• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Игорь Поляков Профессионал

Есть ли секс в православии?

Давайте сразу обратимся к источникам. А именно — к церковному календарю, который регламентирует жизнь православного христианина до бытовых подробностей: например, когда разрешается в посту пища с растительным маслом, а когда нет. Но нас интересует другое: когда «можно», а когда «нет». Надеюсь, догадались, о чем идет речь?

Итак, «нельзя» во время постов, в среду и пятницу, накануне двунадесятых, храмовых и великих праздников, воскресных дней и святок. После несложных вычислений получается, что для сексуального общения — заметьте, только венчанных супругов и только в целях чадородия — разрешается в 2011 году около 116 дней. Если допустить, что не всегда в эти дни хочется заниматься сексом или нет возможности для этого, то получается, что с сексом в православии большая беда.

А как быть невенчанным супругам и просто людям с нормальной репродуктивной способностью или венчанным супругам, которым просто «хочется»? Остается только одно — каяться в грехе блуда и страдать по этому поводу. Более того, грехом считается сама блудная мысль, то есть мысль на тему секса. Как священник, прослуживший двадцать лет в церкви, могу сообщить читателю, что значительная часть прихожан не обращают внимания на эти запреты и каются в грехе блуда формально. И если испытывают при этом душевный дискомфорт, то только от собственного лицемерия и нелепости ситуации — покаянии перед священником в получении естественного удовольствия.

Но большая часть православных под влиянием церкви воспринимает собственную сексуальность как величайший грех и отчаянно с ней борется. Как правило, в этой борьбе выигрывает сексуальность — пока еще природа сильнее надругательств над ней. Результатом проигрыша в этой борьбе является невротизация человека с постепенным переходом к возможной психопатии.

Что же мы находим на тему отношения православия к сексуальности в церковных источниках? Очень выразительно молитвенное «Правило от осквернения». Оно читается, когда «случится кому искуситися во сне», то есть испытать оргазм во время сна. В этом «Правиле» молящийся просит Господа избавить его от сексуальности, которая именуется «калом и скверной телесной», тело, испытавшее оргазм, считается нечистым, прокажённым и объятым язвой. Психологические последствия такой молитвенной практики очевидны: глубокий внутренний конфликт, отчуждение тела с его естественными потребностями и как следствие — невротизация человеческой жизни.

В качестве иллюстрации негативного отношения церкви к телесности и сексуальности человека можно привести церковный запрет женщине во время месячных заходить в церковь. Правда, сейчас в некоторых приходах этот запрет распространяется только на участие в таинствах. При этом общее негативное отношение к телесности и сексуальности сохраняется. С психологической точки зрения, возможно, в этом запрете проявляется страх церковного сознания перед естественной женской природой, живущей по своим законам.

А теперь жития святых. Большинство святых, прославленных церковью, совершали духовный подвиг — стяжали добродетели и боролись со страстями. Одним из важнейших достижений считалась победа над блудной страстью, то есть над собственной сексуальностью. О духовном назидании подопечных ему монахов преподобный Иоанн Лествичник (7 век) писал: «…я назначал [им] проходить безмолвное житие, как врачество, противодействующее блуду и смраду плотской нечистоты, чтобы им жалким образом не превратиться из разумных тварей в бессловесных животных» («Лествица», 8−18). Это образец типичного монашеского отношения к сексуальности. Литературный пример такого отношения к собственной сексуальности хорошо известен по повести Л. Толстого «Отец Сергий».

Из многочисленных — если не бесчисленных — жизнеописаний христианских подвижников мы знаем, что они десятилетиями или всю жизнь боролись с сексуальным желанием и далеко не каждый борец одерживал победу. Чаще всего была ничья, то есть на какое-то время «блудная страсть» переставала беспокоить, а потом все начиналось сначала, и так всю жизнь.

Этому же сюжету подчинена, если так можно сказать, сексуальная жизнь очень многих современных православных верующих. Становясь церковным православным верующим, человек набрасывается на собственную сексуальность в стремлении её уничтожить. Сексуальное желание на какое-то время удается подавить, а потом оно вспыхивает с новой силой. И так может продолжаться всю жизнь. На эту борьбу тратиться гигантское количество психической энергии — ведь борьба ведется с самой природой.

И если человек озабочен борьбой с собственной сексуальностью, то ни в коем случае нельзя сказать, что он свободен от сексуальности. Наоборот, он полностью вовлечен в сексуальные переживания, поглощен собственной сексуальностью, при этом её ненавидит и страдает от невозможности избавиться от её власти. Говоря языком аналитической психологии, он проживает собственную сексуальность в форме отрицания. Что это такое? Поясню на простом примере.

Сейчас лето. Нормальное, естественное проживание этого времени года будет, например, в том, чтобы одеваться в легкую летнюю одежду, больше бывать на свежем воздухе, загорать и купаться. Но лето можно проживать в форме его отрицания. Например, ненавидеть тепло и солнце, одеваться в зимнюю одежду и сидеть дома около включенного обогревателя. Результатом такого проживания лета может стать тепловой удар и нарушения в работе организма.

Точно так же православная традиция предлагает человеку проживать свою сексуальность в форме её отрицания: «Сексуальности не должно быть. Все силы на борьбу с сексуальностью!»

Итак, есть ли секс в православии? Да, есть, и его очень много, но он проявляется в извращенной, патологической форме — в форме отрицания. Последствиями такого «секса» являются снижения качества жизни и многочисленные невротическое расстройства. Об этом я могу уверенно говорить как священник с двадцатилетним стажем.

Почему же люди выбирают такой «секс»? Причины самые обычные: страх сексуальности, вынесенный из родительской семьи; психологические травмы, связанные с неудачным сексуальным опытом; нехватка ресурсов для полноценной сексуальной жизни. Церковь уверенно и авторитетно заявляет, что секса не должно быть, что это плохо, и сексуальный неудачник находит в церкви родную ему среду, в которой деградирует еще больше.

Уважительное, христианское отношение к человеку состоит в том, чтобы помочь ему в преодолении жизненных затруднений, в том числе и сексуальных, а не усиливать его страдания, внушая, что секс превращает человека в «бессловесное животное».

Статья опубликована в выпуске 10.08.2011
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (266):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Федор Караваев Читатель 1 октября 2018 в 22:35 отредактирован 2 октября 2018 в 05:45 Сообщить модератору

    Уважение и благодарность автору за осмысленность подхода.

    Оценка статьи: 5

  • Василиса Ульянова Читатель 20 августа 2018 в 22:35 отредактирован 23 августа 2018 в 08:55 Сообщить модератору

    Ребята, Игорь Поляков (с уважением), давайте не будем нападать на всех попов. На моем пути (храмы по 3м местам жительства), как минимум 3 (из 10-ти) попа попадались умные, мудрые, просветленные к которым хочется всегда идти на исповедь. Духовника нет пока (за 7 лет не получилось), но хотела бы чтобы им был один из этих 3х, но он теперь далеко. Поэтому пока сама справляюсь с Божьей помощью. Такой же процент, наверняка и среди других профессий (да, да, батюшки это не святые люди, они работают, это их профессия, такая же профессия, как у доктора или психолога) - среди докторов мало отличных, среди психологов тоже надо поискать талант, ну и в других профессиях не все Звезды. Про секс из своего опыта: 7 лет болела и его не имела - не хотелось. Сейчас, когда иду на поправку и хочется, то и в пост не получается воздерживаться. Конечно, в этом надо потом покаяться. Если готовишься ко Причастию (3 дня), то точно нельзя этого - всего 3 дня не есть мясного и молочку и не заниматься сексом несложно.
    К чему я это - у каждого своя ситуация и надо ко всему подходить чисто субъективно. Когда мой друг выходил из депрессии, ему врач психолог говорил - хочется курнуть - курни, хочется гульнуть - гульни (хотя он женат) - я не призываю ко греху, а просто привожу субъективный пример и отдельные случаи, когда это необходимо для выздоровления психики, не для блуда, главное, вовремя остановиться), а если и трудно, то не считать это нормой (имеется в виду блуд, а не семейная жизнь). В идеале - муж и жена любят друг друга, рожают детей и сами регулируют свою половую жизнь. Если оба верующие - то договориваются, как им быть в пост. Но, когда жена верующая или муж, а другая половина неверующая, то грех отказывать своей половине, потому что у тебя пост - это может вызвать обратную реакцию отношения к Церкви у своего партнера (у меня муж вообще не понимает зачем я хожу в Церковь, что я там делаю, для чего у меня пост, а когда готовлюсь ко Причастию, предупреждаю, что мне 3 дня нельзя))).

  • Вероника Гурова Читатель 11 мая 2016 в 23:17 отредактирован 24 мая 2018 в 20:07 Сообщить модератору

    Статью писал человек, который близко ничего не знает об отношении Церкви к сексуальности не разбираетесь в вопросе - не пишите. Нахватались мифов, а теперь вводите людей в заблуждение. Нехорошо. Между тем любой священник вам скажет, что интимная близость между супругами находится вне зоны влияния Церкви. Это вопрос совести супругов. и любое воздержание - в том числе и в посты - возможно только и исключительно по обоюдному согласию. Даже есть обратный грех, когда один из супругов заставляет второго воздерживаться в пост или удерживаться от той или иной формы контакта. Вот это точно запрещено.

  • Владимир Забара Читатель 12 ноября 2012 в 17:35 отредактирован 27 мая 2018 в 20:00 Сообщить модератору

    наврядли, что писал священник. Мышление не то.

  • Кошмар какой! Создается впечатление, что священниками становятся (в большинстве) люди с.. хм... определенными проблемами, что ли. Секс с любимым человеком - это всегда прекрасно! Так же как и рождение детей) Разве бывает любовь по расписанию?

    Оценка статьи: 5

    • Татьяна Смирнова, по моим наблюдения, это действительно так - с проблемами. Но бывают и очень здоровые, циничные мужики, которые пришли в церковь за деньгами. Эти гаже всех.
      Секс по расписанию, у батюшек, конечно, бывает. Считается, что расписание составлено Самим Богом. Думаю, что это добавляет пикантности в секс, если он есть. Но это мои догадки - никогда не пользовался этим расписание.

  • Владимир Курбатов Владимир Курбатов Читатель 10 июля 2012 в 13:45 отредактирован 27 мая 2018 в 15:19 Сообщить модератору

    А идея простая, хотите, дожить со своей супругой до глубокой старости, вырастить детей, воспитать внуков то необходимо воздержание. Владимир. И не забывайте, что наши с вами родители жили в таком ритме более 1000 лет и были счастливы, того и Вам желаю. Владимир.

  • Комментарий удален
  • Комментарий удален
    • Владимир Курбатов, пару постов по несколько месяцев.... Ради какой идеи? Идею ради идеи не понимаю. Хочется пострадать - можно свои пальцы в дверь зажать и радоваться, что это сделал, но зачем советовать другим делать то же самое и более того - упрекать, что это не сделали.

    • Владимир Курбатов, что ж ваша церковь так жестко регламентирует эти пики любви? А если пик высшей любви пришелся на постный день?

      Советовать священнику "сходить в церковь" - это остроумно.

      С таким же успехом, как вы "развенчали" то, что автор священник, мы можем подумать, что у вас и вовсе никакой семьи нет, и специалист вы чисто умственный...

      Оценка статьи: 5

  • Евгения Пронина Читатель 10 июля 2012 в 11:47 отредактирован 27 мая 2018 в 15:19 Сообщить модератору

    Статья понравилась, очень интересно, спасибо. Это тема меня в последнее время, к сожалению, стала волновать в связи с недавним событием, когда муж решил подготовиться к причастию. Мы живем в браке, венчались. На исповеди священник спросил у мужа по поводу орального секса, муж ответил честно. За это его до причастия священник не допустил, велел каяться и готовиться к следующему разу. Муж пришел мрачный, сказал, что может оно, верно, и грех, но только после этой исповеди нет того светлого чувства, а хочется просто напиться, что он и сделал, готовиться к следующему разу не спешит. Да и мне противно, словно посторонний человек залез в нашу постель и стал там пальцем указывать, что так, а что не так. А некоторые тут говорят, что церковь в постель к супругам не лезет. Получается, что лезет, на сектантство уже смахивает - "мы должны знать о тебе все".

    • Евгения Пронина, к сожалению, с подобным "пасторским служением" приходится сталкиваться в церкви очень часто. Причина - невежество и дикость попов. Когда я учился в Ленинградской Духовной Семинарии, один преподаватель - игумен Сергий Кузьмин - часто говорил семинаристам:" Дураки вы и дураками останетесь. Станете скоро попами, купите себе портфели и будете их с важным видом носить, а в портфелях то ничего кроме пряников с панихидного стола". С тех ничего не изменилось. Обидно, когда умные, образованные, а главное - нравственные люди, - искренне ожидают что-то получить от попов, у которых в головах и в портфелях одно и то же.

  • Статья не понравилась. Полное непонимание сути монашества, да еще ссылки на преподобного Иоана Листвичика.

  • Просто Никто Читатель 15 марта 2012 в 17:40 отредактирован 27 мая 2018 в 12:42 Сообщить модератору

    Таак... кто виноват вроде выяснили. А делать чего? Ну вот очень хочется, что аж невмоготу - православный парняга может сделать дело и, возможно, даже искренне покаяться. А девушкам как? Физиологические изменения покаянием, исповедью и Причастием не обратишь. Шибко православным она потом тоже кагбе теорию жизни-отрицания секса не объяснить. Остаётся только самой в этом отрицании жить.
    Есть, конечно, дикий вариант замуж выскочить раз так невмоготу) Но, статистика распада таких браков, увы, безрадостная.

    • Просто Никто, люди живут "в этом отрицании" по собственной глупости или невежеству. У многих современных мужчин и женщин нет даже представления о доверительных и полноценных отношениях. Причины, как правило, в отсутствия такого опыта в собственных родительских семьях. Дети не видели таких отношений между родителями, да и к себе не чувствовали с их стороны внимания и любви. Так и остались необученными любви и полноценным отношениям. Человек, в отличии от животных, может изменять условия своей жизни. В том числе он может обучить себя полноценным человеческим отношениям, которых был лишен в детстве. Для этого есть книги, консультации психолов и многое другое. Но главное - желание стать полноценным человеком.

  • Замечательная статья. ДОбрая, мудрая. Спасибо, Игорь

    Оценка статьи: 5

  • Татьяна Иванова Читатель 15 марта 2012 в 02:14 отредактирован 15 марта 2012 в 02:26 Сообщить модератору

    Поражаюсь, Игорь Поляков называет себя священником и с такой ненавистью к церкви обсуждает жизнь православных.
    Если кто-то из участников дискусии не считает себя православным - то какое ему дело до отношения к сексу в церкви. И обратно - православных людей канонические правила не напрягают, а служат опорой при выборе направления развития.
    Грубо сравнивая, если вегетарианцы не едят мясо, то мясоедам до этого нет никакого дела, и наоборот.
    Каждый выбирает свой путь.
    А если православный путь кого-то заинтересовал, то Игорь Поляков Вам не помощник, ищите других проводников, читайте серьезную литературу и думайте.
    А то наскоком осудили 2-хтысячелетнюю традицию и остались со своей гордыней, сексом каждый день и без понятия о смысле всего, что услышали...

    • Татьяна Иванова, вы правы, если общество абсолютно однородно - ВСЕ одной веры или вегетарианцы. А если в семье - разной веры или кто-то вообще свободен от религиозных догм, если один вегетарианец, а другой - мясоед... А традиции.. - пришли большевики - появилась традиция праздновать 1 Мая - и я с удовольствием в этот день жарю на природе шашлыки - на радость всем.

    • Татьяна Иванова, я 20 лет прослужил в церкви и очень хорошо знаю, как православные правила напрягают и даже калечат людей. И далеко не все после своего "православия" осознают это и готовы заниматься своим восстановлением. Для тех, кто хочет этим заниматься Игорь Поляков - хороший помащник.

  • "...человек озабочен борьбой с собственной сексуальностью...",
    "...он проживает собственную сексуальность в форме отрицания."
    "На эту борьбу тратиться гигантское количество психической энергии..."
    Есть немножечко другой взгляд на это дело.
    Действительно на отрицание тратится гигантское количество энергии. Это не правильно. Это очень производительная энергия. Эту энергию нужно направлять, заворачивать в другое русло. Это называется сублимация. Направление сексуальной энергии, загиб её на благую, созидательную деятельность, вот в чём состоит борьба.
    А если страсть вам уже очень мешает, то ей нужно отдаться, насытиться и забыть до следующего раза.

  • Владислав Перог Читатель 24 августа 2011 в 01:05 отредактирован 26 мая 2018 в 05:51 Сообщить модератору

    Игорь Поляков, Церковь не молчит!

    Оценка статьи: 2

  • Игорь Поляков, Священный Синод Русской Православной Церкви в определении от 28 декабря 1998 года указал священникам, несущим духовническое служение, на «недопустимость принуждения или склонения пасомых, вопреки их воле, к... отказу от супружеской жизни в браке», а также напомнил пастырям о необходимости «соблюдения особого целомудрия и особой пастырской осторожности при обсуждении с пасомыми вопросов, связанных с теми или иными аспектами их семейной жизни»

    Оценка статьи: 2

    • Игорь Поляков Игорь Поляков Профессионал 24 августа 2011 в 15:16 отредактирован 25 августа 2011 в 17:40 Сообщить модератору

      Владислав Перог, официальные документы РПЦ никакого отношения не имеют к реальной церковной жизни. Это я хорошо знаю - 20 лет прослужил. Духовенство на епархиальных собраниях умилительно облобызало Священное Постановление, даже не поняв его смысла, а скорее всего, поняло по-своему - надо еще больше целомудрия в супружеской жизни пасомых.

  • Владислав Перог Читатель 24 августа 2011 в 01:01 отредактирован 24 августа 2011 в 02:40 Сообщить модератору

    Прочитал все коменты и оставил свои.
    Говорить о блуде, говорить о том, почему одно и тоже действие в браке багословляется (имеется в виду брак вообще, а не только таинство венчание. А Митрополит Антоний Сурожский сказал, что если между мужчиной и женщиной отношения больше чем постель, то это уже семья.), а вне брака называется грехом и блудом - можно только в религиозном аспекте.
    И у автора не верное понятие о блудном грехе "
    Игорь Поляков [10.08.2011 - 11:03] # ↑

    Лина Рик, блудом считается всякая мысль на тему секса. Можно сказать, что православный человек борется с блудом путем искоренения в себе сексуальности."
    Грех - это такое действие (помышление, слово. дело), которое разлучает человека с Богом.
    В браке физичсая близость навершает единение душ. А блудное соитие происходит без чинно, без предшествующего единеия душ.
    Блуд - это анитаинство, противоположное таинству брака. (игумен Петр Мещеринов).
    К стати о вмешательстве Церкви в интимную жизнь своих чад:- Из социальной концепции Русской Праославной Церкви: раздел Вопросы личной, семейной и общественной нравственности
    Высоко оценивая подвиг добровольного целомудренного безбрачия, принимаемого ради Христа и Евангелия, и признавая особую роль монашества в своей истории и современной жизни, Церковь никогда не относилась к браку пренебрежительно и осуждала тех, кто из ложно понятого стремления к чистоте уничижал брачные отношения.

    Апостол Павел, лично для себя избравший девство и призывавший подражать ему в этом (1 Кор. 7. 8), тем не менее осуждает «лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей, запрещающих вступать в брак» (1 Тим. 4. 2-3). 51-е Апостольское правило гласит: «Если кто... удаляется от брака... не ради подвига воздержания, но по причине гнушения, забыв... что Бог, созидая человека, мужа и жену сотворил их, и таким образом, хуля, клевещет на создание, – или да исправится, или да будет извержен из священного чина и отвержен от Церкви». Его развивают 1-е, 9-е и 10-е правила Гангрского собора: «Если кто порицает брак и гнушается женою верною и благочестивою, с мужем своим совокупляющеюся, или порицает оную, как не могущую войти в Царствие [Божие], да будет под клятвою. Если кто девствует или воздерживается, удаляясь от брака, как гнушающийся им, а не ради самой красоты и святыни девства, да будет под клятвою. Если кто из девствующих ради Господа будет превозноситься над сочетавшимися браком, да будет под клятвою». Священный Синод Русской Православной Церкви в определении от 28 декабря 1998 года, ссылаясь на эти правила, указал на «недопустимость негативного или высокомерного отношения к браку».
    Х.6. Добродетель целомудрия, проповедуемая Церковью, является основой внутреннего единства человеческой личности, которая должна пребывать в состоянии согласия душевных и телесных сил. Блуд неизбежно разрушает гармонию и целостность жизни человека, нанося тяжкий урон его духовному здоровью. Распутство притупляет духовное зрение и ожесточает сердце, делая его неспособным к истинной любви. Счастье полнокровной семейной жизни становится недоступным для блудника. Таким образом, грех против целомудрия влечет за собой и негативные социальные последствия. В условиях духовного кризиса человеческого общества средства массовой информации и произведения так называемой массовой культуры нередко становятся орудиями нравственного растления, воспевая и превознося половую разнузданность, всевозможные половые извращения, другие греховные страсти. Порнография, представляющая собой эксплуатацию полового влечения в коммерческих, политических или идеологических целях, способствует подавлению духовного и нравственного начала, низводя тем самым человека до уровня животного, руководствующегося лишь инстинктом.

    Оценка статьи: 2

    • Владислав Перог, XII.3. Религиозно-нравственной оценки требует также проблема контрацепции. Некоторые из противозачаточных средств фактически обладают абортивным действием, искусственно прерывая на самых ранних стадиях жизнь эмбриона, а посему к их употреблению применимы суждения, относящиеся к аборту. Другие же средства, которые не связаны с пресечением уже зачавшейся жизни, к аборту ни в какой степени приравнивать нельзя. Определяя отношение к неабортивным средствам контрацепции, христианским супругам следует помнить, что продолжение человеческого рода является одной из основных целей богоустановленного брачного союза (см. Х.4). Намеренный отказ от рождения детей из эгоистических побуждений обесценивает брак и является несомненным грехом.

      Оценка статьи: 2

  • секс в православии

    Я не понимаю зачем такое отношение к сексу?Думаю все в человеке вертится вокруг продолжения рода человеческого.Отсюда поведения и желания человека и жизнь полна если с сексом все в порядке,болезни отступают.Надо поднимать культуру секса а не запрещать что бы не было извращения.

  • Батюшка, странный посыл у вашей статьи получился Между строк почему-то читается: "Я священник уже 20 лет и ненавижу нашу Церковь за то, что она подавляет сексуальность". А на самом-то деле, посыл, наверное, был задуман как: "Я священник уже 20 лет и понимаю, что человеческая сексуальность нормальна, естественна и дарит радость, если супруг выбран правильно... а вот некоторые православные, хотелось бы заметить..."

  • Игорь Поляков, прочла Вашу статью(очень понравилась!), прочла все комментарии и почти запуталась в них...Нет, конечно, слово только символ и имеет только тот смысл, который мы же в него и вкладываем, но все-таки..Разве секс -блуд?! Разве никто из комментаторов никогда не испытывал настоящий оргазм. когда происходит слияние не только плоти, но и духа?!Разве никто никогда не не чувствовал божественного восторга, отдавая себя Любви?!Зачем же великое чудо слияния тела и души, данное нам Господом, низводить до животного инстинкта и бороться с ним, да еще и радоваться победе и возвышаться тем самым в собственных глазах?!Господь видит этот мир нашими глазами,господа...

    Оценка статьи: 5

    • Игорь Поляков Игорь Поляков Профессионал 15 августа 2011 в 13:05 отредактирован 15 августа 2011 в 13:23 Сообщить модератору

      Ирина Титова, разделяю Ваше недоумение по поводу церковного отношения к человеческой Любви. К сожалению, очень многие церковные люди имеют серьёзные нарушения в эмоционально- чувственной сфере. Причины очень разные.
      Инвалидизация в этой сфере и создает специфическую - можно сказать даже невротизированную - культуру отношения к сексуальности. Без полноценного опыта человеческой Любви - в том числе и сексуального - не возможна полноценная любовь к Богу. Но большинство современных прихожан в церкви ищут не Любовь к Богу, а возможность отыгрывать свои неврозы. Церковь идет у них на поводу. Спрос определяет предложения.

    • Ирина Титова, последняя фраза просто убила! Не слишком ли самоуверенно? А великое таинство единения тел и душ мы сами сводим до уровня скотского инстинкта, совершая это единение с кем и когда попало. Но это единение неразрывно и происходит навсегда! А мы об этом предпочитаем не думать.

      Оценка статьи: 1

  • Бегония Зеленая Читатель 12 августа 2011 в 23:06 отредактирован 26 мая 2018 в 05:52 Сообщить модератору

    Перечитала статью и поняла, как же мне, атеисту, хорошо. никто не лезет в мою постель со своими календарями. я счастлива от того, что думаю о сексе, занимаюсь им так, как хочу и где хочу и ничто не лечит мой мозг "грехом".

  • Я тоже считаю Игоря Полякова глубоко честным человеком! Представьте, сколько священников разочаровались в Церкви, утратили веру в Бога, и при этом продолжают служить. Выбор Игоря Полякова - это выбор свободного человека!

  • Игорь Поляков, прочитав статью, испытываю к Вам глубокое уважение. Вы не просто смелый (говорить о тааааааааком, затрагивая Православие) человек, но и мудрый, честный и тонкий психолог! Спасибо за статью! Держитесь! Пусть нападки на Вас будут просто "прививками"

    Оценка статьи: 5

  • Марина Антропова Читатель 12 августа 2011 в 02:04 отредактирован 25 мая 2018 в 10:42 Сообщить модератору

    Прошу прощения за то что не читала коменты.
    Начну с того, что термин Православие принадлежит язычеству (Родноверию, Родоверию, Староверию). А по нашей славянской религии Христианство было создано для заблудших евреев, но ни как не для нас (Русских, Украинцев, Белорусов...). И между прочим многие христианские праздники на пост советском пространстве до сих пор отмечаются по дохристианским обычаям... (в общем кому интересно можете найти инфу).
    В статье хорошо подмечено слово "природа"! Да и вообще за поднятие темы и подходу с психологической стороны к вопросу + автору! Ведь против природы идти нельзя, но нужно знать меру.
    Вот.

    Оценка статьи: 5

    • Марина Антропова, про христианство для евреев читайте первоисточник:
      " Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном;
      12 а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов". (Мф. 8,11-12)
      Слова Самого Христа. Так что, не надо тут никакой дискриминации!

      Оценка статьи: 1

  • Игорь Поляков, наши православные предки как-то не жаловались на эту проблему. Детей было много, человек по 10 в семьях. Нигде в литературе прошлых веков я не встречал, чтобы кто-то изнывал от воздержания.

  • Игорь Уткин Читатель 11 августа 2011 в 16:59 отредактирован 11 августа 2011 в 17:00 Сообщить модератору
    Трагедия отца Сергия глазами психолога.

    Блестящий кавалергард, весьма честолюбивый перфекционист, узнав, что его невеста "слегка согрешила" с государем-императором, уходит в монахи. При этом новоиспеченный о. Сергий включает как минимум три психологические защиты: репрессию - подавление своего либидо, регрессию - переход на более примитивный уровень жизни и эскапизм - уход от проблемы. Но не зря Фрейд называл все формы психологических защит, ни больше ни меньше, как самообманами. Обретя славу святого, от возложения рук которого выздоравливали многие люди, пребывая в чистоте многие годы, на склоне лет о. Сергий сорвался, переспав с приехавшей на лечение купеческой дочкой, судя по описанию дебилкой, пока ее папаша куда-то ненадолго отлучился. После этого Сергий сам слагает с себя сан, остригает бороду и уходит бродягою по Руси. Этот эпизод с купчихой, несомненно, привел к глубочайшему личностному кризису с потерей смысла жизни и прежней системы ценностей. Изрядно поскитавшись, Сергий все-таки находит новые смыслы в жизни: он убрел в Сибирь, стал работать на огороде у богатого мужика и учить его детей грамоте.
    Основные причины трагедии - нереализованное либидо у личности перфекционистского типа.

    • Только непонятно, почему все произошедшее воспринимается как трагедия. С высоты какого такого знания это можно назвать трагедией?

      • Игорь Уткин Читатель 12 августа 2011 в 00:43 отредактирован 12 августа 2011 в 00:47 Сообщить модератору

        Дмитрий Олегов, можете назвать это драмой, если Вам так больше нравится. Вообще, я не филолог и могу перепутать жанры.
        Но весь вопрос заключается в том, что жизнь человека оказалась сломанной. Хотя, безусловно, любая судьба поучительна, любой опыт бесценен, о. Сергий как-то вырулил худо-бедно из кризиса. Но если и так, то какой ценой...

        • Поясните, что значит сломанной? Вы делаете оценку его жизненного пути. На каком основании? У человека кто-нибудь спросил, считает ли он свою жизнь сломанной? И почему сломанной, как-будто за свою жизнь несет ответственность не человек, а некто, кто сломал ему жизнь?

          • Игорь Уткин Читатель 12 августа 2011 в 15:44 отредактирован 12 августа 2011 в 15:49 Сообщить модератору

            Дмитрий Олегов, во-первых, по ряду причин у о. Сергия не спросишь, считает он свою жизнь сломанной или нет. Над этим вопросом и предлагает задуматься нам Л.Н. Толстой. Если Вы считаете, что у о. Сергия все в жизни сложилось удачно, что он - счастливый человек, то это Ваше право. Я же считаю по-другому.
            А жизнь, безусловно, он сломал себе сам и за свою жизнь он несет полную ответственность.
            Вообще, эта повесть, как мне видится, о внутриличностном конфликте, когда на одном поле столкнулись нравственность и либидо.

            • Толстой, на мой взгляд, не предлагает задуматься, а предлагает принять его точку зрения. Которая заключается в том, что православие не помогло человеку обрести счастье. Я же вижу в этой истории только ломанный путь человека. И не вижу в этом ничего исключительного. Как и в столкновении либидо с нравственностью. Автор темы предлагает принять, что либидо как бы должно брать верх и поэтому ему не стоит ставить преград. В данном случае православной нравственностью. Но это однобокая точка зрения. В православии предостаточно опыта, который испытан монахами, в борьбе и успешном преодолении либидо. Но только для монахов. А не для всех людей. Тот, кто стал монахом не по велению души, а из-за внутренних противоречий из-за ушедшей невесты, как у Толстого, тот не сможет побороть либидо. Но тот, кто стал монахом осознанно, тот добивается огромных успехов в борьбе со страстями и с либидо в частности.

              • Дмитрий Олегов, в реальной жизни столько разнообразия. Монахи тоже люди, тоже все разные. Кто-то успешно борется со страстями, кто-то нет. Те, у кого низкий уровень половых гормонов в крови, более успешны в этом деле. У нас в городе был случай. Монах согрешил с монашкой. Она забеременела. Владыка три дня держал их на "гауптвахте", а потом повенчал и отправил служить в дальний приход. Теперь это счастливая и многодетная "поповская" семья.
                Поистине мудрое решение, не так ли?
                Толстой был великий гуманист и ратовал за снисходительное отношение к слабостям человека. А о том, насколько человек слаб перед своей природой - об этом как раз и повесть "О. Сергий". В противном случае получилось бы "Житие..."

  • Дмитрий Олегов Читатель 11 августа 2011 в 10:18 отредактирован 25 мая 2018 в 09:50 Сообщить модератору
    Аскеза и мирская жизнь

    Как мне кажется, что, несмотря на образование, автор путает аскезу и мирскую жизнь. Пишет о взгляде на сексуальность именно аскетическом, а предлагает рассмотреть ситуацию мирской жизни. Монах занят тем, что умиряет свои страсти, которые отвращают человека от Бога. Здесь может быть и борьба с этими страстями. Человек в миру сознательно живет с этими страстями. Т.е. пытается достичь такого баланса, когда страсти ему не будут мешать вести христианскую жизнь.
    И еще возникло ощущение, что автор переносит свое явно выраженное негативное отношение к существующей ситуации в церкви на ее учение. Для священника, пусть и не в служении, это странно. Ему ли не знать, что церковь всегда разделяла формы своего служения, бытие церкви в конкретных исторических условиях и вероучение.

  • Игорь Поляков, как жаль, что много такиж горе-священников, которые извращают всю сущность православия, и отвращают человека от церкви.

    • Лина Рик, Вы знаете, я долгое время исправно ходил в церковь, молился, читал акафисты и т.д. Однажды мой духовный отец предложил мне прослушать курс "Основного богословия", который читают в Свято-Тихоновском православном университете. После этого курса у меня наступил мировоззренческий кризис - меня отвернуло от Церкви - масса нестыковок, натяжек, слабая доказательная база. Я перестал туда ходить.
      Но самое большее, что меня поразило - мой духовный "отец" не вспомнил обо мне ни разу, не позвонил, не поинтересовался. Пропало чадо - ну, хрен с ним! Получается, что и в Церкви мы никому не нужны...

  • Игорь Поляков, вы сами-то понимаете какую ерунду вы написали?! - Где в Библии сказано что нельзя в такие-то дни заниматься сексовм с мужем - я не нашла...это придумала церковь - вот только для чего? если я не буду спасть с мужем тогда когда ему хочется - то он пойдет на сторону с другой - это как по вашему будет называться ? ответ- блуд! как же быть? ведь против природы не попрешь! Она умная...

    Оценка статьи: 1

  • Татьяна Смирнова Дебютант 10 августа 2011 в 23:49 отредактирован 10 августа 2011 в 23:50 Сообщить модератору

    Игорь Поляков,
    Церковь раньше была частью государства, и многим на этом сайте не поздоровилось бы за их комментарии... Сейчас не так - хорошо же!
    На самом деле мне не нравится, что в православии человек по умолчанию считается сосудом греха, это унизительно. А сейчас православие все больше приобретает популярность - видимо людям нравится считать себя и других ничтожеством? Почему бы официальной церкви немного не пересмотреть свои позиции, или для управления толпой эти подходят лучше всего? На счет передергивания - это да.. тут я неправа.. (троллинг не прошел). Бороться с сексуальностью должен тот, кому это реально мешает жить и он мешает жить другим. Ну, или монах, например. Раз сам подписался - соблюдай, нечего ныть!

    Оценка статьи: 5

    • Татьяна Смирнова, для управления толпой на сегодняшний день это самое то. Существует глубокая идеологическая преемственность между дореволюционным православием и советской идеологией; советской идеологией и современным православием. Главное совпадение в отношении к человеку.
      Человек и человеческое - ничто по сравнению с величием Божественного Самодержавия/Коммунизма/Великой России. Этим родным,архетипическим, ощущением собственного ничтожества щедро одаривает РПЦ своих прихожан.

  • Татьяна Чорна Татьяна Чорна Читатель 10 августа 2011 в 22:59 отредактирован 25 мая 2018 в 09:50 Сообщить модератору

    Боже мой!)) Как хорошо, что я атеистка!!!

  • Игорь Поляков, спасибо за статью. Очень рада узнать, что и такие осознанные священнослужители тоже есть. Благодарю за добрую весть.

    Оценка статьи: 5

  • Игорь Поляков,
    Тема очень актуальна, православное мракобесие надоело. В советском союзе, как известно, секса тоже не было, видимо есть в этом какой-то механизм для промывания мозгов ...
    "Иоанн Лествичник (7 век) писал: «…я назначал [им] проходить безмолвное житие, как врачество, противодействующее блуду и смраду плотской нечистоты, чтобы им жалким образом не превратиться из разумных тварей в бессловесных животных» («Лествица», 8-18)"
    Для интернетных троллей отличная цитата!

    Оценка статьи: 5

    • Татьяна Смирнова, " ... есть в этом какой-то механизм для промывания мозгов ... " , а главное для утверждения своего господства - мы вам и секс, если захотим, можем запретить.
      Удивительно, что есть люди, которые радуются, что сегодня "разрешили".

    • священник Михаил Самохин священник Михаил Самохин Дебютант 10 августа 2011 в 23:13 отредактирован 10 августа 2011 в 23:15 Сообщить модератору

      Татьяна Смирнова, цитата - еще одно передергивание. Поскольку предназначена только для монашествующих. Для мирян приведу Вам другую цитату.Апостол Павел пишет: "Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа.
      3 Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу.
      4 Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена.
      5 Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим. (1 Кор.7, 2-5)
      Вот цитата для троллей

      Оценка статьи: 1

  • Извините за задержку с ответом. Галина Резапкина, в Ваших словах отражена сама суть христианства- человек априори должен искать "спасения", поскольку он родился . Конечно, каждый имеет право на свое мнение,и я согласна с автором статьи в том. Я считаю, что главное для человека - развитие. А развитие через отказ от своей человеческой сущности мне кажется нелогичным. Если человек будет бороться сам с собой то кто выиграет? А кто проиграет? То-то. А развитие это и умение управлять собой в том числе. Для того, чтобы научиться управлять своими пристрастиями, зависимостями,эмоциями, теми или иными чертами характера, нужно для начала их принять, то есть разрешить себе быть таким, каков есть. А если от этого отказываться, то и управлять не получится. А в итоге - замкнутый круг: чем больше мы от чего-то отказываемся, тем больше это лезет наружу, в результате мы чувствуем себя обреченно. Мне от этого грустно.
    А аборты и воровство дело совести каждого человека, здесь все настолько индивидуально. И речь здесь не о грехах и наказании, а о развитии самосознания человека.

    Оценка статьи: 5

    • священник Михаил Самохин священник Михаил Самохин Дебютант 10 августа 2011 в 23:06 отредактирован 10 августа 2011 в 23:14 Сообщить модератору

      Елена Решетняк, воровство и убийство индивидуально? Не дай Бог Вам или мне оказаться на пути такого индивидуума.
      Для того,чтобы отказаться от наркотика вовсе не обязательно его сначала попринимать. Можно просто не впускать его в жизнь. Любая страсть, в том числе, блудная это зависимость. И проще всего в нее не впадать. А сразу взять под контроль первоисточник, не давая ссебе скатиться до рабства животным инстинктам. Верующий не отказывается от сексуальности и не борется с ней. Он оставляет за собой право ее регулировать и управлять ею так, как считает нужным. Только и всего. Почему же, признавая права разврата,общество не готово признать такие же права разумного ограничения? Не говоря уже о монашеской аскезе. С таким же успехом я могу написать статью о том, что современная распущенность - болезненна и животна по своей сути. Но тут же объявятся желающие признать меня мракобесом. Двойные стандарты.

      Оценка статьи: 1

      • священник Михаил Самохин, Вы пишете: "Почему же, признавая права разврата,общество не готово признать такие же права разумного ограничения?".
        Потому что признает за развратом "право на жизнь". Если я признаю, к примеру, гуннов врагами, не могу же я одновременно считать их друзьями?

      • священник Михаил Самохин, не обижайте животных! у них нет разврата.Секс только для деторождения,.Излишеств у них нет. Убивают когда есть хотят.

        • наталья кривенко, боюсь, что животные сами не знают, зачем им секс, также как не планируют деторождения. Это безусловные инстинкты - ориентация по запаху. Есть запах - спариванию быть, и никто не думает о последствиях.
          А вот убивают звери, действительно, не со зла. Звери вообще находятся вне понятий о добре и зле! Они, как камни у дороги, ни хорошие и ни плохие.
          Все чаще свербит мысль, что люди хуже животных. Подчас мы даже свиночеловечеством не достойны называться. А коль так являемся ли мы детьми Божьими?

          • Игорь Уткин, ну слава Богу большинство людей все таки живет по законам божьим. Ведь кто то сверху задает тон. Артисты рассказывают сколько раз женаты,певицы извиваются в неглиже.А какие фильмы дети смотрят?Какую музыку слушают одуряющую.Разве было такое в СССР?

    • Галина Резапкина Галина Резапкина Мастер 10 августа 2011 в 23:02 отредактирован 10 августа 2011 в 23:05 Сообщить модератору

      Елена, спасибо, конечно, но я не претендую на выражения сути христианства ) Насчет принятия и разрешения себе - десять лет назад согласилась бы как с основным посылом "гуманистической" психологии, а сейчас не уверена. Принятие не предполагает изменения, значит, о саморазвитии речь идти не может.

      Оценка статьи: 1

      • Галина Резапкина,
        Принятие не предполагает изменения, значит, о саморазвитии речь идти не может.
        не соглашусь. принятие - это признание наличия, мы отдаем себе отчет в существовании некоего фактора. да, само по себе это не влечет развития - но не исключает. а вот без принятия саморазвитие едва ли возможно. когда перестаешь бороться с неким тревожащим внутренним фактором, а даешь ему проявляться - становится гораздо легче с ним работать. да и актуальность его вдруг оказывается не столь велика, как казалось. знаю по себе.

        Оценка статьи: 5

  • Игорь Поляков, очень актуальная статья.И дело здесь не только в сексе, а в том, что христианство создает такие условия, при которых человек грешен уже потому, что он человек, а не ангел и не святой.

    Оценка статьи: 5

  • Галина Резапкина Галина Резапкина Мастер 10 августа 2011 в 18:08 отредактирован 10 августа 2011 в 18:55 Сообщить модератору

    Игорь Поляков, одно из двух: или не владеете вопросом - тогда вам жирный минус как якобы священнослужителю, или сознательно вводите читателей в заблуждение. Уж не знаю, что для вас хуже...

    Оценка статьи: 1

    • Галина Резапкина, "жирный минус" - это очень сексуально!

      • Комментарий удален
        • Галина Резапкина, "А в каком храме вы служите, если не секрет" - правильно, и в партком той епархии жалобу написать....

          • Юрий Лях, браво, мне нравится ход ваших мыслей. Я просто хотела узнать, имеет ли Игорь Поляков в настоящее время какое-то отношение к православной церкви. Вопрос повис в воздухе, а кому-то автор ответил, что "он за штатом". Что это означает, надеюсь, объяснять не надо. Вопрос снят.

            Оценка статьи: 1

            • Многодетный отец И. Охлобыстин сам ушел из церкви, ушел и желает вернуться назад. Не думаю, что он кривит душой, значит есть люди, для которых церковь много значит в их жизни. Что это? Божья воля, или что-то иное.
              Из интервью с И. Охлобыстиным
              "— Я люблю религиозный институт. И поскольку я являюсь источником возможной критики, через меня могут критиковать церковь в целом. На роль в фильме «Царь» меня благословил покойный патриарх Алексий II. Де-юре все в порядке — съемки были одобрены церковью. Но «Царь» все равно вызвал критику. Причем со стороны священников, которых я безгранично уважаю. И когда поднялся этот шум вокруг фильма, я задумался: да, если отбросить все лишнее, интриги, PR, рассуждать сухо, получается, что какая-то часть публики все же искушается, а значит, критика оправдана. Что делать? Я написал патриарху письмо, где объяснил, что мой эксперимент по части совмещения зарабатывания денег и священнослужения не удался.

              И поэтому, чтобы избежать критики церкви, меня надо дистанцировать. Пока я снимаюсь, я не имею права венчать, исповедовать и так далее. Это печально, но справедливо. Я пока связан с кино контрактами. Как только освобожусь от этих обязательств, снова буду отпевать, крестить и исповедовать."

              Подробнее: http://news.mail.ru/society/3614938/

              Оценка статьи: 3

              • Игорь Абрамов, а вот еще из интервью с ним же (АиФ от 20 июля 2011 г.):
                Что касается священников на дорогих машинах, я скажу - так и надо! Вы можете представить себе генерала, который едет в «Жигулях» 11-й модели с гнилым дном и думает о том, как сохранить жизнь нескольким сотням на боевом задании? Такой человек должен себя чувст­вовать комфортно. Это законы эволюции. Высокое начальство ездит на хороших машинах. Так должно быть. Уровень уважения, уровень статуса очень важен.

                «АиФ»: - Вы собирались, после того как закончатся съёмки «Интернов», уйти с ТНТ и снова стать священником. Не передумали?

                И.О.: - У меня часто интересуются, как долго продлится моё паразитирование на ниве шоу-бизнеса. Думаю, до моего тотального обогащения. Но это шутка, сроков я не знаю. Может случиться, что закончу всё на следующей неделе, а может - через 10 лет. Когда можно будет не нести уже ответственность за всех детей, я прежде всего совершу большой тур с любимой. Поедем куда-нибудь в Грецию на остров Патмос для философско-чувственных отношений. А потом отправлюсь, куда пошлют, где уже можно будет по-настоящему быть духовником, в три часа ночи принимать звонки и по-честному разговаривать с людьми.


                В фильме "Царь" Охлобыстин сыграл блестяще! И в общем я к нему нормально относилась. Но после этого интервью... Хороша позиция: сейчас я по максимуму буду наслаждаться грешной мирской жизнью, а потом можно и в церковь вернуться.

                Оценка статьи: 5

  • священник Михаил Самохин священник Михаил Самохин Дебютант 10 августа 2011 в 15:19 отредактирован 10 августа 2011 в 15:31 Сообщить модератору

    Игорь Поляков, на мой взгляд все вовсе не так трагично, как Вы описываете в статье. На практике Церковь практически не лезет в интимные дела своих прихожан. Если речь не идет о тяжком грехе. То, что еще Святейший Патриарх Алексий Второй осаживал неумеренную активность некоторых духовников в этом направлении, Вам, наверняка, известно.
    Православие призывает не бороться с сексуальностью, а контролировать ее. Не сексуальность должна править человеком, а он ею. А в аскетических упражнениях у каждого своя мера, свое призвание. И никто насильно аскезой заниматься прихожан не заставляет. Другое дело, что и награда подвижнику по его трудам. И если мы хотим стать жителями Небесного Царствия, почему мы не должны немного потрудиться над порядком во взаимоотношениях духа, души и тела? Как говорится "колхоз - дело добровольное" (с) Кстати, пресловутый календарь с указанием когда что можно неплохо бы и продемонстрировать... А то вот я за все годы учебы и служения такого календаря не видел. Есть указания относительно венчания. А насчеттого, когда "можно" и "нельзя" в календарях ничего нет.

    Оценка статьи: 1

    • священник Михаил Самохин, похоже, что Вы не знаете, что такое сексуальность. Поавильно отмечаете, что Православие призывает контролировать сексуальность, а это и значить, что по одним дням "можно", а по другим "нельзя". Такое отношение к сексуальности означает её подавление. Понятно ли, что, когда "нельзя" - это подавление? Об этом же написана статья.
      В православном календаре Вы такой же девственник, как и в вопросах сексуальности. "Нельзя" в постные дни, все постные дни в календарях отмечены. Для особо продвинутых постные дни отмечаются еще и цветом.

      • Игорь Поляков, накануне постных дней, праздников, в Святки и на Светлой седмице не "нельзя", а не рекомендуется. В этом есть разница. И здесь Вы передергиваете.Рекмендации исполняются только по взаимному согласию. Вам апостола Павла цитировать?
        Почему Вы не допускаете существования золотой середины в впоросах интимности? Почему у Вас либо разнузданность либо запрет? И здесь Вы передергиваете. Самое неприятное, что Вы переходите на личности. Это свидетельствует о слабости аргументации. Я же Вашу сексуальность не оцениваю. Для священника такой подход странен. Как и для психолога. Вы меня удивляете все больше...

        Оценка статьи: 1

  • Игорь Поляков, какой то вы уж больно сексуально озабоченный. Ну почему вы думаете, что у православного человека нет других мыслей, как где и с кем ему поиметь близость? Ведь верующий человек не грешит не потому что нельзя, а потому что мне этого не надо. И если два дня из трех человеку не надо секса - за что же его обвинять. У нас у каждого есть выбор: идти в церковь или в бордель.
    А куда зовете вы?

    Оценка статьи: 1

  • Игорь Поляков, отличная статья, как и две предыдущие.

    Оценка статьи: 5

  • Игорь Поляков, спасибо за статью! респект! грамотно, четко, по делу. нужно обсуждать эти вопросы, нужно задумываться.
    и вопрос: а как реагируют сами священнослужители на такого рода "грехи" прихожан? если, например, к нему обращаются за советом?

    с уважением

    Оценка статьи: 5

    • священник Михаил Самохин священник Михаил Самохин Дебютант 11 августа 2011 в 09:13 отредактирован 11 августа 2011 в 09:14 Сообщить модератору

      Александр Смирнов, реагируют индивидуально. Как правило, стараемся без нужды не лезть в интимные дела супругов. Невенчанных уговариваем венчаться, неженатых, хотя бы, в ЗАГС сходить. Все очень индивидуально

      Оценка статьи: 1

      • священник Михаил Самохин, Вы правы. И даже вот такое Высказывание есть: Митрополит Антоний Сурожский сказал, что "если между мужчиной и женщиной отношения больше чем постель, то это уже семья."
        После того ка я услышал это высказывание - я перестал категорически отвергать гражданский брак. Он имеет место быть. И может перерасти в брак официальный и в венчанный.

        Оценка статьи: 2

  • Из библии

    Игорь Поляков, Уважаемый, а как же Вы относитесь к первоисточникам:
    27 И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.
    28 И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею

  • Анастасия Федорова Анастасия Федорова Читатель 10 августа 2011 в 10:57 отредактирован 25 мая 2018 в 09:50 Сообщить модератору

    Да уж...и это все происходит в религии, в которой много фаллических символов))) Возьмите, к примеру, пасхальный кулич или даже просто свечу...я уже не говорю о куполах и их сути...купол=конус....а теперь возьмем женский подол...=конус....дальше, видится, любой проведет аналогию и сделает выводы. Кстати, в полемику по поводу своего комментария вступать не буду, так что помидоры оставьте при себе)))))

  • Игорь Поляков, вы очень интересно сказали о том, что православный человек борется со своей сексуальностью. Он борется не с сексуальностью, а с блудом! Это разные вещи. Вы, например, пообедав, ходите и все остальное время думаете о пище? О жареной курочке, о наваристом борще? Нет, конечно. У вас есть другие дела, о которых нужно думать, проблемы, которые нужно решать. Так и в православии. Когда супруги вдвоем в спальне, они могут заниматься там чем хотят, и сколько хотят, цервковь туда не лезет. Но когда после секса, занимаясь повседневными делами, человек думает только о близости, представляет когда,где и как о займется любовью с женой, это не сексуальность, а именно страсть, болезнь. Вот именно от нее церковь наказывает избавляться борьбой. А нормальная,здоровая сексуальность, как и аппетит, приходит во время "еды".

    • Лина Рик, любое половое влечение не ведущее за собой чадородия - является извращением.
      почитайте «Об одном древнем страхе:»
      Кого и как «портят» колдуны ;
      Глава: Как возникают злые чувства
      ….Очень часто, воздействуя на оргастические центры удовольствия, расположенные в гипоталамусе и коре головного мозга, демоны вызывают специфические сексуальные ощущения. С помощью подобных длительных воздействий на указанные центры им удается сделать из людей сексуальных маньяков (эротоманов - психиатр.). Причем в некоторых случаях демоны добиваются даже извращения (перверсии - психиатр.) естественного полового инстинкта, порождая, например, неодолимое влечение к лицам того же пола (гомосексуализм), а также такие немыслимые извращения, как садизм, мазохизм, эксгибиционизм, визионизм, вуайеризм, сервилизм, инцест, педофилию, некроманию, копрофагию и проч. Следует особо отметить, что именно перверсии и перверситеты (отклонения от принятых в обществе сексуальных норм) являются наилучшим и универсальным показателем наиболее высоких степеней одержимости человека, когда он становится практически марионеткой в руках падших ангелов.

      Оценка статьи: 2

    • Лина Рик, а что такого болезненного думать о близости с супругом? Особенно для мужчины... Да и не обязательно с супругом. Мысль и дело - не одно и то же. Это просто фантазия. Можно еще пофантазировать, как хорошо бы было быть королем или там премьер-министром. А заниматься делом и думать обо всем подряд не очень легко, люди этим обычно во время отдыха занимаются. Хотя возможно, вы имеете в виду какие-то крайние формы, когда все мысли только вокруг этого крутятся...

      Оценка статьи: 5

    • Игорь Поляков Игорь Поляков Профессионал 10 августа 2011 в 11:03 отредактирован 10 августа 2011 в 22:37 Сообщить модератору

      Лина Рик, блудом считается всякая мысль на тему секса. Можно сказать, что православный человек борется с блудом путем искоренения в себе сексуальности.

      • Игорь Поляков, никто не рассуждает о том нужно пи человеку дышать,принимать пищу,радоваться,любить,просто жить!Почему же секс вызывает так много рассуждений?Это такая же человеческая потребность и если наши знания идут вперед то и церковь должна пересматривать свои взгляды на те или иные вещи.Вот если церковь изменит свое отношение к сексу,блуда станет меньше. Вас, Игорь я поддерживаю.Священники тоже люди .Строго по церковным канонам сейчас уже жить нельзя!

        • наталья кривенко, думаю, что церковь никогда не изменит своего отношения к сексу. Если это произойдет, то церковь утратит важнейший рычаг манипуляции человеком, а это будет её концом.

          • Не секс, а СТРАХ!

            Игорь Поляков, важнейшим рычагом манипуляции в Церкви является отнюдь не секс, а СТРАХ. Страх попасть в ад, страх быть наказанным Богом, страх, что пострадают твои дети. Страх же индуцируется, если ты занимаешься сексом "не так и тогда как положено". Через любую сферу жизни, даже прием пищи, внушается страх. И при этом Ваши бывшие коллеги утверждают, что Православие это религия радости, что Бог есть Любовь, и что ад создал Он исключительно из любви к людям. И неопределенность тоже внушает страх: ты можешь все соблюдать, но все равно попадешь в ад. Дается только надежда на спасение. Очень путанная религия. 7 веков ее люди шлифовали, да видимо перестарались.

            • Игорь Уткин,а я иногда просто прихожу в церковь,что бы поставить свечи ушедшим от нас ,за здравие живущим,походить под сводами,посмотреть на иконы,помолиться,есть же о чем! Там такая тишина...И как будто связь времен,как будто я в прошлом оказываюсь... Так хорошо!Не хочется в суету возвращаться.Церковь все же нужна.А в Библии есть песни Соломона,про любовь!Очень даже приятно читать!И не указано когда можно а когда нет.

              • наталья кривенко, то, о чем Вы пишете - прекрасно. Я ратую только за то, чтобы такое комфортное состояние души было в Церкви всегда, чтобы не пугали адом, клещами, чертями, сковородами, смертными грехами и вечными муками. Тем более, что большинство священников и монахов в эти сказки сами не верят. Бог есть Любовь! Где Вы видели любовь с клещами для пыток?
                А что касается "секса в Православии", как и вне его, я убежден, что необходимо и достаточно хранить любовь и супружескую верность, а большего и не требуется, и не надо никаких "дней" - красных и черных...

                • Игорь Уткин, да да да!тем более что для многих уже сейчас жизнь не сладка.Да ведь и я про то же!я уже излагала мысль что церкви нужно меняться.Попутно хотела бы сказать, не мешало бы церквям договориться о дне рождения Христа.Весь мир празднует рождество 25 декабря перед новым годом,а мы думаю смотрим с завистью на запад.Потом с размахом отмечаем начало Нового года и уж на похмелье рождество Иисуса Христа!Это ли не главный абсурд в православии?Разве начало нового года важнее рождения Христа?

                  • наталья кривенко, думаю, что главный абсурд не в датах.
                    Боюсь, что главный абсурд, что Христос остался не понятым.

                    • Элла А Читатель 26 февраля 2012 в 09:16 отредактирован 27 мая 2018 в 12:01 Сообщить модератору

                      Объясните пожалуйста почему не понятым?

                      • Элла А, это трудно понять.Говорят ни один волос не упадет с головы без Божьей воли.А что в миру делается?Бог самый демократичный человек в мире! Но у него нет жены, нет детей.Я не могу понять,зачем надо было идти на распятье за грехи народа,если народ с того времени не изменился.Я понимаю героев, которые жизни отдали и спасли людей,животных от гибели.Я иногда хожу в церковь и читаю притчи, стараюсь жить по законам Божьим.

                    • Игорь Уткин, я читала притчу как одному человеку бабушка говорила:будет тебе плохо иди в церковь к Богу. Вот настало то время когда стало ему плохо.Пришел он в церковь а там ему говорят,не так одет, не так крестишься,не правильно молишься.Вышел он из церкви и заплакал.Подошел к нему человек и спросил почему он плачет.Тот ответил что не пускают в церковь к"Богу потому что он не умеет молиться,креститься.А человек ему и говорит" не плачь.меня самого туда уже давно не пускают."А что бы понять надо долго размышлять над каждым словом Божьим.И все равно каждый трактует по своему.

            • Игорь Уткин, совершенно верно. Страх проявления человеческого естества, даже мысль о чем-то естественном и приятном является греховной и наказуемой. Жаль, что Вы этого не поняли из моего ответа наталии кривенко.

              • Игорь Поляков, сейчас часто дискутируют по вопросу о том,
                какова перспектива у той или иной религии, прежде всего у Православия. Мне приходилось принимать участие в таких диспутах. Так вот, реальная позитивная перспектива Православия
                - стать поистине религией радости, приняв человека со всем его естеством, не заглядывая в тарелку сколько и чего он съел и уж тем более "не держа свечку", не копаясь в постельном белье...

                • Игорь Поляков Игорь Поляков Профессионал 23 августа 2011 в 11:30 отредактирован 23 августа 2011 в 22:59 Сообщить модератору

                  Игорь Уткин, Православие по сути таким и является. Куда Вы денете РПЦ (МП) с её властными и коммерческими амбициями? Православие подается в нашей стране в упаковке РПЦ (МП), стерилизованной КГБ и зараженной проказой наживы. Православиие в такой упаковке тухнет и становится опасным для жизни.

                  • Игорь Поляков, выяснил из Вашей переписки, что Вы уже не штатнный священник. Наверное уже и в семинарии не приподаете?

                    Оценка статьи: 2

                    • Владислав Перог, здесь обсуждается статья. Не биография автора или кого из комментаторов.
                      Блог статьи у нас существует для обсуждения статьи.
                      Не надо комментировать комментарии. На вопросы читателей о статье, о фактах, приведенных в статье, отвечает автор.
                      Не надо также пытаться выяснять личные сведения о ком-либо из собеседников - все, что они посчитали нужным сообщить о себе, есть на их личной странице.
                      Для личных разговоров существует система личных сообщений.

  • Да, даже у священнослужителей нет единого мнения насчет секса.
    "На встрече с православной молодежью патриарх Кирилл высказался в том смысле, что секс является непременным условием "полноты жизни" и что в брак христиане вступают вовсе не ради одного деторождения.
    Продолжением темы явилось интервью Интерфаксу иеромонаха Димитрия (Першина), сотрудника синодального Отдела по делам молодежи. В канун Великого поста отец Димитрий развеял стойкое мнение, будто бы в этот период семейные пары обязаны воздерживаться от интимных отношений. "Все церковные каноны, каким-то образом касающиеся этой темы, говорят о том, что воздержание в браке обязательно только в ночь перед литургией и таинством крещения", – заявил иеромонах. Он добавил, что, "по мысли апостола Павла, супружеская жизнь – пространство свободы в любви, внутреннее дело семьи, которое не подлежит никакой иной регламентации, кроме взаимного согласия и благочестия".

    Библия дает ответы на все вопросы, даже в вопросах секса, просто каждый ищет в ней подтверждение собственных мыслей.

    Оценка статьи: 3

    • Игорь Абрамов, Почему даже? А как, простите, у священнослужителей может быть единое мнение о сексе??? Разве есть единое мнение о сексе, например, у физиков, водителей, политиков или летчиков??? )

      Оценка статьи: 2

      • Анатолий Заводовский, одно время мне пришлось"вращаться" около церкви. Если батюшка сказал люминий, значит люминий.
        Всякое уклонение от норм установленных церковным учением считается ересью. И патриарх, говоря о сексе во время поста, имел ввиду мирян, а не служителей церкви. Для них законы суровы. За ослушание можно "бить поклоны", например до 200 раз и т.д.

        Секретарь одной из Епархий "согрешил" во время поста с уборщицей Епархии (матушка отказала). уборщица "понесла", это стало известно Влыдыке и данного секретаря, Отца N, сослали в отдаленный приход на юге, замаливать грех.А матушке, обаятельнейшей женщина,( двое детей), пришлось ехать с ним.

        Отец М, принял целибат, но частенько вечерами, в цивильной одежде, уходил в город и возвращался под утро. Кто-то из журналистов его "засек", (личность известная) и написал статью в областную газету, смысл которой сводился к тому, что данный батюшка за любовь расплачивался церковными ценностями. Конкретно фамилии он не указал и отказался называть и последствий (видимых) не было.

        Оценка статьи: 3

        • Игорь Абрамов, в нашем обществе так везде: раз начальник сказал люминий, значит люминий. Многие прихожане по привычке относятся к священнику как к начальнику (и многие священники этим пользуются, что греха таить). Но причем здесь Церковь!???
          Мне как и Вам "пришлось вращаться" около системы образования. Так вот, директор одной из школ областного центра неоднократно "согрешал" со своей секретаршей, и даже не в пост, заметьте (о причинах умолчу). Об этом стало известно законной жене и начальству. После чего горе-директору пришлось уволиться из занимаемой должности "по собственному желанию". Теперь он работает учителем химии в сельской школе.
          Следуя Вашей логике у нас:
          1. в системе образования с сексом "не порядок"?
          2. горуправление образования жестко относится к сексу (не говоря уже о категорически запрещённых во всех авраамических религиях внебрачных связях). )))

          Оценка статьи: 2

    • Игорь Абрамов, мне сказал священник, что воздерживаться нужно не именно в ночь перед литургией, а перед причастием. Если человек в воскресенье не готовится к причастию, то он может и не воздерживаться от супружеской жизни, так как это дело семьи. А перед причастием Господь наказывает воздерживаться и от животной пищи, и от блудных мыслей, и от других страстей. Почему автор не написал об этом, а затронул только тему секса? Любой пост предполагает воздержание не только от близости, но и от других земных радостей. То есть, Господь призывает человека быть свободным от земного, уподобиться самому Господу.

      • Лина Рик, мы можем спорить до второго пришествия, но консенсуса вряд ли достигнем.И почему-то женщины наиболее ярые противники близости во время поста.
        Ну они рискуют тем, что мужья пойдут налево.
        И еще раз слова апостола Павла:
        "супружеская жизнь – пространство свободы в любви, внутреннее дело семьи, которое не подлежит никакой иной регламентации, кроме взаимного согласия и благочестия".

        Оценка статьи: 3

  • Наталья Дюжинская Наталья Дюжинская Читатель 10 августа 2011 в 09:50 отредактирован 10 августа 2011 в 09:50 Сообщить модератору

    Игорь Поляков-Ваша статья интересная и непростая. На мое мнение с природой бороться бесполезно. Человек -дитя природы,кто бы и что бы не хотел навязать,Природа была до православия , есть и будет.Будет ли православие в таком виде, в каком нам его трактует церковный персонал?

    • Игорь Поляков Игорь Поляков Профессионал 10 августа 2011 в 10:54 отредактирован 10 августа 2011 в 23:22 Сообщить модератору

      Наталья Дюжинская, по моим прогнозам, будет еще хуже, т.к. церковь превратилась в коммерческую организацию. "Церковный персонал" трактует православие в своих коммерческих интересах.

      • Игорь Поляков, Есть Вера, есть стремление к Богу, есть философия жизни, которая основывается на потребности в духовном самосовершенствовании, но есть и хорошо отлаженное коммерческое предприятие, с многовековыми традициями - церковь. Там где есть коммерция, всегда будет обман и лукавство. Если церковь, как институт, перестает выполнять свои основные функции, то эти функции сразу замещаются чем-то другим. Свято место пусто не бывает. В обществе потребления, церковь становится механизмом рынка. Увы, как ни жаль.

  • Игорь Поляков, вас прибьют за ваши размышления. Стоит тут только появится фанатикам...
    На самом деле две гораздо проще. Во всех религиях люди не очень-то и послушны, а тех, кто действительно соблюдает пост со всеми отсюда вытекающими очень мало, разве что совсем уж старенькие бабки. Так что за православное население и его неврозы вряд ли стоит беспокоится.
    Но я с вами очень даже в чем-то согласна.)

  • Игорь Поляков, Вы, наверно, правы, что поднимаете такие вопросы. Люди должны думать умом и сердцем, прежде чем выполнять церковные догмы. Мировых религий не так много. Они приходили в свое время в свое место. На начальном этапе служили толчком для развития, потом для стабилизации общества. А в последующем, вероучение, исправленное и подкорректированное служителями, уже становится тормозом в развитии людей. Тогда человечеству дается новое учение. Основу любой религии составляет священное писание. Хотя та же Библия, неизвестно, сколько переписывалась и корректировалась. Но, все-таки она – основа для верующего. Сказанное в ней служит руководством для человека. Все прочее, что пытаются регламентировать служители – спорно. Они такие же люди, как и все мы. Наше сердце, разум и священное писание – вот то, как мы можем вести диалог нашей души с Богом. Я не уверена, но, кажется, в Библии не расписаны дни и время для супругов. Семья и чадолюбие – это счастье человека. Говорят, что у Христа была семья, но это кому-то выгодно скрывать. Отношения супругов – это их личное дело и право. Другое дело – это вопросы нравственности в семьях, во всем обществе. Вот на правильное духовное воспитание и следует обращать внимание.

    Оценка статьи: 5

  • Нууу...отношение к сексу в православии - ещё не самый худший вариант, как мне кажется! Католичество не менее жёстко относится к проявлению сексуальности даже в освящённом церковью браке, не говоря уже о категорически запрещённых во всех авраамических религиях внебрачных связях. А если добавить к этому обязательный для всех католических духовных лиц целибат и взляд на женщину как на сосуд греха (вспомним хотя бы пресловутый "Молот ведьм", из-за которого сотни тысяч женщин в Европе погибли на кострах, были утоплены или замучены инквизицией...), то католическая церковь, пожалуй, посуровей будет!
    Многие "запретительные" правила в сфере отношений мужчины и женщины переняты христианством из иудаизма (например, запрет на посещение храма женщинами во время месячных), но переняты слепо и поверхностно, что приводит не просто к искажению смысла этих запретов, но иногда и к полностью проивоположному пониманию. Многим ли христианам известно, скажем, что иудаизм вменяет мужу в обязанность сексуальное удовлетворение жены? Да, запретительных правил немало, но оргазм, в том числе и женский (!), отнюдь не объявляется в иудаизме "вне закона", скорее даже - наоборот! У меня иногда возникает ощущение, что христианство переняло из иудаизма не самое лучшее...

    • Евгения Комарова, у Вас устаревшие данные. Еще в 2005 году вышел католический путеводитель по сексу под названием «Грех не делать этого». "Событие произвело эффект разорвавшейся бомбы — ведь католичество исторически являлось самой нетерпимой к сексу конфессией: например, в Средние века в Европе религиозным идеалом супружеской жизни считалось полное воздержание от телесной близости. А тут — путеводитель, да еще официально благословленный Папой Римским Иоанном Павлом II! Содержание сборника поражает — кардиналы и епископы наперебой призывают католиков как можно чаще заниматься любовью. «Секс, — указывает кардинал Эрсилио Тонини, — это Божий промысел. Благодаря сексу мы передаем любовь. Сексуальную близость можно сравнить только с любовью, связующей Отца, Сына и Святого Духа…» "

      Оценка статьи: 3

    • Евгения Комарова, ой, не надо ругать католичество, тем более, если в оном не разбираетесь. Я всю жизнь была католичкой и не помню, чтобы мне не разрешали входить в алтарь или же о запрете посещать костел во время женских дней не слышала. В католицизме женщина все же более равна мужчине, чем в православии. А монахи в православии тоже ведь находятся в целибате, нет? И именно из них выбирают ваше высшее духовенство.
      Так что вопрос - где лучше - о-ч-е-е-нь спорный. Я не буду ругать православие, в нем тоже есть свои плюсы (которых я тут указывать не буду, потому как тема не та), но и другие мировые религии трогать не надо.

  • Татьяна Павликова Татьяна Павликова Мастер 6 августа 2011 в 23:08 отредактирован 6 августа 2011 в 23:09 Сообщить модератору

    Статья не понравилась, какие-то эмоции и сумбур... Непонятно, чего хочет автор - остаться православным вообще, а вот в части секса исповедовать что-нибудь по своему темпераменту, так что ли? Иначе шёл бы себе весь целиком, ну , хоть в буддизм - свобода же вероисповедания.
    Меня по мере читания удивило другое: 116 дней из 365, это значит - через два дня на третий... Автор, наверное, очень молодой мужчина))) Статистика (не только среди христиан, кстати) говорит, что "редкая птица долетает до середины Днепра, а если и долетит, то так гикнется..." и секс два раза в неделю остаётся мечтой семейных пар, подчас недостижимой... и совсем не постами и воздержаниями себя истязают люди до такого вот конца.

    Извините, посмотрела ваш профиль - вы священник. Но, тем не менее, такое вот от статьи впечатление осталось)))

    • Татьяна Павликова, по моему, автор никакой не священник...
      Из написанного видно, что Игорь Поляков не знаком даже с простыми православными истинами на этот счет. Да и в Бога не верует, и про Благодать не слыхал.
      А если уж и посещают такие мысли некоторых священников, надо срочно переквалифицироваться... например в сексологи. Рынок не востребован.

      Оценка статьи: 2

  • Светлана  Смирнова Светлана Смирнова Профессионал 6 августа 2011 в 22:48 отредактирован 7 августа 2011 в 09:36 Сообщить модератору

    Игорь Поляков, Вы подняли та-а-кую тему, на которую отваживались не многие. Я не теолог, но история мировых религий это часть нашей культуры, которая в итоге и формирует этнос. Если сказать простым языком: в христианстве, я имею ввиду наше православие, не только с сексом непорядок, там многое перевёрнуто с ног на голову. А оттого много деструктивного в нашей вере. Я согласна с автором. А если ещё читать между строк! Я не думаю. что это случайность...Всё естественное, всё сильное, всё новое, всё думающее-всё это грех! Осознание своей греховности сжигает верующего изнутри, ослабляет и парализует волю(если он не фанатик). У Василия Розанова есть очень горькие размышления о роли христианства в истории России. .Он, в частности, сказал:"В поле -сила, пол есть сила".А у нас это грех и грязь. Не во всех религиях так.И если взвесить на исторических весах какая религия сделала больше для укрепления и развития своего народа, то может оказаться, что это иудаизм...