• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Марк Блау Грандмастер

Кто изобрел шариковую авторучку?

Очень часто собственное имя изобретателя переходит на его изобретение и становится нарицательным. Примеров тому множество: «Порше» и «Ситроен», наган и кольт, паркер и би`ро. Впрочем, стоп! Слова «би`ро» в русском языке нет. Зато имеется оно в языке английском.

Dhoxax, Shutterstock.com

В Великобритании, Австралии, Новой Зеландии словом «biro» называют шариковую ручку, вероятно, самый распространенный пишущий прибор нашего времени. А придумал ее венгерский изобретатель Ласло Биро (László József Bíró)(1899 — 1985).

Он родился в Будапеште в еврейской семье. Его отец, Матиаш Биро, был стоматологом. Сыну, казалось бы, идти по стопам родителя. И, действительно, после школы Ласло поступил на медицинский факультет, но диплом так и не получил. Некоторое время он практиковал как гипнотизер, работал в компании по производству нефтепродуктов. Потом участвовал в тогдашнем модном поветрии — автогонках, и даже придумал вместе с другом автоматическую коробку передач. Патент на это изобретение купила американская компания General Motors для того, чтобы не позволить никому реализовать это изобретение. Своеобразное признание того, что у изобретателя была голова на плечах! В конце концов, юноша стал журналистом. Будапештским журналистом!

В начале 20-го века Будапешт, который был второй столицей Австро-Венгрии, включился в гонку столь же прекрасную, сколь и безнадежную. Вторая столица изо всех сил пыталась стать краше столицы первой, прекрасной Вены. И, надо сказать, что хотя второй Вены из Будапешта не получилось, эта гонка все же пошла ему на пользу. И получилось: в Вене больше чопорности и имперского блеска, в Будапеште — больше провинциального тепла. В Вене — опера, в Будапеште — оперетта. В венские кафе приходили чинно поесть сладенького, в будапештские — пообщаться и даже поработать. Редакции многих будапештских газет обживали ближайшие кафе. Здесь, за совсем не по-венски приготовленным кофе с прекрасными, но все же не венскими, лакомствами, редакторы верстали очередной номер. Здесь журналисты обсуждали животрепещущие темы и строчили актуальные статьи. Сюда прибегали репортеры и приносили «на хвосте» последние новости — прямо в номер.

Ласло Биро сначала возглавлял газету «Hongrie-Magyarország», что по-французски и по-венгерски означало «Венгрия», а после ее закрытия стал работать в газете «Elôtte». Естественно, его рабочим инструментом была ручка.

И тут-то оказалось, что инструмент этот весьма далек от совершенства. Передовые журналисты, которыми себя, без сомнения, считали и журналисты Будапешта, уже обзавелись капиллярными перьевыми ручками, паркерами. Это были наиболее совершенные и наиболее дорогие пишущие приборы того времени. И все же в самый неподходящий момент они либо протекали, либо отказывались оставлять след на бумаге.

«Чернила слишком жидкие, оттого они и выливаются из ручки. По той же причине они и высыхают долго, — подсказал Ласло его брат Дьёрдь, химик по образованию. — Вот если бы зарядить ручку типографской краской…»

Но типографская краска была слишком густой, чтобы попадать на бумагу самотеком. Так возникла идея ручки, главным узлом которой являлась капиллярная трубка, заполненная густой краской. Через открытый конец трубки краска из-за своей тягучести не вытекала. В другой же конец капилляра был запрессован пишущий узел в виде стального шарика. При движении по бумаге шарик вращался и переносил тонкий слой краски на бумагу. Ручка оставляла след, ручка писала! 25 апреля 1938 года Ласло Биро получил венгерский патент на шариковую ручку. И в том же году он покинул Венгрию, поскольку фашистское правительство Хорти проводило политику «выдавливания» евреев из страны. Ласло Биро с семьей осел в Париже. И здесь же он продал первую лицензию на производство шариковых ручек.

Как это ни покажется странным, первое массовое производство дешевых шариковых ручек организовали предприятия британской авиационной промышленности. Пользоваться перьевыми ручками в полете на большой высоте было невозможно, поэтому штурманам выдавали химические карандаши, что было как-то несолидно. А массовое производство, как оказалось, сделало шариковую ручку дешевле карандаша.

Пребывание в Париже было недолгим. После вторжения немецких войск семейство Биро перебралось за океан, в Аргентину. 10 июня 1943 года Ласло Биро получил аргентинский патент на свое изобретение. А вскоре он организовал фабрику по производству шариковых ручек «Eterpen». Ежегодная продажа ручек Биро достигла 7 миллионов штук.

Но грандиозный коммерческий успех оказался локальным. Когда Ласло Биро задумал начать производство своих авторучек в США, выяснилось, что один из американских предпринимателей побывал в Аргентине и оценил коммерческий потенциал шариковой ручки. Вернувшись на родину, он тут же запатентовал чужое изобретение на свое имя. Американский рынок, казалось бы, был потерян навсегда.

Как бы не так! После Второй мировой войны авторучка Ласло Биро попала в руки французского предпринимателя итальянского происхождения Марселя Биша (Marcel Bich) (1914 — 1994), построившего под Парижем фабрику по производству пишущих приборов. В 1950 году он купил патент Л. Биро и серьезно усовершенствовал его изобретение. М. Биш использовал изобретенный в Швейцарии способ обработки металла с точностью до сотых долей миллиметра и начал изготавливать стальные шарики диаметром всего в 1 мм. Благодаря этому шариковая ручка Биро стала писать тоньше, а чернила совсем не просачивались сквозь пишущий узел и не оставляли грязных пятен на бумаге.

Ручку новой конструкции Биш назвал «Кристалл» и в 1950 году начал выпуск этих ручек во Франции. А в 1958 году Биш защитил свое изобретение патентом США и вышел на американский рынок, основав компанию BiC. BiC начала массовое производство дешевейших одноразовых шариковых ручек из легкой пластмассы. Ручки эти, шестигранные, как карандаш, практически вытеснили с американского рынка другие пишущие приборы. Компания BiC и поныне является «чемпионом мира» в области производства и продаж шариковых ручек.

Аргентина стала второй родиной для Ласло Биро. В испаноязычной стране его венгерское имя превратилось в Ладислав. А его день рождения, 29 сентября, стал национальным праздником, Днем изобретателя.

Статья опубликована в выпуске 11.02.2012
Обновлено 21.07.2020

Комментарии (8):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: