• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Андрей Рябоконь Грандмастер

Великий Авиценна

Авиценна — так называли его в Европе. Avicenna — это латинизированное имя. На самом деле его звали Абу-Али Ибн-Сина, или точнее, Абу Али Хуссейн ибн Абдаллах.
Иногда его, уникального лекаря и естествоиспытателя, одного из величайших учёных и философов Средневековья, математика и поэта народов Средней Азии, называют великим иранским учёным — иногда великим арабским…

На самом деле Абу-Али Ибн-Сина родился в селении Афшана близ древней Бухары. И произошло это в один из жарких августовских дней в 980-м году, ровно 1031 год тому назад.

В те далёкие времена узбекская нация только ещё формировалась, множество племён и народов населяли обширные земли «Середины мира» — культурного центра огромнейшей Азии. И, наверное, не стОит сейчас «приватизировать» имя великого человека ни одному из современных азиатских государств. Сейчас Бухара — узбекский город. Равно как Гургандж (Ургенч), столица Хорезма. Отсюда рукой подать до Туркмении (каких-то полсотни километров!) — именно из этого региона тюркские племена в начале Средних веков двинулись на просторы Малой Азии, разрушая великую православную империю — их потомки, современные турки, основали на развалинах древней Византии мусульманскую страну, которая ныне именуется Турцией.
Но в 1012 году (почти тысячу лет назад) Ибн-Сина перебрался в Иран, где долгое время был придворным врачом и визирем — то есть министром. А его «Книга знания» написана на дари — языке предков современного таджикского народа. Мог Абу-Али Ибн-Сина говорить и по-арабски.
Понятно, что сейчас присваивать учёному древности современную национальность «узбек», «таджик», или «иранец», по меньшей мере, безграмотно.
Авиценна — сын азиатских народов и светоч народов европейских! Недаром его «Канон врачебных наук» долгое время считался настольной книгой европейских врачей и выдержал более тридцати изданий на разных языках. «Канон…» по праву можно считать ГЛАВНОЙ книгой Абу-Али Ибн-Сины.
Сперва же вспомним и об иных его трудах. Тем более, что Авиценна — автор более ТРЁХСОТ сочинений!..

В своей «Книге исцеления», а также в «Книге знания», Абу-Али Ибн-Сина, опираясь на учение Аристотеля, разработал своё собственное философское учение. Ибн-Сина признавал объективность бытия, неразрывную связь материи и движения. Он считал, что в мире царит всеобщая естественная закономерность. Ибн-Сина колебался между идеализмом и материализмом. Утверждая вечность материи, он вместе с тем признавал сотворение мира Богом. В противоречии со своей оценкой определяющей роли чувственного опыта в познании, он отрывал от опыта деятельность «разумной души». Но ведь и сейчас, тысячу лет спустя, у людей в этих вопросах нет единого мнения! Нет единства и по многим другим вопросам…

В области логики Абу-Али Ибн-Сина выводил формы мысли из форм бытия и внёс по ряду вопросов дополнения и даже исправления к логическому учению Аристотеля.
Абу-Али Ибн-Сина много и плодотворно занимался проблемами естествознания — геологии, минералогии, ботаники, зоологии, химии, механики, астрономии. Он подвергал критике астрологические суеверия (странно, что и сейчас, по прошествии десятка веков, многие люди «читают судьбу по звёздам», СОВЕРШЕННО не зная карты звёздного неба и ни на грамм не разбираясь в астрономии!!! А другие люди им, представьте, верят).

Мусульманское духовенство (в лице не самых образованных его представителей) обвиняло Авиценну в ереси, «пойдя по стопам» европейской католической инквизиции, а многих последователей Ибн-Сины преследовало за безбожие.
Тем не менее, труды Абу-Али Ибн-Сины оказали большое влияние на развитие прогрессивных тенденций средневековой философии, способствовали подготовке опытного естествознания.
В начале очерка учёный назван поэтом — и правда, Абу-Али Ибн-Сина известен был и как поэт, писавший на языке дари стихи в форме народных четверостиший — «рубая» или «рубои».

Всё же Авиценна, сделавший много нового в самых разных областях знания (и даже в поэзии!), был в первую очередь крупнейшим врачом Средневековья.
Он внёс ценный вклад в теорию и практику медицины, в анатомию и физиологию человека, в хирургию, терапию, диагностику, фармакологию…

Классический труд Авиценны «Канон врачебных наук» (или «Канон врачебной науки») появился на свет в 1020-м году, логично следуя за опытом великого учёного и практика — Ибн Сина обобщил в нём не только свой личный врачебный опыт, но и обширный медицинский опыт того времени. Между прочим, Авиценна уделил внимание лекарствам индийского и китайского происхождения, обобщив данные народной медицины и обогатив их своим опытом — как в мудром высказывании: «Доверяй — но проверяй!..»
«Канон врачебных наук» состоит из пяти книг. Наряду с теорией медицины две книги из пяти посвящены описанию лекарственного сырья, лекарственных средств, способам их изготовления и употребления.
Авиценна хорошо знал целебные растения: из 2600 лекарственных средств, описанных в «Каноне…», почти полторы тысячи — это средства растительного происхождения.

«Канон…» переведен был уже в 12-м веке на латинский язык (издан печатной книгой в Милане спустя пару веков — аж в 1473-м!) и пользовался, как здесь отмечалось, широкой популярностью в Средние века — причём не только в Европе, но и за её пределами.

Умер Абу-Али Ибн-Сина в 1037 году, прожив менее 60-и лет…

Совсем скоро, через 9 лет — в 2020-м — человечество будет отмечать тысячелетие знаменитого «Канона врачебных наук». И это событие мирового масштаба, без сомнения, запомнится многим.
А мне больше всего запомнилось его врачебно-поэтическое высказывание (из «Канона врачебных наук») по поводу мелиссы — она, эта душистая, ароматная травка, поддерживая и вылечивая сердечные болезни, «…окрыляет сердце и просветляет ум»!..
Согласитесь, фраза, достойная великого поэта — и великого врача!

***

Статья опубликована 16.08.2011
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (5):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: