Виктор Цой отреагировал на запросы времени несколько запоздало, но зато мощно. Во-первых, снялся в финале идиотского фильма «Асса» с мощным проходом по коридору и песней «Перемен!». К перестройке эта старая песня никакого отношения не имела, но в контексте фильма и времени выглядела именно так. По моему мнению, выступление Цоя — это единственный эффектный момент в фильме. Кстати, группа КИНО этот фильм также посчитала идиотским, а одиозную песню сразу же окрестила «Пельмень». Но свою роль «Асса» сыграла.
К этому времени подоспел и альбом «Группа Крови», записанный у Вишни — один из лучших, если объективно не лучший, альбом КИНО. Цой учел уроки Кости Кинчева («Попробуй спеть вместе со мной» — ну явный кивок), сменил разгильдяйскую манеру пения на суровое бурчание, а из своего творческого багажа извлек чуточку запылившуюся героическую струну. Странно, но первая презентация материала «Группы крови» на рок-фестивале 1987 г. прошла холодно. Цой обиделся, ибо понимал, что альбом — бомба.
Эта бомба в сочетании с «Пельменями» из «Ассы» разорвалась с оглушительным грохотом в 1988 году, зазвучав почти из тысяч магнитофонов по всей стране. Что ни песня — то хит! К тому же он еще не был столь однотонным, как последующие альбомы. В нем было место и романтике улиц («Закрой за мной дверь»), и шуткам («Бошетунмай»), и даже хулиганству (хотя дурковатая песня «Эй, прохожий, проходи!» явно не вписывалась в альбом). Но в основном господствовала героика эдакого «одинокого воина» (без Брюса Ли не обошлось, Брюску Цой любил). К переменам Цой призывал, общество критиковал («Спокойная ночь», «В наших глазах», «Действовать будем мы»), но делал это в отстраненной скрытой манере, что помогло песням не опошлиться с окончанием перестройки.
Не успела отгреметь «Группа Крови», как Цой уже отправился в Алма-Ату сниматься в «Игле». КИНО на всех парах набирает популярность, догоняя и обгоняя разваливающийся на глазах НАУТИЛУС.
Альбом «Звезда По Имени Солнце» (1989)
Следующий альбом, с блестящим и астрономически грамотным названием (хотя, по-моему, среди звёзд наше светило носит уничижительное название «желтый карлик»), был записан еще в начале 1989 г. Но так как «Группа Крови» еще не отработала свое, музыканты решили выпуск на полгода попридержать. Альбом записывался на студии Валерия Леонтьева, чем часто и оправдывают слишком «гладкое» звучание. Хотя мощное электронное вступление «Песни без слов» и последующий хит про Солнце поначалу обнадеживали, дальше не было ничего принципиально отличного от саунда «Группы Крови», а особенно утомляли бесконечные однообразные проигрыши в конце. Даже наметившаяся русская распевность не была обыграна должным образом. Тексты продолжали ту же сурово-героическую тему, только стали намного печальнее.
Нет, прямо-таки плохим альбом назвать нельзя, но возникла опасность топтания на одном и том же месте. Кроме собственно «Звезды…» огромную и популярность снискала песня про пачку сигарет, которую лично я поначалу и не выделил.
В этом же году выходит фильм «Игла», продюсером КИНО становится Ю. Айзеншпис, ну, а Цой становится если и не «Солнцем русской поэзии», то настоящей «звездой».
"Черный альбом" (1990)
Надо сказать, что все концерты Цоя, которые я видел в 1990 году, производили удручающее впечатление. Один мой друг, вернувшись с такого концерта, в сердцах сказал, что лучше он будет слушать песни Цоя на общаговской кухне в моем исполнении.
И действительно. Напрягаться в группе КИНО уже никто не хотел. Играли средненько (да и играть там особо нечего), от пластических па на сцене Цой, к сожалению, отказался — взял в руки гитару и по примеру Бутусова «окаменел» у микрофона. Пение же превратилось в монотонное бурчание. Творчество, видимо, тоже не собиралось съезжать с накатанной колеи.
В посмертно вышедшем «Черном альбоме» нет вообще никаких новых находок ни в аранжировке (хотя это можно понять), ни в песнях. Мелодически они были неплохи, но подобное мы слышали уже сто раз. Тексты новых песен вообще не радовали (кроме, может быть, «Я жду ответа» и «Муравейник»): то же самое, только вид сбоку. Набирающие моду в рок-музыке русские распевы и обороты также использовались обильно, но меня почему-то не радовали.
Понятное дело, альбом «добили» несколькими старинными песнями, как-то «Когда твоя девушка больна» (написана не позже 1988 г.) и «Следи за собой» (написана не позже 1987 г.). Возможно, в связи с трагедией последняя (как мне кажется, изначально ироничная) звучит как-то пророчески грустно.
Вот, собственно, и всё. Исчерпал ли себя Цой? Ушел ли он «спелым яблоком»? Я думаю, обсуждать это бессмысленно и некорректно. И у АКВАРИУМА, и у НАУТИЛУСА, и у ДДТ открывалось «второе дыхание». В том, что Цой еще бы нас удивил, я почти уверен. Может быть, выпустил бы новый альбом «Это — не любовь — 2», ведь была же у группы КИНО шальная идея создать под подобные песни мальчуковый проект, как ответ ЛАСКОВОМУ МАЮ!
Конечно, мне уже не 18 лет и удивить меня «молодежной» музыкой всё сложнее. Зато любовь юных поколений, родившихся уже после гибели Цоя не тускнеет, они продолжают слушать песни 20-летней давности и ощущать их своими. И какое им дело до моего старческого брюзжания…
Сергей Курий, пишете очень хорошие статьи. На мой взгляд, самые лучшие песни Цоя, действительно, с альбома "Группа крови". Но мне больше нравится не сам альбом, а сольные концерты Цоя под акустическую гитару - энергетика просто бешенейшая! А вот Каспаряна хорошим мелодистом, а тем более хорошим инструменталистом назвать никак не могу - убожество. Более того, он сейчас и так испортившегося Бутусова портит в проекте Ю-Питер.
0 Ответить
Андрей Лебедкин,
Спасибо!
Насчет Каспаряна не знаю... Свой почерк у него есть. Соло для "Пачки Сигарет" сочинил именно он. Единственное, что меня сильно напрягало - это однообразные и длинные гитарные проигрыши в КИНО. Вообще группа как-то слабовато работала над аранжировками.
0 Ответить
-Как это - запоздало? Он физически, в силу своего возраста, раньше отреагировать не мог.
Для молодых талантов разница в возрасте 4-5 лет (например, у Цоя с Шевчуком, Кинчевым...) - срок весьма существен.
Другое дело, сколько талантливых или просто способных не смогли отреагировать вовсе...
А вот ушёл он слишком рано, на взлёте...
0 Ответить
Леонид Алексеевич Ковтун,
Я просто имел в виду, что другие отреагировали быстрей. Возраст, мне кажется, здесь не причем - Цой в 20 лет уже был сложившимся своеобразным музыкантом. Аналогов и предтеч альбома "45" я так и не обнаружил. К слову, не только Кинчев повлиял на Цоя, но и Цой (еще раньше) влиял на Кинчева ("Троллейбус", "Последний герой").
Цой действительно ушел на взлете. На взлете популярности. Но последние песни ИМХО были не очень интересны. Однако, уверен, перспективы были еще далеко не исчерпаны.
0 Ответить