вроде побывал в Питерском метро.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Игорь Абрамов, поняла, ведь речь идет о средней глубине залегания станций, а не об одиночных. Дело в том, что в Петербурге слишком много глубоких станций, часть веток проходит под Невой, наземных выходов совсем мало, отсюда и средняя глубина залегания большая.
0 Ответить
Гертруда Рыбакова, да, Вы сами в статье пишите о средней глубине залегания станций.
Есть еще один интересный момент в истории метро.
При его строительстве, вроде в 60-годах, произошел прорыв на одном из перегонов, грунтовых вод. Создалась угроза затопления некоторых районов города.
Был снят худ.фильм по этим событиям. Его правда редко показывают, но в Интернете он есть и кадры там жутковатые, когда троллейбусы и автобусы уходят под землю.
По фильму, для ликвидации прорыва по всему Союзу собирали жидкий азот для заморозки грунта.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Игорь Абрамов, " 8 апреля 1974 года около при бурении передовых разведочных скважин в нижнем тоннеле между станциями «Лесная» и «Площадь Мужества» была обнаружена незамёрзшая порода, из которой поступала вода. Плывун на глубине 90 метров был обнаружен гораздо раньше, но заморозить его не удалось." Это из Википедии, я тогда еще не жила в Ленинграде и мало что об этом слышала. А вот то что произошло в декабре 1995года, когда из-за плывуна пришлось закрыть движение между "Лесной" и "Площадью Мужества" - это на моей памяти. Движение восстановили только в июне 2004 года, а так от Лесной до Мужества курсировали бесплатные автобусы №80. И от Мужества до Девяткино ходили поезда метро с очень большими интервалами. У меня подруга живет за Пл.Мужества - добираться к ней было очень проблематично.А фильма я такого не видела.
0 Ответить
Игорь Абрамов, спасибо, статья моя еще в работе, а в Пхеньяне, я к сожалению не бывала и вряд ли уже побываю. Данные о глубине нашего метро я взяла с сайта Метрополитена, если они себя преувеличивают - это уже их проблема. Но что на Пл.Ленина спуск очень длинный - это точно. В Киеве я бывала много лет назад, там вообще тогда метро было мелкое, как и в Минске. Может быть там имеется в не глубина залегания туннелей, а длина эскалаторов.
0 Ответить
Гертруда Рыбакова, интересная статья!
Люблю киевское и питерское метро. Очень красивые станции! Да и города эти мои самые любимые!
В Киеве я бывала много лет назад, там вообще тогда метро было мелкое
Станция "Арсенальная" (глубина, кстати, даже больше 100 м - 105 м), открыта еще 1960 г, она из самых первых киевских станций. Возможно, Вы просто на ней не были.
Или станция "Шулявская" (в советское время "Завод "Большевик") - глубина 92 м - открыта на пару лет позже.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
На станции Спортивная все подчинено спорту как и это мозаичное панно.
0 Ответить