В более развернутом литературном изложении ее биография выглядит так. В далеком 945 году жил-был князь Игорь. И была у него жена. Князь был дюже жадный и как-то решил дважды налоги собрать с одного юридического лица. Лицо обиделось и коварно убило сборщика налогов. Ольга узнала об этом, и история мести ее была зафиксирована в «Повести временных лет» талантливым летописцем.
Поскольку нехорошие древляне пожелали взять вдову в жены своему собственному князю, то послали к ней делегацию со свадебным предложением. Первую делегацию Ольга похоронила заживо, вторую сожгла аналогичным способом, третью коварно напоила и велела воинам поубивать. Прямо мороз по коже от простого изложения фактов… А если еще и вспомнить заключительный акт драмы, когда княгиня сожгла дотла столицу древлян, то и вовсе не самая приятная личность встает перед нашими глазами.
И, тем не менее, Ольга была канонизирована святой церковью. Разумеется, не за свое ревностное соблюдение языческих обрядов мести, а за то, что она стала первой правительницей страны, принявшей христианство. Официальная версия гласит, что вышеописанная месть оказалась не по силам женщине, что убиенные являлись ей в ночных кошмарах, пока один мудрый священник не посоветовал ей принять христианство, описав все плюсы обряда покаяния. Ольга послушалась, съездила в центр тогдашнего христианства — Константинополь, что в Византии (ныне Стамбул), обрела крестного отца в лице императора Константина Багрянородного, прониклась идеями веры и стала ее явной поборницей, что успешно приблизило всеобщую христианизацию Руси в 1000 году. Очень «причесанный» персонаж получился… Что же на самом деле известно об этой удивительной женщине?
В первую очередь — кто она по происхождению? История противоречит сама себе, выдавая разные версии, самая распространенная из которых — что Ольга была норманнской княжной по имени Хельга и что она была воспитанницей Олега («Вещий Олег», тот самый, что погиб от укуса змеи). В Летописях говорится, что именно Олег «привел» Ольгу в жены Игорю, своему воспитаннику, в 903 году. Доказательством этой теории можно считать тот факт, что Ольгу весьма уважали варяжские дружины, ведь не было отмечено ни одного заговора против нее внутри государства.
Возможно, она была славянкой из Пскова по имени Прекраса. Переименовалась благодаря Олегу, который (перекликаясь с предыдущей версией) привел ее к Игорю. В пользу Пскова (как и Изборска) говорит тот факт, что из всех городов русских именно они были одарены Ольгой средствами более всех других.
Карамзин считает ее женщиной из простого (незнатного) русского рода. Служила она перевозчицей на реке, и однажды пассажиром ее стал сам князь Игорь. Понравилась ему девушка, да не сумел склонить ее к свиданию в кустах, за что сильно зауважал и решил немедленно жениться. Красивая сказка, но очень сомнительная. Первые Рюрики были настолько полны желания создать знатный род Рюриковичей, что неравный брак был не в их интересах.
Однако все легенды сходятся на одном: Ольга была «пришлой», не киевлянкой. Возможно, именно поэтому ей удалось так лихо прибрать власть к рукам — в нашей стране издавна наблюдается гораздо большее уважение к «пришлым», нежели к «своим». Вспомним хотя бы Екатерину II.
Ничего не знаем мы и о возрасте Ольги. Когда она могла родиться? Во сколько лет могла она быть выдана за Игоря? В каком возрасте родила она своего единственного (?) сына Святослава? Одни историки считают датой ее рождения 925 год. Приятно, конечно, считать ее молодой и красивой вдовой 20-ти лет, когда в 945 году она столь жестоко мстила за погибшего мужа. В пользу этой версии говорит и дата рождения Святослава — 942 год. Правда, тогда разница в возрасте супругов получается в районе 40 лет (дата рождения князя Игоря тоже неизвестна, но мы знаем, что он принял престол от князя Олега в 882 году, и явно уже был способен управлять государством).
Однако «Повесть Временных Лет» говорит, что князь Олег привел своему воспитаннику Игорю жену в 903 году, что автоматически увеличивает возраст Ольги на 25 лет, как минимум. Могла ли родить ребенка женщина, которой под пятьдесят? В принципе, все возможно… Тогда разница в возрасте между супругами не так велика, хотя и в этом случае эпитет «старый муж» не кажется неуместным. И душевные порывы в сторону христианства имеют более устойчивое основание. К тому же ничего не известно о личной жизни княгини Ольги после смерти мужа. Оставили бы молодую вдову в покое? А вот в 40 лет женщина считалась уже вышедшей в тираж старухой — до новых ли браков ей? Хотя история невинного флирта с императором Константином и изложена в «Повести Временных Лет», но сам император почему-то никоим образом не вспоминает о нем в своих мемуарах, хотя по версии летописца влюблен был настолько, что предложил Ольге замужество, хотя и имел вполне законную супругу на тот момент.
Хочется верить в любовь, которая связывала Ольгу и Игоря. Не хочется думать, что она начала мстить столь страшно, руководствуясь лишь политическими соображениями. Гораздо романтичнее видеть перед собой ослепленную горем женщину, которая ради любви опускается до мести. К тому же (!) Игорь жил во времена, когда многоженство было нормальным явлением — и, тем не менее, ничего неизвестно о его «гареме». Опять же надеюсь, что исключительно по романтическим соображениям он не брал себе дополнительных жен.
Получается, что о первой знаменитой русской женщине нам известно только то, что рассказал нам безымянный летописец, создавший «Повесть временных лет» значительно позже описываемых им событий. Не потому ли образ княгини Ольги столь притягателен?
Статья действительно хорошая, но ничего нового. Я начала читать это с надеждой на то, что получу ответы на пару вопросов. Для меня и дальше остается загадкой то, как княгиня в таком возрасте могла родить? И как она могла своей красотой свести с ума императора, если ей на тот момент было около 80?
0 Ответить
А то, что император в своих мемуарах не упомянул - неудивительно: она же ему отказала! Мужчины не любят вспоминать такие "позорные факты"
0 Ответить
Превоклассная статья, Оксана! Ни отнять, ни прибавить - снимаю шляпу! К Ольге можно относиться по-разному, как, впрочем, к любому историческому персонажу. В особенности, если смотреть на нее с точки зрения потомков древлян или же поклонников языческой Руси. Мне понравился Ваш деликатный стиль. И, главное, за ним виден автор, автор думающий, а не просто пересказывающий, что прочел. 5+.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Спасибо.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Оксана Добрикова, приветствую Вас, но к сожалению меня ничего не удивило из вашей статьи??? Если вы профессионал??? то может вы мне подскажете в каком первоисточнике я могу узнать про княгиню Ольгу после крещения переименованную в христианское греческое имя и канонизированную как святую христианку княгиней Еленой , почему нигде не написано где она жила ??? Правление Рюриков началось из Великого Новгорода со строительства древнейшего храма Благовещения на Рюриковом городище!!! Княгиня Ольга - единственная женщина Древней Руси, которая правила на правах наследника лишь только потому, что настоящий наследник её сын был ещё очень маленький, так как на Руси наследниками считались только мужчины, а удел женщин было заниматься воспитанием и растить этого наследника и рожали жёны правителей много по этой же причине, а по Библии если женщина не рожает ??? по неизвестным причинам, мужчина вообще имеет право уйти к другой на законных христианских основаниях, которая родит наследников!!!
0 Ответить
Интересная статья. 5.
В истории всегда было, есть и будет больше вопросов, чем ответов.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Ой, много чего не знаем
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Cпасибо Оксана. Этот вопрос весьма запутан. Наиболее чётко исследована тема: "Княгиня Ольга и крещение Руси"у академика Б.А.Рыбакова.
Благословений.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Оксана, как много Вы собрали материала - уважаю тружеников
Есть еще одна версия по поводу поездки княгини Ольги в Константинополь: что собиралась она там просватать своего поздно рожденного сына Святослава.
0 Ответить