Одно из неписаных правил автолюбителя говорит о том, что если увидел припаркованную у обочины моргающую аварийкой машину — обязательно остановись. Не пожалей пары-тройки потраченных на это минут, остановись и спроси у коллеги, не нужна ли ему какая-то помощь. И если нужна, открывай багажник и доставай из него буксировочный фал, или, как его называют Правила — гибкую сцепку. Или предложи то же самое сделать пострадавшему.
Сразу оговорюсь, что в статье пойдет речь о буксировке именно на гибкой сцепке. Просто потому, что она чаще всего встречается на практике. И это вполне объяснимо. Большинство из тех, кому может показаться интересной эта статья, имеют водительскую категорию «В». И буксировку методом частичной погрузки, когда в качестве буксирующего используется обычный легковой автомобиль, даже представить тяжело. А уж практически её осуществить…
Нет, теоретически и такое вполне возможно. Ведь под категорию «В» подходит и небольшой бортовой грузовичок с разрешенной максимальной массой до 3500 кг. И если очень постараться, то можно… Можно взгромоздить на него переднюю часть буксируемого автомобиля и буксировать его таким образом. Но сделать это удастся при наличии специального подъемного оборудования, которого на трассе, как правило, не найти. Так что и в этой ситуации буксировка, в подавляющем большинстве случаев, осуществляется именно на гибкой сцепке, припасенной (на всякий случай!) практически каждым из нас. В отличие от массивной конструкции жесткой сцепки, которую, если даже очень постараться, не в каждый багажник удастся запихнуть.
Итак, остановились у припаркованной на обочине неисправной машины. Выяснилось, что требуется её буксировка. Что делать?
В первую очередь, надо вспомнить — в каких случаях запрещена буксировка на гибкой сцепке? П. 20.4 ПДД запрещает буксировать таким способом:
— в гололед;
— два и более транспортных средства;
— мотоциклы без бокового прицепа;
— транспортные средства с неисправным рулевым управлением или тормозной системой.
В последнем случае считаю возможным обратить внимание на союз «или», который говорит о том, что ПДД запрещает буксировать любое транспортное средство, имеющее хотя бы одну из указанных неисправностей.
Если любое из обстоятельств, указанных в п. 20.4 ПДД, имеет место быть, единственное, чем можно помочь пострадавшему коллеге, так это дать ему телефон ближайшего эвакуатора. Хотя нет. Если у обочины припаркованы два неисправных автомобиля (что в реальной жизни практически не встречается), один из них вы сможете взять на буксир.
Для этого:
Первое. Убедитесь в исправности буксировочного крюка автомобиля, который надо будет взять на буксир. А также в надежности крепления крюка или буксировочной серьги. Например, нет ли рядом с местами их крепления сквозных раковин ржавчины. Если по той или иной причине вам не понравится сам буксировочный крюк или вызовет сомнение надежность крепления крюка или серьги, не испытывайте судьбу, отгоните в сторону чувство ложного стеснения — откажитесь от буксировки и посоветуйте коллеге вызвать эвакуатор.
Второе. По общему правилу буксировочный фал из багажника достает буксируемый. Но если вам по той или иной причине он не подходит (например, предлагаемый фал ранее уже был порван в нескольких местах, о чем красноречиво говорят затянутые на нем узлы, или его длина больше (меньше) рекомендуемых стандартов), опять же — не стесняйтесь, предложите свой.
Коль речь зашла о длине фала, напомню, что он должен быть не короче четырех и не длиннее шести метров. Если гибкая сцепка короче, то в случае торможения значительно возрастает опасность, что у буксируемого автомобиля может не хватить тормозного пути и он «въедет» в заднюю часть вашей машины. Излишне длинный фал позволяет буксируемому автомобилю значительно отклоняться от траектории вашего движения. Соответственно, на повороте он может выскочить на обочину (от которой совсем недалеко до кювета) или на полосу встречного движения. И то, и другое при определенных обстоятельствах может спровоцировать аварийную ситуацию.
Третье. Надежность крепления гибкой сцепки. Учитывая собственный опыт, считаю, что надежность крепления фала повышается, если его пропустить через крюк или серьгу буксируемого автомобиля, а буксировочный карабин закрепить на той части фала, которая уходит к буксирующей машине. При этом получившаяся петля должна быть плотно затянута на крюке или серьге.
Четвертое. Не забудьте договориться с буксируемым о знаках оповещения. Например, если он часто «моргает» фарами, значит, у него возникли какие-то сложности и он просит остановиться. Если вы подняли правую руку, то скоро будете притормаживать. На всякий случай обменяйтесь номерами мобильных телефонов. Вполне возможно, что на прямом участке трассы кто-то из вас сможет использовать и этот способ экстренной связи.
Пятое. До начала движения не постесняйтесь спросить у коллеги, ходил ли он раньше на «галстуке», и, если у него этого опыта нет, предупредите, что при неработающем моторе гидравлика тормозной системы требует значительно большего усилия при нажатии на педаль тормоза. Убедитесь, что во избежание заклинивания руля ключ вставлен в замок зажигания буксируемого автомобиля и повернут в нём. В холодное время года или в дождливую погоду окно со стороны водителя в буксируемом автомобиле должно быть приоткрыто. В этом случае окна не будут запотевать изнутри и, соответственно, человек, находящийся за его рулем, не «ослепнет».
Шестое. Учтите, что печка в буксируемой машине не работает. Её водитель в холодное время года (или суток) должен одеться потеплее. Если у вас есть лишний свитер — отдайте его коллеге. Перчатки тоже лишними не будут. Договоритесь, что как только водитель буксируемого автомобиля станет замерзать, он вам об этом посигналит. Чтобы вы остановились и он немного отогрелся в вашей машине.
Седьмое. Аварийное освещение должно быть включено на буксируемом автомобиле. У буксирующего оно работает в штатном режиме, чтобы и буксируемый, и все иные участники дорожного движения могли видеть, какой маневр вы собираетесь совершать (правый, левый поворот, торможение), и заблаговременно корректировали свои действия.
Восьмое. Трогание с места, движение буксирующего автомобиля по возможности должно быть плавным, без рывков. Торможение — заблаговременным и не резким. Максимальная скорость движения — не более 50 км/ч (см п. 10.4 ПДД). При этом неважно, где вы — на трассе или в населенном пункте. А при наличии ограничений — желательно ещё немного снизить скоростной режим. Километров на 5−10 по отношению к параметру, введенному соответствующим дорожным знаком. Чем меньше ваша скорость, тем больше времени у водителя буксируемой машины на то, чтобы оценить ситуацию, принять правильное решение и реализовать его.
Как говорит старая водительская мудрость — лучше на два часа позже быть дома, чем на полчаса раньше — в морге. Но будем надеяться, что следование тем правилам, о которых я только что рассказал, позволит избежать каких бы то ни было неприятностей при буксировании неисправного автомобиля.
А чтобы не стоять на обочине, виновато моргая аварийкой, перед дальней дорогой подгоните машину знакомым ремонтникам. Пусть они внимательно её посмотрят. Лишним оно не будет…
С 93-го по 03-й занимался перегоном подержанных машин из Германии, Польши , Литвы в Казахстан. Был случай, когда тащили мою "Хонду" на связанных ремнях безопасности от границы Латвии с Россией до Омска. За трое суток изучил задницу буксирующего " Гольфа" до мельчайших подробностей. А вообще-- не приведи, Господи...
0 Ответить
Золотые слова, Сергей. Не приведи...
0 Ответить
Константин Кучер, и другие мужики, всем спасибо. Много полезного и толкового
0 Ответить
И Вам, Александр, - БОЛЬШОЕ спасибо. Автор ведь никогда не пишет свой материал в пустоту. Всегда надеется, что написанное им кому-то будет интересным и пригодится для каких-то практических целей.
Естественно, я очень рад, если этот материал оказался восстребованным и пригодится кому-то из тех, кто его прочитает. Естественно, ввиду ограниченности объема, в статью попало не всё. Но какая-то часть сложных вопросов уже совместно с читателями разобрана в комментах. Удачи Вам на дорогах!
0 Ответить
если увидел припаркованную у обочины моргающую аварийкой машину – обязательно остановись.
Не советую.
Аварийку ныне принято включать когда надо и не надо - при остановке в неположенном месте, пописать на обочине на трассе, ну и пацанские терки разного рода подчас иллюминируются жалобным морганием поворотников.
Если нужна помощь - будь добр обозначить себя на местности и поднять руку.
Исключения - если водителю плохо и вы это заметили. Но тогда уже и не до буксировки.
По общему правилу буксировочный фал из багажника достает буксируемый.
))
Правила такого я не читал, но посоветую потенциальному буксируемому заранее достать трос, зацепить его на машину и выразительным жестом показать мне, проезжающему мимо - помоги, дружище! и только последний скот не поможет.
Иначе допустим торопящийся я вполне могу проехать и не помочь.
если он часто «моргает» фарами, значит, у него возникли какие-то сложности и он просит остановиться
Если вы подняли правую руку, то скоро будете притормаживать.
Чем танцы с бубном, просто начните притормаживать чуть раньше - нажимая на педаль достаточно чтобы сработала лягушка но недостаточно чтобы начать торможение.
Кста, полезный навык - видя в зеркале повисшего на хвосте стритсракера (таких развелось немеряно), полезно предусмотрительно мигнуть стопами а потом начинать тормозить. Но не делайте этого чтобы попугать - эти рейсеры такие обидчивые, и могут впасть в неадекват.
лучше на два часа позже быть дома, чем на полчаса раньше – в морге.
Да, это так.
И в статье упущено самое главное - если вы недостаточно опытный водитель - смело отказивайтесь от буксировки, не боясь прослыть невежливым. Исключение - необжитая местность.
Если опытный, то конечно не забудете предупредить - правая нога буксируемого ВСЕГДА должна находиться на педали тормоза, все проблемы с автоматической коробкой и повреждени морды при обрыве троса будут отнесены на счет буксируемого.
Удачи!
Оценка статьи: 3
0 Ответить
Спасибо, Сергей.
Замечания и советы все по делу.
В качестве частичного оправдания, про сигналы "стопами" я подробно расписал в комментах.
Да, про отказ от буксировки недостаточно опытным водителем я не написал. Но отметил, что это один из технически самых сложных автоприемов. А отсюда уже один шаг до того, что если не владеешь - не рискуй.
Хотя, здесь может быть и другая точка зрения. И, думаю, она тоже имеет право на существование. Если не делать, то не научиться никогда.
Сам я на галстук взял после Тихвина "обсохшего" мужичка через полгода после того, как права получил. А заправки тогда были довольно редко. И тащил я его почти до самой мурманской трассы, до Иссада. А это, без малого, сотня километров. На 4-метровом тросе. Да ещё и обгонял попутных "тихоходов". Молодой был, дурной...
А по обязательной остановке у машины с аварийкой - так уж, извините, ДОСААФовские инструктора когда-то учили. А теперь и я своим комсомольцам стараюсь это в их голову вдолбить.
Может, человек уже стоит на этой трассе кто его знает сколько. И как раз сейчас сел в машину, чтоб хоть от ветра и дождя спрятаться.
Остановись. Это от тебя потребует пары минут. Не надо - поедешь дальше. Но уже со спокойной душой и сознанием того, что сделал всё так, как надо...
1 Ответить
Константин Кучер, вот-вот! Если отказываться по неопытности от буксировки - как стать опытным в этом деле? Кто ж меня до заправки дотянет?
Когда начала ездить, был случай - не доехала 500 м до заправки, бензин иссяк)) внезапно!)))
А стала я там в 9 утра, в центре города на узкой улице..
Включила аварийку, вышла, стою. Все едут, матерят, ни одна зараза не остановилась. Тут доперло мне взять в руки трос (новый, желтенький). Стояла еще минут 15. Слава богу таксист ехал на ржавой шохе. Дотянул блондинко.
Так за эти 500 м он взял 50грн (=5 л бензина)!
Теперь всегда за баком слежу
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Татьяна Гридина, были ли на "новеньком,жёлтеньком" тросике красные флажочки через метр? И что прописано в ПДД на этот счёт?
"В ЦЕНТРЕ города на узенькой улице" Вы должны были по мобиле вызвать аврийную техпомощь и он отволок бы Вас за дешевле до заправки.
А таксист падла и не матрос.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Cпасибо, Александр, за отзыв и положительную оценку.
Чтобы тут народ зря не тратил время, читая всякую ерундистику, если Вам не сложно, киньте для интересующихся пару ссылок на статьи инета по теме или специализированную литературу.
0 Ответить
Константин Кучер, хочу поправить: буксирующий должен поднять левую, а не правую руку в случае торможения.
И необходимо добавить, про буксировку автомобилей с автоматической коробкой передач:
Можно буксировать, о только на невысокой скорости. И недалеко.
Положение рычага управления коробкой передач: "N"
Максимальная скорость буксировки: 70 км/ч.
Максимальная дальность буксировки: 150 км.
При неисправной коробке передач, скорости, больше чем 50 км/ч, или расстоянии, превышающем 150 км, автомобиль следует буксировать с приподнятыми приводными колесами. Так как при неработающем двигателе масляный насос коробки передач не функционирует, поэтому для больших пробегов и высоких частот вращения коробка смазывается недостаточно.
При использовании специального автомобиля для буксировки неисправных транспортных средств автомобиль можно буксировать только с приподнятыми приводными колесами.
Буксировка автомобиля с целью пуска двигателя в случае автомобиля с автоматической коробкой передач невозможна.
0 Ответить
Присоединяюсь к Сергею. Спасибо, Зак, за важную дополнительную информацию об особенностях буксировки автомобилей с АКП.
По поводу рук, я всегда договариваюсь с буксируемым о том, что именно поднятая правая рука предвестник предстоящего торможения, т. к.:
- правую руку буксируемому лучше видно через заднее стекло буксирующего, в то время как левая довольно часто может быть закрыта задней левой стойкой и, соответственно, буксируемый может не увидеть вашего сигнала,
- правая рука отвечает за коробку передач и потому более свободная, чем левая, в зону ответственности которой входит руль.
Но это - моя позиция и мои доводы. У кого-то доводы могут быть иными. Поэтому, на мой взгляд, не принципиально, какой рукой подавать сигнал. Главное, чтобы буксируемый четко понимал - какой сигнал вы подаете, и правильно реагировал на него.
0 Ответить
Константин Кучер, а почему взаимно не использовать обычный звуковой клаксон ? Особенно буксируемому. Или фарами?.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Сергей, согласно п. 19.10 ПДД, звуковые сигналы могут применяться только:
- для предупреждения других водителей о намерении произвести обгон вне населенных пунктов;
- в случаях, когда это необходимо для предотвращения дорожно-транспортного происшествия.
Третьего не дано. Поэтому использовать звуковой сигнал, как предупреждение о предстоящем торможении, вообще-то нельзя. Запрещено правилами.
Мигать фарами в этих же целях бессмысленно. О предстоящем торможении буксирующий (тот, кто впереди) предупреждает буксируемого (того, кто сзади). Фары у машины, сами понимаете, впереди. Поэтому мигай ими, не мигай - сзади этого всё равно не увидят.
Если о предстоящем торможении надо предупредить световым сигналом, то для этого лучше кратковременно и совсем немного нажать на педаль тормоза. Тогда у вас сзди загорятся красные стоп-сигналы. Так называемые "стопари". Их буксируемый явно увидит. Чтобы он понял, что "стопари" зажглись не случайно, желательно нажатие на педаль тормоза сразу же повторить, продублировать. Повторное мигание стоп-сигналами - тоже часто встречающееся на практике предупреждение буксируемого о предстоящем торможении.
0 Ответить
Константин Кучер, можно принять к сведению. "Стопари" имеют и более приятный смысл.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Зак Бронко, за ценную инфу об автоматах КПП. Слышал, что и буксировать автомобилем с АКПП не рекомендуется.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Первое. Если кто скажет, что буксирование на гибкой сцепке не только сложный, но и достаточно редко встречающийся технический прием, - спорить не буду. Действительно не каждый день мы буксируем. И нас буксируют - тоже, не часто. Но всё равно, когда-то приходит день, и вас берут "на галстук". Или вы становитесь буксирующим. Во всяком случае, мне неоднократно приходилось бывать и тем, и другим. Так что надеюсь, что написанное мною когда-то кому-то да пригодится.
Второе. Статья на Школе имеет ограничения по объему. Не всё и не всегда удается в неё "запихнуть".
Вот, например, - пассажиры, которые ехали в неисправном легковом автомобиле. Что делать с ними? ПДД не требует, чтобы мы их пересаживали из буксируемой в буксирующую машину (см п. 20.2 ПДД - При буксировке на гибкой ...сцепке запрещается перевозка людей в буксируемом автобусе, троллейбусе и в кузове буксируемого грузового (!!) автомобиля - заметили, о легковушке - НИ СЛОВА?!).
Я обычно всё-таки пересаживаю людей.
1. На мой взгляд, исправный автомобиль всё-таки безопасней неисправного.
2. Без пассажиров буксируемый автомобиль легче, т. е. - менее инерционен. А значит больше шанс, что буксируемый вовремя затормозит и не въедет вам в "зад".
НО! У любой медали есть две стороны. Если пассажиров оставить в буксируемом автомобиле, он будет тяжелее, и, соответственно, более инерционен. Т. е. он будет меньше отклоняться от траектории движения буксирующего автомобиля. Например, на повороте.
Получается, что многое будет зависеть от длины фала. Если он ближе к шести метрам, предпочтительнее оставить людей в буксируемом легковом автомобиле.
Если гибкая сцепка будет ближе к 4-м метрам, лучше пассажиров пересадить в буксирующий автомобиль.
С пассажирами - это только один из случаев, который вынужденно остался за рамками статьи.
Но ведь для этого и существуют комментарии. Чтобы восполнить то, о чем автор не смог. Или забыл.
Поэтому буду искренне благодарен всем, кто сочтет возможным отозваться по этой непростой, но, как мне кажется, важной теме...
0 Ответить
Константин Кучер, о флажках на фале (трос, буксир), а езда без них - самое популярное нарущение ПДД. Фалы (тросы, буксиры) наверное и сейчас продаются без флажков через метр ? Предполагается, что их нацепит покупатель. Продавать фалы без флажков - это глупость, которую надо преодолеть. С этим согласился ещё Я.Голованов, с которым я обсуждал эту проблему.
Здесь буксировка на фале не катит, только частичная погрузка передком, задом или полностью. Вызов аварийки по мобиле.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Сергей, по поводу первого абзаца, поскольку второй я не понял.
Внимательно читаем правила. В частности ч. 2 п. 20.3 ПДД - Гибкое связующее звено должно быть обозначено в соответствии с п. 9 Основных положений.
Раскрываем п. 9 "Основных положений по допуску транспортных средств (ТС) к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения (ДД)". Цитирую - "Предупредительные устройства для обозначения гибких связующих звеньев при буксировке механических ТС должны выполняться в виде флажков или щитков размером 200 x 200 мм с нанесенными по диагонали красными и белыми чередующимися полосами шириной 50 мм со световозвращающей поверхностью.
На гибкое связующее звено должно устанавливаться не менее двух предупредительных устройств".
Не менее двух (т. е. два - ДОСТАТОЧНО) НА ОДНО связующее звено. Т. е. согласно Основных положений, вне зависимости от того какой - 4-х, 5-и или 6-и метровый - у вас фал, двух предупредительных устройств на него - достаточно. Где Вы прочитали о необходимости установки на гибкую сцепку "флажков через метр"? Такого нет ни в ПДД, ни в Основных положениях.
Вы правы в другом. И сейчас стандартный автомобильный фал продается в магазине без предупредительных устройств. Причем, обратите внимание, предупредительные устройства - это отнюдь не элементарные одноцветные красные флажки из обычной материи - "флажки или щитки размером 200 x 200 мм с нанесенными по диагонали красными и белыми чередующимися полосами шириной 50 мм со световозвращающей поверхностью.
Ни у кого из знакомых мне автолюбителей такого и в помине нет. Меня тоже ни разу не останавливали и не штрафовали за отсутствие этих "предупредительных устройств" на фале. Я - не призываю к нарушению ПДД или Основных положений. Просто в любом законе есть своя внутренняя логика. Для чего нужно предупредительное устройство? Чтобы все участники дорожного движения (ДД) видели саму гибкую сцепку и понимали - вот буксирующий, вот буксируемый автомобиль. Сейчас стандартный фал выполняется из витой искусственной нити разных цветов - белой и красной, красной, синей и белой и т. п. Сочетание этих красок сразу бросается в глаза на трассе и любой участник ДД понимает, в чем дело. Часть нитей в стандартном, продаваемом в магазине фале, покрыта светоотражающим слоем. Т. е. сейчас, на мой взгляд, сам фал (весь, на всем своем протяжении) выполняет роль предупредительного устройства.
0 Ответить
Константин Кучер, в старых правилах можно найти о флажках через метр. Всё-таки флажки лучше бросаются в глаза, даже цветной фал с светоотражающей нитью днём не так бросается в глаза: может оказаться на подобном фоне. В статиститке ДТП на этой почве мало, но ПДД надо чтить.
По п.2 . Здесь (в США) только как написал: гибкий буксир, видимо, вообще запрещён.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Сергей...
По запрету гибкого фала в США я бы, например, даже не удивился. А как эвакуаторы?! Разреши гибкий фал и целый слой бизнесменов окажется БЕЗ РАБОТЫ! Они, наверное, такого даже в самом плохом сне представить себе не могут!
0 Ответить
Константин Кучер, ограничений на скорость с жёсткой сцепкой нет: прут в общем потоке. Буксировку на гибком фале даже представить затруднительно. Негабаритные, тяжёлые экскаваторы и пр. тоже везут быстро с сопровождающими машинами спереди и сзади.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Спасибо за замечание, Сергей. Имевшуюся в тексте неточность поправил. И в России, и в Европе ограничение максимальной скорости при буксировке - 50 км/ч. При этом неважно, какой применяется вид сцепки - гибкая или жесткая.
Правда, на практике на трассе этого, как правило, никто не придерживается. 70 км/ч самая распространенная скорость буксировки. Конечно, если погодные условия позволяют.
Это, как движение с прицепом. Согласно ПДД - не более 70 км/ч. Сколько ни езжу, ни одной фуры, двигающейся с такой скоростью не видел. Минимум - 90.
Естественно, имею в виду исправные ТС. А то нередко можно встретиь наши КамАЗы (чаще всего груженные металлоломом сверх всякой меры), что ползут км 50 в час, не больше. Но это не потому, что они не хотят быстрее. Хотят. Но не могут...
0 Ответить
Константин Кучер, здесь я вижу фуры(траки) на короткой жёсткой сцепке заводского изготовления. Прицеп отстоит от ведущеё фуры примерно на метр, около того. Вместо гибкой сцепки возможна складная жёсткая, которой найдётся место в багажнике. Руль можно застопорить.
Можно проработать вариант с частичной погрузкой ...домкратом на буксировщик, если поднимать за колесо.
Вылезать с такими рацухами крайне рисково, но так хочется выпить шампанского !
Оценка статьи: 5
0 Ответить