По большому счету, мы не знаем, как он устроен. Не знали и наши предки — но потребность в упорядочивании имели. И придавали своему видению мира некое представление, дошедшее и до нашего времени. Образцом служила, во-первых, социальная структура, во-вторых, топография мест обитания.
Структура мироздания может упорядочиваться по вертикали или по горизонтали.
Все мы «знаем», как устроен наш мир. Сверху — небеса, внизу — ад, а посредине мир людей, мир живых. Это одно из воплощений вертикальной структуры мира. Конкретные компоненты у разных народов могут выглядеть иначе, но суть одна: мир упорядочивается по вертикали. Наверху боги (и например, герои), внизу мертвые (здесь же могут располагаться и «силы зла»), посередине — жизнь, человек, зримый мир.
Но мир может структурироваться и по горизонтали. Тогда мир богов, мир мертвых относятся, например, за море или к устью реки. Или структура мира привязывается к сторонам света (Север, Запад как обиталище мертвых, Восток как мир богов).
Эти представления отражались и в символах мироздания (Ось Мира: Мировое Древо или Гора и Мировая Река), связывающих элементы мира. Наверное, самый известный и распространенный из них — это Мировое Дерево, Древо Жизни. И это понятно: дерево зримо делится на три части, отражающие три части мира: корни, ствол, крону. Кроме того, деревья известны большинству народов. А вот чтобы взять в качестве символа гору, нужно, чтобы реальные горы играли значимую роль в жизни народа. То же касается моря: чтобы душа умершего уходила «за море», море должно быть. Причем желательно «безбрежное» и «непреодолимое», за которым «заканчивается» зримый мир — как, например, у обитателей тихоокеанских островов. В архаичном мире древнего человека все взаимосвязано, все имеет смысл!
Наверное, ярче всего представление о модели мира отражается в погребальных обрядах. Очень упрощая, их можно разделить на две категории: когда умерший после смерти отправляется в верхний или нижний миры, либо обряд призван облегчить его путешествие «вдаль». Так, сожжение часто (хотя не всегда!) призвано облегчить душе восхождение на небо вместе с дымом. Но эта привязка не абсолютна. Например, в ритуалах синто огонь играет прежде всего очистительную роль.
«Наверх» умершего можно отправить и в прямом смысле, поднимая повыше его тело. Проще всего поднять его на гору или на дерево (в ту самую крону, которая символизирует «верхний» мир). Вероятно, насыпаемые над погребениями курганы служат той же цели, символизируя гору. Оставление тел в степи, практиковавшееся, например, в Монголии, может трактоваться по-всякому. Но один из аспектов: оставленное тело расклевывается птицами, поднимающими останки к небу. Это может казаться диким и нелогичным нам, глядящим на обычаи древних сквозь призму христианизированного восприятия. Но предки подходили к делу проще… и это остается лишь принять как факт.
А вот горизонтальная модель мира предполагала, что после смерти человек отправляется не «вверх» или «вниз», а «вдаль». Такой подход характерен, например, для жителей Полинезии, Меланезии, Океании, что вполне логично: когда тебя с рождения до смерти окружает безбрежный океан, куда еще поместить обиталища богов и духов? Логично, что для облегчения последнего путешествия использовали лодку или ее аналоги. Причем лодку могли и пускать в океан, и хоронить в могиле на земле. Известны и «дома мертвых» в форме лодки, хотя умерших (рядовых членов общины) могли и просто хоронить в море.
Кроме того, структура мира отражает структуру общества: вертикальная — иерархическую, горизонтальная — родовую. Менялось общество, а вместе с ним менялось и видение мира. И у многих народов вертикальная и горизонтальная модели сосуществуют. Например, у древних скандинавов царство мертвых находится под землей на севере. А японцы, при преобладании вертикальной структуры мира, сохранили с древних времен ряд элементов структуры горизонтальной. Вертикальная модель стала преобладающей со времен подчинения государством Ямато соседних племен. В официальной мифологии четко определена вертикальная структура с миром богов наверху и миром мертвых под землей, местные же верования заняли подчиненное положение. Но в праздник Бон, когда души умерших приходят к родным, обратный путь им указывают по рекам или морю…
Характерно отражение этих общечеловеческих представлений о структуре мира в литературе — прежде всего, в фэнтези, ведь для этого жанра характерно «миростроительство». Скажем, в мире
Ещё ВЪДI не упомянули. В ней, кстати вовсе отсутствует горизонтальные и вертикальные составляющие мироздания. Человек - единое составляющее своего прошлого и будующего. Весьма удобно подстраивается под все перечисленные модели иерархии. И главное понятно, просто и все равны между собой.
0 Ответить
Тема затронута важная, но... уж слишком мало изучена автором. В статье практически столько же абзацев, сколько раз повторено одно и тоже про вертикаль и горизонталь восприятия "мира" - о горе, о море и т.д. Кстати - всегда и во все времена мир воспринимался гораздо сложнее представленной версии..
0 Ответить
Может будет продолжение?
0 Ответить
Любовь Багдасарова, если осилю. тема сложная все-таки. о сказках хотел кое-что написать, о некоторых мифологических мотивах. о традиционных праздниках. а там посмотрим.
0 Ответить
спасибо всем огромное за отзывы!
статья, возможно, и в самом деле поверхностная - но как смог. я старался, честно.
насчет Юга попозже, нужно уточнить, боюсь ошибиться. а вообще все не однозначно. даже, например, хоронили у разных народов, ориентируя тело по-разному (если клали одинаково на спину). или в позе эмбриона - на разном боку. почему? можно только догадываться.
почему статья об этом? просто часто в мифах обрисовываются эти представления, и когда читаешь, вроде ве кажется само собой разумеющимся. ну вот древние так придумали... оказывается, все не так просто и однозначно.
с уважением
0 Ответить
Занятно, познавательно, но, судя по названию, ожидалось более глубокое изучение вопроса.
Кстати, …Север, Запад как обиталище мертвых, Восток как мир богов… а на Юге что? Или Юга у древних не существовало?...
0 Ответить
Согласна. Нормальный обзор. Кстати, весьма актуальный, учитывая огромное количество витающих в воздухе (да и проявляющихся в печати) новых космогонических мифов.
Мне тоже понравилось.
0 Ответить
А что? Нормальный обзор. Мне понравилось
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Символом для человека может оказаться что угодно - стена, большой камень (если выглянуть за него человеку не представляется возможным), даже обыкновенный сплошной забор. Если кто-то ничего выше стены в своей жизни не видел, то чем ближе он к ней, тем величественнее и непреодолимее она кажется.
С высоты летящего лайнера те самые величественные и пугающе огромные горы, что вызывают в нас трепет и страх, представляются мелкими морщинками на теле не такой уже и бескрайней земли.
Так что всё зависит лишь от угла зрения и восприятия в целом.
1 Ответить
Да ладно, чего вы уж так-то на человека накинулись.
Он не писал своих каких-то домыслов, а представил некий обзор древних представлений. А кому что извлечь из этого - дело индивидуальное.
Александр Смирнов, нормальная статья.
Любая культура строится вокруг какой-то определенной картины мира. Структура тут - одна из базовых вещей. Из представлений древних вполне можно извлечь полезные для себя моменты.
Кстати, в этом смысле я очень уважаю китайскую Книгу Перемен - я уже лет 10 как в меру своих возможностей изучаю ее, и она очень помогает четко разложить по полочкам множество представлений и ситуаций.
1 Ответить
Слог хороший,но,прочитав статью,я не сделала никаких для себя открытий.Пишите о том,что вас на самом деле волнует!Успехов!
0 Ответить
По-моему, очень натянутая и совершенно бесполезная классификация, которая ничего не упорядочивает.
0 Ответить