Условный «читатель», если фильм и видел, то только ради удовлетворения своего любопытства. Мол, книга все равно лучше, но интересно, что они там напортачили. Как правило, нестыковки начинаются с первых минут: титры висят на экране не по фэн-шую, внешность главного героя не совпадает с воображаемой, а сюжет резко стартует с пятой главы, упустив великий сонм причинно-следственных связей. Расплевавшись, «читатель» гордо глядит в глаза соседям-невеждам, ибо его распирает изнутри чувство гордости за единение с автором книги, а не создателями этой дешевой поделки.
В это же самое время ничего не подозревающий «зритель», удобно расположивший в соседнем кресле, усердно внемлет событиям кинофильма. Книгу он не читал, поэтому его сознание девственно и согласно на любые, самые неожиданные повороты сюжета. Он полностью согласен с авторским видением произведения, ибо ему попросту не с чем сравнить свои ощущения. И если картина «зрителю» не нравится, то совсем по другим причинам.
Типичный пример такого конфликта — шведский триллер «Девушка с татуировкой дракона», снятый по роману Стига Ларссона «Мужчины, которые ненавидят женщин». В Швеции, как ни крути, туговато с известными писателями (Астрид Линдгрен не в счет), поэтому за романы левака Ларссона, известного своим беспокойным характером, издательства сразу уцепились. Сам автор литературной славы познать не успел — в возрасте 50 лет его подвела страсть к работе и куреву. Его скоропостижная смерть подхлестнула продажи, книги быстро стали бестселлерами, а уже в 2009 году, одновременно с выходом в свет последнего романа трилогии, датчанин Нильс Арден Оплев презентовал публике свою «Девушку с татуировкой дракона».
…Потрепанный неудачным журналистским расследованием и поражением в схватке с местным олигархом, Микаэль Блумквист покидает пост в любимом издании «Миллениум» и отправляется использовать свои дедуктивные способности на благо дряхлеющего промышленника Хенрика Вангера. Последний ровно 40 лет тому назад потерял свою любимую племянницу. Девушка пропала без вести, и с тех пор Вангер из года в год получает по почте засушенные цветы. По его мнению, его любимую Харриет убили. Кто именно, неизвестно, но на старости лет магнат склонен винить все свое многочисленное семейство, готовое сожрать любого за солидный куш у руля семейного бизнеса.
Блумквист не в курсе, что заказчик поручил прощупать его некой Лисбет Саландер, опытной хакерше с мрачным прошлым и не менее тягостным настоящим. Испытывая притеснения от нынешнего опекуна, садиста и хама, Лисбет находит успокоение, шарясь в удаленном доступе в компьютере журналиста. Где и натыкается на текущее расследование своего клиента.
Несвежесть дела быстро заводит Блумквиста в тупик. Архивные фотографии, вырезки из газет и даже дневник самой Харриет никоим образом не проливают свет на загадку ее исчезновения. Ситуацию спасает вмешательство невидимого помощника в лице Лисбет, которая обнаруживает связь между именами и цифрами на полях дневника с реальными убийствами, случившимися задолго до пропажи девушки. Объединив усилия, Блумквист и Саландер вскоре понимают, что племянница Вангера стала невольной свидетельницей неких жутких и трагичных событий. Тем временем внутри семейства Вангеров зреет недовольство тем, что чужаки роются в их грязном белье. Над головой сыщиков-любителей сгущаются тучи, но они готовы продолжать свои поиски, несмотря на смертельную опасность…
Презрев известный постулат о ловле блох, шведы поспешили. Вот бы роману Ларссона дать вылежаться. Чай, не пирожок, не заплесневел бы. Но всем подавай горяченькое, с колес. Похожая ситуация складывается с книгами Дэна Брауна и Стивена Кинга. Не успевает очередное произведение сойти с конвейера и попасть на полки книжных магазинов, как продюсеры уже ведут переговоры об экранизации. Вот и скандинавы, боясь упустить эстафетную палочку из рук, со всех ног кинулись переносить Ларссона на большой экран. И, разумеется, местами опростоволосились.
Нет ничего хуже скучного детектива и несмешного анекдота. И то, и другое вызывает недоумение. Купировав книгу, создатели «Девушки» лишили свой фильм главного — драйва и напряжения. Обрезав все второстепенные сюжетные линии (а иначе и быть не могло) и оставив центральную интригу, они фактически обезглавили замысел Ларссона и превратили увлекательное чтиво в весьма занудный триллер с откровенно скучающими персонажами. Порой кажется, что главный герой в исполнении Микаэля Нюквиста не страшную тайну прошлого раскапывает, а разыскивает по комнате собственные носки. Точно так же как и Нуми Рапас, при всем своем эпатажном антураже, никак не получается развести зрителя «на интерес».
К Рапас, впрочем, как раз претензий меньше всего. Персонаж ей достался колоритный, многоплановый, тяжелый. И молодая шведка буквально выбилась в люди, сумев весьма точно изобразить книжную Саландер. Чего не скажешь о Нюквисте, который своим помятым лицом отнюдь не напоминает энергичного журналиста из романа, а больше смахивает на приглашенную звезду, вяло отрабатывающую гонорар. Почему-то сразу вспоминается совершенно иной Джонни Депп в аналогичной роли у Романа Полански в «Девятых вратах». Аморфность Нюквиста во многом подгадила проекту, но связанные контрактом авторы были вынуждены тащить актера в продолжения, отчего последние явно не выиграли.
Другими словами, с позицией «читателя» всё ясно и понятно. При желании фильм можно разнести в пух и прах и по более мелким деталям, но когда упущено главное, атмосфера, то и копаться в нюансах не хочется. Зато с какой прытью скандинавы накинулись на провокационные сцены изнасилования Лисбет. Этот бы энтузиазм, да направить в русло построения саспенса. И хотя в данном случае жестокость была необходима для полноценного восприятия характера девушки, всё же эпизоды выглядят искусственно, будто бы вырванными из контекста.
С точки зрения «зрителя», шведы сняли добротное детективное кино. К сожалению, до триллера в стиле «Семь» Финчера или «Молчания ягнят» Демме не дотянули. Больше всего «Девушка с татуировкой дракона», увы, похожа на столь же долгожданный, но не оправдавший надежд финчеровский «Зодиак». Слишком академично, слишком педантично. Лишенный экспрессии и эмоционального надрыва фильм просто тянется, как некий компьютерный квест, который надо пройти, чтобы увидеть финальную заставку. А затем спокойно удалить игру в корзину.
Думаю, да)))
0 Ответить
Мне очень понравился фильм, интересный, с хорошей актерской игрой, динамичный
0 Ответить
Досе Гарота, судя по всему, мы смотрели разные фильмы
0 Ответить
А мне фильм понравился.
0 Ответить
Вы бы ещё вспомнили войны "анимэ против манги" ^^ Вот уж где народ готов поубивать друг друга за любое отличие ^^
0 Ответить
Линда Кайе, я, увы, не могу здесь сказать веского слова, ибо поклонником японской мультипликации не являюсь.
0 Ответить
Евгений Жарков, а там ничего сложного. Сначала рисуют мангу (комикс), потом по ней снимают анимэ. И начинается бурление из-за неточностей. В Initial D пару битв местами поменяли для усидения драматизма, так фанаты чуть друг друга не съели.
У феномена есть бонусный вариант - когда снимают лайвэкшн (кино или игровой сериал) по анимэ. Тут уже драка двое на одного ^^
0 Ответить
И трилогию читала и фильмы смотрела. Книги прочла с большим удовольствием - не могла оторваться. От фильма, в-общем-то, не в восторге, но посмотреть можно. А книги перечитаю еще раз!
0 Ответить
В качестве иллюстрации к статье о шведском фильме 2009 года - постер фильма американского 2011 года с Дениелом Крейгом и Марой Руни, совсем другого по драйву.
Американский фильм лично мне ОЧЕНЬ понравился.
0 Ответить
Елена Кузьмина, поменяли, спасибо.
0 Ответить
Елена Кузьмина, да, я заметил комментом выше Только Дэниэл Крэйг и Руни Мара.
0 Ответить
Вот ведь... А нам наша сотрудница (45 лет) о-о-о-о-очень рекомендовала! Он ей о-о-о-о-о-очень понравился!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Ксения Печий, мне тоже. Но кошку жалко.
0 Ответить
Люба Мельник . Кстати, картинка к статье из ремейка. Вот такие дела.
0 Ответить
Кошку жалко.
0 Ответить