Чудесное видение во Влахернах
Это случилось в 910 году (или чуть позже, по другим источникам) во Влахернах, северо-западном пригороде Константинополя — месте императорской резиденции. Горожане молились о защите города в войне с сарацинами в храме Богородицы, где хранились священные предметы Девы Марии, перевезенные из Палестины еще в V веке: риза, мафорий (покров) и часть пояса.
Чудо произошло во время всенощной службы 1 октября (то есть 14-го по новому стилю), и лицезрели его Андрей Блаженный со сподвижником своим Епифанием: Богородица, появившаяся под куполом в сопровождении Иоанна Крестителя и Иоанна Богослова, распростерла над молящимися свое головное покрывало, блиставшее «паче лучей солнечных».
Но почему же это свидетельство было воспринято как непреложный факт? Причиной явилось то, что Андрей был на ту пору известной личностью. Ему, славянину по рождению, досталась непростая судьба: в молодости воевал, попал в плен, был отправлен в Константинополь и продан в рабство некоему Феогносту.
Хозяин, убедившись, что приятная внешность юноши сочетается с добрым нравом, назначил его своим довереннейшим слугой, а затем отдал для обучения священным книгам, к которым у Андрея обнаружилось сильное влечение. Он много молился, часто ходил по церквям, много читал.
Однажды, приняв подвиг во славу Бога от ангела, явившегося во сне, облачился в рубище и понес бремя юродивого: просил милостыню, которой делился с другими нищими, безропотно терпел тяготы голодного существования, выносил побои и насмешки.
За великое терпение и смирение получил дар пророчества, в истинности которого люди убеждались много раз. Скончался Андрей Блаженный в 936 году, день его памяти приходится на 15 октября (2-е по ст. стилю), то есть на следующий день после нынешнего Покрова.
И, быть может, символично, что восковая икона Влахернской Богоматери, уцелевшая в перипетиях константинопольской истории, в конце концов оказалась в России. В наше время она хранится в Государственной Третьяковской галерее.
Славянские традиции
В Русской православной церкви почитание памяти о чуде явления Богородицы во Влахернах было установлено около 1164 г., инициатором и проводником этой идеи был князь Андрей Боголюбский. В 1165 году по его велению воздвигнут храм Покрова на Нерли — уникальный шедевр отечественного зодчества.
Образ Богородицы был любим народом, который с радостью воспринял праздник. Тем более, что он вполне соответствовал более давним традициям народного календаря.
Снег, выпавший 14 октября, испокон называли снежным покрывалом земли, которую с этого дня нельзя было беспокоить до весны никакими действиями, будь то возведение забора или установка памятника на могиле. Белорусы в деревнях и сегодня повторяют: «На Пакроу зiма закрывае лета, а Бог пячатае землю, i пасля гэтага дня да вясны нiхто не можа яе чапаць».
Готовясь к Покрову, хозяева утепляли дома: конопатили пазы в стенах, промазывали оконные рамы. Да не просто так, а с приговорами: «Батюшка Покров, покрой нашу избу теплом, а хозяина добром» (или «животом», то есть, надели здоровьем).
Кроме того, 14 октября нужно было протопить избу дровами из яблоневых веток, чтобы было тепло в ней всю студеную пору года. С Покрова скот переводили на зимнее содержание, и по этому случаю домашней животине устраивали пир, подмешивая в сено зерно и солому из последнего «пожинального» снопа. Это делалось для того, чтобы уберечь живность от бескормицы и болезней.
Молодухи старались обезопасить себя от «призора недоброго взгляда», сжигая в овине старые соломенные матрасы. Старшее поколение сбрасывало в огонь изношенные лапти, «прибавляя себе ходу на зиму». Детвору обливали на пороге дома водой через решето.
В это день полагалось также печь блины, чтобы «запекать углы». Смысл обычая заключался в расчете удачно перезимовать, уберечь семью от напастей и каких бы то ни было потерь. И хозяйки, хлопоча у печи, бормотали присловье: «Покров-Покров, натопи избу без дров».
А еще бытовало поверье, согласно которому обильный снегопад на Покров предвещает большое количество свадеб. Об этом стоит рассказать поподробнее.
Свадебные приметы
Покров связывался с покровительством и, памятуя о материнском подвиге Богородицы, славяне прежде всего надеялись на счастье своих детей. С Покрова начинались осенние свадебные недели, а брак, заключенный в это время (с 14 до 28 октября), считался самым благоприятным для будущих отношений в семье молодоженов.
На Покров красны девушки приговаривали: «Мать — Покров, покрой мать сыру землю и меня, молоду»; «Покров-батюшка, покрой землю снежком, а меня женишком!»; «Мать — Покров! Покрой землю снежком, а меня, молоду, платком».
Покрывать голову в обязательном порядке должна была замужняя женщина, для которой показаться без головного убора означало совершить большой грех (отсюда и выражение «опростоволоситься»). О несостоявшейся невесте говорили со вздохом: «Не покрыл Покров, не покроет и Рождество».
А на церковной заутрене потенциальные невесты ставили праздничную свечу со словами: «Пресвятая Богородица, покрой мою голову красным кокошником, золотым назатыльником». Да торопились поскорее отправиться в храм, так как считалось: кто раньше свечу поставит, тот раньше и замуж выйдет.
Были и другие свадебные приметы на Покров. При подозрении на соперничество в любви, девушки произносили в этот день «остудные» слова о том, чтобы милый не заглядывался на разлучницу, а та не вставала на пути. Родители парубка в Малороссии каждому дню недели давали имя девицы на выданье из окрестных мест, и по погоде в этот день судили, какой супругой она окажется.
Молодежь устраивала гулянья по обычаю: «если Покров весело проведешь, дружка милого найдешь». Девушки собирались в одном доме, готовили и накрывали стол вскладчину, плясали и пели, кое-где наряжаясь для потехи.
Приходили на вечерины парни, угощали конфетами да орехами. Считалось удачей для девушки получить подарок на таких посиделках (только не ножницы и не иголку), а лучше всего — перстенек:
Если миленький колечко
Подарит в Покров, любя,
Должно знать мое сердечко,
Скоро замуж выйду я.
* * *
Да, немало примет связывали наши предки с Покровом. Значимый это был день, и все встречали его с надеждой на счастливое будущее. Так пусть оно, будущее, таким и будет.
Что-то я не понимаю. В статье говорится, что в связи с утверждением праздника Покрова православной церковью последовала реакция: Образ Богородицы был любим народом, который с радостью воспринял праздник. Тем более, что он вполне соответствовал более давним традициям народного календаря.
Многие народы мира помнят и уважают традиции, предшествовавшие установлению современных мировых религий. В Исландии, например, 96 % населения - лютеране, но церковь не препятствует прихожанам отмечать "допрошлые" даты, полагая их культурной, а не религиозной традицией.
Да и зачем спорить о том, "кто первей" устроил чествование в определенный день? Это означает, в конечном счете, перевод темы в область богословской полемики, в которой всякая конфессия признает истинной только себя. И дальше речь может идти только о большей или меньшей мере веротерпимости.
Что до меня, так думаю, что главное - чтобы вера была в душе человека, а не подменялась и не разменивалась на идолопоклонство многим богам или одному избранному.
0 Ответить
Что, просто тролите и все?
0 Ответить
Александр Петров, я за полноценную информацию, а то что Вы увидели в моем сообщении наживку и пытаетесь подергать за поплавок, на это ваше право.
0 Ответить
Покров - языческий праздник, современная религия "перетянула одеяло" на себя, подсунув Машу с ее платком...
1 Ответить
Александр Недошивин, - не совсем так. Праздник-то христианский, а, вот, в праздновании его присутствуют преимущественно элементы народной веры, т.е. "язычество".
На Часкоре оч хорошая статья об истории этого праздника есть - "Под покровом дня"
0 Ответить
Платон Прохоров, праздник-то христианский, только вот основа для него из другой оперы.
0 Ответить
Александр Недошивин, сколько не искал, не нашел языческой основы в христианском празднике. Может поможете?
0 Ответить
Александр Петров, в начале осени - следуют два христианских праздника, связанных с девой Марией: рождество пресвятой Богородицы и Покров день (21 сент. и 14 окт. соответственно). Между этими "женскими праздниками" находится осеннее равноденствие. И вновь здесь присутствует природный символизм: после того, как сбор урожая заканчивался, древние земледельцы благодарили "матушку-Землю" за предоставленные блага. В этот день особым почитанием пользовались женщины-богини, впоследствии так же рождавшие божественных сыновей: в Египте всеобщее поклонение имела богиня-мать Исида, у греков - Гея, у финикийцев - Астарта, у вавилонян - Иштар, на Руси чествовались "Мать Сыра Земля" и легендарная прародительница славян богиня Лада.
1 Ответить
Александр Недошивин, и все это вы за уши хотите привязать к христианству? Поверьте, что это смех да и только. Но... блажен, кто верует. Удачи вам.
0 Ответить
Александр Петров, наоборот - хочу отвязать... попробовал поверить, увы, не получилось - прослезился. За пожелание мерси!
1 Ответить
Александр Недошивин, мой юный друг, эк вы зашорены то. Одного слова - верить и то боитесь. Вы не догадываетесь, что верить можно не только в Бога? Вот вы же во всякую .. хм... верите.
0 Ответить
Александр Петров, Ваш интеллект для меня не досягаем. Прощайте.
1 Ответить
Александр Недошивин, можете обосновать?
0 Ответить
Александр Петров, а зачем?
0 Ответить
Александр Недошивин, ну это же почти с каждым религиозным праздником так, какой не возьми ))
А еще хотелось бы добавить, что неспроста Покров считался идеальным для свадеб. Просто в это время заканчивались полевые работы, в закромах было полно.
А вот в мае все только начиналось. И молодые, которые женились бы весной, по мнению стариков "маялись бы дурью", вместо того, чтобы работать в поле. Не говоря уже о том, что запасов к маю оставалось мало, не до пиршеств в это время было.
Потому и говорят по старой памяти, что тот, кто женится в мае, потом "всю жизнь мается".
Но это разумеется просто отголосок прошлого )
Оценка статьи: 5
0 Ответить