Вспоминая о визите Маршака в Италию, его коллега пишет: «…Наш дорогой Маршак уронил свои очки, потом наступил на них и раздавил — вот ужас: запасных очков не оказалось. Таких историй было много: вечно что-нибудь забывалось, терялось и так далее. Принимая во внимание римскую жару, сирокко и все дополнительные хлопоты, которые возникали из-за рассеянности Самуила Яковлевича, мы иногда пробовали читать ему нотации. Ничего не помогало, приходилось принимать его таким, каким он был. Тем более что он был очарователен».
Другим прообразом Рассеянного для Маршака послужил авторитетный ученый в области химии и физики, профессор
Еще одним ученым, славившимся своей рассеянностью, был Исаак Ньютон. Однажды его застали на кухне в тот момент, когда он держал в ладони куриное яйцо и внимательно его изучал. Рядом в кастрюльке кипела вода. И это бы полбеды — но, пока Ньютон удовлетворял свое любопытство по отношению к яйцу, в кастрюльке печально варились карманные часы. Сэр Исаак вполне мог, отправившись обедать, спокойно пройти мимо столовой, выйти на улицу и только там вспомнить, куда направлялся. Ну, а на обратном пути забывал о своей цели опять и поднимался в комнату наверху.
Другой пример рассеянности — ученый-географ Жак Паганель, роль которого в замечательном советском фильме «Дети капитана Гранта» блестяще сыграл Николай Черкасов. По рассеянности Паганель выучил вместо испанского португальский язык. По ошибке попадает на принадлежащую лорду Гленарвану яхту «Дункан». В результате описки Паганеля в письме спасена жизнь всего отряда. Весь сюжет развивается на основе оплошностей и невнимательности Паганеля.
Гоголевская героиня из «Ивана Федоровича Шпоньки…» отличается несколько другим видом рассеянности. Василиса Кашпаровна хочет женить Шпоньку и мечтает о внуках. «Часто, делая какое-нибудь пирожное, которое вообще она никогда не доверяла кухарке, она, позабывшись и воображая, что возле нее стоит маленький внучек, просящий пирога, рассеянно протягивала к нему руку с лучшим куском, а дворовая собака, пользуясь этим, схватывала лакомый кусок и своим громким чавканьем выводила ее из задумчивости, за что и бывала всегда бита кочергою».
Из более современной литературы, из Улицкой, другой пример. «Павел Алексеевич… просто слонялся по квартире, натыкаясь то и дело на маленькие записочки, которые его жена Елена писала самой себе. Трогательные записочки, начинавшиеся всегда одними и теми же словами: не забыть… А дальше шло — купить яблоки, сдать белье в прачечную, отдать в починку сумку… Забавно было, что записочек этих было много, и написано было все одно и тоже — яблоки, прачечная, починка…»
И в нашей обыденной жизни мы часто страдаем от невнимательности. Из-за нее мы забываем сделать важные звонки, поздравить близкого человека с днем рожденья, выполнить обещание, заскочить по дороге в магазин, купить все до одного необходимые продукты, забрать ребенка из детского сада, зарядить вовремя мобильник… Мы теряем ключи, кошельки, зонтики и мобильники, попадаем в ДТП, опаздываем, пропускаем совещание… Из-за рассеянности мы долго собираемся в школу или на работу, пытаясь найти все необходимое и ничего не забыть, теряем мысль на полуслове, отвлекаемся от дел на работе, хронически не успеваем, у нас подгорает яичница, засыхают комнатные цветы…
В российском, особенно в советском общественном сознании несобранность не считалась серьезным грехом. Однако в современной России ситуация другая: организованность и пунктуальность являются естественно ожидаемыми и необходимыми качествами каждого ответственного взрослого человека.
Почему же одни люди легко организуют свои занятия и работу, быстро включаются в дело, всюду успевают, адекватно реагируют на происходящее вокруг, ничего не забывают, а другие — наоборот: долго раскачиваются и откладывают начало, то и дело отвлекаются, постоянно допускают глупые ошибки, всюду опаздывают, не помнят, где лежит то, что положили 5 минут назад, а тем более вчера?
Основными свойствами внимания человека является его устойчивость, то есть время, в течение которого человек удерживает поставленную задачу в фокусе своего внимания, а также переключаемость, которая заключается в способности быстро и осмысленно перемещать фокус внимания с одного предмета или задачи на другой. Способность к переключению означает гибкость внимания — весьма важное и часто очень нужное качество.
Так, считается, что великий римский император Гай Юлий Цезарь мог одновременно читать, писать и слушать доклады, не прерывая при этом неспешной беседы со своим секретарем. На самом деле его особый дар заключался в способности очень быстро и адекватно перемещать фокус внимания с одного процесса на другой.
Такие выдающиеся люди встречаются нечасто. Гораздо типичнее ситуации, в которых люди хорошо справляются с каким-нибудь одним делом, максимум — с двумя, но качество работы со вторым заметно страдает. И тем не менее внимание как способность сосредотачиваться на выполнении задач в отведенное для этого время — хорошо тренируемое качество! И положительный эффект от этой тренировки обеспечен в любом возрасте.
С большим интересом прочла статью.
Сразу вспомнились два случая рассеянности.
Первый - моя тётя. Прекрасный кулинар, она однажды забыла добавить в тесто для шарлотки главную его составляющую - муку. В результате из духовки был вынут сладкий омлет с яблоками.
Второй - русский композитор Александр Бородин. Несколько лет подряд он отдыхал и гостил в селе Давыдово, в маленьком домике своего ученика. Двери там не запирались. И, уходя, Бородин оставлял для знакомых записки, что-то вроде: ушёл в лес, буду через два часа. Однажды, вернувшись после прогулки, он прочёл свою записку, сел на лавочку у дома и стал ждать... сам себя.
0 Ответить
Марта Матвеева, спасибо за интерес к статье.
Да, про Бородина я читала. А вот про Вашу тетю очень любопытно. Надеюсь, что омлету все тоже были рады.
0 Ответить
Сладкий омлет... нет, Анна. Его было невозможно есть )))
0 Ответить