• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Александр Смирнов Грандмастер

Как дважды встретить Масленицу?

Известно, что россияне любят праздновать настолько, что иногда отмечают один и тот же праздник дважды. Помимо второго Нового года, с полным на то основанием дважды отметить можно и Масленицу.

Matthijs Wetterauw, Shutterstock.com

Чем обоснована дата праздника в нынешнем году — в феврале, в разгул зимы?

Дело в том, что дата начала Масленицы «плавает», в зависимости от начала Великого поста. Великий пост, в свою очередь, завершается Пасхой, которая рассчитывается по лунному календарю и не должна совпадать с Пасхой иудейской. В итоге праздники могут смещаться во времени в довольно больших пределах.

Масленица же — праздник радостный, традиционно разгульный, ее эмоциональное наполнение отлично от смыслового содержания Великого поста. Поэтому Масленичная неделя Великому посту всегда предшествует.

Это не хорошо и не плохо, это просто традиция — и почему бы не поучаствовать в праздновании? Положительные эмоции всегда на пользу.

А те, кто не против попраздновать побольше, могут отметить Масленицу еще раз, в соответствии с солнечным (а не лунным) календарем.

Предки праздновали Встречу весны в определенный (и куда более соответствующий) срок: последнюю неделю перед весенним равноденствием и неделю после. Эта дата логична: с даты равноденствия день начинает преобладать над ночью, с этого времени начинается земледельческий новый год (привычная нам дата Нового года не соотносится с природными циклами). Дни после наступления равноденствия посвящены пробуждению медведя. Маска или костюм медведя (вывернутый мехом наружу тулуп) были непременными атрибутами Масленицы.

Древние масленичные обряды благополучно «переместились» на нынешнюю масленичную неделю. Сейчас модно следовать традициям: чучело, блины, заклички, прощение, кулачные бои…

Каждый день Масленицы имеет свои название и ритуалы. Но часто ли мы понимаем смысл совершаемых действий? А ведь предки ничего не делали просто так. Почитание Богов и предков — не развлечение и не формальность, здесь все наполнено смыслом.

Все знают, что блин — символ Солнца. В древности существовали сковороды с зубчатыми краями и прочерченным крестом, судя по всему, предназначенные именно для выпекания обрядовых блинов. Почему так много внимания уделяется солярной символике? От Солнца, от своевременного чередования сезонов, зависит сама жизнь земледельца. Неспроста до нашего времени дожила ритуальная вышивка, изображающая богиню Макошь с воздетыми руками (похоже, в подобной позе пели призывные ритуальные песни) и богинь-рожаниц на конях с сохами. Солнце имитировали и скатываемое с горы огненное колесо, и костры. Через костры прыгали, в них бросали старые ненужные вещи — вероятно, это очистительный ритуал, включающий в том числе избавление от старого, отмирающего. Умирает зима, наступает новый год, в который нужно войти очищенным.

Точнее, наступает новое лето — славяне считали «лета», а не годы, и это логично: именно теплый сезон наиболее важен для земледельческой культуры. Зима, условно говоря, выпадает из активного сельскохозяйственного цикла.

Кстати, не случайно чучело Масленицы, имитирующее зиму, именно сжигают. Во-первых, входящее в силу Солнце преодолевает зиму. Во-вторых, зима не уходит, а именно умирает, это отражает естественное чередование умирания-возрождения, свойственное всему окружающему.

Весной зима умирает, осенью снова приходит, чтобы дать отдых земле. Зерно «хоронят» в земле, чтобы оно возродилось новым урожаем. Весной возрождается природа, жизнь снова торжествует. Масленичный разгул, веселье, угощение, кулачные бои — все это символизирует победу жизни над смертью. Разнообразные катания с горок, езда на санях, качание на качелях — предположительно, элементы ритуалов, направленных на пробуждение природы.

Обильная трапеза и ритуальные бои — неотъемлемый элемент и архаичных погребальных обрядов. В них символизировалось, по сути, то же самое: победа жизни над смертью.

В случае масленичных обрядов это может быть и поминальная символика по отношению к ушедшей зиме, и просто демонстрация жизнеутверждающего начала. Ведь поминальные обряды наших предков включали, помимо «плачей», еще пляски и пение. Есть в масленичных традициях элементы культа предков, которые приходят к родственникам в мир живых.

Похоже, отголоском языческих времен является и обряд прощения. Начинается новый год, в который мы хотим войти без долгов и обид.

Статья опубликована в выпуске 21.02.2012
Обновлено 21.07.2020

Комментарии (8):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Приходит мужик ко врачу на прием, весь трясется.
    Врач: Вы наверное много пьете?
    Больной: Нет доктор, только по праздникам.
    Врач: Да праздников то всего - 1 мая, 7 ноября да Новый год.
    Больой: Нет доктор, я по своим.
    Врач: Ну значит по церковным, их больше.
    Больной: Я же сказал, по своим.
    Врач: Так своих то еще меньше, Свой день рождения, да жены.
    Больной: Нет доктор,у меня если деньги есть, так и праздник.

    Так что празднуйте иасленицу хоть два, хоть три, хоть десять раз, да не по одой неделе.
    Если деньги конечно есть

    Оценка статьи: 4

  • Всё хорошо в Масленице, только вот бои смущают...
    Особенно ярко смотрелось "стенка на стенку" в "Сибирском цирюльнике"... В чём кураж?

    Оценка статьи: 5

  • Татьяна Мирин Татьяна Мирин Читатель 21 февраля 2012 в 08:48 отредактирован 27 мая 2018 в 11:46 Сообщить модератору

    статья слабая
    Лучше бы расписали как какой день масленицы нужно встречать

    • Татьяна Мирин, да, было уже. зачем повторяться? вот как соотносятся ежедневные масленичные обычаи с реальными обрядами - интересно, но это не так просто. долго разбираться. смогу - напишу. но даже если получится, многое будет на уровне предположений.

  • Борьба двух идеологий и борьба за души и тела много тысячелетий уже идёт. Проявляется в борьбе лунного и солнечного покровителя. Так может мы так боремся с влиянием Сета (Амона, Иегова, Яхве)? Христианские чиновники поэтому и не признавали масленицу, пытались подстроить её в свою идеологию. Меняли сроки, приклеили к Пасхе. Договорились в этом году до того, что именно с христианством в славянам пришло "счастье" в виде масла и сыра, а то совсем дикие были.

    • Людмила Есипова, более всего "убивает" то, что церковь и здесь пальчиком грозит, - нельзя предаваться объедаловке и прочим бесчинствам, - пора к посту готовить тело и душу, а все остальное от лукавого.
      Народ зовет эту неделю: "Широкая, Щедрая, Сытая, Дородная, Обильная, Душа, Сахарные уста, Объедуха, Перепельные косточки, Бабочка, Целовальница, Гулена, Разорительница, Красная краса - русая коса, Веточка, Ясочка, Касаточка, Красава, Перепелочка, Боярыня, Государыня, Царица, Госпожа... "
      А церковь с насупленным видом взирает на свою паству.
      А когда же радоваться жизни?