• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Елена Баева Дебютант

Как построить Деда Мороза? Советы бывалых

Как только центральные площади в наших городах становятся местом обитания снежных Дедов Морозов и Снегурочек — верная примета — скоро Новый год. О технологии создания снежной скульптуры все мы, в общем и целом, догадываемся.

oksana.perkins, Shutterstock.com

Сначала снег с помощью деревянной опалубки собирают в правильные параллелепипеды, а потом уже, памятуя учение гения, отсекают всё лишнее. Но, как в любом деле, есть здесь свои хитрушки. Быть может, наша инструкция, вовсе не претендующая на полноту и подробность изложения темы, подвигнет читателя изваять снежную скульптуру в своём отдельно взятом дворе?

Подготовительные работы

Деревянная опалубка для типового городского Деда Мороза строится в 4,5 метра высотой, а в плане — два с полтиной на два с полтиной. Получается 28 кубометров снега. Главное, чтобы набит он был плотно.

Для этого его надо либо утаптывать по мере заполнения, хотя бы верхние слои, либо дать постоять дней десять, чтобы под собственной тяжестью снег сам слежался. После этого деревянную опалубку убирают и поле, вернее вершина для творчества готова. А пока идёт снегоусадка, скульптор готовит инструмент.

Инструмент

Возьмите огородную тяпку и распрямите её. У вас получится что-то вроде строительного мастерка. Необходимое условие: все инструменты должны быть хорошо заточены, тупыми работать гораздо труднее, это объяснять не нужно. Бывшую тяпку сажают на длинный, больше двух метров, черенок. Ведь высекаться будет фигура высокого блондина, а не представителя племени пигмеев.

Удобно разметить черенок делениями по одному метру, и тогда в руках скульптора будет инструмент два в одном — и мастерок, и линейка.

Другой инструмент для грубой работы тоже огородный, это штык-лопата. До весны она всё равно пылится где-нибудь в гараже, вот пусть и послужит искусству.

Чтобы вырезать мелкие детали — лицо, узоры на шапке и шубе, инструмент потребуется более тонкий — простой кухонный нож, тоже хорошо заточенный. Иногда, если встречается наледь, может пригодиться небольшой топорик.

И в самом конце, для шлифовки скульптуры, в ход пойдёт железная тёрка на ручке.

На высотных работах не обойтись без стремянки или лесенки, которую удобно использовать как санки, сгрузив и закрепив на ней весь вышеперечисленный инструментарий, выдвигаясь к месту ваших художеств.

Экипировка

«У нас зимой национальная деревенская одежда какая? Валенки, штаны ватные, тулуп и шапка на меху». (Почтальон Печкин).

Работа снежного скульптора — тяжёлый физический труд. Отсекая всё лишнее, он буквально перелопачивает порядка девяти кубометров снега с каждой фигуры. Руки часто работают поднятыми в верхнее положение, затекают и устают — кто белил, знает. На улице мороз, а работать приходится часами.

Поэтому экипировка — вопрос наипервейший. Конечно, на ногах только валенки с тёплым носком. Руки утепляем перчатками и ещё верхонками. Можно и магазинными, но те грубоватые, а самошитые, когда тёплый двойной верх прекрасно греет, а тонкий низ позволяет хорошо чувствовать инструмент, — идеальны.

Одежда не должна сковывать движения, как говорила героиня Лии Ахеджаковой из «Служебного романа»: «Тут — всё свободно». Одеваться так, как оделись бы на лыжную прогулку или зимнюю охоту. Некоторые снежные скульпторы даже бороду на этот период отращивают, чтобы грела.

На шлифовку понадобится сменка рукавичек, потому что снег с зачищенного тёркой участка отряхивается рукой и перчатки быстро промокают.

Процесс

Внешность у старика Мороза настолько растиражирована и канонизирована, что здесь уже ничего нового сочинять не приходится. Но прорисовать будущую скульптуру на бумаге всё же стоит: спереди, сбоку и, извините, сзади. Рисунок делается в масштабе. И работу со снегом художник начинает с прорисовки основных пропорций фигуры, как бы делит параллелепипед на клетки.

После этого уже идёт собственно резка. Сначала штыковой лопатой. Работа начинается лицом к лицу, то есть с верха. А потом вкруговую, по спирали. Прыгать вверх-вниз приходится десятки раз за день: большое видится на расстояньи.

Постепенно, в процессе работы, спускаясь вниз, скульптор делает в монолите углубления для ног на месте будущего плеча, посоха или руки, и уже движется по фигуре, как альпинист, не пользуясь лесенкой. Отсекаемый снег скапливается внизу, и на него можно спрыгивать без риска.

Самое страшное, если снег был плохо набит или в нём спрятался кусочек камня, и этот камень вываливается в самом неподходящем месте. И вот уже вместо глаза зияет уродливая дыра. Приходится исправлять огрехи, примораживать снег на дырявое место. Но тогда вместо податливого снега на чинёном участке образуется лёд, с которым работать сложнее, и рубец всё равно будет заметен.

Оптимальная температура для работы минус 10 градусов. Профессионалу на создание снежного монумента понадобится дня три.

Снежная скульптура — всё же дело профессионалов. Но даже если мы, вспомнив детство, в один из праздничных дней слепим у себя во дворе простую снежную бабу, да ещё вместе с детьми, вот вам и творчество, и здоровье, и воспитание. Вместо скучных назиданий. Ведь каникулы впереди!

Статья опубликована в выпуске 20.12.2011
Обновлено 21.07.2020

Комментарии (8):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: